Производство № 2а-4383/2021
УИД 28RS0004-01-2021-004723-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2021 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Воронина И.К.,
при секретаре Мосикян А.А.,
с участием представителя Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области ОК,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области к НС о взыскании задолженности по пеням,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 1 по Амурской области обратилась в суд настоящим исковым заявлением, в обоснование которого указано, что согласно сведениям, полученным МИФНС России №1 по Амурской области от органа, осуществляющего государственную регистрацию транспортных средств за НС зарегистрированы следующие транспортные средства: КАМА35320 - государственный номер ***; КАМА355Ю2 - государственный номер ***; TOYOTA HARRIER- государственный номер ***; NISSAN TERRANO - государственный номер ***. На основании статей 357, 358 НК РФ НС является плательщиком транспортного налога. Согласно налогового уведомления 83502382 от 12.10.2016 года на уплату транспортного налога физическим лицом за 2015 год, направленного инспекцией в адрес НС сумма транспортного налога по сроку уплаты 01.12.2016 г., составила - 33775 рублей. Согласно налоговому уведомлению № 55550428 от 23.08.2018 года на уплату транспортного налога физическим лицом за 2017 год, направленного инспекцией в адрес ИС, сумма транспортного налога по сроку уплаты 03.12.2018 г. составила - 14200 рублей. Согласно налоговому уведомлению № 52657497 от 25.07.2019 года на уплату транспортного налога физическим лицом за 2018 год, направленного инспекцией в адрес НС,. сумма транспортного налога по сроку уплаты 02.12.2019 г. составила - 54008 рублей.В соответствии со ст. 75 НК РФ в связи с неуплатой налога за период 2015, 2017 гг. в установленный срок НС начислена пеня в сумме 1243,60 руб.
Так как по истечении установленного законодательством срока уплаты транспортного налога сумма налога не была уплачена НС в бюджет, налоговым органом направлено требование об уплате налога № 48769 от 26.06.2020 года, в котором предлагалось погасить имеющуюся задолженность в срок до 17.11.2020 года, № 53542 от 30.06.2020 года, в котором предлагалось погасить имеющуюся задолженность в срок до 16.11.2020 года. На дату обращения с настоящим исковым заявлением НС не уплачена задолженность по пени по транспортному налогу за 2015 и 2017 годы в сумме 1243,60 рублей.
Также НС является собственником объектов недвижимости, перечисленных в налоговых уведомлениях № 83502382 от 12.10.2016 года, № 55550428 от 23.08.2018 года, № 52657497 от 25.07.2019 года. В соответствии со ст. 400 НК РФ НС является плательщиком налога на имущество физических лиц. Согласно налоговому уведомлению № 83502382 от 12.10.2016 года на уплату налога физическим лицом за 2015 год, направленного инспекцией в адрес НС, сумма налога по сроку уплаты 01.12.2016 г. составила - 9124 рублей. Согласно налоговому уведомлению № 55550428 от 23.08.2018 на уплату налога физическим лицом за 2017 год, направленного инспекцией в адрес НС, сумма налога по сроку уплаты 03.12.2018 г., составила - 9955 рублей. Согласно налоговому уведомлению № 52657497 от 25.07.2019 на уплату налога физическим лицом за 2018 год, направленного инспекцией в адрес НС, сумма налога по сроку уплаты 02.12.2019 г. составила ~ 10671 рубль. В связи с неуплатой налога за 2015, 2017 и 2018 годы в установленный срок НС начислена пеня в сумме 735,28 рублей.
Так как по истечении установленного законодательством срока уплаты налога на имущество физических лиц сумма налога не была уплачена НС в бюджет, налоговым органом направлено требование об уплате налога № 48769 от 26.06.2020 года, в котором предлагалось погасить имеющуюся задолженность в срок до 17.11.2020 года, № 53542 от 30.06.2020 года, в котором предлагалось погасить имеющуюся задолженность в срок до 16.11.2020 года. На дату обращения с настоящим исковым заявлением НС не уплачена задолженность по пени по налогу на имущество за 2015, 2017 и 2018 годы в сумме 735,28 рублей.
