Дело № 2а-436/2024
УИД76RS0013-02-2023-005623-06
Мотивированное решение изготовлено 16.02.2024 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 февраля 2024 года
Рыбинский городской суд Ярославской области в составе
Председательствующего судьи Альштадт С.Н.
При секретаре Поткиной А.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Рыбинске административное исковое заявление Владимирской таможни к Макарову Сергею Александровичу о взыскании утилизационного сбора, пени,
УСТАНОВИЛ:
Владимирская таможня обратилась в суд с административным иском к Макарову С.А. о взыскании утилизационного сбора в размере 1851600 рублей, пени за неуплату утилизационного сбора в размере 226769,60 рублей.
В судебном заседании представитель Владимирской таможни по доверенности Порфирьев С.В. требования поддержал и пояснил, что по результатам проведенной проверки документов и сведений, содержащихся в компленктах документов к таможенным приходным ордерам, составленным по уплате утилизационного сбора Макаровым С.А. за ввозимые в РФ из республики Беларусь автомобили установлено, что в отношении 6 автомобилей, ввезенных на территорию РФ оплата утилизационного сбора осуществлена не в полном размере. За период с 06.07.2022 года по 08.10.2022 года Макаровым С.А. на территорию РФ ввезено 8 автомобилей, за каждый уплачен утилизационный сбор в размере 5200 рублей с использованием льготного коэффициента, как для транспортных средств, ввозимых физическим лицом для личного использования, вне зависимости от объема двигателя. 6 ввезенных транспортных средств были проданы в период с июля по сентябрь 2022 года, всвязи с чем транспортные средства ввезены на территорию РФ не для личного пользования, сумма утилизационного сбора по каждому транспортному средству которая подлежала уплате составляла 313800 рублей. Поскольку Макаровым С.А. утилизационный сбор уплачен в размере 5200 рублей по каждому транспортному средству, размер неуплаченного утилизационного сбора составляет 1851600 рублей (313800-5200х6). В адрес административного истца направлялось требование о доплате утилизационного сбора, которое получено 25.05.2023 года, данное требование не исполнено, в связи с чем подлежат взысканию пени в размере 226769,60 рублей за период с 23.07.2022 года по 23.10.2023 года, в соответствии со статьей 72 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Административный ответчик Макаров С.А. извещенный о дне рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, возражений не представил. Ходатайство административного ответчика об отложении рассмотрения дела для проведении примирительных процедур оставлено без удовлетворения, ввиду отказа административного истца от проведения примирительных процедур.
Выслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечении таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно пункту 1 статьи 24.1 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Плательщиками утилизационного сбора в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 24.1 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" признаются, в том числе лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
Порядок взимания утилизационного сбора за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, которые ввозятся в Российскую Федерацию или производятся, изготавливаются в Российской Федерации и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" требуется уплата утилизационного сбора, в том числе порядок исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора установлены Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1291 (далее Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.
Указанными Правилами коэффициент расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств определен в зависимости от объема двигателя и даты выпуска транспортного средства (новое или с даты выпуска которого прошло более трех лет), за исключением транспортных средств данной категории, ввозимых физическими лицами для личного пользования, для которых коэффициент установлен вне зависимости от объема двигателя, и для которых имеет значение только дата выпуска (0,17 - для новых и 0,26 - с даты выпуска которых прошло более трех лет).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, если иное не установлено таможенным законодательством.
Пунктом 4 статьи 256 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза определены критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования установлены, согласно которому таковыми признаются сведения, указанные в заявлении физического лица о перемещаемых товарах, характер товаров, определяемый их потребительскими свойствами и традиционной практикой применения и использования в быту, количество товаров, которое оценивается с учетом их однородности (например, одного наименования, размера, фасона, цвета) и обычной потребности в соответствующих товарах физического лица и членов его семьи, частота пересечения физическим лицом и (или) перемещения им либо в его адрес товаров через таможенную границу (то есть количества однородных товаров и числа их перемещений за определенный период), за исключением товаров, обозначенных в пункте 6 названной статьи.
