ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-43/18 от 07.12.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Симферополь Дело № 2а-43/2018

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.

при секретаре Ёна А.О.,

при участии Сардыко Сергея Александровича, его представителя ЯковлеваА.А., представителя Ялтинского городского совета Соловьева А.А., представителя Администрации г.Ялта Веденмеер М.В., прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Сардыко Сергея Александровича к Ялтинскому городскому совету, заинтересованное лицо Администрация г. Ялта Республики Крым о признании недействующим в части нормативного правового акта, выслушав объяснения истца, его представителя, пояснения участников процесса, представители которых явились в судебные заседания, позицию прокурора,

У С Т А Н О В И Л:

Ялтинским городским советом Республики Крым на 68 сессии первого созыва 21 июня 2018 года было принято решение № 9 «Об утверждении Положения об организации и проведении общественных обсуждений и (или) публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», согласно пункту 1 которого утверждено Положение об организации и проведении общественных обсуждений и (или) публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

Ялтинским городским советом Республики Крым на 69 сессии первого созыва 13 июля 2018 года было принято решение № 3 «Об утверждении Положения о составе и порядке подготовки документа территориального планирования муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и внесения в него изменений», согласно пункту 1 которого утверждено Положение о составе и порядке подготовки документа территориального планирования муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и внесения в него изменений.

Сардыко Сергей Александрович обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими подпункт 2.1 пункта 2.14.1 пункта 14 и подпункт 15.1 пункта 15Положения об организации и проведении общественных обсуждений и (или) публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением 68-ой сессии Ялтинского городского совета №9 от 21 июня 2018 года, и подпункт 3.10 пункта 3Положения о составе и порядке подготовки документа территориального планирования муниципального образования городской округ Ялта и внесения в него изменений, в редакции изменений, внесенных решением 71-й сессии Ялтинского городского совета от 31.08.2018 года, как противоречащие статьям 15, 31, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, статьям 10 и 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьям 3 и 4 Европейской Хартии о местном самоуправлении, части 4 статьи 3, статье 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьям 28, 43 и 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», статьям 15, 22, пункту 35 части 1 статьи 39 Устава муниципального образования городской округ Ялта.

Определением судьи Верховного Суда Республики Крым от 15 октября 2018 года принято к производству Верховного Суда Республики Крым административное исковое заявление Сардыко Сергея Александровича (далее истец) к Ялтинскому городскому совету (далее Совет) о признании нормативного правового акта недействующим в части и возбуждено производство по делу.

Определением Верховного Суда Республики Крым от 24 октября 2018 года было удовлетворено ходатайство истца и его представителя, привлечена к участию в административном деле заинтересованным лицом Администрация г. Ялта Республики Крым (далее Администрация).

В судебном заседании, которое состоялось 28 ноября 2018 года, руководствуясь статьями 44,45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представитель истца заявил ходатайство об изменении предмета административного иска, просил признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Положение об организации и проведении общественных обсуждений и (или) публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденное решением 68 сессии Ялтинского городского совета №9 от 21 июня 2018 года, и недействующим с момента принятия Положение о составе и порядке подготовки документа территориального планирования муниципального образования городской округ Ялта, утвержденное решением 69 сессии Ялтинского городского совета № 3 от 13 июля 2018 рода в редакции изменений внесенных решением 71 сессии Ялтинского городского совета от 31 августа 2018 года № 17 и 72 сессии Ялтинского городского совета от 17 сентября 2018 года №3 в той части, в которой оспариваемыми нормативными правовыми актами предусматривается применение на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности.

В судебном заседании 07 декабря 2018 года истец и его представитель настаивали на удовлетворении административного искового заявления (с учетом ходатайства), представители Совета и Администрации возражали против удовлетворения административного искового заявления.

Прокурор в судебном заседании 07 декабря 2018 года представил заключение.

Исследовав материалы дела, изучив доводы искового заявления, выслушав пояснения участников процесса, представители которых явились в судебное заседание, заключение прокурора, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.

Как указано выше, материалы дела свидетельствуют о том, что Советом на 68 сессии первого созыва 21 июня 2018 года было принято решение № 9 «Об утверждении Положения об организации и проведении общественных обсуждений и (или) публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, согласно пункту 1 которого утверждено Положение об организации и проведении общественных обсуждений и (или) публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее Положение№9). Кроме того Советом на 69 сессии первого созыва 13 июля 2018 года было принято решение № 3 «Об утверждении Положения о составе и порядке подготовки документа территориального планирования муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и внесения в него изменений», согласно пункту 1 которого утверждено Положение о составе и порядке подготовки документа территориального планирования муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и внесения в него изменений (далее Положение № 3).

