ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4371/20 от 08.12.2020 Ленинскогого районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2а-4371/2020

25RS0001-01-2020-005899-24

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 декабря 2020 года

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судья Н.А. Ярошевой

при секретаре Д.И. Новосёловой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ПАО «Владивостокский морской торговый порт» к Государственной инспекции труда в Приморском крае о признании незаконным и отмене распоряжения,

УСТАНОВИЛ:

представитель административного истца обратился в суд с названным административным иском, в обоснование указав, что распоряжением руководителя Государственной инспекции труда в Приморском крае от 03.08.2020 № 25/6-186-20-ИЗ/12-5394-И/163 было назначено проведение внеплановой, документарной проверки ПАО «Владивостокский морской торговый порт». Предметом проверки является проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровья граждан и т.д., основаниями для проведения проверки указан пп. «а» п.1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Период проведения проверки был указан с 10.08.2020 по 04.09.2020. Указанное распоряжение поступило в ПАО «ВМТП» посредством электронной почты 20.08.2020. ПАО «ВМТП» считает вышеуказанное распоряжение необоснованным, нарушающим права и законные интересы административного истца, поскольку на момент получения копии распоряжения, основания для проведения внеплановой проверки в отношении ПАО «ВМТП» отсутствовали. Согласно постановления № 438 допускаются только внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры (пп. «а» п.2). Как указано в письме «О проведении внеплановой документарной проверки» от 19.08.2020 № 25/10-863-20-И основанием, послужившим для начала проведения внеплановой проверки, послужил несчастный случай с водителем спецмашин ПАО «ВМТП» ФИО3, однако, указанное не может служить достаточным основанием для назначения проверки, так как согласно справки о смерти № С-04496 от 31.07.2020, выданной Специализированным отделом ЗАГС администрации г.Владивостока, причиной смерти ФИО3 явилась внезапная сердечная смерть, т.е указанный несчастный случай не связан с производственной деятельностью ПАО «ВМТП», так как ФИО3 в момент смерти должностные обязанности не исполнял, и находился в личном автомобиле. Соответственно ПАО «ВМТП» не причиняло вреда жизни работнику, как и не создавало каких-либо угроз причинения вреда жизни и здоровью. На дату издания распоряжения, а также на дату его получения ПАО «ВМТП», расследование несчастного случая с ФИО3 не завершено (решением ГИТ ПК от 25.08.2020 продлено бессрочно до наступления обстоятельств, указанных в нем), что также указывает на невозможность проведения внеплановой проверки в отношении ПАО «ВМТП» по указанным выше основаниям. Просит признать незаконным и отменить распоряжение руководителя Государственной инспекции труда в Приморском крае от 03.08.2020 № 25/6-186-20-ИЗ/12-5394-И/163.

Представитель административного истца, действующая на основании доверенности ФИО1, в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам и основаниям, изложенным в административном иске, а также в дополнительных пояснениях к административному иску, пояснила, что расследование несчастного случая не завершено. Права административного истца нарушены тем, что проверка, назначенная к проведению оспариваемым распоряжением, была окончена актом о невозможности проведения проверки от 04.09.2020, на основании которого в отношении ПАО «ВМТП» 30.09.2020 был составлен протокол об административном правонарушении № 25/6-186-20-ИЗ/12/-5394-И/163/2, постановлением мирового судьи судебного участка № 100 Фрунзенского района г.Владивостока ПАО «ВМТП» признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.2 ст. 19.4.1 КоАП РФ и ему назначен административный штраф в размере 20 000 рублей. Справка о смерти ФИО3 датирована 31.07.2020, то есть на момент издания распоряжения административному ответчику было известно об обстоятельствах смерти и ее причинах. Факт того, что 28.07.2020 на территории ПАО "ВМТП" произошел несчастный случай с работником общества ФИО2, а также, что ФИО3 не проходил предрейсовый осмотр, не оспаривает. т.к. он и не должен был его проходить. Сведения о прохождении предрейсового осмотра ФИО3 в журнале отсутствует. В ГИТ в ПК направлялось извещение о данном несчастном случае.

Представитель административного истца, действующий на основании доверенности ФИО4, в судебном заседании настаивал на удовлетворении иска, поддержал доводы, изложенные представителем.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания был уведомлен надлежащим образом, ходатайства об отложении слушания либо о рассмотрении дела в его отсутствие в адрес суда не поступали, причины неявки суду неизвестны. Из имеющихся в материалах дела возражений следует, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.

Выслушав представителей административного истца, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии пунктом 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении дела суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно п.1 ст.218, п.2. ст.227 КАС РФ, для признания решения, действий (бездействия) должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Аналогичные положения содержатся в п.90 Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного приказом Роструда от 13.06.2019 N 160.

Проведение внеплановой проверки по основанию, указанному в подпункте "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, требует ее согласования с органами прокуратуры.