Кроме того, НС является собственником следующих земельных участков по адресам - ***, кадастровый номер ***; ***, кадастровый номер ***. На основании п. 1 ст. 388 НК РФ НС является плательщиком земельного налога. Согласно налоговому уведомлению № 83502382 от 12.10.2016 года на уплату налога физическим лицом за 2015 год, направленного инспекцией в адрес НС, сумма налога по сроку уплаты 01.12.2016 г. составила - 54008 рублей. Согласно налоговому уведомлению № 55550428 от 23.08.2018 года на уплату налога физическим лицом за 2017 год, направленного инспекцией в адрес НС сумма налога по сроку уплаты 03.12.2018 г., составила - 54008 рублей. Согласно налоговому уведомлению № 52657497 от 25.07.2019 года на уплату налога физическим лицом за 2018 год, направленного инспекцией в адрес НС, сумма налога по сроку уплаты 02.12.2019 г. составила - 54008 рублей. В связи с неуплатой налога за период 2015, 2017 и 2018 годов в установленный срок НС начислена пеня в сумме 8407,79 рублей. Так как по истечении установленного законодательством срока уплаты земельного налога сумма налога не была уплачена НС в бюджет, налоговым органом направлено требование об уплате налога № 48769 от 26.06.2020 года, в котором предлагалось погасить имеющуюся задолженность в срок до 17.11.2020 года, № 53542 от 30.06.2020 года, в котором предлагалось погасить имеющуюся задолженность в срок до 16.11.2020 года. На дату обращения с настоящим исковым заявлением НС не уплачена задолженность по пени по земельному налогу за 2015, 2017 и 2018 годы в сумме 8407,79 рублей.
В связи с тем, что требования № 48769 от 26.06.2020 года, № 53542 от 30.06.2020 года НС не были исполнены в установленный законодательством о налогах и сборах срок, инспекция в соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ обратилась к мировому судье по Благовещенскому городскому судебному участку № 4 с заявлением о вынесении судебного приказа. 21.12.2020 года мировым судьей был вынесен приказ о взыскании с НС в пользу Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области задолженности по соответствующим суммам пени. 13.01.2021 года указанный судебный приказ был отменен в связи с поступившими возражениями относительно его исполнения.
На основании изложенного, с учетом уточнения требований, просит суд, взыскать с административного ответчика за счет его имущества в доход государства задолженность по пени по транспортному налогу за 2015, 2017 г.г. в сумме 1243,60 руб., по пени по налогу на имущество за 2015, 2017, 2018 г.г. в сумме 734,92 руб., по пени поземельному налогу за 2015, 2017, 2018 г.г. в сумме 8376,12 рублей.
В судебное заседание административный ответчик НС, представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области не явились, о времени и месте рассмотрения административного искового заявления извещались судом надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщили. Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело при данной явке.
В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области – ОК, на доводах административного искового заявления настаивала, просила удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме с учетом его уточнения. В дополнение пояснила, что НС за период с 2015 до 2018 года являлась собственником транспортных средств, земельных участков и объектов недвижимости, за несвоевременную уплату налогов были начислены пени. Решением суда от 09 марта 2021 года была взыскана задолженность по налогам за 2018 года, чем подтверждается процедура обеспечения взыскания пеней. Пеню по налогу на имущество физических лиц за 2018 год уменьшили на сумму 30,06 рублей, так как они взысканы решением суда от 09 марта 2018 года за период с 03 декабря 2019 года по 18 декабря 2019 года.
В судебном заседании 15 декабря 2021 года представитель административного ответчика НС – АВ возражал против доводов административного искового заявления. Пояснил, что в отношении пени не соблюдена процедура досудебного взыскания налога, так как из представленных административным истцом документов невозможно установить за какой период и какие суммы выносились по судебному приказу. По всем требованиям истекли сроки принудительного взыскания. Требования, которые направлялись налогоплательщику, не соответствуют требованиям ст.ст. 69-70 НК РФ. В требованиях, которые направлены в личный кабинет, отсутствует расчет пени, не указано за какой период, не даются ссылки на налоговые уведомления. Заявленные требования идентичные требованиям по делу 2а-589/2021, там уже заявлялись требования по пени по транспортному налогу, за те же периоды в сумме 1523,33 рублей и было отказано в их взыскании, по налогу на имущество пени в сумме 30,6 рублей за 2015 год с 1 декабря 2017 по 09 июля 2019 года в сумме 104 рубля отказано, по земельному налогу за 2015 год за период с 2 декабря по 9 июля 2019 года отказано. Просил суд в удовлетворении заявленных административных исковых требованиях отказать.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы закреплена статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.
