ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4389/2016 от 13.09.2016 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело №2а-4389/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2016 года

<...>

Свердловский районный суд города Костромы в составе председательствующего судьи Скрябиной О.Г., при секретаре Зудиной М.Л., с участием прокурора Тимошенко М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 о признании незаконными действий (бездействий) председателя Избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №107, Избирательной комиссии Костромской области,

Установил:

Свердловским районным судом г. Костромы 8 сентября 2016 года принято к производству административное исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3 от 5 сентября 2016 года к председателю избирательной комиссии Костромской области ФИО4 о признании действий председателя избирательной комиссии Костромской области незаконными по неразмещению сведений об отчетах кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, зарегистрированных по одномандатному избирательному округу «107 «Костромская область - Костромской одномандатный избирательный округ» на официальном сайте избирательной комиссии Костромской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и по непредставлению копий отчетов кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, зарегистрированных по одномандатному избирательному округу «107 «Костромская область - Костромской одномандатный избирательный округ» в средства массовой информации для опубликования.

Свои требования административные истцы мотивируют следующим.

Они обратились в избирательную комиссию с заявлением о предоставлении информации об опубликованных сведениях о поступлении и расходовании средств специальных избирательных счетов кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Копии финансовых отчетов кандидатов передаются соответствующей избирательной комиссией в средства массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня их получения. Избирательная комиссия до дня голосования на выборах, не реже одного раза в месяц направляет в региональные (областные) государственные периодические печатные издания для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений. Обязательному опубликованию подлежат следующие сведения: о финансовой операции по расходованию средств из избирательного фонда, в случае если её размер превысил 5% от предельной суммы расходов средств избирательного фонда; об общей сумме средств, поступивших в избирательный фонд и о сумме всех расходов из средств избирательного фонда. Редакция региональных (областных) государственных периодических печатных изданий обязаны публиковать указанные сведения, переданные избирательным комиссиям для опубликования в течение трех дней со дня получения. Сведения о поступлении средств на специальный избирательный счет и расходовании этих средств размещается избирательными комиссиями на своем официальном сайте в информационно - телекоммуникационной сети Интернет. Обязательному размещению подлежат сведения: 1) О финансовых операциях по расходованию средств из соответствующего избирательного фонда, в случае если её размер превысил 50 тысяч рублей; 2) о юридических лицах, перечисливших в соответствующий избирательный фонд добровольные пожертвования, превышающие 20 тысяч рублей; 3) о количестве граждан, внесших в соответствующий избирательный фонд добровольные пожертвования в сумме, превышающей 20 тысяч рублей; 4) о средствах, возвращенных жертвователям из соответствующего избирательного фонда и об основаниях возврата; 5) об общей сумме средств поступивших в соответствующие избирательные фонды и об общей суммы израсходованных средств. Ответственность за нарушение порядка формирования и расходования средств избирательного фонда, несвоевременное предоставление отчетности по установленным порядком формам и недостоверности данных содержащихся в отчетах несет кандидат. Лица, нарушающие правила финансирования избирательной кампании несут установленную законодательством ответственность. Запрещается вносить пожертвования в избирательный фонд кандидатов, зарегистрированных кандидатов: 1. иностранным государствам и юридическим лицам. 2. иностранным гражданам. 3. лицам без гражданства. 4. гражданам РФ не достигших возраста 18 лет. 5. российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном складочном капитале превышает 30% на день официального опубликования решения о назначении выборов. 6. международным организациям и международным общественным движениям. 7. органам государственной власти и органам местного самоуправления. 8. государственным и муниципальным учреждениям и организациям. 9. юридическим лицам, имеющим государственную или муниципальную долю в уставном складочном капиталах превышающую 30% на день официального опубликования решения о назначении выборов. 10. воинским частям, военным учреждениям и организациям правоохранительных органов. 11. благотворительным организациям и религиозным обществам и учреждениям или организациям. 12. анонимным жертвователям без указания любого из следующих сведений: а) для гражданина-фамилии имени отчества, адрес и места жительства и даты рождения; б) для юридического лица идентификационный номер налогоплательщика название дата регистрации банковских реквизитов, отметки об отсутствии государственной или муниципальной доли в уставном складочном капитале, либо о наличии такой доли с указанием ее размера, об отсутствии иностранного участия в уставном складочном капитале либо о наличии такого участия с указанием доли этого участия 13 юридическим лицам зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования. Все денежные средства образующие избирательный фонд перечисляются на специальный избирательный счет избирательного фонда открытый в банке. Данный счет открывается кандидатом на основании решения соответствующей избирательной комиссии. Порядок ведения указанных счетов. Учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливается избирательной комиссией по согласованию с местным отделением сберегательного банка Российской Федерации. Запрещается выполнение оплачиваемых работ, реализацию, оказание платных услуг прямо или косвенно связанных с выборами без согласия в письменной форме зарегистрированного кандидата лиц и уполномоченных избирательного объединения, избирательного блока на такое выполнение работ, реализацию товаров оказание услуг и их оплату из соответствующего избирательного фонда. Запрещается бесплатное выполнение или выполнение по необоснованно заниженным расценкам юридическими лицами, их филиалами представительствами и иными подразделениями работ оказания услуг реализация товара прямо или косвенно связанных с выборами. Допускается добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказания им услуг по подготовке и проведению выборов без привлечения третьих лиц. Кандидатом. Зарегистрированном кандидатам запрещается использовать иные денежные средства для оплаты работ по сбору подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, осуществление других предвыборных мероприятий, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды. В случае, если кандидат, зарегистрированный кандидат при сборе подписей, или в период проведения предвыборной агитации, иных предвыборных мероприятий. Помимо средств собственного избирательного фонда использовал и иные денежные средства