ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4384/18 от 17.12.2018 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 декабря 2018 года город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи М.М.Сафронова при секретаре судебного заседания М.С.Семеновой рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению КИГ, МАНо, ХГА, МКР к Администрации г. Омска об оспаривании постановления Администрации города Омска от 09 июня 2011 года № 578-п,

В судебном заседании приняли участие:

от административных истцов – Новоселов А.В. (по доверенностям, л.д.

от административного ответчика Администрации г. Омска – Веселкова И.А. (по доверенности, л.д.

от прокуратуры г. Омска – Каранчинцева Т.Г. (по удостоверению),

У С Т А Н О В И Л:

Клещеров И.Г., Махмудов А.Н.о., Хохлова Г.А., Мовсесян К.Р. обратились в суд с вышеназванным административным иском.

В обоснование указали, что постановлением Администрации города Омска от 09.06.2011 № 578-п был утвержден проект планировки некторых частей муниципального образования городской округ г. Омск Омской области.

Истцы являются владельцами домов, расположенных в рамках территории, указанной в оспариваемом постановлении.

В административном иске административные истцы указываеют, что «им стало известно», о том, что их дома расположены в территориальной зоне ИТ2, в которой размещение и реконструкция индивидуальных жилых домов запрещены.

Считают, что оспариваемое постановление ухудшает их права в сравнении с правообладателями земельных участков, отнесенных к зоне Ж5 (граничащей с зоной ИТ2, в которой, как было указано выше расположены их дома).

В связи с изложенным просят суд признать постановление Администрации города Омска от 09.06.2011 № 578-п в части утверждения проекта планировки территории, Расположенный в границах: <адрес> незаконным (л.д. ).

В судебном заседании представитель административных истцов Новоселов А.В. требования поддержал. Дополнительно пояснил суду, что стоимость жилых помещений и земельных участков административных истцов на дату рассмотрения спора существенно ниже, чем она могла бы быть, если бы дома и земельные участки административных истцов располагались в территориальной зоне Ж2.

В данном суду заключении прокурор прокуратуры г. Омска Карачинцева Т.Г. полагала требования административных итцов не подлежащими удовлетворению.

Представитель административного ответчика Веселкова И.А. требования не признала, поддержала доводы письменных возражений (л.д. ), считала, что оснований для удовлетворения требований не имеется.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Исходя из положений ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с частями 8, 9 ст. 214 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Согласно частям 1, 4 ст. 215 того же закона, решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.

Пунктом 26 части 1 статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение документации по планировке территории отнесено к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории.

Согласно части 16 статьи 45 ГрК РФ глава местной администрации обеспечивает опубликование документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

В соответствии с частью 14 статьи 46 ГрК РФ утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

В соответствии с частью 4 статьи 7 Устава города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92, Администрация города Омска учреждает печатные средства массовой информации, являющиеся официальными изданиями органов местного самоуправления города Омска, для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 (далее - Правила), документация по планировке территории до ее утверждения Мэром города Омска подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, которые проводятся в порядке, установленном статьей 23 настоящих Правил.

Газета «Третья столица» является официальным источником опубликования муниципальных правовых актов в соответствии с Постановлением Мэра города Омска от 25.05.2007 N 395-п «Об опубликовании муниципальных правовых актов и иных официальных документов, подлежащих обязательному опубликованию».

Согласно части 5 статьи 7 Устава города Омска муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также муниципальные правовые акты, обязательность опубликования которых установлена действующим законодательством, муниципальными правовыми актами либо в отношении которых принявшим (издавшим) их органом принято решение об опубликовании, подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней с момента подписания, если законодательством или муниципальными правовыми актами не установлен иной срок.В силу ч. 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденный Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 (далее –Генеральный план), является основным документом территориального планирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области.

В разделе 2 Генерального плана указано, что на основе материалов Генерального плана города Омска, в соответствии с действующим ГрК РФ разрабатываются правила землепользования и застройки городских территорий и проекты планировок территории города Омска.

В соответствии с преамбулой Правил землепользования и застройки, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 они являются муниципальным правовым актом, разработанным на основе Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Омской области, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Омск Омской области.

Судом установлено, что административный истец Клещеров И.Г. владеет на праве собственности жилым домом и земельным участком, расположенными по адресу: <адрес> с 24.01.2017 (л.д. ).

Административный истец Махмудов А.Н.о. владеет на праве собственности жилым домом и земельным участком, расположенными по адресу: <адрес> с 08.04.2011 (л.д. ).