В соответствии с п. п. 1, 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета и подлежит исполнению в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, 21 декабря 2020 года мировым судьей Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 4 вынесен судебный приказ о взыскании с НС в пользу Межрайонной инспекции ФНС России № I по Амурской области недоимки по налогам, включая пени, в общей сумме 10 386 руб. 67 коп., а так же о взыскании в доход местного бюджета государственной пошлины в размере 207 руб. 73 коп.
13 января 2021 года указанный судебный приказ был отменен в порядке, предусмотренном ст. 123.7 КАС РФ, в связи с поступившими возражениями относительно его исполнения.
С административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 21 апреля 2021 года, таким образом, срок обращения в суд с настоящими требованиями административным истцом не пропущен.
Судом установлено и подтверждается представленными материалами, что НС, ИНН ***, *** года рождения, уроженка г. Санкт-Петербург состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС № 1 по Амурской области в качестве налогоплательщика.
Согласно сведениям, полученным МИФНС России №1 по Амурской области от органа, осуществляющего государственную регистрацию транспортных средств в Российской Федерации, за НС зарегистрированы следующие транспортные средства: КАМА35320 - государственный регистрационный знак ***; КАМА355Ю2 - государственный регистрационный знак ***; TOYOTA HARRIER- государственный регистрационный знак ***; NISSAN TERRANO - государственный регистрационный знак ***.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии г. законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. Грузовые и легковые автомобили согласно статье 358 Налогового Кодекса Российской Федерации признаются объектом налогообложения транспортного налога.
Следовательно, на основании статей 357, 358 НК РФ НС является плательщиком транспортного налога.
Согласно ст. 362 Налогового Кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, и доводится до налогоплательщика путем направления ему налогового уведомления, в сроки и в порядке, установленном статьями 52, 363 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Согласно налоговому уведомлению № 83502382 от 12.10.2016 года на уплату транспортного налога физическим лицом за 2015 год, направленному инспекцией в адрес НС, сумма транспортного налога по сроку уплаты 01.12.2016 г. составила - 33775 рублей.
Согласно налоговому уведомлению № 55550428 от 23.08.2018 года на уплату транспортного налога физическим лицом за 2017 год, направленному инспекцией в адрес ИС, сумма транспортного налога по сроку уплаты 03.12.2018 г. составила - 14200 рублей.
Согласно налоговому уведомлению № 52657497 от 25.07.2019 года на уплату транспортного налога физическим лицом за 2018 год, направленному инспекцией в адрес НС, сумма транспортного налога по сроку уплаты 02.12.2019 г. составила - 54008 рублей.
Пунктом 2 статьи 57 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу ст. 75 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки влечет начисление и уплату суммы соответствующих пеней (пункт 1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3).
В соответствии со ст. 75 НК РФ в связи с неуплатой налога за период 2015, 2017 гг. в установленный срок НС начислена пеня в сумме 1243,60 руб., в том числе по требованию № 48769 от 26.06.2020 года:
- за 2015 год в сумме 170,36 рублей за период с 02.12.2016 года по 25.06.2020 года;
- за 2017 год в сумме 1063,35 рублей за период с 04.12.2018 года по 25.06.2020 года;
По требованию № 53542 от 30.06.2020 года:
- за 2015 год в сумме 1,37 рублей за период с 26.06.2020 года по 29.06.2020 года, исходя из следующего расчета - остаток недоимки - 2 275.00*4.5*1/30000*4 дня =1,37 рублей;
- за 2017 год в сумме 8,52 рублей за период с 26.06.2020 года по 29.06.2020 года, исходя из следующего расчета пени - остаток недоимки - 14 200.00*4.5 * 1/30000*4 дня =8,52 рублей.
Так как по истечении установленного законодательством срока уплаты транспортного налога сумма налога не была уплачена НС, налоговым органом, в соответствии со ст. 69,70 НК РФ, направлены требования об уплате налога № 48769 от 26.06.2020 года, в котором предлагалось погасить имеющуюся задолженность в срок до 17.11.2020 года, № 53542 от 30.06.2020 года, в котором предлагалось погасить имеющуюся задолженность в срок до 16.11.2020 года.