соответствующая избирательная комиссия вправе отменит решение о регистрации кандидата. В случае, если указанное нарушение обнаружено после опубликования результатов выборов избирательная комиссия вправе обратится в суд с представлением о признании избрания кандидата недействительным. Избирательная комиссия осуществляет контроль за порядком формирования и расходовании средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов. Кандидаты. зарегистрированные кандидаты представляют финансовые отчеты о поступлении и расходовании средств своего избирательного фонда. А также обо всех источниках создания своего избирательного фонда и всех произведенных затратах в избирательную комиссию со следующей периодичностью: 1. Первый отчет одновременно со сдачей подписных листов; 2. второй отчет не позднее чем за 15дней до дня выборов, 3. Итоговый отчет не позднее чем через 20 дней после официального опубликования результатов выборов. К итоговому отчету прилагают первичные финансовые документы подтверждающие поступление и расходование средств избирательного фонда. Копии указанных отчетов передаются избирательными комиссиями в средства массовой информации для опубликования не позднее трех дней со дня их поступления, таким образом, председателем избирательной комиссии 22 августа 2016 г дан ответ о направлении сведений о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов в депутаты по одномандатному избирательному округу №107 и расходовании этих средств в средства массовой информации и опубликованы в газете „Северная правда,, от 13 июля 2016 г №54, от 20 июля 2016 г №55, от 27 июля 2016 г. №56, от 3 августа 2016 г №59, а также указанные сведения размещаются на официальном сайте избирательной комиссии Костромской области в информационно телекоммуникационной сети „Интернет,,. На момент получения ответа сведения об отчетах кандидатов на официальном сайте WWW. kostroma.izbirkom.ru отсутствуют. Сведения, об отчетах размещенных в газете «Северная правда» основаны на информации Сбербанка. Согласно Избирательного Кодекса Костромской области, Федерального Закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ председатель избирательной комиссии несет ответственность за предоставление сведений об отчетах кандидатов в депутаты и именно он предоставляет копии отчетов средствам массовой информации для опубликования и для размещения в сети интернет. Поэтому доводы избирательной комиссии о направлении сведений в средства массовой информации, а также размещения указанных сведений на официальном сайте избиркома не основаны на избирательном кодексе КО и Федеральном законе №67. В соответствии со ст. 5.17 КОАП РФ установлена ответственность участников выборов, а также должностных лиц, кредитных организаций за непредставление в установленный законом срок отчета сведений об источниках и о размерах средств перечисленных в избирательный фонд и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании, а также за неполное предоставление в соответствии с законом таких сведений, либо предоставление недостоверных отчетов, сведений. Ответственность председателя избирательной комиссии за непредставление, непредусмотренное законом неполное предоставление либо несвоевременное предоставление сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, либо финансового отчета кандидатов, зарегистрированных кандидатов в СМИ для опубликования предусмотрено частью2 ст.5.17 КОАП РФ. Субъектом данного правонарушения является только председатель соответствующей избирательной комиссии. Государство обязано пресекать всякие попытки, препятствовать свободному формированию мнений избирателей. Требование беспристрастности обращено на государство и на его органы, особенно в том, что касается финансирования партий и кандидатов. Государство обязано обеспечивать участие в выборах кандидатов, выдвинутых в соответствии с законом. Таким образом, сведения, поступившие в средства массовой информации по состоянию на 11 июля, на 18 июля, на 25 июля, на 1 августа, на 8 августа, на 15 августа 2016 года о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов основаны на данных дополнительного офиса №8640/0133 Костромского отделения №8640 ПАО Сбербанк. В соответствии с законом №67 председатель избирательной комиссии предоставляет СМИ копии финансовых отчетов кандидатов. Данное требование закона не выполнено председателем избиркома. В связи с чем по представленным сведениям (в отличии от копий отчетов) невозможно проследить по использованию кандидатами денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, по расходованию денежных средств избирательного фонда на не предусмотренные законом цели поступление денежных средств с нарушением закона о выборах, незаконное использование финансовой поддержке. Первый отчет кандидата- одно из необходимых условий регистрации кандидата. Таким образом, объективного решения по выборам на основании неполных данных о кандидатах принять невозможно. Полагаем, что избирательная комиссия нарушила принцип равенства, позволив субъектам избирательного процесса осуществить в процессе предвыборной агитации использовать средства не за счет средств соответствующих избирательных фондов, не обеспечила прозрачности финансирования выборов, как условие равенства кандидатов и свободного формирования мнения избирателей. Отчет кандидатов в ходе избирательной кампании объективное и необходимое условие открытых выборов. Обеспечение прозрачности финансирования выборов, как условие равенства кандидатов и свободного формирования мнения избирателей. Обязанность председателя комиссии предоставить доказательства о предоставлении копий отчетов СМИ для опубликования в указанные периоды и доказательства сведений об отчетах нами как избирателями обнаружены следующие нарушения: при распространении буклетов изготовленных заказчиком кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 7 созыва по одномандатному избирательному округу №107 Костромская область - Костромской одномандатный избирательный округ ФИО5 оплаченных из средств избирательного фонда кандидата - исполнитель ООО Полиграфресурс, адрес 156013 г. Кострома ул. Галичская д.130 Заказ №527 тираж 50тыс экземпляров дата выпуска 26.07.2016г по состоянию на 25.07.2016г. сведений о поступлении средств в избирательный фонд кандидата не имеется, а по состоянию на 1.08.2016года в опубликованных сведениях - расходы на выпуск буклета от 26.07.2016 года тиражом 50тыс экземпляров ( 50000*на 0,90коп) в размере приблизительно 45 тыс рублей не опубликованы в отчете, что и указывает о недостоверной информации представленной СМИ на основании сведений из банка, а не на основании копий отчетов кандидатов. Осуществление действий расходований денежных средств на свою избирательную кампанию помимо средств избирательного счета запрещено законом и является основанием для снятия с выборов. При таких обстоятельствах у истцов как избирателей нет объективной информации о размещенных сведениях об отчетах кандидатов, что не позволяет получить достоверную информацию о источниках формирования специальных избирательных счетов и их расходовании помимо средств избирательных счетов кандидатов. На избирательную комиссию возложена обязанность проверки достоверных сведений об имуществе и уплате налогов кандидатами. Административные истцы, заявляя требования, руководствуются Федеральным Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации», КАС РФ, Конституции РФ.

