ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-43/18 от 22.03.2018 Гдовского районного суда (Псковская область)

Дело № 2а- 43/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Гдов 22 марта 2018 года

Гдовский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего Асадова А.Б.

при секретаре Большовой К.Я.,

с участием административного истца Сафронова Вадима Михайловича,

рассмотрев в открытом заседании административное дело по административному исковому заявлению Сафронова Вадима Михайловича к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство

УСТАНОВИЛ:

Сафронов Вадим Михайлович обратился в суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство.

В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ им в соответствии с п.6. ч.5, ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее Минприроды России) было подано заявление о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома для достраивания следующего объекта незавершённого строительства: индивидуальный жилой дом, на земельном участке общей площадью <данные изъяты> кв. м, принадлежащем ему на основании договора купли-продажи (купчая) земельного участка с объектом незавершённого строительства от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером: , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: личное подсобное хозяйство, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> Принадлежащий ему земельный участок находится в границах особо охраняемой природной территории - государственного природного заказника федерального значения «Ремдовский».

Указанный объект незавершённого строительства - незавершённый строительством дом, размещённый на этом участке, с ДД.ММ.ГГГГ стоит на кадастровом и регистрационном учёте. Кадастровый номер: Приобретён им на основании договора купли-продажи (купчая) земельного участка с объектом незавершённого строительства от ДД.ММ.ГГГГ и характеризуется следующими параметрами: индивидуальный жилой дом, состоящий из одноэтажного деревянного строения, площадью <данные изъяты> кв. м., дощатой пристройки площадью <данные изъяты> кв. м.

К заявлению от ДД.ММ.ГГГГ были приложены следующие документы, предусмотренные ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ:

- Выписка из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ на 3 л.; выписка из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ на 5 л.; кадастровый паспорт объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ на 3 л.; свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ; градостроительный план земельного участка на 4 л.; схема планировочной организации на 1 л.

Заявление от ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ Минприроды России с присвоением ему регистрационного номера

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком был дан ответ ( в котором сообщалось, что «ранее Минприроды России на обращение по указанному вопросу направлен ответ письмом от ДД.ММ.ГГГГ несмотря на то, что в письме, на которое ссылается Минприроды России был дан ответ по поводу получения разрешения на строительство другого объекта на этом же земельном участке. Кроме того, в этом же письме от ДД.ММ.ГГГГ указывалось, что использование земельного участка истца Минприроды не согласовано, в связи с этим, на основании части 13 статьи 51 ГрК РФ в выдаче разрешения на строительство было отказано.

Обращение от ДД.ММ.ГГГГ касалось разрешения на строительство - достраивание уже существующего дома - объекта незавершённого строительства. Указанный объект незавершённого строительства (Кадастровый номер: ; приобретён им на основании договора купли-продажи земельного участка с объектом незавершённого строительства от ДД.ММ.ГГГГ; имеет кадастровый паспорт) стоит на кадастровом и регистрационном учёте с 2003 года, о чём свидетельствует Свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выданное предыдущему собственнику, т.е. строительство его было начато до принятия Градостроительного кодекса, разрешённый вид использования земельного участка - личное подсобное хозяйство также определён гораздо раньше принятия Градостроительного кодекса РФ, о чём свидетельствует Выписка из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ В то время, когда строился этот объект никаких согласований с Минприроды не требовалось.

Указанный земельный участок, на котором расположен объект незавершённого строительства, - не вновь выделенный участок, он ранее принадлежал Ефимову Александру Евгеньевичу по праву собственности на основании свидетельства на право собственности на землю серии , выданного ДД.ММ.ГГГГ комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Гдовского района Псковской области, регистрационная запись .

ДД.ММ.ГГГГ этот земельный участок с объектом незавершённого строительства - незавершённым строительством домом был продан А.Е. Ефимовым Андрющенко Евгению Викторовичу, что подтверждается Договором купли-продажи (купчей) земельного участка с незавершённым строительством домом. ДД.ММ.ГГГГ этот земельный участок с объектом незавершённого строительства - незавершённым строительством домом был продан ему - Е.В. Андрющенко. Поскольку объект индивидуального жилищного строительства, расположенный на этом участке, стоит на кадастровом и регистрационном учёте как объект незавершённого строительства - для его признания жилым и перевода в категорию «завершённое» в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии в соответствии с ч.7 ст.70 закона «О государственной регистрации недвижимости» необходимо предоставить разрешение на строительство данного объекта капитального строительства.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Минприроды России с жалобой на ответ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ (-) в котором просил согласовать вид разрешённого использования земельного участка в <адрес> и выдать разрешение на строительство в отношении объекта незавершённого строительства с кадастровым номером Его заявление от ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ Минприроды России с присвоением ему регистрационного номера