Также, судом установлено и подтверждается представленными материалами, что НС в налоговый период 2015 – 2018 года являлась собственником следующих объектов недвижимости: квартиры с кадастровым номером ***, расположенной по адресу ***; квартиры с кадастровым номером ***, расположенной по адресу ***; гаража с кадастровым номером ***, расположенного по адресу ***; квартиры с кадастровым номером ***, расположенной по адресу ***; гаража с кадастровым номером ***, расположенного по адресу ***; иных строений, помещений и сооружений с кадастровым номером ***, расположенных по адресу ***
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.
Статья 401 НК РФ к числу объектов налогообложения относит: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение. В целях главы 32 НК РФ жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам. Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии со ст. 400 НК РФ НС является плательщиком налога на имущество физических лиц.
В силу п. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Согласно п. 1 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
В соответствии со ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 НК РФ.
Согласно ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно налоговому уведомлению № 83502382 от 12.10.2016 года на уплату налога физическим лицом за 2015 год, направленному инспекцией в адрес НС, сумма налога по сроку уплаты 01.12.2016 г. составила 9124 рублей.
Согласно налоговому уведомлению № 55550428 от 23.08.2018 года на уплату налога физическим лицом за 2017 год, направленному инспекцией в адрес НС, сумма налога по сроку уплаты 03.12.2018 г. составила 9955 рублей.
Согласно налоговому уведомлению № 52657497 от 25.07.2019 на уплату налога физическим лицом за 2018 год, направленному инспекцией в адрес НС, сумма налога по сроку уплаты 02.12.2019 г. составила 10671 рубль.
В соответствии со ст. 75 НК РФ, в связи с неуплатой налога за период 2015, 2017, 2018 годов в установленный срок, НС начислена пеня в сумме 734,92 рублей, в том числе по требованию № 48769 от 26.06.2020 года:
- за 2015 год в сумме 39,37 рублей (35,09 рублей + 4,64 рублей (требование № 3553 от 20.12.2016 года);
- за 2017 год в сумме 441,32 рублей за период с 01.07.2019 по 24.02.2020 года;
- за 2018 год в сумме 250,94 рублей за период с 03.12.2019 по 25.06.2020 года;
По требованию № 53542 от 30.06.2020 года:
- за 2018 год в сумме 3,29 рублей за период с 26.06.2020 - 29.06.2020 года. Расчет пени: остаток недоимки - 5481,43*4.5 * 1/30000*4 дня =3.29 рублей
Так как по истечении установленного законодательством срока уплаты налога на имущество физических лиц сумма налога не была уплачена НС, налоговым органом, в соответствии со ст.69,70 НК РФ, направлены требования об уплате налога № 48769 от 26.06.2020 года, в котором предлагалось погасить имеющуюся задолженность в срок до 17.11.2020 года, № 53542 от 30.06.2020 года, в котором предлагалось погасить имеющуюся задолженность в срок до 16.11.2020 года.
Кроме того, судом установлено и подтверждается представленными материалами, что НС в налоговый период 2015 – 2018 года являлась собственником следующих земельных участков, расположенных по адресу: ***, кадастровый номер ***; ***, ***, кадастровый номер ***.
На основании п. 1 ст. 388 НК РФ НС является плательщиком земельного налога.
В соответствии с п. 4 ст. 391 и п. 3 ст. 396 НК РФ налоговая база и сумма земельного налога (авансовых платежей по налогу) для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, определяются налоговыми органами.
Согласно п. 1 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики оплачивают земельный налог (авансовые платежи по налогу) на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Согласно налоговому уведомлению № 83502382 от 12.10.2016 года на уплату налога физическим лицом за 2015 год, направленному инспекцией в адрес НС, сумма налога по сроку уплаты 01.12.2016 г. составила 54008 рублей.
Согласно налоговому уведомлению № 55550428 от 23.08.2018 года на уплату налога физическим лицом за 2017 год, направленного инспекцией в адрес НС, сумма налога по сроку уплаты 03.12.2018 г. составила 54008 рублей.
Согласно налоговому уведомлению № 52657497 от 25.07.2019 года на уплату налога физическим лицом за 2018 год, направленному инспекцией в адрес НС, сумма налога по сроку уплаты 02.12.2019 г. составила - 54008 рублей.