В ходе рассмотрения административного дела административными истцами были дополнены заявленные требования. Дополнительно просят признать незаконными действия Избирательной комиссии Костромской области по предоставлению сведений в средства массовой информации, не основанных на отчетах кандидатов в депутаты Государственной Думы.

В судебном заседании административный истец ФИО3 свои требования с учетом дополнений поддержала по основаниям, указанным в административном иске. Дала пояснения в соответствии с обстоятельствами, изложенными в иске. Дополнительно пояснила, что под отчетами кандидатов (как указано в иске) она понимает первичные финансовые документы (договоры, квитанции, расходные ордера, платежные поручения) на изготовление листовок, других агитационных материалов, аренду помещений и т.д. Сведения в выписках Сбербанка не дают полной картины поступления и расходования средств избирательных фондов кандидатов в депутаты Государственной Думы, в связи с чем нарушаются ее избирательные права, как гражданина Российской Федерации, она не имеет возможности при отсутствии достоверных сведений о каждом кандидате, сделать правильный выбор в день голосования. Указывая на выпуск агитационных материалов кандидатами в депутаты Государственной Думы, административный истец ФИО3, пояснила, что с соответствующей жалобой в избирательную комиссию намерена была обратиться после того как у нее на руках будут достоверные сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов в депутаты Государственной Думы. В связи с этим она обратилась в избирательную комиссию Костромской области с просьбой предоставить такие сведения. Избирательной комиссией Костромской области ей был дан ответ о том, что такие сведения она может найти в газете «Северная Правда» (в ответе указаны номера газет) и в сети интернет на сайте www.kostroma.izdirkom.ru. Изучив печатные издания, номера которых были указаны в ответе Костромской областной избирательной комиссии, и, не увидев необходимых сведений, она обратилась к сети интернет. Однако в сети интернет на указанном в ответе сайте какой либо информации о поступлении и расходовании средств кандидатами в депутаты Государственной Думы не было, нет ее на сайте и на сегодняшний день. Пояснила, что доказательств того, что на сайте информация на 05 сентября 2016 года отсутствовала у нее нет, и обратила внимание, что доказать наличие информации на сайте на указанную дату должен административный ответчик, она не обязана доказывать данный факт. Полагает нарушенным ее право на получение информации, которым она обладает в силу Конституции Российской Федерации. Вопрос определения надлежащего административного ответчика оставила на усмотрение суда.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования с учетом дополнения поддержала по указанным в иске основаниям, пояснила, что ее права как избирателя нарушены бездействием административных ответчиков по непредоставлению достаточных и достоверных сведений, основанных на отчетах кандидатов, в средства массовой информации. Так же поддержала пояснения административного истца ФИО3, оставив вопрос определения надлежащего административного ответчика на усмотрение суда.

Административный истец ФИО2 по личным обстоятельствам, с разрешения суда, 12.09.2016 покинула зал судебного заседания, при этом пояснила, что полностью поддерживает позицию административного истца ФИО3, не возражала рассмотреть дело в ее отсутствие, ходатайств об отложении рассмотрения дела от ФИО2 в суд не поступило ни 12.09.2016, ни 13.09.2016 (после перерыва в судебном заседании для сна и отдыха).

Председатель Избирательной комиссии Костромской области ФИО4 в судебном заседании не участвует, извещен, направил в суд своего представителя с доверенностью.

Представитель административного ответчика – председателя Избирательной комиссии Костромской области ФИО4 –по доверенности специалист с высшим юридическим образованием, заместитель председателя Избирательной комиссии Костромской области ФИО6 в судебном заседании административные исковые требования с учетом дополнений не признала, пояснила, что административные истцы путают законодательное регулирование выборов депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с законодательным регулированием выборов депутатов в законодательный орган власти субъекта Российской Федерации. По существу заявленных требований пояснила следующее. Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 года № 291 были назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва на единый день голосования 18 сентября 2016 года. Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 апреля 2016 года 5/36-7 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу «107 «Костромская область - Костромской одномандатный избирательный округ» (далее - окружная избирательная комиссия) возложены на избирательную комиссию Костромской области. Порядок подготовки и проведения Выборов депутатов регламентируются Федеральным законом от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 20-ФЗ). В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона № 20-ФЗ окружная избирательная комиссия обеспечивает информирование участников избирательного процесса о сведениях, представленных кандидатами, выдвинутыми по одномандатному избирательному округу, публикует сведения о зарегистрированных кандидатах, а также обеспечивает контроль за поступлением средств в избирательные фонды кандидатов и расходованием этих средств. На основании части 9 статьи 74 Федерального закона № 20-ФЗ окружная избирательная комиссия до дня голосования периодически, но не реже одного раза в неделю направляет в редакции средств массовой информации для опубликования информацию о поступлении средств на соответствующие специальные избирательные счета и расходовании этих средств. Окружная избирательная комиссия знакомит кандидатов или их уполномоченных представителей по финансовым вопросам, а также редакции средств массовой информации по их официальным запросам с полученными от филиалов публичного акционерного общества "Сбербанк России" (иной кредитной организации) сведениями о поступлении средств на соответствующие специальные избирательные счета и расходовании этих средств. В обеспечение исполнения указанных требований Федерального закона № 20-ФЗ окружная избирательная комиссия с установленной дискретностью в семь дней направляла сведения о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов и расходовании этих средств (на основании данных, представленных дополнительным офисом №8640/0133 Костромского отделения № 8640 ПАО Сбербанк) для опубликования в Костромской областной газете «Северная правда», а также на официальном сайте избирательной комиссии Костромской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» под «баннером» «Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва» в разделе «Финансовое обеспечение выборов» в подразделе «Сведения о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов и расходовании этих средств (на основании данных, представленных дополнительным офисом № 8640/0133 Костромского отделения № 8640 ПАО Сбербанк). Сведения на официальном сайте избирательной комиссии Костромской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещались (размещаются) с нарастающим итогом, т.е. начиная с 11 июля 2016 года (первое поступление денежных средств в избирательный фонд одного из кандидатов в депутаты) и до настоящего времени, о чем свидетельствуют заверенные копии соответствующих документов, приобщенные к материалам административного дела. Жалоб и обращений от кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 107 «Костромская область - Костромской одномандатный избирательный округ», Сведения о которых публиковались в газете «Северная правда», на их недостоверность или неопубликование до настоящего времени не поступало. В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) деятельность избирательных комиссий осуществляется коллегиально. Полномочия председателя избирательной комиссии Костромской области (далее - Комиссия), как руководителя коллегиального органа, прописаны в Регламенте избирательной комиссии Костромской области, утвержденном постановлением избирательной комиссии Костромской области от 26 декабря 2013 года № 851. В соответствии со статьей 15 Регламента председатель Комиссии организует работу Комиссии; подписывает постановления Комиссии и протоколы заседаний Комиссии, а также договоры, соглашения и иные документы от имени Комиссии; выступает от имени Комиссии с официальными заявлениями и информацией для средств массовой информации о деятельности Комиссии, принятых ее решениях и осуществляемых действиях; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, Избирательным кодексом Костромской области, Кодексом о референдумах в Костромской области, законами Костромской области, настоящим Регламентом и Распределением обязанностей в Комиссии. Председатель Комиссии, выполняя легитимно предоставленные ему полномочия, действует от имени Комиссии и представляет ее интересы в установленном законодательством порядке. Из прямого толкования части 9 статьи 74 Федерального закона № 20-ФЗ в системной связи со статьей 28 Федерального закона № 67-ФЗ обязанность по опубликованию Сведений относится к полномочиям окружной избирательной комиссии. При таких обстоятельствах, полагает, что в административном иске в части заявленных требований к председателю избирательной комиссии Костромской области ФИО4 и Избирательной комиссии Костромской области ФИО1, ФИО2, ФИО3 следует отказать.

