Дело №2а-43/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Панкрушиха 5 марта 2019 года
Панкрушихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Акиньшина А.В.,
при секретаре Ильиных С.Ю., с участием помощника прокурора Панкрушихинского района Алтайского края Панасюк Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Панкрушихинского района Алтайского края к Администрации Зятьковского сельсовета Панкрушихинского района Алтайского края о признании незаконным бездействия по предоставлению муниципальных услуг и обязании устранить нарушения законодательства в сфере предоставления муниципальных услуг в электронном виде,
установил:
Прокурор Панкрушихинского района Алтайского края обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Зятьковского сельсовета Панкрушихинского района Алтайского края с административным исковым заявлением, в котором указал, что прокуратурой Панкрушихинского района проведена проверка исполнения законодательства, обеспечивающего предоставление муниципальных услуг, в том числе в электронном виде. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» основные направления государственной политики в области противодействия коррупции определяются Президентом Российской Федерации. Подпунктом «в» п. 8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утверждённой Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460, одним из направлений реализации национальной стратегии противодействия коррупции признано внедрение в деятельность органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии управленческих решений, а также обеспечивающих электронное взаимодействие органов местного самоуправления с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг. Внедрение в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления возможности предоставления гражданам и организациям услуг в электронной форме призвано минимизировать личный контакт государственного или муниципального служащего и заявителя, что исключит возможность установления коррупционной связи.
С целью реализации указанных основных направлений антикоррупционной политики государства принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее по тексту Закон №210-ФЗ), в соответствии со ст. 1 которого, органы местного самоуправления должны предоставлять муниципальные услуги, т.е. осуществлять деятельность по реализации функций органа местного самоуправления по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
Согласно ч. 7 ст. 2 Закона № 210-ФЗ под порталом государственных и муниципальных услуг понимается государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг.
Согласно п. 6 ст. 4 Закона № 210-ФЗ одним из принципов предоставления услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации по выбору заявителя.
В силу подпунктов 1-3 п.5 ст. 5 Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления услуги, на получение полной, актуальной достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме. Органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем услуги в электронной форме (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона № 210-ФЗ).
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 10 Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляются предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также подача заявителем запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запросов и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
В силу ч. 3 ст. 21 названного выше Федерального закона №210-ФЗ, Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, а также возможность подачи заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги.
Федеральным законодателем предоставлен значительный срок для обеспечения реализации требований Закона № 210-ФЗ. Так, согласно ч.ч. 1,2 ст. 29 Закона № 210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Административные регламенты, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с положениями настоящего Федерального закона не позднее 1 июля 2012 года. В отношении реализации положений настоящего Федерального закона, предусматривающих предоставление муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг установлено, что переход на предоставление муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми органом местного самоуправления (подп. 1 п. 4 ст. 29 Закона № 210-ФЗ).
Постановлением администрации Зятьковского сельсовета Панкрушихинского района Алтайского края от 14.05.2018 № 6 утвержден Перечень муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Зятьковского сельсовета Панкрушихинского района, в который включено 4 муниципальных услуги: «Выдача выписки из похозяйственной книги, справок иных документов»; «Постановка на учет граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд»; «Присвоение (изменение и аннулирование) адресов объектам недвижимого имущества, в том числе земельным участкам, зданиям, сооружениям, помещениям и объектам незавершенного строительства», «Предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников».
КГБУ «Оператор электронного правительства Алтайского края» в целях реализации ст. 5 Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ созданы и размещены в информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг» эталонные карточки, предназначенные для предоставления муниципальных услуг в электронном виде. В настоящее время КГБУ «Оператор электронного Правительства Алтайского края» обеспечена возможность оказания органами местного самоуправления в электронном виде 22 муниципальных услуг на едином портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru).
В нарушение указанного выше законодательства, администрацией Зятьковского сельсовета Панкрушихинского района в электронном виде в полном объеме муниципальные услуги не предоставляются, всего предоставлено две муниципальные услуги в электронном виде – это «Выдача выписки из похозяйственной книги, справок иных документов»; «Постановка на учет граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд».
07.12.2017 прокуратурой района главе администрации Зятьковского сельсовета Панкрушихинского района вносилось представление об устранении нарушений законодательства в сфере предоставления муниципальных услуг в электронной форме, однако, работа в указанном направлении администрацией сельсовета до настоящего времени надлежащим образом не организована.
