Дело № 2а-952/2020
24RS0013-01-2019-004121-75
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 февраля 2020 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего – судьи Адиканко Л.Г.
при секретаре Нихау Т.А.,
с участием ст. помощника прокурора Емельяновского района ФИО5,
представителя административного ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Емельяновского района Красноярского края в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Емельяновскому районному Совету депутатов о признании решения незаконным,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Емельяновского района Красноярского края, действуя в защиту интересов Российской Федерации, а также в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Емельяновского районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, принятое в протокольной форме, в части отклонения решения о досрочном прекращении полномочий депутата Емельяновского районного Совета депутатов ФИО2; просил досрочно прекратить полномочия депутата Емельяновского районного Совета депутатов ФИО2
В процессе судебного разбирательства прокурор от требований административного иска в части досрочного прекращения полномочий депутата <адрес> Совета депутатов ФИО2 отказался, в связи с чем производство по делу в данной части прекращено.
Требования административного иска мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ в Емельяновский районный Совет депутатов из администрации Губернатора Красноярского края поступила информация о неисполнении депутатом ФИО2 антикоррупционной обязанности, а именно, о непредставлении ею сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении супруга – ФИО7, за ДД.ММ.ГГГГ год. ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по соблюдению лицами, замещающими муниципальные должности, требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликтов интересов в Емельяновском районном Совете депутатов указанная информация рассмотрена, комиссией принято решение рекомендовать районному Совету депутатов рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2, в связи с утратой доверия. Данный вопрос рассмотрен ДД.ММ.ГГГГ на заседании пятидесятой внеочередной сессии Совета, по результатам голосования указанное решение не принято, полномочия депутата ФИО2 не прекращены. Данное решение противоречит требованиям законодательства о противодействии коррупции и является незаконным.
В судебном заседании ст. помощник прокурора <адрес>ФИО5 заявленные требования поддержала, дав пояснения по сути административного иска, аналогичные содержащимся в нем.
Представитель административного ответчика – Емельяновского районного Совета депутатов ФИО6 в судебном заседании требования прокурора не признала, пояснив, что вопрос прекращения полномочий депутата Совета депутатов ФИО2 был рассмотрен Комиссией по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в Емельяновском районном Совете депутатов, а затем на сессии Совета депутатов. По результатам голосования решение о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 принято не было. Решение в протокольной форме об отклонении решения о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 депутатами Емельяновского районного Совета депутатов не принималось. Кроме того, такой формы принятия решения не предусмотрено Уставом Емельяновского района и Регламентом Емельяновского районного Совета депутатов, следовательно, требование прокурора неисполнимо, так как отсутствует объект отмены.
Заинтересованное лицо – ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежаще.
Выслушав мнения участников судебного разбирательства и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе, органами управления и руководителями коммерческих организаций.
В силу ч. 1 ст. 77 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.
В соответствии с положениями части 10 статьи 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях, прямо указанных в этой части, а также в иных случаях, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 4 ст.12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» предусмотрено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Такой порядок утвержден Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 558, и предполагает, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по форме утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
К лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса (абзац семнадцатый ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В силу части 7.1 статьи 40 названного Федерального закона депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом (часть 10.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).
Согласно части 11 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Таким образом, действующим законодательством установлено, что решение о досрочном прекращении полномочий депутатов принимается представительным органом муниципального образования, в рассматриваемом деле - Емельяновским районным Советом депутатов Красноярского края.
Как установлено в судебном заседании, в соответствии с решением Избирательной комиссии муниципального образования Емельяновский район от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО2 является депутатом, избранным в состав Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края пятого созыва по одномандатному избирательному округу №. Общая численность Емельяновского районного Совета депутатов пятого созыва составила <данные изъяты> избранных депутата.
ДД.ММ.ГГГГ Емельяновским районным Советом депутатов получено сообщение из администрации Губернатора Красноярского края о том, что депутатом Емельяновского районного Совета депутатов ФИО2 не представлены сведения о доходах своего супруга – ФИО7 за ДД.ММ.ГГГГ год; причина невозможности предоставления таких сведений, указанная ФИО2, признана неуважительной. Адресату разъяснено, что с учетом норм законодательства о противодействии коррупции, непредставление указанных сведений должно рассматриваться как неисполнение возложенной обязанности депутатом, что в силу ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2008 № 273-ФЗ, является основанием для досрочного прекращения полномочий депутата в связи с утратой доверия.