Прокурор Тимошенко М.В. в своем заключении указала на то, что отсутствуют основания для удовлетворения требований административных истцов, поскольку законодательством не предусмотрено предоставление первичных отчетов кандидатами при выборах в Государственную Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Финансовый отчет кандидатов в этом случае законодательством предусмотрен как итоговый после подведения итогов выборов. Полагает, что в рамках заявленных требований, права административных истцов не нарушены действиями (бездействиями) административных ответчиков.

В соответствии с ч. 8 ст. 150 КАС РФ в отношении лица, участвующего в деле и покинувшего без уважительной причины судебное заседание, применяются меры, установленные настоящим Кодексом для лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания и не явившегося в судебное заседание без уважительной причины.

В соответствии с ч.2 ст. 150 КАС РФ лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

Доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание 13.09.2016 (после перерыва) административным истцом ФИО2 представлено не было, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено.

Явка председателя Избирательной комиссии Костромской области ФИО4 не признана судом обязательной, вместе с тем административный ответчик – председатель Избирательной комиссии Костромской области ФИО4 направил в суд с доверенностью своего представителя, имеющего высшее юридическое образование, что не противоречит нормам КАС РФ.

При таких обстоятельствах суд, выслушав мнение сторон, полагает возможным рассмотреть административное дело в судебном заседании при имеющейся явке.

Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы административного дела, изучив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 года № 291 были назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва на единый день голосования 18 сентября 2016 года.

Порядок подготовки и проведения Выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва регламентируются Федеральным законом от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 20-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона № 20-ФЗ окружная избирательная комиссия обеспечивает информирование участников избирательного процесса о сведениях, представленных кандидатами, выдвинутыми по одномандатному избирательному округу, публикует сведения о зарегистрированных кандидатах, а также обеспечивает контроль за поступлением средств в избирательные фонды кандидатов и расходованием этих средств.

На основании части 9 статьи 74 Федерального закона № 20-ФЗ окружная избирательная комиссия до дня голосования периодически, но не реже одного раза в неделю направляет в редакции средств массовой информации для опубликования информацию о поступлении средств на соответствующие специальные избирательные счета и расходовании этих средств. Окружная избирательная комиссия знакомит кандидатов или их уполномоченных представителей по финансовым вопросам, а также редакции средств массовой информации по их официальным запросам с полученными от филиалов публичного акционерного общества "Сбербанк России" (иной кредитной организации) сведениями о поступлении средств на соответствующие специальные избирательные счета и расходовании этих средств.

Комиссией, организующей выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, является Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее ЦИК РФ).