В дальнейшем решением № 17 Ялтинского городского совета Республики Крым от 31 августа 2018 года были внесены изменения в изменения в решение 69 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым первого созыва от 13 июля 2018 года N 3 «Об утверждении Положения о составе и порядке подготовки документа территориального планирования муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и внесения в него изменений», в новой редакции был изложен пункт 3.10 Положения №3, а также решением № 3 Ялтинского городского совета Республики Крым от 17 сентября 2018 года были внесены изменения в Положение №3, в новой редакции был изложен подпункт 7) пункта 3.2 раздела III этого Положения.

Указанные выше решения Ялтинского городского совета Республики Крым ( с учетом изменений) были опубликованы соответственно в 24 сентября 2018 года в газете «Ялтинские вести» (спецвыпуск №5 (145), размещены на портале Правительства Республики Крым (yalta.rk.gov.ru).

В соответствии с положениями части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, соблюдены ли требования по форме и виду, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, соблюдена ли процедура принятия оспариваемого нормативно-правового акта.

Истец, обращаясь в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании недействующими в части Положения №9, утвержденного решением 68 сессии Ялтинского городского совета №9 от 21 июня 2018 года, Положения № 3, утвержденного решением 69 сессии Ялтинского городского совета № 3 от 13 июля 2018 рода в редакции изменений внесенных решением 71 сессии Ялтинского городского совета от 31 августа 2018 года № 17 и 72 сессии Ялтинского городского совета от 17 сентября 2018 года №3, настаивает на том, что он, являясь жителем города Ялта, имеет право осуществлять местное самоуправление посредством участия в разрешении вопросов местного значения, в том числе касающихся градостроительной деятельности, в формах, установленных действующим законодательством Российской Федерации, Уставом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым. По его мнению порядок разрешения вопросов градостроительной деятельности, установленный обжалуемыми им в части Положениями № 3 и Положением № 9, не соответствует федеральному законодательству Российской Федерации, Уставу, нарушает его права, установленные Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с нормами Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 1 статьи 1); граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления; установленные Конституцией Российской Федерации и указанным Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (абзац первый части 1, часть 3 статьи 3).

В Постановлении от 26.04.2016 года N 13-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации, исходя из понимания местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации, являющейся демократическим правовым государством, признает и гарантирует самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и предусматривает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12). В развитие этих положений Конституция Российской Федерации закрепляет, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением непосредственно и через представительство в органах местного самоуправления вопросов местного значения (статья 130); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, с целью создания условий для достойной жизни и свободного развития человека, и, будучи организационно-правовым выражением власти местного сообщества как первичного субъекта права на местное самоуправление, призваны обеспечивать в рамках, возложенных на местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации полномочий реализацию воли населения городских, сельских поселений и других территорий, на которых оно осуществляется, на основе обеспечения баланса общегосударственных, региональных и местных интересов.

В силу изложенного Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу о том, что нашел подтверждения факт затрагивания прав и законных интересов истца принятием Советом на 68 сессии первого созыва 21 июня 2018 года решения №9, которым утверждено Положение об организации и проведении общественных обсуждений и (или) публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, а также на 69 сессии первого созыва 13 июля 2018 года решения № 3, которым утверждено Положение о составе и порядке подготовки документа территориального планирования муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и внесения в него изменений.

Согласно пункту 19 Пленума Верховного суда Российской Федерации №48 от 29.11.2007 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суду также необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.

В соответствии со статьёй 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ).

В статье 43 Закона №131-ФЗ оговорена система муниципальных правовых актов, согласно части 1 которой в эту систему входят, в том числе, устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Согласно части 3 статьи 43 Закона №131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Такие же правовые нормы содержатся в пункте 3.2 статьи 67 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, принятого решением Совета № 1 от 22 сентября 2017 года, который зарегистрирован в Главном управлении Минюста России по Республике Крым и Севастополю 27сентября 2017 года за N RU933110002017001 (далее Устав), в статье 7 Регламента Ялтинского городского совета, утвержденного решением Совета № 79 от 22 декабря 2016 года (далее Регламент).

Советом представлены доказательства того, что решение 68 сессии Ялтинского городского совета №9 от 21 июня 2018 года, которым утверждено Положение №9, решение 69 сессии Ялтинского городского совета № 3 от 13 июля 2018 рода, которым утверждено Положение №3, решение №17 71 сессии Ялтинского городского совета от 31 августа 2018 года и решение №3 72 сессии Ялтинского городского совета от 17 сентября 2018 года, которыми вносились изменения в Положение №3, были приняты с соблюдением указанных выше положений части 3 статьи 43 Закона №131-ФЗ, в соответствии с Уставом при соблюдении процедуры, оговоренной Регламентом.
В силу изложенного Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается соблюдение Советом порядка принятия оспариваемых в части Положения № 9 и Положения № 3.

