ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-43/19 от 03.07.2019 Великолукского районного суда (Псковская область)

Дело № 2а-43/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 июля 2019 года п. Кунья Псковской области

Великолукский районный суд Псковской области

в составе: председательствующего судьи Кузьмина Н.Ю.,

при секретаре Гриневой Л.А.,

с участием административного истца: заместителя прокурора Куньинского района Псковской области Кондратьевой Е.А.,

административного ответчика: Администрации Куньинского района Псковской области в лице руководителя – Н.

заинтересованного лица: Комитета по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области в лице представителя - И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Куньинского района Псковской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации Куньинского района Псковской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать транспортное обеспечение учащихся,

установил:

Заместитель прокурора Куньинского района Псковской области, действуя в защиту прав неопределенного круга лиц, обратился в Куньинский районный суд Псковской области с административным исковым заявлением к Администрации Куньинского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать транспортное обеспечение учащихся в соответствии с пунктом 2.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", а именно - организовать подвоз обучающихся специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей согласно требованиям ГОСТ 33552-2015 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования и методы испытаний».

В обоснование заявленных требований указано, что по результатам проведенной прокуратурой Куньинского района проверки выявлены нарушения законодательства об образовании в части обеспечения доступности общего образования и безопасности дорожного движения, а именно - при предоставлении мер социальной поддержки обучающимся в МБОУ «Куньинская средняя общеобразовательная школа» нарушаются требования пункта 2.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", пункта 3.1.12 Методических рекомендаций «Об организации перевозок обучающихся в образовательные организации», направленных письмом Минобрнауки России от 29.07.2014 N 08-988, подвоз обучающихся к образовательному учреждению осуществляется транспортом общего пользования по пригородным маршрутам с использованием рейсовых автобусов, которые не соответствуют ГОСТ 33552-2015 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования и методы испытаний».

В судебном заседании заместитель прокурора Куньинского района Кондратьева Е.А. административный иск поддержала, указала, что ГППО «Славяне» располагают достаточным количеством автобусов, предназначенных для перевозки детей, однако данные транспортные средства в нарушение требований нормативных правовых актов используются в регулярных перевозках пассажиров, в их оборудование внесены изменения, в результате чего те перестали соответствовать ГОСТ 33552-2015, полагала, что данные транспортные средства необходимо привести в соответствие с ГОСТ 33552-2015 и использовать исключительно для перевозки обучающихся.

Представитель административного ответчика, и.п. Главы Администрации Куньинского района» Н. в судебном заседании административные исковые требования не признала ссылаясь на то, что действующим законодательством не запрещен способ обеспечения прав обучающихся путем подвоза их общественным транспортом бесплатно с возмещением данных затрат перевозчику субсидиями из областного бюджета, указала, что такой способ обеспечения прав обучающихся предусмотрен законодательством Псковской области. Факт бездействия со стороны администрации района отрицала, пояснила, что расписания маршрутов максимально адаптированы к времени начала и окончания школьных занятий, подвоз детей из д.Встеселово и д.Назимово осуществляется различными маршрутами, при этом все задержки в доставке обучающихся обусловлены объективными причинами – ремонт дороги, поломка автобуса.

Представитель заинтересованно лица МБОУ «Куньинскя средняя общеобразовательная школа» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Комитета по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области И., просила в иске отказать, пояснила, что транспортное обеспечение учащихся организовано в соответствии с законодательством Псковской области, перевозка обучающихся контролируется Комитетом, все необходимые требования по безопасности перевозок соблюдаются, а опоздания автобусов были обусловлены объективными причинами.

Выслушав доводы прокурора, представителя административного ответчика, заинтересованных лиц, проверив представленные в дело доказательства, суд находит административный иск прокурора к администрации Куньинского района Псковской области не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон №273-ФЗ) обучающимся в качестве меры социальной поддержки и стимулирования предоставляется транспортное обеспечение в соответствии со статьей 40 данного Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 40 Закона №273-ФЗ транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.