В соответствии со ст. 75 НК РФ, в связи с неуплатой налога за период 2015, 2017, 2018 годов в установленный срок НС начислена пеня в сумме 8407,79 рублей, в том числе по требованию № 48769 от 26.06.2020 года:
- за 2015 год в сумме 2 233,93 рублей за период с 02.12.2016 года по 25.06.2020 года;
- за 2017 год в сумме 4044,27 рублей за период с 04.12.2018 года по 25.06.2020 года;
- за 2018 год в сумме 2014,94 рублей за период с 03.12.2019 по 25.06.2020 года.
По требованию № 53542 от 30.06.2020 года:
- за 2015 год в сумме 18,16 рублей за период с 26.06.2020 - 29.06.2020 года. Расчет пени: остаток недоимки - 30 255*4.5 * 1/30000*4 дня =18,16 рублей;
- за 2017 год в сумме 32,41 рублей за период с 26.06.2020 - 29.06.2020 года. Расчет пени: остаток недоимки - 54008*4.5 * 1/30000*4 дня = 32,41 рублей;
- за 2018 год в сумме 32,41 рублей за период с 26.06.2020 - 29.06.2020 года. Расчет пени: остаток недоимки - 54008*4.5 * 1/30000*4 дня = 32,41 рублей
Так как по истечении установленного законодательством срока уплаты земельного налога сумма налога не была уплачена НС, налоговым органом, и соответствии со ст.69,70 НК РФ направлены требования об уплате налога № 48769 от 26.06.2020 года, в котором предлагалось погасить имеющуюся задолженность в срок до 17.11.2020 года, № 53542 от 30.06.2020, в котором предлагалось погасить имеющуюся задолженность в срок до 16.11.2020 года.
Рассматривая требования о взыскании пени по земельному налогу за 2015 год, начисленные за период с 02 декабря 2016 года по 25 июня 2020 года в размере 2233,93 рубля за период с 26 июня 2020 года по 29 июня 2020 года в размере 18,16 рублей, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» при применении данной правовой нормы нужно исходить из того, что под лицами, относящимися к категории лиц, в отношении которой установлены названные выше обстоятельства, понимаются, в частности, органы государственной власти, входящие в единую систему государственных органов (например, налоговые органы, таможенные органы и т.п.), должностные лица соответствующей системы государственных органов.
Решением судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 09 марта 2021 года по административному делу № 2а-589/2021 по административному исковому заявлению МИФНС России № 1 по Амурской области к НС о взыскании недоимки по налогам, пени с НС в доход государства взысканы - недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 5481,43 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год, за период с 03.12.2019 года по 18.12.2019 года, на сумму 30,06 рублей; недоимка по земельному налогу за 2018 год в размере 54008 рублей, итого взыскано 59519 рублей 49 копеек.
Данным решением суда установлено, что НС своевременно, в установленный законом срок (до 01.12.2016 года) оплачен земельный налог за 2015 год в размере 54008 руб. Таким образом, судья пришел к выводу, что пеня, как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, является производной от основного обязательства, недоимка по земельному налогу за 2015 год отсутствовала, оплата указанного налога была произведена в полном объеме и своевременно, следовательно, оснований для взыскания пени по данному налогу за 2015 год не имеется.
Таким образом, суд не находит оснований для взыскания с административного ответчика пени по земельному налогу за 2015 год начисленной за период с 02 декабря 2016 года по 25 июня 2020 года в размере 2233,93 рубля, за период с 26 июня 2020 года по 29 июня 2020 года в размере 18,16 рублей.
Рассматривая требования о взыскании пени по транспортному налогу за 2015 год начисленной за период с 02 декабря 2016 года по 25 июня 2020 года в размере 170,36 рублей, за период с 26 июня 2020 года по 29 июня 2020 года в размере 1,37 рубль, пени по транспортному налогу за 2017 год начисленной за период с 04 декабря 2018 года по 25 июня 2020 года в размере 1063,35 рубля, за период с 26 июня 2020 года по 29 июня 2020 года в размере 8,52 рублей, пени по земельному налогу за 2017 год, начисленной за период с 04 декабря 2018 года по 25 июня 2020 года в размере 4044,27 рублей, за период 26 июня 2020 года по 29 июня 2020 года в размере 32,41 рубля, пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год начисленной в размере 39,37 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год начисленной за период с 01 июля 2019 года по 24 февраля 2020 года в размере 441,32 рубль, суд не находит оснований для их взыскания с административного ответчика, в связи со следующим.
Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 15 июля 1999 года N 11-П, пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.
Положения указанных выше пунктов статьи 75 НК РФ не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание, которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года N 422-О).
Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. Тогда начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика помимо обязанности по уплате налога и способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Согласно представленному налоговым органом расчету пени к требованиям № 48769 от 26.06.2020 года и № 535542 от 30.06.2020 года по транспортному налогу за 2015 и 2017 года, по земельному налогу за 2017 год, по налогу на имущество физических лиц за 2015 и 2017 года рассчитаны исходя из суммы недоимки по налогам за указанный период.
В соответствии со статьей 75 НК РФ обязательным условием для начисления, а также взыскания в судебном порядке с налогоплательщика пени является установленный факт несвоевременной уплаты им налога.
В силу части 4 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Между тем, доказательств принудительного взыскания суммы транспортного налога за 2015 и 2017 года, земельного налога за 2017 год, и налога на физических лиц за 2015 и 2017 года в пределах установленных законом сроков административным истцом не предоставлено. Представленные в дело заявления о выдаче судебных приказов, равно как и выдававшиеся судебные приказы не содержат конкретных периодов взыскания.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для взыскания пеней в вышеуказанном размере не имеется.
Рассматривая требования о взыскании пени по налогу на имущество физически лиц за 2018 год за период с 19.12.2019 года по 25.06.2020 года в сумме 220 рублей 88 копеек, пени по земельному налогу за 2018 год за период с 03.12.2019 года по 29.06.2020 года в сумме 2047 рублей 35 копеек, суд полагает их подлежащими удовлетворению.
Доказательств, опровергающих правомерность начисления пени по налогу на имущество физически лиц за 2018 год и по земельному налогу за 2018 год, а также подтверждающих исполнение обязательств по уплате указанной пени в установленный законом срок, административным ответчиком не представлено.
Произведенный административным истцом расчет указанной пени соответствует нормам налогового законодательства и судом признается верным и обоснованным. Доводов о несогласии с расчетом недоимки по пени административным ответчиком не заявлено.
Предусмотренный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячный срок на обращение в суд с требованием о взыскании пени по указанным налогам, административным истцом соблюден.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что административным ответчиком не исполнена в установленный законом срок обязанность по уплате земельного налога за 2018 год и налога на имущество физических лиц за 2018 год, в установленный законом срок, до настоящего времени пени по налогу на имущество физически лиц за 2018 год и по земельному налогу за 2018 год не уплачены, учитывая, что порядок взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности административным истцом соблюден, суд полагает необходимым взыскать с НС за счет ее имущества в доход государства пени по налогу на имущество физически лиц за 2018 год, за период с 19.12.2019 года по 25.06.2020 года, в сумме 220 рублей 88 копеек; пени по земельному налогу за 2018 год, за период с 03.12.2019 года по 29.06.2020 года в сумме 2047 рублей 35 копеек.
Таким образом, настоящий административный иск подлежит частичному удовлетворению.
В силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с п. 2 ст. 61.1 БК РФ суммы государственной пошлины по де-лам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов.
Согласно п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судо-производства Российской Федерации» при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что по делам, рассматриваемым, в том числе в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается в размере 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей, при подаче административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска до 20 000 рублей.
Учитывая, что административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, судом требования административного истца удовлетворены частично, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что административный ответчик подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины, в материалах дела не имеется, поэтому с НС подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области к НС о взыскании задолженности по пеням – удовлетворить частично.
Взыскать с НС, *** года рождения, ИНН ***, проживающей по адресу: ***, за счет ее имущества в доход государства пени по налогу на имущество физически лиц за 2018 год, за период с 19.12.2019 года по 25.06.2020 года, в сумме 220 рублей 88 копеек; пени по земельному налогу за 2018 год, за период с 03.12.2019 года по 29.06.2020 года в сумме 2047 рублей 35 копеек.
Взыскать с НС в доход муниципального образования город Благовещенск государственную пошлину в размере 400 рублей.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Воронин И.К.
Решение в окончательной форме изготовлено 11 января 2022 года.