ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-436/2022 от 31.03.2022 Ингодинского районного суда г. Читы (Забайкальский край)

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Чита

31 марта 2022 года

Ингодинский районный суд города Читы

в составе председательствующего судьи Иванова С.В.,

при помощнике судьи Макаровой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Читинской таможни к Леньшину Г. А. о взыскании суммы неуплаченного утилизационного сбора и пени за неуплату утилизационного сбора,

УСТАНОВИЛ:

Читинская таможня обратилась с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика суммы неуплаченного утилизационного сбора и пени за неуплату утилизационного сбора, в связи с неуплатой указанной задолженности, ссылаясь на следующие обстоятельства. Читинской таможней проведена камеральная таможенная проверка в отношении Леньшина Г.А., по результатам которой установлено, что в начале ДД.ММ.ГГГГ он приобрел автомобиль г.в., зарегистрированный в республике Армения.

Согласно ответу Комитета государственных доходов республики Армения, по данным информационной базы таможенных деклараций, сведений о подтверждении факта таможенного декларирования транспортного средства , с идентификационным номером кузова , двигателя не идентифицировано.

Согласно сведениям, представленным Центральным информационно-техническим управлением, информации о декларировании указанного автомобиля в ЦБД ЕАИС таможенных органов не найдено.

Согласно справке эксперта с от ДД.ММ.ГГГГ о технико-криминалистическом исследовании свидетельства о регистрации транспортного средства республики Армения установлено, что бланк изготовлен не предприятием, осуществляющим производство данной продукции.

В органах ГИБДД России информация о регистрации данного транспортного средства и его агрегатов отсутствует.

Согласно справке о проведенном исследовании от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что автомобиль выпущен на сборочном заводе японской фирмы . Маркировочные обозначения кузова и двигателя, представленного на исследование автомобиля, изменениям не подвергались и являются первичными. Маркировочная табличка демонтажу с последующей заменой не подвергалась.

Согласно сведениям, представленным Национальным центральным бюро Интерпола УМВД России по Забайкальскому краю, данное транспортное средство проверено по базам данных Генерального Секретариата Интерпола на предмет нахождения в международном розыске, совпадений в базах данных, не выявлено.

На основании заключения специалиста отдела Экспертно-исследовательского отделения (г.Чита) Экспертно-криминалистической службы – регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления от ДД.ММ.ГГГГ средняя рыночная стоимость легкового автомобиля по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила рублей.

Таким образом, установлено, что товар иностранного производства, ввезенный на таможенную территорию Союза и находящийся на таможенной территории Союза, не задекларирован таможенному органу, является товаром, незаконно перемещенным через таможенную границу Союза.

Учитывая обстоятельства приобретения транспортного средства Леньшиным Г.А. (через гражданина КНР, не выезжая в республику Армения, путем оформления доверенности от лица, с которым он не знаком) последний должен был знать (предполагать), что транспортное средство перемещалось через таможенную границу Евразийского экономического союза незаконно.

Транспортное средство , соответствует следующим техническим характеристикам: тип двигателя – бензин, рабочий объем двигателя , мощность , тип кузова – седан.

Ставка ввозной таможенной пошлины установлена Единым таможенным тарифом ЕАЭС (утв.Решением Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ) и составляет евро за 1 куб см. объема двигателя, ставка НДС составляет 20%.

Предварительная сумма таможенных платежей, подлежащая доначислению при ввозе транспортного средства с рабочим объемом двигателя 4292 см3 составляет рублей.

Кроме того, при ввозе транспортного средства подлежал уплате утилизационный сбор в размере рублей.

В соответствии с п.15 (1) постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.

Леньшину Г.А. направлено уведомление об уплате утилизационного сбора ДД.ММ.ГГГГ, которое получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ.

За неуплату утилизационного сбора за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислены пени в сумме рублей.

В ходе рассмотрения дела административный истец исковые требования уточнил, просил взыскать с Леньшина Г.А. в пользу Читинской таможни неуплаченный утилизационным сбор в размере 700 200 рублей, пени за неуплату утилизационного сбора за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме рублей.