Частью 2 статьи 40 Закона №273-ФЗ предусмотрено, что организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав одного муниципального района, между населенными пунктами в составе городского округа осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.

Расходы учредителя муниципальной образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы, на организацию бесплатной перевозки обучающихся в данной образовательной организации и проживающих на территории иного муниципального района или городского округа подлежат компенсации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, и учитываются в межбюджетных отношениях (часть 3 статьи 40 Закона №273-ФЗ).

Статьей 2 Закона Псковской области от 23.12.2013 N 1338-ОЗ "О социальной поддержке обучающихся, проживающих в сельской местности на территории Псковской области" предусмотрено, что для обучающиеся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, проживающих в сельской местности на территории Псковской области, устанавливается дополнительная мера социальной поддержки в виде бесплатного проезда по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в пригородном сообщении, а также междугородном сообщении (при отсутствии пригородного сообщения) до образовательных организаций и обратно.

В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде бесплатного проезда обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, проживающих в сельской местности на территории Псковской области, по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в пригородном сообщении, а также междугородном сообщении (при отсутствии пригородного сообщения) до образовательных организаций и обратно, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 04.09.2017 N 364 (далее - Положение), дополнительная мера социальной поддержки обучающихся предоставляется в виде бесплатного проезда по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в пригородном сообщении, а также междугородном сообщении (при отсутствии пригородного сообщения) до образовательных организаций и обратно.

Из материалов административного дела следует, что транспортное обеспечение обучающихся в МБОУ «Куньинская средняя общеобразовательная школа», проживающих в сельской местности, организовано путем перевозки обучающихся к МБОУ «Куньинская средняя общеобразовательная школа» по маршрутам регулярных перевозок межмуниципального и пригородного сообщения.

Государственным комитетом Псковской области по транспорту и Администрацией Куньинского района заключен договор №6 от 20.07.2011 о транспортном обслуживании населения по маршрутам регулярных пассажирских перевозок в межмуниципальном и пригородном сообщении на территории Псковской области (с учетом дополнительного соглашения к нему №14 от 01.06.2017) с ГППО «Славяне» (т.1, л.д.59-69).

В соответствии с указанным договором ГППО «Славяне» осуществляет регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам, указанным в приложениях к договору.

В свою очередь, в целях подвоза обучающихся к образовательному учреждению, МБОУ «Куньинская средняя общеобразовательная школа» заключен договор №10 от 01.01.2019 о перевозке обучающихся по маршрутам регулярных пассажирских перевозок в межмуниципальном и пригородном сообщении с компенсацией затрат за счет субсидий из областного бюджета с ГППО «Славяне», в соответствии с которым ГППО «Славяне» осуществляет перевозку обучающихся по маршрутам №103 (Кунья – Великие Луки), 108 (Кунья - Назимово), 128 (Кунья Встеселово), 129 (Кунья - Лукино), 103б (Кунья - Обляпышево), 139 (Великие Луки – Кунья – Назимово) (л.д.21).

Указанные в договоре №10 от 01.01.2019 о перевозке обучающихся маршруты соответствуют маршрутам, указанным в приложении № 1 к договору №6 от 20.07.2011 о транспортном обслуживании населения по маршрутам регулярных пассажирских перевозок в межмуниципальном и пригородном сообщении на территории Псковской области, а также реестру муниципальных маршрутов регулярных перевозок муниципального образования «Куньинский район», ранее утвержденному постановлением Администрации Куньинского района от 04.10.2017 №743. В настоящее время реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок Псковской области утвержден приказом Комитета по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области от 17.04.2019 №93.

В ходе проверки, проведенной ОГИБДД МО МВД «Великолукский» по запросу Прокуратуры Куньинского района Псковской области, было установлено, что транспортные средства, задействованные в перевозке обучающихся в образовательных учреждениях Куньинского района на маршрутах №103, 108к, 129, 103б, выпущены заводом изготовителем для перевозки детей, однако имеют отдельные несоответствия требованиям ГОСТа 33552-2015 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования и методы испытаний».