На это обращение административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ дан ответ (регистрационный ), который был получен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается прилагаемой копией почтового конверта. В указанном ответе был дан отказ в согласовании использования запрашиваемого земельного участка и в выдаче испрашиваемого разрешения на строительство объекта незавершённого строительства в связи с тем, что: 1) указанный земельный участок расположен в границах государственного природного заказника федерального значения «Ремдовский», 2) в соответствии с п.1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли заказников относятся к землям особо охраняемых природных территорий, 3) согласно ч. 6 ст.36 Градостроительного Кодекса градостроительные регламенты не устанавливаются для земель особо охраняемых природных территорий, 4) использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (ч.7 ст.36 Кодекса), 5) Положением о государственном, природном заказнике федерального значения «Ремдовский», утверждённом приказом Минприроды России от 02.03.2016 № 62, на территории заказника запрещаются строительство и реконструкция объектов капитального строительства, в том числе магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров, объектов, связанных с функционированием заказника.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).

В силу части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 данной статьи федеральный орган исполнительной власти. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Согласно части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения- с указанием причин- отказа (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ). Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство приведен в части 13 статьи 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации и содержит указание на отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 названной статьи, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.

Согласно ст.40 Конституции Российской Федераций каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии со ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежит право свободного пользования, владения и распоряжения собственностью. Аналогичные права собственника земельного участка закреплены ст.260 Гражданского кодекса Российской Федерации. Как земельное, так и гражданское законодательство допускает ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ и пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно- бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с ч.2 ст.58 закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ порядок функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

В законе «Об особо охраняемых природных территориях» №33-Ф3 нет запрета на строительство индивидуальных жилых домов на территориях сельских поселений, расположенных в границах государственных природных заказников, проживание местного населения в заказниках не запрещено.

В соответствии с п.16 ч. 3 Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Ремдовский», утверждённом приказом Минприроды России от 02.03.2016 № 62, на территории заказника в границах населённых пунктов разрешается предоставление земельных участков для индивидуального строительства.

На территории ГПЗ «Ремдовский» находится 42 населённых пункта, в которых проживает более 500 человек. Все эти граждане эксплуатируют жилые дома - жилые объекты, в которых они проживают, и Минприроды России не предпринимает никаких мер по переселению проживающего в заказнике населения за пределы заказника. Кроме того, населённые пункты на территории, заказника представляют собой селитебные ландшафты - места обитания для синантропных видов животных, в частности деревенских ласточек, воронков, обыкновенных каменок и др. видов птиц, которые селятся в постройках человека и в других местах не живут. Сельское население своей хозяйственной деятельностью в пределах населённых пунктов поддерживает жизнеспособность луго-полевых экосистем, предотвращает их зарастание и приносит этим немалую пользу фауне и флоре заказника, поддерживает биоразнообразие заказника. Таким образом, сельские населённые пункты на территории заказника - часть самого заказника, и индивидуальные жилые дома в них - следует рассматривать как объекты, связанные с функционированием заказника.

В соответствии с ч. 3 ст. 95 Земельного кодекса РФ (№136-Ф3) в пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков не допускается. В то же время, порядок согласования с Минприроды России вида разрешённого использования земельных участков, находящихся в границах сельских поселений в составе государственных природных заказников и в частности заказника «Ремдовский», не определён, нигде официально не опубликован.

Из-за отсутствия разрешения на строительство он не может перевести указанный объект в категорию завершённое строительство, признать его жилым, прописаться в нём и проживать.

В связи с выше изложенным полагает, что строительство индивидуального жилого дома в пределах сельского населённого пункта в заказнике должно рассматриваться как строительство в границах населённого пункта объекта, связанного с функционированием заказника, а это означает, что Решение Минприроды России от "21" ноября 2017 года N 12-50/10345-ОГ об отказе в согласовании вида разрешённого использования земельного участка и в выдаче разрешения на строительство незаконно. Указанное решение ограничивает его права и законные интересы как собственника земельного участка на строительство дома, т.е. ограничивает конституционное право на жилище, противоречит положениям ст. 209, 260, 263 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Просит признать незаконным и отменить Решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в согласовании использования земельного участка и в выдаче административному истцу разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>

Обязать административного ответчика согласовать вид разрешённого использования земельного участка и выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером: , расположенный в <адрес>, взыскать с административного ответчика судебные расходы.

В судебном заседании Сафронов В.М. исковые требования поддержал. Дополнил, что Положения о ГПЗ «Ремдовский», а именно п.п. 17 п. 12 нельзя рассматривать отдельно от всего Положения, так как он связан с п.п. 16 п. 12 в котором разрешено предоставление участков для индивидуального жилищного строительства. Полагает, что в п.п. 17 п. 12 Положения при его издании допущена ошибка.

В судебное заседание представитель Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации не явился, надлежащим образом извещен.

Предоставил в суд возражения по заявленным исковым требованиям, указал, что согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом.

В соответствии с п.6 ч. 5 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство объекта капитального строительства, строительство которого планируется осуществить в границах особо охраняемой природной территории выдается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория.