Установление факта последующей продажи товаров лицом, переместившим его через таможенную границу, само по себе не свидетельствует об использовании такого товара не в личных целях. Вместе с тем систематическая (более двух раз) продажа лицом товара, ввезенного для личного пользования, может являться основанием для отказа в освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов либо для отказа в применении порядка уплаты таможенных пошлин, налогов по правилам, установленным в отношении товаров для личного пользования.
В соответствии с пунктом 11 Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему не осуществляется), в том числе, расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.
Таможенные органы в соответствии с пунктом 13 Правил осуществляют проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов.
Установлено, что в период с 06.07.2022 года по 08.10.2022 года Макаровым С.А. (ИНН №) на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь ввезены 8 транспортных средств, уплачен утилизационный сбор за ввезенные транспортные средства для личного пользования в размере 5200 рублей за каждый, в том числе:
- таможенный приходный ордер №
транспортное средство марки <данные изъяты>, дата выпуска 2019 год, категория М1, VIN №, приобретено по договору купли-продажи транспортного средства № от 14.07.2022 года у <данные изъяты> (Республика Беларусь), утилизационный сбор уплачен 22.07.2022 года,
- таможенный приходный ордер №
транспортное средство марки <данные изъяты>, дата выпуска 2014 год, категория М1, VIN №, утилизационный сбор уплачен 06.07.2022 года,
- таможенный приходный ордер №
транспортное средство марки <данные изъяты>, дата выпуска 2018 год, категория М1, VIN №, приобретено по договору купли-продажи от 11.08.2022 года у ФИО1 (Республика Беларусь), утилизационный сбор уплачен 19.08.2022 года,
- таможенный приходный ордер №
транспортное средство марки <данные изъяты> дата выпуска 2014 год, категория М1, VIN № приобретено по договору купли-продажи от 28.07.2022 года у ФИО2 (Республика Беларусь), утилизационный сбор уплачен 08.08.2022 года,
- таможенный приходный ордер №
транспортное средство марки <данные изъяты>, дата выпуска 2018 год, категория М1, VIN №, приобретено по договору комиссии на реализацию товара № от 01.08.2022 года у ФИО3 (Республика Беларусь), утилизационный сбор уплачен 15.08.2022 года,
- таможенный приходный ордер №
транспортное средство марки №, дата выпуска 2015 год, категория М1, VIN №, приобретено по договору купли-продажи от 20.08.2022 года у <данные изъяты> (Республика Беларусь), утилизационный сбор уплачен 01.09.2022 года,
- таможенный приходный ордер №
транспортное средство марки <данные изъяты>, дата выпуска 2017 год, категория М1, VIN №, приобретенопо договору купли-продажи № от 15.09.2022 года у <данные изъяты> (Республика Беларусь), утилизационный сбор уплачен 20.09.2022 года,
- таможенный приходный ордер №
транспортное средство марки <данные изъяты>, дата выпуска 2003 год, категория М1, VIN №, приобретено по договору комиссии от 16.09.2022 года у <данные изъяты> (Республика Беларусь), утилизационный сбор уплачен 05.10.2022 года.
Согласно акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств Федеральной Таможенной службы Центрального таможенного управления Владимирская таможня № от 05.05.2023 года на основании 310, 326 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза с 10.01.2023 года в отношении Макарова С.А. проведена проверка документов и сведений, содержащихся в комплекте документов к таможенным приходным ордерам № №
В ходе проверки истребована информация в РЭО ГИБДД УМВД России по Владимирской области, ОР МО ГИБДД ТНРЭР № 4 по г.Москве, РЭО ГИБДД УМВД России по г.Волгде, МРЭО ГИБДД УМВД России по Ярославской области, ОРР МО ТН и РАТС ГИБДД УМВД России по Костромской области, ЗАГС Ивановской области.
Из представленной информации установлено, что 6 транспортных средств поставлены на первичный учет в различных подразделениях регистрации, на имя Макарова С.А. транспортные средства не были зарегистрированы, по договорам купли-продажи проданы иным лицам, на имя которых осуществлен первичный регистрационный учет, Макаровым С.А. получена прибыль от реализации транспортрных средств в виде разницы между стоимостью покупки автомобилей в стране вывоза и стоимостью продажи в Российской Федерации, 2 транспортных средства на учет не поставлены:
- <данные изъяты> дата выпуска 2019 год, категория М1, VIN №, приобретено административным ответчиком за 497536,64 рублей (22115,00 РБ), зарегистрировано 26.09.2022 года на имя ФИО4., МРЭО ГИБДД УМВД России по Ярославской области (договор купли-продажи от 26.09.2022 года цена реализации 7200000,00 рублей),
- <данные изъяты>, дата выпуска 2014 год, категория М1, VIN №, приобретено за 865477,20 рублей (41000 Р,) зарегистрировано 30.07.2022 года на имя ФИО5 РЭО ГИЬБДД УМВД России по г.Волгоде (договор купли-продажи от 23.07.2022 года цена реализации 1323000 рублей),
- <данные изъяты>, дата выпуска 2014 год, категория М1, VIN №, приобретено за 1030455,00 рублей (45000 РБ) зарегистрировано 25.08.2022 года за ФИО6 МРЭО ГИБДД УМВД России по Ярославской области (договор купли-продажи от 23.08.2022 года цена реализации 1399000 рублей),
- <данные изъяты>, дата выпуска 2018 год, категория М1, VIN №, приобретено за 937104,00 рублей (40000 РБ) зарегистрировано 16.09.2022 года за ФИО7., ОРР МО ТН и РАТС ГИБДД УМВД России по Костромской области (договор купли-продажи от 14.09.2022 года цена реализации 1350000 рублей),
- <данные изъяты>, дата выпуска 2015 год, категория М1, VIN №, приобретено за 629369,17 рублей (27359,00 РБ), зарегистировано 20.09.2022 года за ФИО8 ОР МО ГИБДД ТНРЭР № 4 ГУ МВД России по г.Москве (договор купли-продажи от сентября 2022 года цена реализации 660000 рублей),
- <данные изъяты>, дата выпуска 2017 год, категория М1, VIN №, приобретено за 983268,78 рублей (41757,00 РБ), зарегистрировано 07.10.2022 года за ФИО9 МРЭО ГИБДД УМВД России по Ярославской области (договор купли-продажи 28.09.2022 года цена реализации 1400000,00 рублей).
Таким образом, материалами проведенной таможенным органом проверки, представленными документами подтверждено, что транспортные средства были ввезены Макаровым С.А. в Российскую Федерацию не для личного пользования, поскольку не были поставлены на первичный регистрационный учет ни на имя административного ответчика, ни на имя членов семьи, транспортные средства были реализованы на протяжении непродолжительного периода времени после их ввоза на территорию Российской Федерации, в результате реализации транспортных средств административным ответчиком была получена прибыль, в связи с чем, оснований считать, что данные транспортные средства были ввезены для личного использования и для применения установленного для таких случаев коэффициента расчета суммы утилизационного сбора в размере 0,26 не имелось.
Согласно сведений, заявленных о годе выпуска и физических характеристиках транспортных средств, подтвержденных результатами фактического таможенного контроля, следует, что общая сумма утилизационного сбора, подлежащая доплате, составляет 1 851600 рублей, в том числе:
- <данные изъяты>, дата выпуска 2019 год, категория М1, VIN №, объем двигателя 1596 см3, коэффициент расчета утилизационного сбора 15,69, сумма утилизационного сбора подлежавшая уплате составила 313800 рублей, за вычетом уплаченного утилизационного сбора размер доплаты утилизационного сбора составляет 308600 рублей,
- <данные изъяты>, дата выпуска 2014 год, категория М1, VIN №, объем двигателя 1997 см3, коэффициент расчета утилизационного сбора 15,69, сумма утилизационного сбора подлежавшая уплате составила 313800 рублей, за вычетом уплаченного утилизационного сбора размер доплаты утилизационного сбора составляет 308600 рублей,
- <данные изъяты>, дата выпуска 2014 год, категория М1, VIN №, объем двигателя 1997 см3, коэффициент расчета утилизационного сбора 15,69, сумма утилизационного сбора подлежавшая уплате составила 313800 рублей, за вычетом уплаченного утилизационного сбора размер доплаты утилизационного сбора составляет 308600 рублей,
- <данные изъяты>, дата выпуска 2018 год, категория М1, VIN №, объем двигателя 1998 см3, коэффициент расчета утилизационного сбора 15,69, сумма утилизационного сбора подлежавшая уплате составила 313800 рублей, за вычетом уплаченного утилизационного сбора размер доплаты утилизационного сбора составляет 308600 рублей,
- <данные изъяты>, дата выпуска 2015 год, категория М1, VIN №, объем двигателя 1598 см3, коэффициент расчета утилизационного сбора 15,69, сумма утилизационного сбора подлежавшая уплате составила 313800 рублей, за вычетом уплаченного утилизационного сбора размер доплаты утилизационного сбора составляет 308600 рублей,
- <данные изъяты>, дата выпуска 2017 год, категория М1, VIN № объем двигателя 1998 см3, коэффициент расчета утилизационного сбора 15,69, сумма утилизационного сбора подлежавшая уплате составила 313800 рублей, за вычетом уплаченного утилизационного сбора размер доплаты утилизационного сбора составляет 308600 рублей.