Постановлением ЦИК РФ от 27 апреля 2016 года 5/36-7 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу «107 «Костромская область - Костромской одномандатный избирательный округ» возложены на избирательную комиссию Костромской области.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона № 20-ФЗ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации своим Постановлением от 11.07.2016 N 18/140-7 "О Комплексе мер по обеспечению информирования избирателей о политических партиях, выдвинувших федеральные списки кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, федеральных списках кандидатов, списках кандидатов по одномандатным избирательным округам, кандидатах на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва" утвердила, в том числе: форму сведений о поступлении средств в избирательные фонды региональных отделений политических партий и расходовании этих средств (на основании данных, представленных филиалами ПАО Сбербанк, иной кредитной организации) на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва (приложение N 5 Постановления ЦИК России); форму сведений о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов и расходовании этих средств (на основании данных, представленных филиалами ПАО Сбербанк, иной кредитной организации) на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва (приложение N 6 Постановления ЦИК России). В соответствии с указанным Постановлением финансовые операции с расшифровкой по графам «дата операции», «сумма» и «назначение платежа» указываются только по расходованию средств на сумму, превышающую 100 тыс. рублей; пожертвования от юридических лиц с расшифровкой по графам «сумма» и «наименование юридического лица» указываются только на сумму, превышающую 50 тыс. рублей; пожертвования от граждан с расшифровкой по графам «сумма» и «количество граждан» на сумму, указываются только превышающую 20 тыс. рублей.В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон №67-ФЗ) деятельность избирательных комиссий осуществляется коллегиально. Полномочия председателя избирательной комиссии Костромской области, как руководителя коллегиального органа, прописаны в Регламенте избирательной комиссии Костромской области, утвержденном постановлением избирательной комиссии Костромской области от 26 декабря 2013 года № 851. В соответствии со статьей 15 Регламента председатель избирательной комиссии Костромской области организует работу избирательной комиссии Костромской области; подписывает постановления избирательной комиссии Костромской области и протоколы заседаний избирательной комиссии Костромской области, а также договоры, соглашения и иные документы от имени избирательной комиссии Костромской области; выступает от имени избирательной комиссии Костромской области с официальными заявлениями и информацией для средств массовой информации о деятельности избирательной комиссии Костромской области, принятых ее решениях и осуществляемых действиях; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, Избирательным кодексом Костромской области, Кодексом о референдумах в Костромской области, законами Костромской области, настоящим Регламентом и Распределением обязанностей в избирательной комиссии Костромской области. Председатель избирательной комиссии Костромской области, выполняя легитимно предоставленные ему полномочия, действует от имени избирательной комиссии Костромской области и представляет ее интересы в установленном законодательством порядке.

Следовательно, из прямого толкования норм части 9 статьи 74 Федерального закона № 20-ФЗ в системной связи со статьей 28 Федерального закона № 67-ФЗ обязанность по опубликованию Сведений относится к полномочиям окружной избирательной комиссии.

Поскольку полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу «107 «Костромская область - Костромской одномандатный избирательный округ» возложены на избирательную комиссию Костромской области, последняя, по мнению суда, является надлежащим ответчиком по настоящему административному делу.

Избирательная комиссия Костромской области в лице своего представителя по доверенности ФИО6 указывает на то, что в обеспечение исполнения требований Федерального закона № 20-ФЗ окружная избирательная комиссия с установленной дискретностью в семь дней направляла сведения о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов и расходовании этих средств (на основании данных, представленных дополнительным офисом №8640/0133 Костромского отделения № 8640 ПАО Сбербанк) для опубликования в Костромской областной газете «Северная правда», а также на официальном сайте избирательной комиссии Костромской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» под «баннером» «Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва» в разделе «Финансовое обеспечение выборов» в подразделе «Сведения о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов и расходовании этих средств (на основании данных, представленных дополнительным офисом № 8640/0133 Костромского отделения № 8640 ПАО Сбербанк).

Как пояснила представитель избирательной комиссии Костромской области ФИО6 - сведения на официальном сайте избирательной комиссии Костромской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещались (размещаются) с нарастающим итогом, т.е. начиная с 11 июля 2016 года (первое поступление денежных средств в избирательный фонд одного из кандидатов в депутаты) и до настоящего времени. Жалоб и обращений от кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 107 «Костромская область - Костромской одномандатный избирательный округ», Сведения о которых публиковались в газете «Северная правда», на их недостоверность или неопубликование до настоящего времени не поступало.

Административные истцы оспаривают факт опубликования по состоянию на 05 сентября 2016 года указанных сведений в сети «Интернет», а так же форму предоставления Сведений в средства массовой информации, а именно полагают, что сведения о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов и расходовании этих средств должны быть основаны на отчетах кандидатов в депутаты Государственной Думы.

В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (ч.1). Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований (ч.2). Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ч.3).

В подтверждение своих доводов, во исполнение обязанности, предусмотренной ч.2 ст. 62 КАС РФ, административные ответчики представили в материалы дела письменные доказательства и обеспечили явку свидетелей, заявив ходатайство об их допросе в судебном заседании.

Сопроводительным письмом №12 от 11.07.2016 Окружная избирательная комиссия Костромской области Костромского одномандатного избирательного округа №107 направила Директору АУКО «Редакция Костромской областной газеты «Северная правда» для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов в депутаты по одномандатному избирательному округу №107 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва 18 сентября 2016 года по состоянию на 11 июля 2016 года. Сведения представлены в табличной форме на основании выписки, предоставленной Северным Банком ПАО Сбербанк (г. Ярославль) за период с 07.07.2016 по 10.07.2016 по счету, открытому на имя ФИО3 Сведения опубликованы в АУКО «Редакция Костромской областной газеты «Северная правда» №54 от 13.07.2016. Сведения на сайте www.kostroma.izdirkom.ru размещены 11.07.2016. Сведения в Выписке Северным Банком ПАО Сбербанк (г. Ярославль) соответствуют сведениям в табличной форме, подготовленной с учетом требований и объема, указанного в Постановлении ЦИК РФ от 11.07.2016 N 18/140-7.

Сопроводительным письмом №48 от 18.07.2016 Окружная избирательная комиссия Костромской области Костромского одномандатного избирательного округа №107 направила Директору АУКО «Редакция Костромской областной газеты «Северная правда» для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов в депутаты по одномандатному избирательному округу №107 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва 18 сентября 2016 года по состоянию на 18 июля 2016 года. Сведения представлены в табличной форме на основании выписок предоставленных Северным Банком ПАО Сбербанк (г. Ярославль) за период с 01.07.2016 по 16.07.2016 по счетам, открытым на имя ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО3, ФИО11 Сведения опубликованы в АУКО «Редакция Костромской областной газеты «Северная правда» №55 от 20.07.2016. Сведения на сайте www.kostroma.izdirkom.ru размещены 18.07.2016. Сведения в Выписке Северным Банком ПАО Сбербанк (г. Ярославль) соответствуют сведениям в табличной форме, подготовленной с учетом требований и объема, указанного в Постановлении ЦИК РФ от 11.07.2016 N 18/140-7.

