Дело № 2а-436/2022
86RS0003-01-2022-000999-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июня 2022 года г. Нижневартовск
Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Пересыпкина А.Г.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело №2а-436/2022 по административному исковому заявлению прокурора Нижневартовского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нижневартовского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в сети «Интернет», распространение которой в Российской Федерации запрещено. Свои требования мотивировал тем, что после проведенного мониторинга сети Интернет, был выявлен факт размещения информации о способах изготовления патронов. При этом, законом установлена уголовная ответственность за совершение террористического акта и за незаконное изготовление взрывчатых веществ, изготовление, переделку или ремонт взрывных устройств (ст. ст. 205 и 223.1 УК РФ), а за информационное пособничество терроризму предусмотрена административная ответственность по ч. 5 ст. 13.15 КоАП РФ. Предоставление доступа к указанной информации фактически является распространением запрещенной информации. На момент проверки доменные имена по URL-адресам, на которых размещена указанная информация, в едином реестре отсутствуют, владельцы сайтов, а также лица, распространяющие данные сведения, не установлены. На основании изложенного, просил признать информацию, размещенную в сети Интернет по URL-адресам: , информацией, распространение которой в РФ запрещено.
Отдельным определением суда производство по делу в части административных исковых требований прокурора Нижневартовского района о признании информации, размещенной в сети Интернет по URL-адресу: , запрещенной, прекращено в связи с отказом административного истца от исковых требований.
Согласно заявлению об уточнении исковых требований, административный истец настаивает на заявленных требованиях в части признания запрещенной к распространению в РФ информации, размещенной в сети Интернет на сайте с адресом:
На основании положений ст. 291 КАС РФ административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 и ч. 6 ст. 10 Закона о защите информации в РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Как следует из представленных материалов дела, на странице сети Интернет с адресом: , размешена информация о способах изготовления патронов для гладкоствольного оружия.
На момент проводимой прокуратурой Нижневартовского района проверки и по настоящее время, вышеуказанная страница сети Интернет не включена в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Согласно информации МОМВД России «Нижневартовский» в ходе проверки владельцы сайтов, а также лица, распространяющие данные сведения, не установлены.
Согласно отзыву представителя заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и коммуникаций по Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО, он полагает возможным удовлетворить заявленные административные исковые требования в части признания запрещенной к распространению в РФ информации, размещенной в сети Интернет на сайте с адресом:
В соответствии с ч. 1 ст. 9, ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г.) основными внутренними факторами, обусловливающими возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации либо способствующими ему причинами и условиями, являются недостаточно эффективная борьба с организованной преступностью и коррупцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
В силу п.п. 10, 21 вышеназванной Концепции основными задачами противодействия терроризму являются: выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера.
Кроме того, статьей 205 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за совершение террористического акта.
Статьей 223.1 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконные изготовление, переделку или ремонт взрывных устройств.
Статьей 20.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий.
Распространение подобной информации может быть расценено как информационное пособничество терроризму (поскольку она может быть использована при подготовке и планировании террористических актов) и влечет административную ответственность по ч.5 ст.13.15 КоАП РФ (распространение в информационно-коммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств).
Вышеперечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о способах изготовления и использования взрывных устройств, поскольку распространение подобной информации позволяет неограниченному кругу лиц использовать ее в практических целях и тем самым способствует совершению уголовно-наказуемых деяний и административных правонарушений.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что информация, размещенная на странице сети Интернет с адресом является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Закона о защите информации в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5, 289-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Нижневартовского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», распространение которой в Российской Федерации запрещено – удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайте с адресом: информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Копию решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (625003, г. Тюмень, ул. Республики, д. 12), для включения доменных имен указанных сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, через Нижневартовский районный суд.
Председательствующий: подпись А.Г. Пересыпкин
КОПИЯ ВЕРНА: «30» июня 2022 г.
Подлинный документ находится в деле № 2а-436/2022
Нижневартовского районного суда
Уникальный идентификатор дела 86RS0003-01-2022-000999-30
Судья Пересыпкин А.Г._____________________
Судебный акт вступил (не вступил)
в законную силу «_____»______________2022 г.
Секретарь суда ______________________