В судебном заседании представители административного истца Алыпова Е.В., Прохорова Н.А. заявленные требования поддержали в полном объеме.

Административный ответчик, уведомленный о дате и времени судебного заседания, в зал суда не явился, направил представителя.

Представитель административного ответчика Филиппов М.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, представил письменные возражения.

Суд считает возможным с учетом требований статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.24.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.24.1).

Согласно ч.3 указанной статьи плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые: осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.

Таким образом, законом установлена обязанность уплаты утилизационного сбора лицом, приобретшим транспортное средство у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 310-ЭС19-8382 по делу N А09-10878/2017 смысл данной нормы состоит не в прекращении обязанности по уплате утилизационного сбора у лица, осуществившего ввоз транспортных средств, а в обеспечении возможности взыскания рассматриваемого обязательного платежа за счет средств покупателя, который знал или должен был знать о неисполнении обязанности по уплате данного фискального сбора лицом, осуществившим ввоз транспортного средства, то есть по существу речь идет об установлении наряду с обязанностью лица, осуществившего ввоз товаров в Российскую Федерацию, солидарной обязанности лиц, ставших собственниками транспортных средств после их выпуска в оборот.

Согласно объяснениям Леньшина Г.А. от ДД.ММ.ГГГГ, данным в ходе проведения проверки, в ДД.ММ.ГГГГ найдя информацию на сайте «Дром» он решил приобрести для личного пользования автомобиль , находящийся в г.Москва, зарегистрированный в республике Армения. Покупка автомобиля осуществлялась с помощью посредника, который по просьбе покупателя осмотрел автомобиль в г.Москва, подтвердил, что машина зарегистрирована в республике Армения, пояснил, что продавец готов представить доверенность на управление, владение, пользование и распоряжение оформленную на Леньшина Г.А. Автомобиль был приобретен за , прибыл в г.Чита автовозом, в машине находилось свидетельство о регистрации транспортного средства в республике Армения, доверенность на имя Леньшина Г.А., выданная в республике Армения.

Из материалов дела следует, что таможенным органом приняты исчерпывающие меры, направленные на установление лица, осуществившего ввоз транспортного средства иностранного производства в Российскую Федерацию, однако принятыми мерами установить данное лицо не удалось, информации о декларировании указанного автомобиля в ЦБД ЕАИС таможенных органов не найдено, в связи с чем товар является незаконно перемещенным через таможенную границу Союза.

Учитывая обстоятельства приобретения Леньшиным Г.А. транспортного средства, зарегистрированного на территории иностранного государства (через гражданина КНР, не выезжая в республику Армения, путем оформления доверенности нотариусом иностранного государства от лица, с которым он не знаком) последний должен был знать (предполагать), что транспортное средство перемещалось через таможенную границу Евразийского экономического союза незаконно. В связи с чем, на него может быть возложена обязанность уплаты утилизационного сбора, как лица, приобретшего транспортное средство у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.

Суд находит несостоятельными доводы представителя административного ответчика о том, что Леньшин Г.А. приобрел автомобиль во временное пользование.

Так, согласно п.2 ч.1 ст.161 ГК РФ должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения, сделки граждан между собой на сумму, превышающую десять тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных законом, - независимо от суммы сделки.

В соответствии с ч.1 ст.162 ГК РФ несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.

В случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность (ч.2).

При заключении договора купли-продажи транспортного средства, закон не предусматривает в качестве последствия несоблюдение простой письменной формы такой сделки ее недействительность, а также не связывает возникновение права собственности с регистрацией транспортного средства.

Из вышеприведенных пояснений Леньшина Г.А., данных в ходе проверки следует, что между ним и продавцом было достигнуто соглашение о цене автомобиля, цена товара уплачена продавцу, автомобиль доставлен покупателю. С учетом установленных обстоятельств приобретения автомобиля, каких-либо данных о том, что автомобиль передан Леньшину Г.А. во временное пользование, не имеется.