Сопроводительным письмом №105 от 25.07.2016 Окружная избирательная комиссия Костромской области Костромского одномандатного избирательного округа №107 направила Директору АУКО «Редакция Костромской областной газеты «Северная правда» для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов в депутаты по одномандатному избирательному округу №107, региональных отделений политических партий на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва 18 сентября 2016 года по состоянию на 25 июля 2016 года. Сведения представлены в табличной форме на основании выписок предоставленных Северным Банком ПАО Сбербанк (г. Ярославль) за период с 01.07.2016 по 23.07.2016 по счетам, открытым на имя ФИО7, ФИО5, ФИО12, ФИО8, ФИО9, ФИО13, ФИО14, ФИО10, ФИО3, ФИО11 Сведения опубликованы в АУКО «Редакция Костромской областной газеты «Северная правда» №56 от 27.07.2016. Сведения на сайте www.kostroma.izdirkom.ru размещены 25.07.2016. Сведения в Выписке Северным Банком ПАО Сбербанк (г. Ярославль) соответствуют сведениям в табличной форме, подготовленной с учетом требований и объема, указанного в Постановлении ЦИК РФ от 11.07.2016 N 18/140-7.

Сопроводительным письмом №122 от 31.07.2016 Окружная избирательная комиссия Костромской области Костромского одномандатного избирательного округа №107 направила Директору АУКО «Редакция Костромской областной газеты «Северная правда» для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов в депутаты по одномандатному избирательному округу №107, региональных отделений политических партий на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва 18 сентября 2016 года по состоянию на 01 августа 2016 года. Сведения представлены в табличной форме на основании выписок предоставленных Северным Банком ПАО Сбербанк (г. Ярославль) за период с 01.07.2016 по 30.07.2016 по счетам, открытым на имя ФИО7, ФИО15, ФИО5, ФИО12, ФИО8, ФИО9, ФИО16, ФИО13, ФИО17, ФИО14, ФИО10, ФИО3, ФИО11 Сведения опубликованы в АУКО «Редакция Костромской областной газеты «Северная правда» №57 от 03.08.2016. Сведения на сайте www.kostroma.izdirkom.ru размещены 31.07.2016. Сведения в Выписке Северным Банком ПАО Сбербанк (г. Ярославль) соответствуют сведениям в табличной форме, подготовленной с учетом требований и объема, указанного в Постановлении ЦИК РФ от 11.07.2016 N 18/140-7.

Сопроводительным письмом №159 от 07.08.2016 Окружная избирательная комиссия Костромской области Костромского одномандатного избирательного округа №107 направила Директору АУКО «Редакция Костромской областной газеты «Северная правда» для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов в депутаты по одномандатному избирательному округу №107, региональных отделений политических партий на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва 18 сентября 2016 года по состоянию на 08 августа 2016 года. Сведения представлены в табличной форме на основании выписок предоставленных Северным Банком ПАО Сбербанк (г. Ярославль) за период с 01.07.2016 по 06.08.2016 по счетам, открытым на имя ФИО7, ФИО15, ФИО5, ФИО12, ФИО8, ФИО9, ФИО16, ФИО13, ФИО17, ФИО14, ФИО10, ФИО3, ФИО11 Сведения опубликованы в АУКО «Редакция Костромской областной газеты «Северная правда» №58 от 10.08.2016. Сведения на сайте www.kostroma.izdirkom.ru размещены 08.08.2016. Сведения в Выписке Северным Банком ПАО Сбербанк (г. Ярославль) соответствуют сведениям в табличной форме, подготовленной с учетом требований и объема, указанного в Постановлении ЦИК РФ от 11.07.2016 N 18/140-7.

Сопроводительным письмом №182 от 15.08.2016 Окружная избирательная комиссия Костромской области Костромского одномандатного избирательного округа №107 направила Директору АУКО «Редакция Костромской областной газеты «Северная правда» для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов в депутаты по одномандатному избирательному округу №107, региональных отделений политических партий на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва 18 сентября 2016 года по состоянию на 15 августа 2016 года. Сведения представлены в табличной форме на основании выписок предоставленных Северным Банком ПАО Сбербанк (г. Ярославль) за период с 01.07.2016 по 13.08.2016 по счетам, открытым на имя ФИО7, ФИО5, ФИО12, ФИО8, ФИО9, ФИО16, ФИО13, ФИО17, ФИО14, ФИО10, ФИО3, ФИО11 Сведения опубликованы в АУКО «Редакция Костромской областной газеты «Северная правда» №59 от 17.08.2016. Сведения на сайте www.kostroma.izdirkom.ru размещены 15.08.2016. Сведения в Выписке Северным Банком ПАО Сбербанк (г. Ярославль) соответствуют сведениям в табличной форме, подготовленной с учетом требований и объема, указанного в Постановлении ЦИК РФ от 11.07.2016 N 18/140-7.

Сопроводительным письмом №188 от 22.08.2016 Окружная избирательная комиссия Костромской области Костромского одномандатного избирательного округа №107 направила Директору АУКО «Редакция Костромской областной газеты «Северная правда» для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов в депутаты по одномандатному избирательному округу №107, региональных отделений политических партий на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва 18 сентября 2016 года по состоянию на 22 августа 2016 года. Сведения представлены в табличной форме на основании выписок предоставленных Северным Банком ПАО Сбербанк (г. Ярославль) за период с 01.07.2016 по 20.08.2016 по счетам, открытым на имя ФИО7, ФИО15, ФИО5, ФИО12, ФИО8, ФИО9, ФИО16, ФИО13, ФИО17, ФИО14, ФИО10, ФИО3, ФИО11 Сведения опубликованы в АУКО «Редакция Костромской областной газеты «Северная правда» №60 от 24.08.2016. Сведения на сайте www.kostroma.izdirkom.ru размещены 22.08.2016. Сведения в Выписке Северным Банком ПАО Сбербанк (г. Ярославль) соответствуют сведениям в табличной форме, подготовленной с учетом требований и объема, указанного в Постановлении ЦИК РФ от 11.07.2016 N 18/140-7.