В соответствии с пунктом 24 Пленума Верховного суда Российской Федерации №48 от 29.11.2007 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Истец в своем административном исковом заявлении указывает на то, что Положение №9, утвержденное решением 68 сессии Ялтинского городского совета №9 от 21 июня 2018 года, Положение №3, утвержденное решением 69 сессии Ялтинского городского совета № 3 от 13 июля 2018 рода, ( с учетом изменений, внесенных решением №17 71 сессии Ялтинского городского совета от 31 августа 2018 года и решением№ 3 72 сессии Ялтинского городского совета от 17 сентября 2018 года ) в частях, в которых предусматривается применение на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности, противоречат статьям 15, 31, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству Российской Федерации, а именно, статье 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьям 28, 43 и 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также статьям 15, 22, пункту 35 части 1 статьи 39 Устава.

Изучив обоснование административного искового заявления, материалы дела, Верховный Суд Республики Крым находит указанные утверждения истца ошибочными в силу следующих обстоятельств.

Часть 1 статьи 1 Закона № 131-ФЗ определяет, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Закона №131-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 3 Закона №131-ФЗ граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 3 Закона № 131-ФЗ).

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 7 Закона №131-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 7 Закона №131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В статье 14 Закона №131-ФЗ оговорены вопросы местного значения городского поселения, к которым относится, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд.

В главе 5 Закона №131-ФЗ указаны формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в его осуществлении.

Согласно части 1 статьи 28 Закона №131 – ФЗ для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

В части 5 статьи 28 Закона №131-ФЗ установлено, что по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.

Положениями пунктов 1, 2, 9 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) предусмотрено, что основными принципами законодательства о градостроительной деятельности являются обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГрК РФ устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничении негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

В соответствии с частью 3 статьи 3 ГрК РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить данному кодексу.

Статьей 5 ГрК РФ к субъектам градостроительных отношений отнесены в том числе физические лица. При этом одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия (пункт 5 статьи 2 ГрК РФ).

Часть 1 статьи 5.1 ГрК РФ устанавливает, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (часть 2 статьи 5.1 ГрК РФ).

Процедуры проведения общественных обсуждений и публичных оговорены в частях 4 и 5 статьи 5.1 ГрКРФ.

В соответствии с частью 24 статьи 5.1 ГрК РФ уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений настоящего Кодекса определяются, в том числе порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, организатор и срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такой план, утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа. При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.

По результатам изучения указанных выше положений федерального законодательства Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что основными принципами законодательства о градостроительной деятельности являются обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности с целью обеспечения при ее осуществлении безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничении негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 10-П от 28 марта 2017 года указал, что развитие территорий носит многоплановый и динамичный характер, в связи с чем внесение изменений в градостроительную документацию является проявлением дискреционных полномочий органов местного самоуправления, которые при регламентации градостроительной деятельности должны обеспечить комфортные и благоприятные условия проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, а также согласование государственных, общественных и частных интересов в данной области.

Федеральный законодатель, определяя в части 5 статьи 28 Закона №131-ФЗ такие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления при разрешение вопросов градостроительной деятельности, как публичные слушанья или общественные обсуждения, преследует цель обеспечения участия в них наиболее широких слоёв населения муниципального образования, с предоставлением возможности (создания условий) для максимального большего участия жителей муниципального образования в обсуждении такого рода вопросов для выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер, что, в конечном итоге, предоставляет каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям для выработки рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Особенностью данной процедуры является использование таких общественных институтов, как публичные слушания или общественные обсуждения, что предполагает учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности на соответствующей территории. В результате такого взаимодействия реализуется один из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности - участие в осуществлении градостроительной деятельности граждан и их объединений и обеспечение такого участия.

Как указано выше, материалы дела свидетельствуют о том, что 51 сессии первого созыва 22сентября 2017 года принято решение №1, согласно пункту 1 которого принят в новой редакции Устав муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее Устав), в главе II которого указаны формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления в муниципальном образовании городской округ Ялта Республики Крым.

Согласно части 1 статьи 15 Устава к формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым относятся местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, преобразования муниципального образования, правотворческая инициатива граждан, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, собрания и конференции граждан, опросы граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления, иные формы, не противоречащие законодательству.

Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей городского округа Ялтинским городским советом Республики Крым, Главой муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым - председателем Ялтинского городского совета могут проводиться публичные слушания (часть 1 статьи 22 Устава).

