ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4387/19 от 14.10.2019 Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

УИД 66RS0002-01-2019-002116-94

Дело № 2а -4387/19

Мотивированное решение изготовлено 21.10.2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 октября 2019 года г. Екатеринбург

Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области под председательством судьи Гавриной Ю.В., при секретаре Юриной Н.А., с участием представителя административного истца Антонова С.А., представителя административного ответчика Мерзляковой И.Ф., представителя заинтересованного лица Чадова К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Волкова Макара Васильевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Свердловской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении льготы по земельному налогу,

установил:

административный истец обратился в суд с иском к МИФНС России № 24 по Свердловской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении льготы по земельному налогу, возложении обязанностей. В обоснование требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: ***. Поскольку он является инвалидом *** группы, считает, что при расчете земельного налога к нему должна применяться льгота, установленная положением подпункта 3.1.13 решения Думы Березовского городского округа от 24.10.2013 № 92 «Об установлении земельного налога на территории Березовского городского округа». Решением от 15.02.2019 МИФНС № 24 по Свердловской области Волкову М.В. отказано в предоставлении указанной льготы. Полагал указанное решение незаконным, нарушающим его законные права. Отказ налогового органа, изложенный в оспариваемом решении, основан на использовании земельного участка истцом в предпринимательской деятельности, а также в предназначении земельного участка, принадлежащего истцу для использования в предпринимательской деятельности. Приведение налоговым органом в качестве основания для отказа факт использования земельного участка в предпринимательских целях является необоснованным, не имеет документального подтверждения. Просит суд, признать незаконным решения МРИ ФНС России № 24 по Свердловской области, УФНС России по Свердловской области *** об отказе в предоставлении льготы по земельному налогу. Обязать МРИ ФНС России № 24 по Свердловской области предоставить ему налоговую льготу в виде освобождения от налогооблажения по земельному налогу на земельный участок с кадастровым номером *** с 25.01.2018, в части не используемой в хозяйственной (предпринимательской) деятельности площади, в размере 17631,23 кв.м.

Истец в судебное заседание не явился, для участия в деле направил своего представителя Антонова С.А., который требования административного иска поддержал.

Представитель административного ответчика Мерзлякова И.Ф., действующая на основании доверенности, просила в иске отказать, указала, что положения Решения Думы Березовского городского округа от 24.10.2013 № 92 распространяются лишь на земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, а также иные земельные участки, не используемые в предпринимательской деятельности. Принадлежащий административному ответчику земельный участок предназначен для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, то есть для осуществления предпринимательской деятельности, что и явилось основанием для отказа в предоставлении льготы по земельному налогу.

Представитель заинтересованного лица Чадов К.А. просил в иске отказать, поскольку административный истец не освобожден от налогообложения.

Выслушав объяснения представителей сторон, заинтересованного лица, оценив их в совокупности с письменными доказательствами, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги. Аналогичная обязанность закреплена в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Земельный налог в соответствии со статьями 15, 387 Налогового кодекса Российской Федерации является местным налогом, который устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки, а также вправе устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Земельный налог на территории Березовского городского округа, расположенного на территории Свердловской области, установлен решением Думы Березовского городского округа от 24.10.2013 № 92. Этим решением для земельных участков под производственными зданиями, строениями, сооружениями или приобретенных (предоставленных) для строительства указанных объектов, для земельных участков под объектами промышленности или приобретенных (предоставленных) для строительства этих объектов налоговая ставка установлена в размере 1,5% от кадастровой стоимости (строки 11, 14 пункта 1 Решения).

Пунктом 3.1 названного Решения установлены льготы по уплате земельного налога. В частности, от его уплаты освобождаются инвалиды, признанные таковыми в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (подпункт 3.1.13). В то же время этим же пунктом решения Думы предусмотрено, что категории налогоплательщиков, указанных в подпунктах 3.1.3 - 3.1.17, освобождаются от уплаты налога за земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, и иные земельные участки, не используемые в предпринимательской деятельности.