В частности, в нарушение пунктов 2.2.2, 2.2.3, 2.3.5, 2.2.6, 2.3.8, 2.5.6 указанного стандарта у ряда автобусов отсутствуют опознавательные знаки «перевозка детей» и нанесение контрастных надписей «дети», отсутствуют дополнительные сигнальные устройства желтого цвета, работающие со штатной аварийной сигнализацией, отсутствует автоматическое срабатывание дополнительных сигнальных устройств при автоматическом открытии служебных дверей, рабочее место водителя не оборудовано звуковыми и световыми сигналами о необходимости остановки, отсутствуют места для размещения ручной клади, отсутствует окраска автобуса желтым цветом, отсутствуют поручни с высотой расположения 600-1000 мм (т.1, л.д.19-20).

По факту выявленных нарушений прокуратурой района 18.12.2018 было внесено представление в Администрацию Куньинского района (т.1, л.д.7-9).

Администрацией Куньинского района данное представление было рассмотрено, были направлены обращения в ГППО «Славяне» и Комитет по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области с изложением сложившейся ситуации.

Однако, до настоящего времени требования прокурора о принятии мер к транспортному обслуживанию обучающихся с соблюдением СанПиН 2.4.2.2821-10 и ГОСТ 33552-2015 не исполнены.

В соответствии с пунктом 2.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" при расстояниях свыше 2 км для обучающихся для обучающихся начального общего образования и свыше 4 км для обучающихся основного общего и среднего общего образования общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательной организации и обратно, при этом время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону, а подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей.

Наряду с этим, согласно правовой позиции, изложенной в пункте 3.2 постановления Конституционного Суда РФ от 05.07.2017 N 18-П, не исключается обеспечение транспортной доступности образовательной организации путем предоставления обучающимся соответствующих мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в рамках организации транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования, с тем чтобы они имели возможность добраться до образовательной организации и обратно в разумный срок, ориентиром для определения которого могут служить указанные в СанПиН 2.4.2.2821-10 30 минут, но при условии регулярности транспортного сообщения и совпадении расписания движения транспортных средств со временем начала и окончания школьных занятий.

С учетом того обстоятельства, что в соответствии с частью 1 статьи 40 Закона №273-ФЗ транспортное обеспечение обучающихся может быть организовано как путем их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно, так и путем предоставления мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте, такой способ обеспечения прав обучающихся, проживающих в сельской местности, на доступность образовательного учреждения, применяемый в Псковской области, является соответствующим действующему федеральному законодательству.

Для реализации такого способа обеспечения транспортной доступности образовательных учреждений и были приняты нормативные правовые акты на уровне субъекта Российской Федерации - Закон Псковской области от 23.12.2013 N 1338-ОЗ "О социальной поддержке обучающихся, проживающих в сельской местности на территории Псковской области" и постановление Администрации Псковской области от 04.09.2017 N 364 "О реализации Закона области от 23 декабря 2013 г. N 1338-ОЗ "О социальной поддержке обучающихся, проживающих в сельской местности на территории Псковской области".

Договоры №6 от 20.07.2011 о транспортном обслуживании населения и договор №10 от 01.01.2019 о перевозке обучающихся заключены с ГППО «Славяне» в соответствии с данными нормативными правовыми актами Псковской области.

Утвержденные государственным комитетом Псковской области по транспорту расписания пригородных маршрутов движения автобусов ГППО «Славяне» №103, №108, №128, №129, №103б, №139 обеспечивают возможность обучающимся добраться до образовательной организации и обратно в разумный срок и имеют минимально необходимую регулярность (т.1, л.д.22-26, 119).

Как следует из отчетов ГППО «Славяне» - информации о подвозе обучающихся, направляемых в Комитет по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области, опоздания рейсовых автобусов в Куньинском районе в 2019 году были обусловлены поломкой транспортных средств, что является объективной причиной несвоевременного подвоза детей к образовательному учреждению (т.1, л.д.81-105).

Оказанные во второй половине 2018 года и в 2019 году ГППО «Славяне» по договору №10 от 01.01.2019 о перевозке обучающихся транспортные услуги приняты МБОУ «Куньинская средняя общеобразовательная школа» без претензий по качеству (т.1, л.д. 106-110).