Сопроводительным письмом №198 от 29.08.2016 Окружная избирательная комиссия Костромской области Костромского одномандатного избирательного округа №107 направила Директору АУКО «Редакция Костромской областной газеты «Северная правда» для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов в депутаты по одномандатному избирательному округу №107, региональных отделений политических партий на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва 18 сентября 2016 года по состоянию на 29 августа 2016 года. Сведения представлены в табличной форме на основании выписок предоставленных Северным Банком ПАО Сбербанк (г. Ярославль) за период с 01.07.2016 по 27.08.2016 по счетам, открытым на имя ФИО7, ФИО15, ФИО5, ФИО12, ФИО9, ФИО16, ФИО13, ФИО17, ФИО14, ФИО10, ФИО11 Сведения опубликованы в АУКО «Редакция Костромской областной газеты «Северная правда» №61 от 31.08.2016. Сведения на сайте www.kostroma.izdirkom.ru размещены 29.08.2016. Сведения в Выписке Северным Банком ПАО Сбербанк (г. Ярославль) соответствуют сведениям в табличной форме, подготовленной с учетом требований и объема, указанного в Постановлении ЦИК РФ от 11.07.2016 N 18/140-7.

Сопроводительным письмом №201 от 04.09.2016 Окружная избирательная комиссия Костромской области Костромского одномандатного избирательного округа №107 направила Директору АУКО «Редакция Костромской областной газеты «Северная правда» для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов в депутаты по одномандатному избирательному округу №107, региональных отделений политических партий на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва 18 сентября 2016 года по состоянию на 05 сентября 2016 года. Сведения представлены в табличной форме на основании выписок предоставленных Северным Банком ПАО Сбербанк (г. Ярославль) за период с 01.07.2016 по 03.09.2016 по счетам, открытым на имя ФИО7, ФИО15, ФИО5, ФИО12, ФИО9, ФИО16, ФИО13, ФИО17, ФИО14, ФИО10, ФИО11 Сведения опубликованы в АУКО «Редакция Костромской областной газеты «Северная правда» №62 от 07.09.2016. Сведения на сайте www.kostroma.izdirkom.ru размещены 09.09.2016. Сведения в Выписке Северным Банком ПАО Сбербанк (г. Ярославль) соответствуют сведениям в табличной форме, подготовленной с учетом требований и объема, указанного в Постановлении ЦИК РФ от 11.07.2016 N 18/140-7.

В судебном заседании было удовлетворено ходатайство представителя административного ответчика о допросе свидетелей, были допрошены свидетели ФИО18 и ФИО19

Так, свидетель ФИО18 пояснила суду, что она работает в аппарате Избирательной комиссии Костромской области в должности заместителя начальника отдела планово-финансовой работы, контроля и учета. Свидетель пояснила, что сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов в депутаты по одномандатному избирательному округу №107, региональных отделений политических партий на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва берутся из Выписок, которые по системе «Банк-клиент» в Избирательную комиссию Костромской области предоставляются ПАО «Сбербанк России» еженедельно. Наименование платежей так же узнают из Выписки, в кторой данные наименования указываются на основании платежных документов, представленных в Банк. Сведения оформляются в таблицу в субботу или воскресение, дни выбраны с целью дать более полную информацию по поступлению и расходованию средств кандидатов за прошедшую неделю. Направление в газету сведений – в понедельник следующей недели. Платежные документы при установленном объеме в предоставляемые в СМИ и Интернет сведения не включаем. Это предусмотрено Постановлением ЦИК России. Отслеживание поступления и расходования сведений ведется ежедневно, чтобы иметь возможность контролировать, и избежать возможных нарушений. 05.09.2015 свидетель лично смотрела сайт избирательной комиссии Костромской области, Сведения все были. Проверка предоставленных сведений о поступлении средств и расходовании средств избирательных фондов кандидатов будет осуществляться после получения итогов голосования на основании итогового финансового отчета кандидатов.

Свидетель ФИО19 пояснил суду, что он работает в аппарате Избирательной комиссии Костромской области в должности заместителя начальника отдела информатизации (информационный Центр). Свидетель пояснил, что сайты избирательных комиссий субъектов Российской Федерации входят в систему интернет Портала ГАС Выборы, сайт Избирательной комиссии Костромской области исключением не является. Наполнение сайта осуществляется сотрудниками информационного Центра аппарата Избирательной комиссии Костромской области. Выгрузку сведений производит либо свидетель, либо другой работник отдела. Вся информация, которая планируется к размещению на сайте, поступает в письменном виде и обязательно с визой «разместить на сайте» руководителя – председателя Избирательной комиссии Костромской области. Сведения о поступлении и расходовании средств из избирательных фондов кандидатов публикуются еженедельно, на бумажном носителе делается отметка о размещении сведений с росписью работника, разместившего сведения. Сведения публикуются в накопительном порядке с момента открытия. «Скриншот» переводится как «снимок экрана», может быть изготовлен в любое время. Обязательных скриншотов еженедельно не делается. Для получения информации о поступлении средств и расходовании средств из избирательных фондов кандидатов в депутаты необходимо зайти на сайт Избирательной комиссии Костромской области (ссылка на него указана в бланке Избирательной комиссии Костромской области), далее открываем окно с «баннером» «Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва», далее открываем раздел «Финансовое обеспечение выборов», далее открываем подраздел «Сведения о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов и расходовании этих средств (на основании данных, представленных дополнительным офисом № 8640/0133 Костромского отделения № 8640 ПАО Сбербанк)». Сведения представлены по кандидатам только по Костромской области. На сайте можно проверить дату создания данного файла и дату последних изменений. Форма и объем сведений о поступлении средств и расходовании средств избирательных фондов кандидатов точно такие же, как и опубликованы в газете «Северная Правда» в соответствии с Постановлением ЦИК России. Свидетель лично отслеживает наполняемость сайта. Кроме размещения сведений о поступлении средств и расходовании средств избирательных фондов кандидатов на сайте и опубликовании в газете, данная информация (Сведения) вводится в систему ГАЗ Выборы

У суда не имеется оснований не доверять пояснениям свидетелей, поскольку свидетели давали показания под подпиской об уголовной ответственности, последовательно и четко отвечая на все поставленные вопросы, их пояснения соответствуют другим доказательствам, приобщенным к материалам дела.

