ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-43/18 от 11.01.2018 Дальнереченского районного суда (Приморский край)

№ 2а-43/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11.01.2018 г. г. Дальнереченск

Дальнереченский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Чупровой Е.О., при секретаре Ворошиловой В.С., с участием старшего помощника Дальнереченского межрайонного прокурора Прытковой М.В., представителя административного ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дальнереченского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Дальнереченского муниципального района Приморского края о возложении обязанности по обеспечению ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Дальнереченский межрайонный прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с требованием о возложении обязанности на администрацию Дальнереченского муниципального района Приморского края по обеспечению ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, в порядке, предусмотренном статьей 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности». В обоснование заявленного требования указал, что в результате проведенной Дальнереченской межрайонной прокуратурой в марте 2017 года проверки исполнения градостроительного законодательства при утверждении и реализации правил землепользования и застройки территорий поднадзорными органами местного самоуправления установлено, что в нарушение ст. 2, п. 6 ч. 2 ст. 8, ст. 56, ст. 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п.15 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 17 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 № 363, администрацией Дальнереченского муниципального района не обеспечено формирование и ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, в том числе наличие соответствующих специалистов, а также наличие и использование соответствующих материально-технических и программных средств, необходимых для выполнения требований постановления Правительства РФ от 09.06.2006 № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности». По фактам выявленных нарушений главе администрации Дальнереченского муниципального района 23.03.2017 было внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, администрацией Дальнереченского муниципального района сообщено об устранении выявленных нарушений градостроительного законодательства. Вместе с тем, из предоставленной 11.12.2017 администрацией Дальнереченского муниципального района информации следует, что до настоящего времени указанные в представлении от 23.03.2017 нарушения не устранены, программное обеспечение, необходимое для ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в администрации Дальнереченского муниципального района не установлено, обученных специалистов для ее ведения не имеется. Бездействие администрации Дальнереченского муниципального района приводит к нарушению права неопределенного круга лиц, в том числе, органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, на получение достоверных сведений, необходимых для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства, по их запросам.

В судебном заседании старший помощник Дальнереченского межрайонного прокурора Прыткова М.В. уточнила административные исковые требования в части установления срока исполнения возложения обязанности, просит обязать администрацию Дальнереченского муниципального района Приморского края обеспечить ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, в порядке, предусмотренном статьей 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, на уточненных требованиях административного иска настаивает, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности ФИО1 с административным иском не согласен, пояснил, что действительно ст. 57 Градостроительного кодекса РФ обязывает органы местного самоуправления вести информационную систему градостроительной деятельности. Однако нормы действующего законодательства, обязывающие орган самоуправления иметь данную систему и эксплуатировать ее, кроме ее ведения, закон не содержит. Такая система в администрации Дальнереченского муниципального района отсутствует в связи, с чем ведение ее не возможно. Также разработан проект ФЗ № 302180-7, который принят государственной Думой 01.12.2017 г., и предусматривает внесение изменений в Градостроительный кодекс РФ в части изменения ст. 57, редакция которой будет предусматривать обязанность создания эксплуатации государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности субъектов РФ. Муниципальное образование будет в соответствии с новой редакцией предоставлять соответствующие документы, которые будут приниматься в процессе своей деятельности по исполнению возложенных полномочий и предоставлять в уполномоченный орган субъекта РФ, в целях чего 10.01.2018 постановлением администрации Приморского края № 2-ПА были внесены изменения в постановление администрации Приморского края № 351-ПА 28.06.2016 о создании государственной информационной системы ПК обеспечения градостроительной деятельности Приморского края и данным постановлением внесены изменения в выше указанное постановление, на Департамент градостроительства ПК возложены функции обладателя этих ресурсов государственной информационной системы и обработки данной информации. Кроме того, на 2018 год принят представительным органом муниципального образования бюджет муниципального образования ДМР в котором денежные средства для создания собственной информационной системы не предусмотрены, в связи с чем, в течение 2018 года исполнить и создать данную систему не предоставляется возможным из-за отсутствия денежных средств. Считает, что это нецелесообразно в виду изменения действующего законодательства.

Заслушав прокурора, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия; единство требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений, к которым относятся Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.

Пунктом 15 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 6 ч. 2 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют ряд полномочий в сфере градостроительной деятельности, к которым относятся и полномочия по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов.