В части 3 статьи 22 Устава определено, что на публичные слушания должны выноситься проект Устава, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав, кроме случаев, когда в Устав вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Республики Крым или законов Республики Крым в целях приведения настоящего Устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами, проект бюджета и отчет о его исполнении, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки, вопросы о преобразовании муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, за исключением случаев, если в соответствии со статьёй 13 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для преобразования муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым требуется получение согласия населения муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, выраженного путем голосования либо на сходах граждан, проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

Наряду с предусмотренными настоящим Уставом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции Республики Крым и законам Республики Крым (часть 1 статьи 27 Устава).

Оценив указанные выше положения этого муниципального правового акта, Верховный Суд Республики Крым приходит к заключению, что Устав не дает исчерпывающий перечень форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, не устанавливает необходимость проведения исключительно публичных слушаний при решении вопросов градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

Советом на 68 сессии первого созыва 21 июня 2018 года было утверждено Положение №9, которое направлено на реализацию прав жителей муниципального образования городской округ Ялта Республики на осуществление местного самоуправления посредством участия в общественных обсуждениях и публичных слушаниях и определяет порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

Согласно пункту 2.1. Положения № 9 обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях подлежат проект генерального плана городского округа, проект о внесении изменений в генеральный план городского округа (далее - проект генерального плана, проект внесения изменений в генеральный план) (подпункт 2.1.1), проект правил землепользования и застройки на территории городского округа, проекты о внесении изменений в правила землепользования и застройки на территории городского округа (далее - проект правил землепользования и застройки, проекты о внесении изменений в правила землепользования и застройки) (подпункт 2.1.2); проекты планировки территории городского округа и (или) проекты межевания территории городского округа, внесение изменений в проекты планировки территории городского округа и проекты межевания территории городского округа (подпункт 2.1.3), проекты решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории городского округа (подпункт 2.1.4), проекты решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства городского округа (подпункт 2.1.5), проект правил благоустройства территории (подпункт 2.1.6).

Кроме того Советом на 69 сессии первого созыва 13 июля 2018 года было принято решение об утверждении Положение № 3, в которое решением № 17 Ялтинского городского совета Республики Крым от 31 августа 2018 года и решением № 3 Ялтинского городского совета Республики Крым от 17 сентября 2018 года были внесены изменения.

Положение№ 3 устанавливает требования к составу, порядку подготовки и внесения изменений в документы территориального планирования муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым. Согласно п. 3.10 Положения № 3 (с учетом изменений) проект Генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях или общественных обсуждениях, проводимых в соответствии со статьями 5.1, 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и в порядке, определенном нормативным правовым актом Ялтинского городского совета Республики Крым.

На основании системного анализа приведенных выше норм права в совокупности с установленными в судебных заседаниях обстоятельствами Верховных Суд Республики Крым приходит к выводу, что Совет, принимая на 68 сессии первого созыва 21 июня 2018 года решение об утверждении Положения №9, а на 69 сессии первого созыва 13 июля 2018 года - решение об утверждении Положение № 3 ( с учетом изменений), которыми предусмотрено проведение как общественных обсуждений, так и публичных слушаний при разрешении вопросов градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, действовал в пределах своей компетенции, реализуя предоставленные ему права по разрешению вопросов местного значения, в порядке, определенном статьёй 5.1 ГрК РФ, реализуя положения Устава, определяющие формы непосредственного осуществления населением городского округа Ялта местного самоуправления, для достижения максимально широкого участия жителей городского образования при решении социально-экономических задач в пределах этого муниципального образования как территории совместной жизнедеятельности населения, с целью наиболее эффективной реализации вытекающих из статей 2, 7 (часть 1) и 9 (часть 1) Конституции Российской Федерации задач по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, созданию условий для достойной жизни и свободного развития человека при реализации этим органом местного самоуправления дискреционных полномочий, которые в случае регламентации градостроительной деятельности должны обеспечить как комфортные и благоприятные условия проживания, комплексный учет потребностей населения, так и устойчивое развитие территорий, а также согласование государственных, общественных и частных интересов в данной области, вследствие чего Положение№9 и Положение №3 в частях, предусматривающих проведение на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности, не противоречат ни ГрКРФ, Закону №131-ФЗ.

Вопрос о целесообразности принятия оспариваемой части Положения№9 и Положения №3 Верховным Судом Республики Крым не обсуждался, поскольку это относится к исключительной компетенции Совета.

В силу изложенного Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что отсутствуют основания для удовлетворения требований о признании недействующими Положения №9 и Положения №3 в частях, предусматривающих проведение на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности.

Руководствуясь статьями 175-180, 214,215, 295,296 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Сардыко Сергея Александровича к Ялтинскому городскому совету, заинтересованное лицо Администрация г. Ялта Республики Крым.

Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 13.12.2018 года.

Судья подпись С.В. Яковлев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>