Из установленных судом обстоятельств не усматривается не соответствующего законодательству Российской Федерации, а также законодательству Псковской области бездействия Администрации Куньинского района, связанного с необеспечением (ненадлежащей организацией) предоставления мер социальной поддержки обучающимся в виде предоставления транспортного обеспечения.

В случае, если надзирающий за исполнением законодательства орган установит нарушение прав обучающихся на доступность образования, связанную с ненадлежащей организацией перевозки обучающихся, в том числе по причине несовпадении расписания движения транспортных средств со временем начала и окончания школьных занятий, он вправе реализовать свои полномочия по проверке наличия оснований для привлечения соответствующих лиц к административной ответственности за нарушение прав и свобод обучающихся образовательных организаций (статья 5.57 КоАП РФ).

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, помимо исполнения прочих предусмотренных законом обязанностей, должны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7, к требованиям по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов субъектами транспортной деятельности относится обеспечение соответствия транспортных средств, используемых в процессе эксплуатации, требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

В соответствии с частью 3 статьи 62 КАС РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, а обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям.

Согласно приказа Росстандарта от 22.06.2016 N 662-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта» ГОСТ 33552-2015 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования и методы испытаний», на который в обоснование своих требований ссылается административный истец, введен в действие с 1 апреля 2017 года для добровольного применения в Российской Федерации.

Обязательные же требования к транспортным средствам для перевозки детей установлены пунктом 1.16 приложения №6 (Дополнительные требования к специализированным и специальным транспортным средствам) к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (далее – ТР ТС 018/2011), вступившим в силу с 01.01.2015.

В соответствии с пунктом 1.3. Приложения №1 к ТР ТС 018/2011 транспортные средства для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет являются специализированными транспортными средствами, к которым предъявляются дополнительные требования безопасности.

Ранее действовавшими нормами в области технического регулирования являются положения пункта 1.3. Приложения №1, пункта 1.16 приложения №6 (Дополнительные требования к специализированным и специальным транспортным средствам) к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720.

В соответствии с пунктом 1.1. Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, школьным автобусом признается специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.

Исходя из приведенных положений нормативных правовых актов, и учитывая, что используемые для перевозки учащихся в МБОУ «Куньинская средняя общеобразовательная школа» транспортные средства в качестве школьных автобусов не используются, не принадлежат дошкольной образовательной или общеобразовательной организации, используются для перевозок пассажиров по регулярным маршрутам, дополнительные требования к безопасности, предъявляемые к транспортным средствам для перевозки детей, установленные законодательством о техническом регулировании (ТР ТС 018/2011 и ранее действовавшим техническим регламентом), при проверке находящихся в эксплуатации транспортных средств, к ним не применяются.

Таким образом, при использовании автобусов для перевозок всех категорий пассажиров по регулярным маршрутам вне зависимости от того, что часть пассажиров являются детьми, не предполагается соблюдение требований технического регламента либо ГОСТ 33552-2015 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования и методы испытаний», предъявляемых к специализированным транспортным средствам.

В соответствии с пунктом 72 ТР ТС 018/2011 проверка выполнения требований технического регламента к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, проводится в отношении каждого транспортного средства, зарегистрированного в установленном порядке в государстве - члене Таможенного союза, в формах технического осмотра, а также государственного контроля (надзора) за безопасностью дорожного движения.

Порядок и объем проведения проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, определяется национальным законодательством стран - членов Таможенного союза (пункт 73 ТР ТС 018/2011).

Из материалов административного дела следует, что используемые для осуществления пассажирских перевозок в Куньинском районе транспортные средства, принадлежащие ГППО «Славяне», прошли технический осмотр (т.2, л.д.3-52).

Сам субъект транспортной деятельности – ГППО «Славяне» имеет бессрочную лицензию на право осуществления деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами №АСС-60-000261 от 27.03.2019, а автобусы, используемые для перевозок в Куньинском районе, включены в реестр лицензий (т.1, л.д.123-128).