В соответствии с ч.4 ст.24.1 вышеуказанного федерального закона порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее Правила).

Согласно примечанию 2 к Перечню видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее Перечень), утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291, категории колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним соответствуют классификации, установленной техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".

В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877, к категории M относятся транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров, к категории M1 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения - легковые автомобили.

В разделе 1 Перечня предусмотрены транспортные средства, выпущенные в обращение на территории РФ категории М1.

Согласно примечаниям 3,5 к Перечню, размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств равна 20000 рублей.

Базовая ставка представляет собой составляющий элемент утилизационного сбора, на основе которой определяется его размер. Установление базовой ставки является элементом экономической политики, выработка которой в соответствии с законодательством об обращении отходов производства и потребления входит в компетенцию Правительства РФ.

Коэффициенты утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенных в обращение на территории РФ, категории М1 установлены разделом 1 Перечня в зависимости от года выпуска и рабочего объема двигателя транспортного средства, в том числе:

- в отношении транспортных средств категории М1 с рабочим объемом двигателя свыше 3500 куб. см. коэффициент составляет – 35,01

Таким образом, сумма утилизационного сбора, подлежащая оплате, составляет рублей (

Согласно статьям 260, 262 ТК ЕАЭС товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, если иное не установлено таможенным законодательством.

Товарами для личного пользования признаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом (подпункт 46 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса).

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 256 ТК ЕАЭС отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации.

Согласно части 4 статьи 105 ТК ЕАЭС перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.

Учитывая, что по настоящему делу сведений о декларировании вышеуказанного автомобиля при перемещении через таможенную границу Союза не имеется, отсутствуют основания признания данного товара, ввезенным физическим лицом для личного использования и, следовательно для применения коэффициента утилизационного сбора равного 0,26, установленного п.3 раздела 1 Перечня.

Согласно п.3 Правил взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзацах втором и пятом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", осуществляет Федеральная таможенная служба.

В соответствии с п.15 (1) постановления Правительства РФ от 16.12.2013 №1291, в случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.

Леньшину Г.А. направлено уведомление об уплате утилизационного сбора ДД.ММ.ГГГГ, которое получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ

Утилизационный сбор до настоящего времени ответчиком не оплачен.

В соответствии с п.11 раздела 2 Правил, для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему не осуществляется), следующие документы:

а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", приведенный в приложении N 1;

б) копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);

в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;

г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, приведенное в приложении N 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора, и его копия;

д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.

Документы, предусмотренные пунктами 11 и 14 настоящих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента:

а) выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования);

б) фактического пересечения колесными транспортными средствами (шасси) и прицепами к ним государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае, если декларирование колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).

Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 настоящих Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.

Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора (п.11(2)).

В соответствии с п.15(1) Правил, расчет суммы пени произведен за период с ДД.ММ.ГГГГ (по истечении 15 дней с момента задержания) по ДД.ММ.ГГГГ (на день рассмотрения административного иска) и составляет рублей.

Учитывая, что несмотря на принятые административным истцом меры, не установлены дата и место пересечения автомобилем таможенной границы Союза (государственной границы РФ), дата задержания автомобиля на территории РФ - ДД.ММ.ГГГГ, является датой, с которой доподлинно установлено нахождение автомобиля на территории РФ, в связи с чем суд полагает обоснованным начисление пени за неуплату утилизационного сбора с ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении 15 дней с момента задержания транспортного средства.

Административным ответчиком доказательств, опровергающих расчет задолженности, выполненной таможенным органом, а также доказательств надлежащего исполнения обязательств по уплате утилизационного сбора, не представлено.

При таких обстоятельствах суд полагает необходимым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175 - 178 КАС РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое удовлетворить.

Взыскать с Леньшина Г. А. в пользу Читинской таможни сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере рублей, пени за неуплату утилизационного сбора за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд города Читы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.В. Иванов

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.