Согласно ст. 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - это организованный и систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений. Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем), содержащие сведения: о документах территориального планирования Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований; о документах территориального планирования субъектов Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований; о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию; о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений; о документации по планировке территории; об изученности природных и техногенных условий на основании результатов инженерных изысканий; о резервировании земель и об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд; о геодезических и картографических материалах; о создании искусственного земельного участка; а также дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках и иные документы и материалы.

Согласно ч. 1, ч. 4 ст. 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности. Документирование сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется на бумажных и электронных носителях.

В силу ч. 8 ст. 56, ч. 6 ст. 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа. Органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны предоставлять сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.

Постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» определены структура, порядок формирования и ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе, по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.

В п. 17 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 № 363, закреплено, что технологии и программные, лингвистические, правовые и организационные средства ведения автоматизированной информационной системы должны обеспечивать: обмен документированными сведениями, содержащимися в информационной системе, и сведениями, содержащимися в государственной информационной системе ведения единой электронной картографической основы, а также пространственными данными и материалами, содержащимися в федеральном фонде пространственных данных; поиск информации по адресу объекта капитального строительства, координатам земельного участка, кадастровому номеру земельного участка, наименованию и реквизитам документа; хранение, обеспечение резервного копирования и защиту сведений, содержащихся в информационной системе; актуализацию сведений, содержащихся в информационной системе, посредством регистрации и учета новых документов, а также перевода в архивный режим хранения документов, которые в установленном порядке признаны недействующими; составление аналитических отчетов по запросам заинтересованных лиц; ведение журнала операций, произведенных со сведениями информационной системы.

В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что в марте 2017 года Дальнереченской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения градостроительного законодательства при утверждении и реализации правил землепользования и застройки территорий поднадзорными органами местного самоуправления. В ходе проверки установлено, что администрацией Дальнереченского муниципального района не обеспечено формирование и ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, в том числе наличие соответствующих специалистов, а также наличие и использование соответствующих материально-технических и программных средств, необходимых для выполнения требований постановления Правительства РФ от 09.06.2006 № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности». По фактам выявленных нарушений главе администрации Дальнереченского муниципального района 23.03.2017 и.о. Дальнереченского межрайонного прокурора внесено представление за о необходимости принятия конкретных и действенных мер, направленных на устранение выявленных нарушений градостроительного законодательства (л.д. 7-13). Согласно сообщению администрации Дальнереченского муниципального района, направленному в адрес Дальнереченского межрайонного прокурора 27.04.2017 г. , выявленные нарушения земельного и градостроительного законодательства устранены в полном объеме (л.д. 14).

Вместе с тем, на требование Дальнереченского межрайонного прокурора от 05.12.2017 г. , о направлении в срок до 11.12.2017г. в Дальнереченскую межрайонную прокуратуру информации об осуществлении ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории Дальнереченского муниципального района (л.д.17), администрацией Дальнереченского муниципального района дан ответ 11.12.2017 г. о том, что программное обеспечение муниципальной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) в администрации Дальнереченского муниципального района не установлено, обученных специалистов для ведения ИСОГД не имеется. Все дополнительные сведения о градостроительной деятельности хранятся в формате бумажных документов (л.д. 18).

Таким образом, администрацией Дальнереченского муниципального района не обеспечено формирование и ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, отсутствуют соответствующие специалисты, не имеются в наличие и не используются соответствующие материально-технические и программные средств, необходимые для выполнения требований постановления Правительства РФ от 09.06.2006 № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности».

При таких обстоятельствах, учитывая, что бездействие администрации Дальнереченского муниципального района по осуществлению ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории Дальнереченского муниципального района влечет невозможность получения достоверных сведений, необходимых для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства, суд считает административный иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Доводы, приведенные в судебном заседании представителем административного ответчика, не являются основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку в соответствии с требованиями действующего законодательства обеспечение формирования и ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности возложено на органы местного самоуправления.

Испрашиваемый прокурором срок один месяц со дня вступления решения суда в законную силу, суд находит разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 226, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Дальнереченского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Дальнереченского муниципального района Приморского края удовлетворить.

Обязать администрацию Дальнереченского муниципального района Приморского края обеспечить ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, в порядке, предусмотренном статьей 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Дальнереченский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

мотивированное решение изготовлено 12.01.2018 г.

Председательствующий Е.О. Чупрова