Судом так же путем выхода (посредством общедоступных средств) в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» была проверена информация, сообщенная свидетелями и представленная в виде «скриншотов» в материалы дела. Сведения, опубликованные в АУКО «Редакция Костромской областной газеты «Северная правда» по состоянию на 11 июля 2016 года, на 18 июля 2016 года, на 25 июля 2016 года, на 01 августа 2016 года, на 08 августа 2016 года, на 15 августа 2016 года, на 22 августа 2016 года, на 29 августа 2016 года, на 05 сентября 2016 года, размещены в том же объеме, нарастающим итогом, на сайте www.kostroma.izdirkom.ru под «баннером» «Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва» в разделе «Финансовое обеспечение выборов» в подразделе «Сведения о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов и расходовании этих средств (на основании данных, представленных дополнительным офисом № 8640/0133 Костромского отделения № 8640 ПАО Сбербанк)».

Данных, свидетельствующих о том, что при осуществлении административными истцами выхода в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», указанные сведения на сайте www.kostroma.izdirkom.ru отсутствовали, суду не представлено.

Административным истцом ФИО3 предоставлен суду скриншот главной страницы сайта www.kostroma.izdirkom.ru по состоянию на дату рассмотрения дела, что не может свидетельствовать об отсутствии Сведений на сайте www.kostroma.izdirkom.ru под «баннером» «Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва» в разделе «Финансовое обеспечение выборов» в подразделе «Сведения о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов и расходовании этих средств» вообще и в частности - на дату подачи административного иска.

Ссылка административного истца ФИО3 на то, что на сайт www.kostroma.izdirkom.ru выходил специалист (истец не указала ФИО специалиста, его образование, стаж и место работы), который всё делал правильно и ошибиться не мог, является необоснованной.

В соответствии с ч.1 ст. 50 КАС РФ специалистом является лицо, обладающее специальными знаниями и (или) навыками и назначенное судом для дачи пояснений, консультаций и оказания иной непосредственной помощи при исследовании доказательств и совершении иных процессуальных действий по вопросам, требующим соответствующих знаний и (или) навыков. Ходатайств о вызове в суд и допросе специалиста административным истцом ФИО3 не заявлялось, судом по собственной инициативе специалисты не привлекались.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что избирательной комиссией Костромской области, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу «107 «Костромская область - Костромской одномандатный избирательный округ», в полном объеме выполнены требования, предусмотренные ч.9 ст. 74 Федерального закона №20-ФЗ.

Направление в СМИ и размещение на сайте в сети «Интернет» сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов в депутаты, региональных отделений политических партий на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, основанных на отчетах кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а так же опубликование в СМИ таких отчетов, действующим законодательством не предусмотрено.

Административные истцы ошибочно трактуют закон.

Соответственно довод истцов о том, что объем опубликованных в СМИ сведений не дает полной картины поступления и расходования средств избирательных фондов кандидатов в депутаты Государственной Думы ФС РФ, не представляется возможным проверить факт выпуска кандидатами в депутаты агитационных материалов за счет избирательных фондов, и, как следствие, нарушения прав административных истцов на получение информации, гарантированное Конституцией Российской Федерации, не основан на законе.

К материалам дела приобщены агитационные материалы кандидатов в депутаты ГД ФС РФ. По мнению административных истцов, данные агитационные материалы могли быть изготовлены не из средств избирательных фондов данных кандидатов.

Однако, уточнений исковых требований в этой части от административных истцов к административным ответчикам не поступило.

В соответствии с ч.2 ст. 98 Федерального закона N 20-ФЗ избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушениях настоящего Федерального закона, иных федеральных законов в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, осуществлять проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования. По обращениям, поступившим в день голосования, ответы даются немедленно, а по обращениям, поступившим после дня голосования, но до установления итогов голосования, результатов выборов депутатов Государственной Думы, - до принятия решения об итогах голосования, о результатах выборов. Если требуется дополнительная проверка фактов, содержащихся в указанных обращениях, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если в обращении указывается на факты нарушения настоящего Федерального закона, иных федеральных законов в части, касающейся подготовки и проведения выборов, политической партией, выдвинувшей федеральный список кандидатов, или кандидатом, представители этой политической партии или кандидат должны быть незамедлительно оповещены о поступлении такого обращения. Указанные лица вправе давать объяснения по существу обращения.

Вместе с тем, сведений о направлении жалоб в Избирательную комиссию Костромской области, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу «107 «Костромская область - Костромской одномандатный избирательный округ», по проверке данных агитационных материалов, а именно факта финансирования выпуска данных агитационных материалов, административными истцами не представлено.

Таким образом, административными истцами ФИО1, ФИО2 и ФИО3 требование ч. 2 ст. 62 КАС РФ не исполнено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемыми действиями (бездействиями) административных ответчиков требования закона не нарушаются, равно как и не нарушаются права, свободы и законные интересы административных истцов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Решил:

Требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 о признании незаконными действий (бездействий) председателя Избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №107, Избирательной комиссии Костромской области по не размещению сведений об отчетах кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российсской Федерации в сети интернет на сайте www.kostroma.izdirkom.ru на 05.09.2016; по не предоставлению копии отчетов кандидатов в депутаты в СМИ для опубликования; о признании незаконным действий Избирательной комиссии Костромской области по предоставлению сведений в средства массовой информации, не основанных на отчетах кандидатов в депутаты Государственной Думы, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца с момента изготовления полного текста решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд города Костромы.

Судья

Полный текст решения суда изготовлен 16 сентября 2016 года.