Дело № 2а- 4370 /2019 25RS0029-01-2019-006986-16 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 05 ноября 2019г. г. Уссурийск Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Рогалева Е.В., с участием прокурора Титаренко С.В., при секретаре Всыоцкой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к участковой избирательной комиссии № 2850, территориальной избирательной комиссии г. Уссурийска о признании незаконными действий участковой избирательной комиссии № 2850 на выборах депутатов в Думу г. Уссурийска от 08.09.2019 года: по удалению ФИО1 с избирательного участка, по неотражению двух утраченных бюллетеней для досрочного голосования в протоколе об итогах голосования, по незаверению печатью участковой избирательной комиссии четырех бюллетеней для досрочного голосования, по нарушению прав избирателя ФИО2 на участие в голосовании, об отмене протокола результатов голосования участковой избирательной комиссии № 2850 от 08.09.2019 года, об отмене решения территориальной избирательной комиссии г. Уссурийска о результатах выборов на избирательном округе № 24 на выборах депутатов в Думу г. Уссурийска от 08.09.2019 года, с участием заинтересованных лиц: Избирательной комиссии Приморского края, ФИО2, УСТАНОВИЛ : Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам с требованиями о признании незаконными действий участковой избирательной комиссии № 2850 на выборах депутатов в Думу г. Уссурийска от 08.09.2019 года: по удалению ФИО1 с избирательного участка, по неотражению двух утраченных бюллетеней для досрочного голосования в протоколе об итогах голосования, по незаверению печатью участковой избирательной комиссии четырех бюллетеней для досрочного голосования, по нарушению прав избирателя ФИО2 на участие в голосовании, об отмене протокола результатов голосования участковой избирательной комиссии № 2850 от 08.09.2019 года, об отмене решения территориальной избирательной комиссии г. Уссурийска о результатах выборов на избирательном округе № 24 на выборах депутатов в Думу г. Уссурийска от 08.09.2019 года, мотивируя свои требования следующим. Истец, являлась членом территориальной избирательной комиссии г. Уссурийска с правом совещательного голоса, в день проведения выборов депутатов в Думу г. Уссурийска от 08.09.2019 года она по распоряжению председателя участковой избирательной комиссии № 2850 была удалена из помещения участковой избирательной комиссии № 2850 сотрудником полиции, что лишило ее возможности наблюдать за проведением голосования и подсчета голосов. При вскрытии конвертов с бюллетенями для досрочного голосования участковой избирательной комиссией XXXX было обнаружено отсутствие в двух конвертах избирательных бюллетеней, что не было отражено в протоколе результатов голосования участковой избирательной комиссии XXXX от ДД.ММ.ГГ, а четыре избирательных бюллетеня были опущены в урну для голосования без заверения их печатью участковой избирательной комиссии XXXX. Избирателю ФИО2 не был выдан избирательный бюллетень для голосования. Указанные нарушения избирательного закона повлекли недостоверность результатов выборов и невозможность определения воли избирателей. В судебном заседании административный истец, ее представители: ФИО3, ФИО4, на заявленных требованиях настаивали по изложенным основаниям. Представители административных ответчиков: ФИО5, ФИО6, представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Приморского края ФИО7, не оспаривали фактов названных нарушений избирательного закона, однако, с иском не согласились, считая, что указанные нарушения не могли повлиять на волеизъявление избирателей и на результаты выборов. Заинтересованное лицо ФИО2 с иском согласилась и пояснила, что пришла голосовать на избирательный участок № 2850 08.09.2019 года, предъявила свой паспорт члену участковой избирательной комиссии, которая, стала показывать его ФИО1, будучи не согласной с разглашением своих персональных данных ФИО2 не стала дожидаться выдачи ей бюллетеня для голосования забрала свой паспорт и покинула помещение для голосования, в последствии она от отца узнала, что бюллетень для голосования за нее получило другое лицо, по поводу чего она обращалась с жалобой в территориальную избирательную комиссию г. Уссурийска и прокуратуру. В суд с иском она не обращалась. Суд, выслушав участников процесса, прокурора, считавшего исковые требования в части допущенных нарушений избирательного законодательства подлежащими удовлетворению, в части отмены протокола результатов голосования участковой избирательной комиссии № 2850 от 08.09.2019 года, отмены решения территориальной избирательной комиссии г. Уссурийска о результатах выборов на избирательном округе № 24 на выборах депутатов в Думу г. Уссурийска от 08.09.2019 года, нарушения права на голосование ФИО2 не подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам. В соответствии с частью 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме. В соответствии с частью 16 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) избиратель, участник референдума вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором он принимал участие в соответствующих выборах, референдуме. В соответствии с частью 12 статьи 64 Федерального закона Российской Федерации от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах. Решение об отстранении члена участковой комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения участковой комиссии. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы. Правоохранительные органы также обеспечивают в соответствии с федеральными законами безопасность граждан и общественный порядок в помещении для голосования и на территории избирательного участка, участка референдума. В соответствии с частью 14 статьи 65 Федерального закона Российской Федерации от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если число досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума составляет более одного процента от числа избирателей, участников референдума, внесенных в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума (но не менее десяти избирателей, участников референдума), на оборотной стороне бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума, непосредственно после извлечения бюллетеней из конвертов проставляется печать участковой комиссии. В соответствии с частью 22 статьи 68 Федерального закона Российской Федерации от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации после ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования, в соответствии с приложением 11 к настоящему Федеральному закону (за исключением контрольного соотношения, проверка которого проводится в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи) с учетом нумерации строк протокола об итогах голосования, предусмотренной законом. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются вновь, участковая комиссия составляет соответствующий акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строки 11ж и 11з протокола. Если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления. Если контрольные соотношения выполняются, в строках 11ж и 11з протокола проставляется цифра "0". В соответствии с пунктами «б, в, д» части 1.2 статьи 77 Федерального закона Российской Федерации от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума. В соответствии с частью 1.3 статьи 77 Федерального закона Российской Федерации от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд соответствующего уровня по заявлению избирателя, участника референдума об оспаривании итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором этот избиратель, участник референдума принял участие в выборах, референдуме, может отменить решение участковой комиссии об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума в случаях, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1.2 настоящей статьи. Судом установлено, что истец, являлась членом территориальной избирательной комиссии г. Уссурийска с правом совещательного голоса, в день проведения выборов депутатов в Думу г. Уссурийска от 08.09.2019 года, по акту участковой избирательной комиссии № 2850 была удалена из помещения участковой избирательной комиссии № 2850 сотрудником полиции, что лишило ее возможности наблюдать за проведением голосования и подсчета голосов. При вскрытии конвертов с бюллетенями для досрочного голосования участковой избирательной комиссией № 2850 было обнаружено отсутствие в двух конвертах избирательных бюллетеней, что не было отражено в протоколе результатов голосования участковой избирательной комиссии № 2850 от 08.09.2019 года, а четыре избирательных бюллетеня были опущены в урну для голосования без заверения их печатью участковой избирательной комиссии № 2850. Указанные нарушения избирательного законодательства не оспаривались ответчиками и подтверждаются их видеозаписью. Учитывая, названные законоположения и установленные обстоятельства, требования административного иска о признании незаконными действий участковой избирательной комиссии № 2850 на выборах депутатов в Думу г. Уссурийска от 08.09.2019 года: по удалению без судебного решения ФИО1 с избирательного участка, по неотражению двух утраченных бюллетеней для досрочного голосования в протоколе об итогах голосования, по незаверению печатью участковой избирательной комиссии четырех бюллетеней для досрочного голосования – подлежат удовлетворению. Требования административного иска об отмене протокола результатов голосования участковой избирательной комиссии № 2850 от 08.09.2019 года и решения территориальной избирательной комиссии г. Уссурийска о результатах выборов на избирательном округе № 24 на выборах депутатов в Думу г. Уссурийска от 08.09.2019 года не подлежат удовлетворению, поскольку, установленные нарушения избирательного законодательства не повлияли на достоверность определения результатов волеизъявления избирателей, и выявление действительной воли избирателей, поскольку, разница голосов избирателей, между избирателями, проголосовавшими за административного истца и за победившего на выборах кандидата составляет более 70 голосов по результатам голосования в избирательном округе XXXX, в состав которого входит избирательный участок XXXX, что значительно превышает количество допущенных нарушений избирательного законодательства. Требование административного иска в части признания незаконными действий участковой избирательной комиссии № 2850 на выборах депутатов в Думу г. Уссурийска от 08.09.2019 года в части нарушения права на голосование ФИО2, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку, подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, так как указанным правом обладает сама ФИО2, которая в суд с иском не обращалась. По изложенному, руководствуясь, статьями 239-244 КАС РФ, суд, РЕШИЛ: Признать действия участковой избирательной комиссии № 2850 на выборах депутатов в Думу г. Уссурийска от 08.09.2019 года: по удалению ФИО1 с избирательного участка, по неотражению двух утраченных бюллетеней для досрочного голосования, по незаверению печатью участковой избирательной комиссии четырех бюллетеней для досрочного голосования – незаконными. В удовлетворении административного искового заявления об отмене протокола результатов голосования участковой избирательной комиссии № 2850 от 08.09.2019 года и решения территориальной избирательной комиссии г. Уссурийска о результатах выборов на избирательном округе № 24 на выборах депутатов в Думу г. Уссурийска от 08.09.2019 года – отказать. Исковые требования в части признания незаконными действий участковой избирательной комиссии № 2850 на выборах депутатов в Думу г. Уссурийска от 08.09.2019 года в части нарушения права на голосование ФИО2 – оставить без рассмотрения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения. Председательствующий Е.В. Рогалев Мотивированное решение изготовлено 05.11.2019 года. |