ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4390/2023 от 26.09.2023 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-4390/2023

УИД: 18RS0003-01-2023-002590-77

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 сентября 2023 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Городиловой Д.Д.,

при секретаре Давтян А.О.,

с участием административного истца БВМ,

представителя административного истца Русинова М.П.,

представителя административного ответчика Щелконоговой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску БВМ к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики о признании отказа незаконным,

у с т а н о в и л :

БВМ (далее по тексту - административный истец) обратился в суд с административным иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее по тексту – административный ответчик, Минстрой УР), которым просит признать незаконным решение административного ответчика от <дата><номер> об отказе в приеме документов.

Требование мотивировано тем, что <дата> Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР вынесло решение <номер> об отказе в приеме документов, прилагаемых к заявлению о включении в список пострадавших участников строительства, в связи с тем, что не представлен договор, подтверждающий возникновение правоотношений между административным истцом и недобросовестным застройщиком, осуществляющим привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов.

Административный истец считает данный отказ незаконным и необоснованным.

Административный истец представил необходимые документы, прилагаемые к заявлению о включении в список пострадавших участников строительства без нарушений требований, установленных «Порядком формирования и ведения списка пострадавших участников строительства», утв. Постановлением Правительства УР от 18.08.2014 года №320, в том числе договоры, подтверждающие возникновение правоотношений между БВМ и недобросовестным застройщиком, осуществляющим привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов.

<дата> между БВМ и УЭР был заключен договор займа, по условиям которого БВМ (займодавец) передает в собственности УЭР (заемщик) 950 000 руб., а заемщик обязуется вернуть указанную сумму займа в установленный договором срок. (п.п. 1.1)

Согласно п.п. 1.3, 2.1, 2.2 договора займа от <дата> стороны договорились, что указанные в п.1.1 настоящего договора денежные средства заемщиком должны быть использованы на строительство объекта недвижимости – многоквартирного дома. Заемщик обязуется вернуть займодавцу указанную в п. 1.1 настоящего договора сумму займа в течении одного календарного года. Стороны договорились, что возврат денежных средств должен быть произведен путем передачи в собственность займодавцу недвижимого имущества: квартира 2-х уровневая, находящаяся по адресу: <адрес>, площадью 40 кв.м.

<дата> между УЭР (застройщик) и БВМ (инвестор) был заключен договор инвестирования, скрепленный печатью ООО «ХаусМедиаКом», ИНН 1835070426, по условиям которого инвестор передает застройщику денежные средства в сумме 950 000 руб., а застройщик обязуется собственными или привлеченными силами построить дом по адресу: <адрес> и передать в собственность инвестору по договору однокомнатную квартиру <номер> этаж 3, площадь 40 кв.м. (пункты 1.10, 2.1, 3.1 договора).

БВМ оплатил застройщику стоимость квартиры в размере 950 000 руб., исполнив в полном объеме и в установленный срок принятые по договорам обязательства.

В соответствии с п. 2.3 договора инвестирования от <дата> застройщик обязуется обеспечить сдачу дома не позднее осени 2013 года, фактическое заселение до осени 2012 года.

До настоящего времени застройщик – УЭР свои обязательства, предусмотренные договором инвестирования от <дата> не исполнила.

Приговором Устиновского районного суда г. Ижевска от <дата> дело <номер>УЭР признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст. 159 УК РФ, назначено наказание в виде лишения свободы на срок 5 лет 10 месяцев.

Договор инвестирования, заключенный <дата> и договор займа от <дата> между УЭР и БВМ подпадают под действие Федерального закона от <дата> №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

По мнению административного истца, представленные договор займа от <дата> и договор инвестирования от <дата> подтверждают возникновение правоотношений между заявителем и недобросовестным застройщиком, осуществляющим привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов.

В судебном заседании административный истец БВМ заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить, считает отказ в приеме документов незаконным, при заключении договоров УЭР сообщила ему, что планируется малоэтажная застройка, в доме должно было быть около 40 квартир.

В судебном заседании представитель административного истца БВМ - Русинов М.П., действующий на основании устного ходатайства, заявленные требования поддержал, суду пояснил, что административный истец подпадает под понятие обманутого дольщика. Тот факт, что в качестве застройщика по договорам выступает физическое лицо ничего не меняет.

В судебном заседании представитель административного ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики Щелконогова В.А., действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала, пояснила, что БВМ при подаче документов не был представлен договор участия в долевом строительстве. УЭР, с которой заключены представленные административным истцом договоры, является физическим лицом и не является застройщиком. Никаких бухгалтерских документов, свидетельствующих об оплате БВМ, по представленным договорам, также не представлено. Видом разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> является индивидуальное жилищное строительство.

В соответствии со ст. 218 ч. 1 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, основанием для удовлетворения требований административного истца, оспаривающего решения, действия (бездействие) органа, должностного лица является совокупность следующих обстоятельств: 1) несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам; 2) нарушение оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.

Как усматривается из материалов дела, и сторонами не оспаривается, <дата> между БВМ и УЭР был заключен договор займа, по условиям которого БВМ (займодавец) передает в собственности УЭР (заемщик) 950 000 руб., а заемщик обязуется вернуть указанную сумму займа в установленный договором срок. (п.п. 1.1)

Согласно п.п. 1.3, 2.1, 2.2 договора займа от <дата> стороны договорились, что указанные в п.1.1 настоящего договора денежные средства заемщиком должны быть использованы на строительство объекта недвижимости – многоквартирного дома. Заемщик обязуется вернуть займодавцу указанную в п. 1.1 настоящего договора сумму займа в течении одного календарного года. Стороны договорились, что возврат денежных средств должен быть произведен путем передачи в собственность займодавцу недвижимого имущества: квартира 2-х уровневая, находящаяся по адресу: <адрес>, площадью 40 кв.м.

<дата> между УЭР (застройщик) и БВМ (инвестор) был заключен договор инвестирования, скрепленный печатью ООО «ХаусМедиаКом», ИНН <номер>, по условиям которого инвестор передает застройщику денежные средства в сумме 950 000 руб., а застройщик обязуется собственными или привлеченными силами построить дом по адресу: <адрес> и передать в собственность инвестору по договору однокомнатную квартиру <номер>, этаж 3, площадь 40 кв.м. (пункты 1.10, 2.1, 3.1 договора).

<дата>БВМ в Минстрой УР поданы документы для включения в список пострадавших участников строительства.

<дата> Минстрой УР письмом исх. <номер> отказал БВМ в приеме документов в связи с отсутствием договора, подтверждающего возникновение правоотношений между БВМ и недобросовестным застройщиком, осуществляющим привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю.

Отношения, связанные с предоставлением поддержки гражданам, пострадавшим от деятельности недобросовестных застройщиков на территории Удмуртской Республики, регулируются Законом Удмуртской Республики от 08 июля 2014 года N 42-РЗ "О мерах по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Удмуртской Республики, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков" (далее по тексту - Закон УР N 42-РЗ).

Статьей 1 данного Закона определен предмет его регулирования - защита прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Удмуртской Республики, перед которыми организациями, осуществлявшими строительство указанных многоквартирных домов, не исполнены обязательства по строительству и (или) передаче им жилых помещений в собственность. При этом меры по защите прав пострадавших участников строительства предоставляются только гражданам, включенным в соответствии с настоящим Законом в Список (ч. 1 ст. 6 Закона УР N 42-РЗ).

Согласно статье 6 указанного Закона, предоставление в соответствии с настоящим Законом мер по защите прав пострадавших участников строительства осуществляется пострадавшим участникам строительства, включенным в соответствии с настоящим Законом в список пострадавших участников строительства.

Пострадавший участник строительства подлежит включению в список пострадавших участников строительства в следующих случаях: 1) вступление в законную силу судебного постановления, установившего обоснованность требований пострадавшего участника строительства к недобросовестному застройщику о передаче в целях исполнения договора жилого помещения либо возврате денежных средств в связи с расторжением договора, либо признанием договора недействительным или незаключенным; 2) вступление в законную силу приговора суда в отношении представителя недобросовестного застройщика по факту нарушения прав и законных интересов граждан, чьи денежные средства привлечены на строительство многоквартирного дома, включенного в соответствии с настоящим Законом в перечень проблемных объектов, в соответствии с которым пострадавший участник строительства признан потерпевшим.

Уполномоченным органом по организации и обеспечению предоставления мер по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории УР, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков, определено Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики УР (п. 1 постановления Правительства УР от 18 августа 2014 года N 320 "О реализации Закона Удмуртской Республики от 08 июля 2014 года N 42-РЗ).

В целях реализации Закона Удмуртской Республики от 08 июля 2014 года N 42-РЗ Постановлением Правительства Удмуртской Республики N 320 от 18.08.2014 года утвержден Порядок формирования и ведения списка пострадавших участников строительства (далее по тексту - Порядок).

В силу пунктов 5-6 Порядка уполномоченный орган формирует Список в соответствии с хронологической последовательностью подачи пострадавшими участниками строительства заявления о включении в Список по форме согласно приложению к настоящему Порядку. В случае если заявления поданы в один день, заявители указываются в Списке в алфавитном порядке (пункт 5).

К заявлению прилагаются копии следующих документов:

1) паспорта гражданина Российской Федерации;

2) договора участия в долевом строительстве, подтверждающего возникновение правоотношений между заявителем и недобросовестным застройщиком, осуществлявшим привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю;

(пп. 2 в ред. постановления Правительства УР от 10.08.2015 N 399)

3) первичных бухгалтерских документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома (платежные поручения, квитанции к приходному кассовому ордеру, акты приема-передачи ценных бумаг);

(пп. 3 в ред. постановления Правительства УР от 10.08.2015 N 399)

4) вступившего в законную силу судебного постановления или приговора суда, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка (пункт 6 Порядка).

На основании пункта 10 Порядка, в случае если заявителем (его представителем) представлены документы (копии документов) с нарушением требований, предусмотренных пунктами 6 - 8 настоящего Порядка, должностное лицо уполномоченного органа, осуществляющее прием документов, отказывает в их приеме, о чем в письменном виде сообщает заявителю (его представителю) в течение трех рабочих дней со дня поступления документов (копий документов) с указанием причины отказа и предложениями по ее устранению.

Решение об отказе в приеме документов может быть обжаловано в порядке, установленном федеральным законодательством.

После устранения причин, послуживших основанием для отказа в приеме документов, гражданин вправе повторно подать заявление и документы, предусмотренные пунктом 6 настоящего Порядка, для включения его в Список.

В соответствии с п.2 ст.2 Закона УР т 08.07.2014 N 42-РЗ "О мерах по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Удмуртской Республики, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков", недобросовестный застройщик - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществлявшее строительство многоквартирных домов на территории Удмуртской Республики и не исполнившее обязательства по договору перед гражданином.

Исходя из вышеуказанного положения закона, УЭР, с которой административным истцом заключены договор займа от <дата> и договор инвестирования от <дата>, не подпадает под понятие недобросовестного застройщика. Таким образом, договоры, заключенные БВМ с УЭР не могут являться договорами участия в долевом строительстве, подтверждающими возникновение правоотношений между заявителем и недобросовестным застройщиком, осуществлявшим привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю.

Согласно ответу на судебный запрос из ГУАиГ Администрации г. Ижевска, строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, осуществлялось ООО «Танго», разрешение на строительство выдано <дата>, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от <дата>. Разрешение на строительство иных объектов капитального строительства на земельном участке по адресу: <адрес>, не выдавалось.

Более того, решением Устиновского районного суда г. Ижевска от <дата> по делу <номер>, по иску БВМ к УЭР о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда установлено следующее.

Договор инвестирования от <дата>, заключенный между БВМ и УЭР признан судом ничтожным в силу несоответствия закону. Денежные средства, переданные БВМ по вышеуказанному договору в размере 950 000 руб. были взысканы судом в качестве неосновательного обогащения ответчика УЭР

Поскольку в рассматриваемом случае БВМ не были представлены в полном объеме документы, предусмотренные пунктом 6 Порядка, отказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики об отказе в приеме документов на основании пункта 10 Порядка является обоснованным.

Анализ представленных письменных доказательств указывает на то, что обжалуемый отказ является мотивированным, основан на законе с учетом изложенных правовых норм, вынесен в пределах компетенции органа, осуществляющего рассмотрение подобного рода заявлений, и не подлежит признанию незаконным.

Как указано выше, для признания незаконными решения, действий (бездействия) должностного лица необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов заявителя.

Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется, каких-либо доказательств нарушения прав административного истца суду не представлено.

Поскольку в иске отказано, понесенные истцом судебные расходы возмещению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований БВМ к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики о признании отказа в приеме документов от <дата><номер> незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Ижевска УР в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 09.10.2023 года.

Председательствующий судья: Д.Д. Городилова