Государственный контроль (надзор) за безопасностью дорожного движения осуществляется в соответствии с требованиями Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.08.2013 N 716, а также требованиями Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств и предметов их дополнительного оборудования, изменению их конструкции, перевозкам пассажиров и грузов, утвержденным приказом МВД России от 14.11.2016 N 727 (далее – Административный регламент).

Результаты осуществления федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в соответствии с пунктами 74 – 75 Административного регламента оформляются актом проверки.

Доказательств того, что проведенные по заданию прокуратуры Куньинского района ОГИБДД МО МВД «Великолукский» проверочные мероприятия были проведены при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения с соблюдением установленной Административным регламентом процедуры проведения такой проверки и оформлением ее результатов, в материалы административного дела не представлено.

Письмо ОГИБДД МО МВД «Великолукский» б/д б/н прокурору Куньинского района с изложением выявленных нарушений актом проверки не является и не содержит сведений о том, что такой акт оформлялся.

В случае, если при осуществлении государственного надзора выявлены нарушения обязательных требований при эксплуатации транспортных средств, субъекту транспортной деятельности выдается предписание и принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении (пункты 76 и 77 Административного регламента).

Из письма ОГИБДД МО МВД «Великолукский» б/д б/н прокурору Куньинского района не следует, что при проверке ГППО «Славяне» были установлены нарушения требований технических регламентов к специализированным транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, которые бы влекли административную ответственность и выдачу предписания с указанием мер, необходимых для устранения нарушений субъектом транспортной деятельности и сроков их принятия.

Согласно указанного письма выявленные нарушения, влекущие административную ответственность ГППО «Славяне», были связаны с внесением изменений к конструкцию транспортного средства без разрешения ГИБДД или иного органа (демонтаж в автобусах полок для личных вещей), а не с нарушением требований технического регламента, предъявляемых к специализированным транспортным средствам.

Таким образом, доказательств несоответствия используемых ГППО «Славяне» в Куньинском районе для подвоза обучающихся к образовательному учреждению по регулярным маршрутам автобусов требованиям законодательства о техническом регулировании в материалы дела не представлено.

Кроме того, судом отмечается, что любые нарушения, связанные с техническим состоянием транспортных средств ГППО «Славяне», соответствием данных транспортных средств обязательным требованиям, подлежат выявлению уполномоченными государственными органами с последующим принятием решений в соответствии с предоставленной им компетенцией, и не требуют отдельного возложения в судебном порядке обязанности на субъекта транспортной деятельности или пользующегося его услугами заказчика, поскольку такие обязанности уже возложены на них действующими нормативными правовыми актами.

Вопреки доводам административного ответчика, использование автобусов для перевозки обучающихся исключительно в целях осуществления перевозок обучающихся, как это предусмотрено пунктом 3.1.12 Методических рекомендаций об организации перевозок обучающихся образовательных организаций, направленных письмом Минобрнауки России от 29.07.2014 N 08-988, является условием самостоятельной организации образовательным учреждением перевозки обучающихся (пункт 3.1 Методических рекомендаций), а не требованием к осуществлению таких перевозок.

По смыслу данных рекомендаций, если образовательное учреждение не имеет необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базы, позволяющей обеспечить безопасность дорожного движения при осуществлении перевозок обучающихся (пункт 3.1.1 Методических рекомендаций), и не может обеспечить использование автобусов для перевозки обучающихся исключительно в целях осуществления перевозок обучающихся (пункт 3.1.12 Методических рекомендаций), оно не может самостоятельно организовывать перевозки детей.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление заместителя прокурора Куньинского района Псковской области Кондратьевой Е.А. в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации Куньинского района Псковской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать транспортное обеспечение учащихся, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Великолукский районный суд (постоянное судебное присутствие в рабочем поселке Кунья) в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий, судья Кузьмин Н.Ю.

Решение в окончательной форме составлено 08 июля 2019 года.

Председательствующий, судья Кузьмин Н.Ю.