В адрес Макарова С.А. 18.05.2023 года направлено требование о необходимости уплаты утилизационного сбора в размере 1851600 рублей и пени в течение 20 календарных дней со дня получения требования. Требование получено Макаровым С.А. 23.05.2023 года, что подтверждается почтовым отправлением, уведомлением о вручении.
Требование об уплате утилизационного сбора Макаровым С.А. в установленный срок не исполнено.
В связи с несвоевременным исполнением обязанности по уплате утилизационного сбора, административным истцом исчислены пени, в соответствии с абзацем 4 пункта 11.2. Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1291, согласно которым непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил взимания утилизационного сбора, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора. Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил взимания утилизационного сбора, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора. Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.
С учетом названных норм Владимирской таможней произведено начисление пени за неуплату утилизационного сбора в отношении ввезенных на территорию Российской Федерации транспортных средств по состоянию на 23.10.2023 года в размере 226769,60 рублей, в том числе:
- <данные изъяты>, VIN №, за период с 23.07.2022 года по 23.10.2023 года в размере 39500,81 рублей,
- <данные изъяты>, VIN №, за период с 07.07.2022 года по 23.10.2023 года в размере 41064,38 рублей,
- <данные изъяты>, VIN №, за период с 09.08.2022 года по 23.10.2023 года в размере 38070,96 рублей,
- <данные изъяты>, VIN №, за период с 16.08.2022 года по 23.10.2023 года в размере 37494,90 рублей,
- <данные изъяты>, VIN №, за период с 02.09.2022 года по 23.10.2023 года в размере 36095,92 рублей,
- <данные изъяты>, VIN №, за период с 21.09.2022 года по 23.10.2023 года в размере 34542,63 рубля.
Определением и.о.мирового судьи судебного участка № 9 Рыбинского судебного района Ярославской области от 01.09.2023 года Владимирской таможне отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Макарова С.А. утилизационного сбора, пени.
На дату рассмотрения настоящего административного искового заявления истребуемый Владимирской таможней утилизационный сбор и пени Макаровым С.А. не уплачены.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования административного истца о взыскании с Макарова С.А. утилизационного сбора в размере 1 851600 рублей, а также пени за неуплату утилизационного сбора в размере 226769 рублей 60 копеек, обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в соответствии со статьей 114 КАС РФ, взыскивается в доход местного бюджета с административного ответчика. Размер подлежащей взысканию государственной пошлины составляет 18592 рубля.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Владимирской таможни к Макарову Сергею Александровичу удовлетворить.
Взыскать с Макарова Сергея Александровича, ДД.ММ.ГГГГр., ИНН № утилизационный сбор в размере 1 851 600 рублей, пени за неуплату утилизационного сбора за период с 23.07.2023 года по 23.10.2023 года в размере 226769 рублей 60 копеек с перечислением денежных средств на расчетный счет:
Получатель: Межрегиональное операционное УФК (ФТС России)
ИНН 7730176610
КПП 773001001
Банк получателя: Операционный департамент Банка России, г.Москва, 701
БИК 044501002
ОКТМО 45328000
Счет 40101810800000002901
КБК 15311009000011000110 Код таможни – 10000010
Назначение платежа – «для Владимирской таможни».
Взыскать с Макарова Сергея Александровича государственную пошлину в доход бюджета городского округа город Рыбинск в размере 18592 рубля.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Альштадт С.Н.