Согласно пп.1 п.1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры.

В силу абз. 2 ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.

В судебном заседании установлено, что 28.07.2020 в Государственную инспекцию труда в Приморском крае поступило извещение о несчастном случае со смертельным исходом, происшедшим с водителем специальных машин ПАО «ВМТП» ФИО3 на территории ПАО «ВМТП» 28.07.2020 около 12 часов, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось представителем административного истца в судебном заседании.

В связи с поступившим извещением руководителем Государственной инспекцией труда в Приморском крае – главным инспектором труда в Приморском крае вынесено распоряжение № 25/6-186-20-ИЗ/12-5394-И/163 от 03.08.2020 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ПАО «Владивостокский морской торговый порт» в рамках осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, задачами проверки является предотвращение причинения вреда жизни, здоровью граждан, обеспечение соблюдения, защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасный труд, срок проведения проверки 20 рабочих дней с 10.08.2020 по 04.09.2020, в перечне документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, указаны в том числе документы, подтверждающие прохождение работниками обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труды, журналы прохождения инструктажей по охране труда, личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты, журнал регистрации несчастных случаев на производстве, документы, подтверждающие прохождение работниками обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня и др.

Проведение внеплановой документарной проверки ПАО «ВМТП» было согласовано прокуратурой Приморского края, что подтверждается имеющимся в материалах дела решением заместителя прокурора Приморского края от 06.08.2020.

Доводы представителя истца об отсутствии оснований для проведения ГИТ в ПК внеплановой проверки, суд признает необоснованными, поскольку в силу п.91 Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного приказом Роструда от 13.06.2019 N 160, возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан может быть обусловлено следующими фактами: допуск к работе лиц, не прошедших в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, постановлением Минтруда России, Минобразования России N 1/29, обучение, инструктажи, стажировку на рабочем месте, медицинские осмотры, психиатрические освидетельствования; отсутствие системы управления охраной труда или ее ненадлежащее функционирование и т.д.

Учитывая, что несчастный случай произошел 28.07.2020 около 12 часов на территории ПАО "ВМТП" с водителем спецмашин ПАО "ВМТП" ФИО3, которым не был пройден медицинский осмотр, что не оспаривалось в судебном заседании представителями истца, суд полагает, что у ГИТ в Приморском крае имелись основания для вывода о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью работников ПАО "ВМТП", а следовательно, проведения внеплановой документарной проверки организации-работодателя.

То обстоятельство, что на момент вынесения распоряжения была установлена причина смерти ФИО3 - внезапная сердечная недостаточность, о чем указано в справке о смерти от 31.07.2020, не исключает возможности проведения проверки Государственной инспекции труда в Приморском крае в отношении истца, не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения, при этом вопрос о том, связан ли произошедший с ФИО3 несчастный случай с производственной деятельностью ПАО "ВМТП", подлежит разрешению при проведении расследования данного несчастного случая, однако, в судебном заседании установлено, что расследование несчастного случая не завершено, что подтверждается решением ГИТ в ПК от 25.08.2020.

Административный ответчик направил в адрес ПАО «ВМТП» распоряжение № 25/6-186-20-ИЗ/12-5394-И/163 от 03.08.2020 и запрос № 25/10-863-20-И от 19.08.2020 с требованием предоставить необходимые для проведения проверки документы, согласно ответа ПАО «ВМТП» от 21.08.2020 истец просит внеплановую, документарную проверку, назначенную распоряжением Государственной инспекции труда в Приморском крае № 25/6-186-20-ИЗ/12-5394-И/163 от 03.08.2020 в отношении ПАО «ВМТП» прекратить, в связи с отсутствием оснований для ее проведения.

Из имеющегося в материалах дела сообщения ГИТ в ПК от 28.08.2020 основания для прекращения проверки в отношении ПАО «ВМТП» отсутствуют.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что при вынесении распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки от 03.08.2020 должностное лицо ГИТ в Приморском крае действовало в пределах своей компетенции, распоряжение о проведении внеплановой, документарной проверки вынесено при наличии оснований, в соответствии с требованиями действующего законодательства, в установленном законом порядке, таким образом, отсутствуют предусмотренные нормами действующего законодательства основания для признания незаконным и отмене распоряжения ГИТ в Приморском крае № 25/6-186-20-ИЗ/12-5394-И/163 от 03.08.2020.

В связи с чем, требования ПАО «ВМТП» к Государственной инспекции труда в Приморском крае о признании незаконным и отмене распоряжения удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований ПАО «Владивостокский морской торговый порт» к Государственной инспекции труда в Приморском крае о признании незаконным и отмене распоряжения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения.

Судья Ленинского районного

суда г. Владивостока ФИО5

мотивированное решение изготовлено 21.12.2020