Судом установлено, что административный истец Волков М.В. имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***. Данный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Площадь участка – 20261 кв.м., кадастровая стоимость 29416540 руб. 68 коп., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 18-19).

Волков М.В. является инвалидом *** группы, бессрочно, что следует из справки *** (л.д. 14).

31.01.2019 Воковым М.В. в Межрайонную ИФНС России № 24 по Свердловской области подано заявление о предоставлении льготы по земельному налогу на часть земельного участка с кадастровым номером *** (л.д. 11).

Ответом Межрайонной ИФНС России № 24 по Свердловской области от 15.02.2019 *** на заявление административного истца о предоставлении ему налоговой льготы отказано, поскольку положения Решения Думы Березовского городского округа от 24.10.2013 № 92 не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (л.д. 8). УФНС России по Свердловской области жалобу Волкова М.К. оставили без удовлетворения, признав отказ Инспекции в предоставлении льготы правомерным (л.д. 10).

Поскольку указанный земельный участок расположен на территории Березовского городского округа Свердловской области, то его налогообложение осуществляется в соответствии с вышеперечисленными нормами Налогового кодекса Российской Федерации и указанным выше решением Думы Березовского городского округа.

Из анализа положений решения Думы Березовского городского округа следует, что налоговые льготы, гражданам, перечисленным в подпунктах 3.1.3 - 3.1.17 пункта 3.1 решения Думы Березовского городского округа от 24.10.2013 № 92 предусмотрены только за земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, и иные земельные участки, не используемые в предпринимательской деятельности.

Кроме того, суд исходит из того, что налоговые ставки органом местного самоуправления были дифференцированы исходя из вида разрешенного использования земельных участков, а также учитывая, что земельные участки в силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации подлежат использованию в соответствии с их целевым назначением и установленным видом разрешенного использования, названные положения пункта 3.1 решения Думы Березовского городского округа от 24.10.2013 № 92 означают, что от уплаты земельного налога освобождаются те категории граждан, перечисленные в подпунктах 3.1.3 - 3.1.17 этого решения, в том числе и подпункте 3.1.13, которые обладают земельными участками, относящимся к таким видам разрешенного использования, как для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, для садоводства и огородничества, а также относящимся к иным видам разрешенного использования, которые (виды разрешенного использования) не допускают возможности использования этих земельных участков в предпринимательских целях.

Таким образом, Волков М.В. имеет право на освобождение от уплаты земельного налога за земельный участок, расположенный на территории Березовского городского округа, только в том случае, если земельный участок относится к тем конкретным вышеперечисленным видам разрешенного использования, указанным в пункте 3.1 названного решения Думы Березовского городского округа, либо если вид разрешенного использования земельного участка изначально не допускает его использование в предпринимательских целях.

Вышеназванный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, указывает на его использование только в предпринимательских целях. Этот вид разрешенного использования не допускает использование его в иных целях, не связанных с предпринимательской (для личных потребительских нужд) (иное его использование без изменения вида разрешенного использования будет противоречить законодательству). В судебном заседании представитель административного истца подтвердил, что часть земельного участка используется в предпринимательских целях (заключены договоры аренды). Поэтому, в силу положений пункта 3.1 решения Думы Березовского городского округа от 24.10.2013 № 92 Волков М.В. не может быть освобожден от уплаты земельного налога за этот земельный участок, что является основанием для отказа в иске, поскольку в ответе на заявление административного ответчика о предоставлении ему налоговой льготы по вышеуказанному основанию, налоговый орган отказал именно по данному основанию. Последующие требования производны от первичного требования и подлежат оставлению без удовлетворения по тем же основаниям.

Руководствуясь ст.ст.175-180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Волкова Макара Васильевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Свердловской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении льготы по земельному налогу отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.

Судья Ю.В. Гаврина