Согласно п. 5.17 Положения о Минприроды России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219, Минприроды России выдает разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения.

В соответствии с ч. 13 ст. 15 Градостроительного кодекса РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство являются несоответствие представленных документов:

- требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи предоставленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка;

- разрешенному использованию земельного участка;

- ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ.

Указал, что п.п. 17 п. 12 Положения о Заказнике установлено, что на территории Заказника запрещается строительство и реконструкция объектов капитального строительства, в том числе хозяйственных и жилых объектов, за исключение объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров, объектов, связанных с функционирование заказника.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица ФГБУ «Национальный парк «Себежский» не явился, надлежащим образом извещен.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области не явился, надлежащим образом извещен.

Суд рассмотрел дело в отсутствие представителя административного ответчика, и заинтересованных лиц, что не противоречит требованиям ст. 150 КАС РФ.

Выслушав участников и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи земельного участка с объектом незавершенного строительства Сафронов В.М. приобрел земельный участок площадью 2860 кв.м. с кадастровым номером на землях населенных пунктов, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства и размещенный на нем объект незавершенного строительства с кадастровым номером находящиеся по адресу: <адрес>, <адрес>

Из выписки Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером расположен по адресу: <адрес> Категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного пользования – личное подсобное хозяйство.

Земельный участок с кадастровым номером расположен в границах государственного природного заказника федерального значения «Ремдовский».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2055-р Национальный парк «Себежский» (Псковская область) включен в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 02.03.2016 № 62 утверждено Положение «О государственном природном заказнике федерального значения «Ремдовский».

В силу п. 6 указанного Положения управление заказником осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Себежский".

Пунктом 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли национальных парков относятся к землям особо охраняемых территорий.

В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон об охраняемых территориях) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, и которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Согласно части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для земель особо охраняемых природных территорий.

Использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (часть 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

По распоряжению Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2055-р таким органом определено Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, к полномочиям которого в соответствии с пунктом 5.17 Положения о Минприроды России, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219, относится, в том числе, выдача в установленном порядке разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Согласно части 1 статьи 15 Закона об охраняемых территориях режим использования земельных участков в границах национального парка определяется в процессе функционального зонирования его территории, в которой выделяются заповедная зона, особо охраняемая зона, рекреационная зона, зона охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, зона хозяйственного назначения и зона традиционного экстенсивного природопользования.

Дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются в силу их нахождения в границах национального парка, определяются Минприроды России в процессе функционального зонирования.

При этом необходимо отметить, что в силу пункта 4 статьи 15 Закона об охраняемых территориях с федеральными органами исполнительной власти в области окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а так же проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и охранных зон.

В разделе III положения Положения «О государственном природном заказнике федерального значения «Ремдовский» утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 02.03.2016 № 62 установлен режим особой охраны территории заказника.

Земельный участок кадастровым номером 60:03:0080103:4 находится в границе населенного пункта д. Великуша, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Из подпункта 17 пункта 12 Положения «О государственном природном заказнике федерального значения «Ремдовский» следует, что на территории заказника запрещается строительство и реконструкция объектов капитального строительства, в том числе магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров, объектов, связанных с функционированием заказника

Согласно статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом.

В соответствии с пунктом6 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство объекта капитального строительства, строительство которого планируется осуществить в границах особо охраняемой природной территории выдается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория.

Согласно пункта 5.17 Положения о Минприроды России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219, Минприроды России выдает разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения.

В соответствии с частью 13 статьи 15 Градостроительного кодекса РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство являются несоответствие представленных документов:

- требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи предоставленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка;

- разрешенному использованию земельного участка;

- ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ.

Как следует из ответа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 21.11.2017, которым отказано в выдаче разрешения на строительство объекта незавершенного строительства на территории заказника «Ремдовский» запрещается строительство и реконструкция объектов капитального строительства, в том числе магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникации, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключение объектов индустрии, музеев и информационных центров, объектов связанных с функционированием заказника (подпункт 17 пункт 12 части III Положения «О государственном природном заказнике федерального значения «Ремдовский»).

Доводы истца о том, что в его случае должны быть применены положения подпункта 16 пункта 12 части III Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Ремдовский», утверждённом приказом Минприроды России от 02.03.2016 № 62, согласно которого на территории заказника в границах населённых пунктов разрешается предоставление земельных участков для индивидуального строительства не состоятельны, поскольку земельный участок с незавершенным объектом капитального строительства и так находится на территории населенного пункта. Данный факт ни кем не оспаривается.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства и положения вышеприведенных правовых норм, суд не усматривает оснований для признания незаконным решения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации об отказе в выдаче разрешения на строительство.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Сафронова Вадима Михайловича к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд в течение месяца со дня вынесения через Гдовский районный суд.

Судья А.Б. Асадов