Административный истец Хохлова Г.А. владеет на праве собственности с октября-декабря 2012 года жилым домом и земельным участком, расположенными по адресу: <адрес> (л.д. ).

Административный истец Мовсесян К.Р. владеет с октября 2013 года на праве собственности жилым домом и земельным участком, расположенными по адресу: <адрес> (л.д. .

В рамках реализации полномочий административным ответчиком Администрацией города Омска принято постановление от 09.06.2011 № 578-п «Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области», которым, в том числе, утвержден проект планировки территории, расположенной в границах: улица <адрес> (далее постановление, л.д. 98-140, т.1).

Сторонами по делу не оспаривается, что земельные участки административных истцов находятся в пределах указанной в данном постановлении территории.

Постановление было опубликовано в газете «Третья столица» № 29 от 17.06.2011, размещено на официальном сайте Администрации города Омска в сети «Интернет».

До принятия данного постановления, в соответствии с действующим законодательством, постановлением Администрации города Омска от 15.02.2011 № 522-п «Об организации и проведении публичных слушаний по вопросу утверждения проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» были назначены на 24 марта 2011 года и проведены публичные слушания по вопросу утверждения проектов планировки территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенной в границах: улица 4-я Транспортная - граница полосы отвода железной дороги - улица Барабинская - улица Хабаровская - улица 1-я Военная - в Октябрьском административном округе города Омска (л.д. ). В соответствии с Заключением по результатам публичных слушаний по вопросу утверждения проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области от 24.03.2011 публичные слушания признаны состоявшимися (л.д. ).

Как справедливо указывает в возражениях на административное исковое заявление административный ответчик, проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Как видно из материалов дела, в частности, чертежа планировки территории, расположенной в границах: улица 4-я Транспортная - граница полосы отвода железной дороги - улица Барабинская - улица Хабаровская - улица 1-я Военная - в Октябрьском административном округе города Омска, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 09.06.2011 № 578-п, земельные участки (административных истцов) с кадастровыми номерами расположены в границах территории общего пользования, в красных линиях улицы Кирова магистрали общегородского значения непрерывного движения (л.д. ).

По смыслу ГрК РФ, решения по территориальному планированию, предусмотренные в генеральных планах, в рамках реализации подлежат отражению и соблюдению в документации по планировке территории. Кроме того, решения генеральных планов реализуются в виде принятия решений, в том числе, о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую; создании объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.

В составе Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43, разработаны:

- схема размещения объектов транспорта местного значения № 11.2 в Схеме развития объектов транспортной инфраструктуры города Омска (далее – Схема №11.2);

- схема развития метрополитена, трамвая и троллейбуса № 11.3 в Схеме развития объектов транспортной инфраструктуры города Омска (далее – Схема №11.3).

В соответствии со Схемой №11.2, земельные участки с кадастровыми номерами находятся в границах территории, определенной для размещения магистрали общегородского значения непрерывного движения (л.д. ).

В соответствии со Схемой №11.3, земельные участки с кадастровыми номерами находятся в границах территории, определенной для размещения линии движения троллейбуса (л.д. ).

То есть оспариваемое постановление принято в соответствии с Генеральным планом города Омска и утвержденными в соответствии с ним Правилами землепользования и застройки.

И указанные документы, имеющие, по отношению к обжалуемому постановлению более высокую юридическую силу и не оспоренные административными истцами в установленном законом порядке не предполагают строительство на территории, в том числе, принадлежащей административным истцам, жилых домов.

При этом все административные истцы приобретали земельные участки после принятия как Генерального плана, так и Правил землепользования и застройки.

Сам по себе факт возможного изменения цены земельного участка (принадлежащего каждому из административных истцов) при отнесении его к иной, нежели ИТ2 территориальной зоне, не может свидетельствовать о несоответствии оспариваемого НПА вышестоящим нормативным актам и вести к удовлетворению заявленных требований.

Доводы административного иска не убедительны. Оспариваемое постановление принято в рамках предоставленных административному ответчику полномочий в виде и форме, в которых данный орган вправе принимать нормативные правовые акты.

Порядок опубликования постановления соблюден. Нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд не установил.

Суд соглашается с возражениями административного ответчика и заключением прокуратуры. Оснований к признанию незаконным оспариваемого нормативно-правового акта суд первой инстанции не усматривает, поскольку, по мнению районного суда, необходимые для того условия, установленные ст.ст.214, 215 КАС РФ, отсутствуют.

Судебные расходы суд относит на административных истцов.

Руководствуясь ст. 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления КИГ, МАНо, ХГА, МКР отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.М.Сафронов

В окончательной форме решение суда принято 24 декабря 2018 года.