Данный вопрос рассмотрен на заседании Комиссии по соблюдению лицами, замещающими муниципальные должности, требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в Емельяновском районном Совете депутатов ДД.ММ.ГГГГ, по результатам чего принято решение рекомендовать Совету депутатов рассмотреть на очередной сессии районного Совета депутатов вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2
Согласно протокола заседания пятидесятой внеочередной сессии Совета от ДД.ММ.ГГГГ, проведенном с участием <данные изъяты> депутатов из <данные изъяты>, на обсуждение был поставлен вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2
По результатам голосования проект решения о прекращении полномочий депутата ФИО2 отклонен <данные изъяты> депутатами из <данные изъяты> присутствующих.
Протокол от ДД.ММ.ГГГГ не содержит данных о том, что ФИО2 оспаривался факт непредставления ею сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга – ФИО7
В ходе судебного разбирательства доказательств исполнения данным депутатом установленной законом обязанности предоставления таких сведений также не представлено.
Представленная в дело справка участкового уполномоченного полиции МО МВД России «Емельяновский» от ДД.ММ.ГГГГ указывает на то, что ФИО7, ранее проживавший по адресу: <адрес>, по данному адресу не проживает с ДД.ММ.ГГГГ года, вместе с тем, не является доказательством того, что депутат ФИО2 была лишена возможности представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО7, брак с которым не расторгнут. Каких-либо данных, указывающих на то, что ФИО2 своевременно обращалась в Комиссию по урегулированию конфликта интересов с заявлениями о невозможности предоставления таких сведений, суду не предоставлено.
Разрешая требования прокурора, суд учитывает, что согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 4 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных норм в их совокупности следует, что обязанность лица, замещающего муниципальную должность, по предоставлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) считается выполненной надлежащим образом при предоставлении указанными лицами полных и достоверных сведений в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами.
Следовательно, не предоставление лицами, замещающими муниципальные должности, таких сведений, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений, является основанием для досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность.
Таким образом, неисполнение депутатом Емельяновского районного Совета депутатов ФИО2 обязанности предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении своего супруга, являлось основанием для досрочного прекращения полномочий депутата, в связи с чем принятое ДД.ММ.ГГГГ в протокольной форме решение Совета об отклонении проекта Комиссии о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2, не соответствует Федеральному закону № 273-ФЗ, Федеральному закону № 131-ФЗ.
При этом доводы административного ответчика о том, что ДД.ММ.ГГГГ депутатами Совета не принят за основу проект решения о досрочном прекращении полномочий депутата О., и данное решение обжалованию не подлежит, так как Регламентном Емельяновского районного Совета депутатов и Уставом не предусмотрено протокольной формы принятия решения, суд находит не подлежащими учету, поскольку данное решение являлось единственным итоговым разрешением вопроса Советом депутатов о прекращении полномочий депутата в связи с неисполнением обязанности предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении своего супруга.
Исходя из анализа вышеприведенных правовых положений закона, суд приходит к выводу о том, что ФИО2, как депутат Емельяновского районного совета депутатов, обладая особым статусом и выполняя определенные публичные муниципальные функции, обязана была представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера как в отношении себя, так и в отношении супруга, и неисполнение такой обязанности влекло досрочное прекращение полномочий депутата.
При этом решение данного вопроса отнесено к исключительной компетенции соответствующего представительного органа муниципальной власти – Емельяновского районного Совета депутатов, и неприятие решения о досрочном прекращении полномочий депутата расценивается как бездействие Совета, в связи с чем, приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Емельяновского района Красноярского края удовлетворить.
Признать незаконным решение Емельяновского районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, принятое в протокольной форме, в части отклонения решения о досрочном прекращении полномочий депутата Емельяновского районного Совета депутатов ФИО2.
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения (22.02.2019).
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА
Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко