ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4395-2020 от 03.09.2020 Калининского районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

72RS0013-01-2020-004845-17

Дело № 2а-4395-2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тюмень 03 сентября 2020 года

Калининский районный суд города Тюмени в составе:

председательствующего судьи Бойевой С.А.

при секретаре Бойко К.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени №1 к ФИО1 о взыскании пени,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по г.Тюмени № 1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по несвоевременной оплате налога на доходы физических лиц за 2013, мотивируя требования тем, что административный ответчик состоит на налоговом учете в качестве физического лица, и является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц, 26.06.2014 года ФИО1 представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2013 год, в которой отражен полученный доход в размере 21369455,26 руб., в том числе от реализации нежилого помещения в размере 21000000 руб., заявлены имущественные налоговые вычеты в соответствии с пп.2 п.1 ст. 220 НК РФ, в сумме фактически произведенных и подтвержденных расходов в размере 369455,25 руб., сумма налога, подлежащая возврату из бюджет в размере 48029,00 руб. В ходе камеральной налоговой проверки установлено завышение налогоплательщиком суммы документально подтвержденных расходов, связанных с получением доходов от реализации имущества на 19253387,09 руб., занижение суммы НДФЛ, подлежащей уплате в бюджет на 2502941 руб., что послужило основанием для составления акта камеральной проверки от 10.10.2014г. №6676. По результатам камеральной проверки ФИО1 привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба административного ответчика – без удовлетворения. В связи с неоплатой исчисленного налога в срок установленный налоговым кодексом не позднее 15 июля года, инспекцией начислены пени в размере 938248,93 руб., в адрес административного истца направлено требование. Кроме того, инспекцией начислены пени в размере 18146,32 руб. за неоплату доначисленного налога за 2013 год, в адрес ФИО1 направлено требование. На основании решения по камеральной проверке ФИО1 доначислен налог на доходы физических лиц в размере 48029,00 руб., поскольку налог не уплачен в установленный законом срок, инспекцией начислены пени в размере 18413,71 руб. и 348,21 руб., в адрес административного ответчика направлены требования. Судебный приказ мирового судьи судебного участка №3Калининского судебного района г.Тюмени от 17.12.2018 года, отменен 10.01.2020г. в связи с возражениями ответчика. Поскольку до настоящего времени задолженность не погашена, административный истец просит суд взыскать задолженность за несвоевременную оплату налога на доходы физических лиц за 2013 год в размере 975157,17 руб.

Представитель административного истца ИФНС России №1 по г.Тюмени в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на официальном интернет-сайте Калининского районного суда г.Тюмени. Представитель административного истца просил о рассмотрении дела в их отсутствие.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, ходатайств об отложении, сведений об уважительных причинах неявки суду не представлено. В письменных возражениях, представленных суду просила в иске отказать в связи с пропуском административным истцом срока взыскания недоимки. (лд.69).

На основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся представителя административного истца и административного ответчика.

Исследовав материалы административного и гражданского дел, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Из содержания административного иска и материалов дела следует, что решением ИФНС от 12.01.2015г. ФИО2, привлечена к налоговой ответственности и на нее наложен штраф, начислен НДФЛ за 2013г. в размере 250294100 руб. и пени 124583,89 руб.. ФИО2 указанное решение было обжаловано.

Решением Калининского районного суда г. Тюмени от 13 июля 2015 года в удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконными решения, требования и действий ИФНС России по г.Тюмени № 1, отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда г. Тюмени от 12 октября 2015 года решение Калининского районного суда г. Тюмени от 13 июля 2015 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 – без удовлетворения. (лд.44-58).

Решением Калининского районного суда г.Тюмени от 25 апреля 2016 года с ФИО1 в пользу ИФНС России по г.Тюмени №1 взыскана задолженность по НДФЛ за 2013г. в размере 2.550.970 руб., пени 124583,89 руб. штраф за неуплату налога 250294,10 руб. и штраф за непредставление в установленный срок налоговой декларации 125147,36 руб. (лд.70-74).

В силу п.2 ст.64 Кодекса административного судопроизводства РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Материалами дела подтверждено, что налоговым органом в адрес ФИО1 направлены требования №3112 по состоянию на 03 июля 2018 года, со сроком исполнения до 23.07.2018г. направлено 04.07.2018г., №4635 по состоянию на 01 августа 2018 года, со сроком исполнения до 21.08.2018г., направлено 01.08.2018 года, №3061 по состоянию на 29.06.2018 года, со сроком исполнения до 19.07.2018 года направлено 29.06.2018 года. (л.л.7-12, лд.5-10 гр.дело №2-8726/2018/3м).

Из представленного административным истцом расчета пени следует, что размер пени 956395,25 руб. произведен за период с 06.02.2015г. по 29.07.2018г. на сумму недоимки 2502941,00 рублей. Размер пени 18761,92 руб. произведен за период с 10.01.2015г. по 01.08.2018г. на сумму доначисленного НДФЛ за 2013 год 48029 рублей.

В материалы дела административным истцом представлены доказательства взыскания недоимки по налогам за 2013 год, а ФИО1 представлены сведения о том, что недоимка в размере 2.100.000 рублей уплачена ответчиком 24.04.2019г., что подтверждается чек ордером (лд.34а).

Согласно п. 3 ст. 101.3 НК РФ, на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьей 69 Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Согласно ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направление требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком (п. 4).

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам (п. 8).

Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1).

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 Кодекса (п. 3).

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Кодекса (п. 3).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5).

Исходя из содержания вышеприведенных норм, хотя пени и носят дополнительный (акцессорный) характер, являясь мерой ответственности за неисполнение основного налогового обязательства, в силу пункта 5 статьи 75 НК РФ они могут уплачиваться как одновременно с уплатой сумм налога, так и впоследствии.

Из этого следует, что положение статьи 69 НК РФ об обязательности указания в требовании об уплате налога сведений о размере начисленных пени относится к случаям одновременной уплаты недоимки и пени, не исключая направление отдельного требования в части пени при разновременной уплате.

Вместе с тем, при разновременной уплате (взыскании) пени сохраняется общий порядок, установленный статьей 75 НК РФ, в том числе, в части сроков направления соответствующего требования, и определения момента просрочки, который связывается только с днем выявления недоимки.

Решением Калининского районного суда г.Тюмени от 25.04.2016 года взыскана недоимка по налогу на доходы физических лиц за 2013 год и лишь в июле-августе 2018 года налоговые требования направлены и получены ФИО1.

Требования об уплате пени связаны исключительно с присужденной суммой налоговой недоимки 2550970 руб. и доначисленной 48029,00 руб..

Согласно же ст. 70 НК РФ срок направления требования об уплате пени в любом случае должен исчисляться со дня выявления налоговой недоимки.

Судебное решение о взыскании налоговой недоимки не является актом ее выявления, поскольку выявление недоимки относится к компетенции налогового органа, и осуществляется во внесудебном порядке.

Поскольку налоговая недоимка считается выявленной 12 января 2015 года, в силу статьи 70 НК РФ с этого же дня течет трехмесячный срок направления требования об уплате пени.

Даже если исходить из даты судебного решения о взыскании недоимки – 25 апреля 2016 год, фактически требование о об уплате пени впервые было направлено административному ответчику не ранее 29.06.2018г. и получено ФИО1 09.07.2018г., (лд.12, лд.5-6 гр.дело №2-8726/2018/3м), что является существенным нарушением налоговой процедуры, и самостоятельным основанием для отказа во взыскании пени.

При таких обстоятельствах, поскольку вследствие отсутствия в материалах дела доказательств направления налоговым органом ФИО1 налогового требования об уплате пени в прядке, определяемом п.1 ст.70 НК РФ, то есть не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, суд приходит к выводу о том, что порядок взыскания пени налоговым органом не соблюден, что влечет отказ в удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Согласно части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, срок на принудительное взыскание задолженности в судебном порядке должен исчисляться с 19.07.2018г. по 19.01.2019г.

Как следует из материалов дела налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №3 Калининского судебного района г.Тюмени с заявлением о выдаче судебного приказа по взысканию пени 13 декабря 2018 года, то есть в пределах срока, установленного п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ. Определением мирового судьи судебного участка №3 Калининского судебного района г.Тюмени от 10.01.2020 г. судебный приказ отмене в связи с возражениями должника ФИО1. С административный иском в суд общей юрисдикции налоговый орган обратился 10.07.2020г., то есть в пределах срока, установленного п.3 ст.48 НК РФ..

С учётом изложенного, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.48,69,70,75, Налогового кодекса РФ, ст. ст. 45, 62, 84, 111, 150, 175-177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени №1 к ФИО1 о взыскании пени, отказать.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение одного месяца со дня составления, путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд города Тюмени.

Председательствующий судья (подпись) С.А. Бойева

Копия верна.

Подлинник решения хранится в Калининском районном суде г.Тюмени в материалах административного дела № 2а-4395/2020

Судья С.А. Бойева