Выявленные нарушения создают административные барьеры для реализации прав граждан на получение муниципальных услуг, создают условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, что не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе, по повышению качества и доступности муниципальных услуг, поэтому прокурор Панкрушихинского района просит признать бездействие администрации Зятьковского сельсовета Панкрушихинского района, выразившееся в непринятии мер по обеспечению возможности получения всех предоставляемых муниципальных услуг в электронном виде, незаконным и обязать администрацию Зятьковского сельсовета Панкрушихинского района в срок до 01 мая 2019 года обеспечить возможность получения в электронном виде муниципальных услуг в соответствии с Перечнем муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Зятьковского сельсовета Панкрушихинского района.
В судебном заседании помощник прокурора Панкрушихинского района Панасюк Д.И. поддержала исковые требования в полном объеме, просила удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, в судебное заседание не явился, направив в суд заявление о признании исковых требований, в котором указал, что признает исковые требования добровольно и последствия принятия судом признания иска он понимает.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ходе проверки, проведенной прокуратурой Панкрушихинского района в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» исполнения законодательства, обеспечивающего предоставление муниципальных услуг, в том числе в электронном виде, было выявлено, что администрацией Зятьковского сельсовета Панкрушихинского района в нарушение требований Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в электронном виде муниципальные услуги не предоставляются.
Так постановлением администрации Зятьковского сельсовета Панкрушихинского района Алтайского края от 14.05.2018 № 6 утвержден Перечень муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Зятьковского сельсовета Панкрушихинского района в электронном виде в соответствии требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в который включено 4 муниципальных услуги: «Выдача выписки из похозяйственной книги, справок иных документов»; «Постановка на учет граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд»; «Присвоение (изменение и аннулирование) адресов объектам недвижимого имущества, в том числе земельным участкам, зданиям, сооружениям, помещениям и объектам незавершенного строительства», «Предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников».
КГБУ «Оператор электронного правительства Алтайского края» в целях реализации ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» созданы и размещены в информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг» эталонные карточки, предназначенные для предоставления муниципальных услуг в электронном виде. КГБУ «Оператор электронного Правительства Алтайского края» обеспечена возможность оказания органами местного самоуправления в электронном виде 22 муниципальных услуг на едином портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru).
В нарушение указанного выше законодательства, администрацией Зятьковского сельсовета Панкрушихинского района в электронном виде в полном объеме муниципальные услуги не предоставляются, всего предоставлено две муниципальные услуги в электронном виде – это «Выдача выписки из похозяйственной книги, справок иных документов»; «Постановка на учет граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд».
Выявленные нарушения создают административные барьеры для реализации прав граждан на получение муниципальных услуг, создают условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, что не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе, по повышению качества и доступности муниципальных услуг, а бездействием администрации Зятьковского сельсовета Панкрушихинского района нарушается право неопределенного круга лиц (граждан и субъектов предпринимательской деятельности) на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Суд считает исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, суд принимает признание иска ответчиком, так как оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Руководствуясь ст. 180 КАС РФ, суд
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Панкрушихинского района Алтайского края к Администрации Зятьковского сельсовета Панкрушихинского района Алтайского края о признании незаконным бездействия по предоставлению муниципальных услуг и обязании устранить нарушения законодательства в сфере предоставления муниципальных услуг в электронном виде удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Зятьковского сельсовета Панкрушихинского района Алтайского края в непринятии мер по обеспечению возможности получения в электронном виде следующих муниципальных услуг: «Присвоение (изменение и аннулирование) адресов объектам недвижимого имущества, в том числе земельным участкам, зданиям, сооружениям, помещениям и объектам незавершенного строительства», «Предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников».
Обязать Администрацию Зятьковского сельсовета Панкрушихинского района Алтайского края в срок до 01.05.2019 обеспечить возможность получения в электронном виде следующих муниципальных услуг:
- «Присвоение (изменение и аннулирование) адресов объектам недвижимого имущества, в том числе земельным участкам, зданиям, сооружениям, помещениям и объектам незавершенного строительства»;
- «Предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца через Панкрушихинский районный суд Алтайского края.
Судья (подпись) А.В. Акиньшин
Копия верна: А.В. Акиньшин
Секретарь с/з С.Ю. Ильиных