ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4378/2022 от 06.09.2022 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

39RS0001-01-2022-004742-73

Дело № 2а-4378/2022

Р Е Ш Е Н И Е

06 сентября 2022 года г. Калининград

Ленинградский районный суд Калининграда в составе:

председательствующего судьи Чесноковой Е.В.

при секретаре Медведском Н.Ю.,

с участием помощника Калининградского транспортного прокурора Масальской В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя Калининградского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании запрещенной к распространению в Российской Федерации информации, размещенной в сети «Интернет»,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель Калининградского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском, в котором просит признать запрещенной к распространению в Российской Федерации информацию, размещенную в сети «Интернет», на сайтах:

В обоснование указал, что Калининградской транспортной прокуратурой в июне 2022 года выявлены факты нарушений законодательства о порядке ввоза сильнодействующих веществ на территорию Российской Федерации, а также их реализации при доступе к информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».

Калининградской транспортной прокуратурой в ходе проверки установлено, что в сети «Интернет» на интернет страницах с адресами: размещены сведения, содержащие информацию для неопределенного круга лиц о возможности приобретения в России иностранного сильнодействующего вещества, включенного в Списки сильнодействующих и ядовитых веществ для лелей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 УК РФ, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 964. Доступ к указанной Интернет-странице свободный, не требует предварительной регистрации, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном виде может любой пользователь сети Интернет по всей территории Российской Федерации. Информация распространяется бесплатно, ограничения на ее передачу, копирование и распространение отсутствуют.

Кроме того, Калининградской транспортной прокуратурой в ходе проверки установлено, что в сети «Интернет» на интернет страницах с адресами: , дается описание табаков, способы их заказа и оплаты. При этом вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием сайта и скопировать материал в электронном виде может любой Интернет-пользователь. Ограничения на его передачу, копирование и распространение отсутствуют.

Представитель административного истца – помощник Калининградского транспортного прокурора Масальская В.О. в судебном заседании поддержала административные исковые требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, просила их удовлетворить.

Управление Роскомнадзора по Калининградской области представителя в суд не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежаще, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствии представителя. Представили письменные объяснения, в которых полагали возможным отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку содержащаяся на указанных сайтах информация не доступна.

Заслушав представителя административного истца, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу п. 1 и 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно п. 1 ст. 9 указанного закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п. 1 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).

Подпунктом 2 пункта 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании установлено, что в ходе проверки Интернет-ресурсов в рамках надзора за соблюдением федерального законодательства Калининградской транспортной прокуратурой были выявлен сайт https://16.farma-sport.me/farma/kupit-oxandrolon, на котором размещены объявления с предложениями пользователям приобрести вещество «Оксандролон» иностранного производства, являющегося сильнодействующим, включенным в постановление Правительства Российской Федерации № 964 от 29.12.2007, ввоз и оборот которых на территории Российской Федерации ограничен. Вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к ресурсам не требуется, ознакомиться с содержанием указанного сайта и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой интернет-пользователь.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 771 «О порядке ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации» (далее - Постановление №771) право ввоза лекарственных средств на территорию Российской Федерации имеют юридические лица: организации - производители лекарственных средств - для целей собственного производства лекарственных средств; организации оптовой торговли лекарственными средствами; иностранные разработчики лекарственных средств и иностранные производители лекарственных средств или другие юридические лица по поручению разработчика лекарственного средства - для проведения клинических исследований лекарственного препарата, осуществления государственной регистрации лекарственного препарата, включения фармацевтической субстанции в государственный реестр лекарственных средств и контроля качества лекарственных средств при наличии разрешения Министерства здравоохранения Российской Федерации на ввоз конкретной партии лекарственных средств; научные организации, образовательные организации высшего образования и производители лекарственных средств - для разработки, исследований, контроля безопасности, качества и эффективности лекарственных средств при наличии разрешения Министерства здравоохранения Российской Федерации на ввоз конкретной партии лекарственных средств для медицинского применения; медицинские организации для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента при наличии разрешения Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Согласно п. 9 Постановления № 771 лекарственные препараты для медицинского применения (как не зарегистрированные в Российской Федерации, так и зарегистрированные) могут быть ввезены на территорию Российской Федерации без разрешения Министерства здравоохранения Российской Федерации, если они предназначены в целях личного использования лекарственных препаратов физическими лицами, прибывшими в Российскую Федерацию. При этом ввоз в Российскую Федерацию лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие и (или) ядовитые вещества, включенные соответственно в список сильнодействующих веществ, утвержденный Постановлением № 964, осуществляется при наличии документов (заверенных копий документов или заверенных выписок из них), подтверждающих назначение физическому лицу указанных лекарственных препаратов, за исключением лекарственных препаратов, зарегистрированных в Российской Федерации и отпускаемых в Российской Федерации без рецепта на лекарственный препарат. Указанные документы (их заверенные копии или заверенные выписки из них) должны содержать сведения о наименовании и количестве назначенного лекарственного препарата. В случае если такие документы (их заверенные копии или заверенные выписки из них) составлены на иностранном языке, к ним прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык; использования лекарственных препаратов работниками дипломатического корпуса или представителями международных организаций, аккредитованных в Российской Федерации; лечения пассажиров и членов экипажей транспортных средств, поездных бригад и водителей транспортных средств, прибывших на территорию Российской Федерации; лечения участников международных культурных, спортивных мероприятий и участников международных экспедиций.

Кроме того, на территории Российской Федерации ограничена реализация сильнодействующих веществ.

Согласно п. 2 ст. 497 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

Как следует из п. 1 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612 (далее -Правила), продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Согласно п. 5 Правил не допускается продажа дистанционным способом товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

В силу положений постановления Правительства Российской Федерации № 964 от 29.12.2007 ввоз и оборот на территории Российской Федерации сильнодействующих веществ ограничен.

Статьей 14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства об обращении лекарственных средств, ст. 226.1 УК РФ - уголовная ответственность за контрабанду сильнодействующих веществ; ст. 234 УК РФ - за незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта; ст. 235 УК РФ за незаконное осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что в ходе мониторинга сети «Интернет» выявлены Интернет-сайты, содержащие материалы, запрещенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к распространению.

Так, по адресам дается описание табаков, способы их заказа и оплаты. При этом вход на сайт свободный, регистрация пользователей доступа к использованию ресурса сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием сайта и скопировать материал в электронном виде может любой интернет-пользователь. Ограничения на его передачу, копирование и распространение отсутствуют.

Прокурорской проверкой установлено, что информация, опубликованная на указанных сайтах, осуществляется дистанционная продажа (табака сосательного) снюса с содержанием никотина.

В соответствии с ч. 8 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещается оптовая и розничная торговля насваем и табаком сосательным (снюсом).

В силу ч. 2 ст. 14.53 КоАП РФ за продажу насвая, табака сосательного (снюса) предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, на должностных лиц - от семи тысяч до двенадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей.

Таким образом, на вышеуказанных страницах допускается размещение информации о деятельности, за которую законодательством предусмотрена административная ответственность.

Статьей 9 Закона №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, наличие в свободном доступе по вышеуказанным электронным адресам указанных материалов нарушает права неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).

Подпунктом 2 пункта 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Данное решение суда является основанием для включения указателей страниц сайтов в сети «Интернет» с адресами: , в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Согласно ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.3 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск заместителя Калининградского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании запрещенной к распространению в Российской Федерации информации, размещенной в сети «Интернет», удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на сайтах в сети «Интернет»:

запрещенной к распространению в Российской Федерации.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд города Калининграда в течение одного месяца.

Судья: Е.В.Чеснокова

¦