ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-43/2-2019 от 14.03.2019 Красногорского районного суда (Брянская область)

Дело № 2а-43/2-2019

УИД: 32RS0018-02-2019-000021-26

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 марта 2019 года с. Гордеевка

Красногорский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Шаповаловой В.К.,

при секретаре Егоровой О.П.,

с участием представителя административного истца – заместителя прокурора Гордеевского района Брянской области Старченко О.В.,

представителя административного ответчика – администрации Гордеевского муниципального района Брянской области Сехиной Г.Н.,

представителя административного ответчика - Гордеевкого сельского Совета Народных Депутатов Гордеевского муниципального района Брянской области Умрик С.А.,

рассмотрев административное исковое заявление прокурора Гордеевского района в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 39 КАС РФ к администрации Гордеевского муниципального района Брянской области, Гордеевскому сельскому Совету Народных Депутатов Гордеевского муниципального района Брянской области о понуждению к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Гордеевского района Брянской области обратился в суд с указанным административным иском, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что прокуратурой Гордеевского района Брянской области проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в деятельности органов местного самоуправления Гордеевского муниципального района Брянской области. В результате проверки было установлено, что в нарушении требований ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 39-ФЗ « Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации», ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», отдельных положений, касающиеся муниципальных гарантий, отражены в статье 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об инвестиционной деятельности в Брянской области», органами муниципального образования «Гордеевское сельское поселение» отсутствуют муниципальные правовые акты, устанавливающие случаи и порядок проверки инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств местного бюджета, на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующего бюджета, до настоящего времени не разработаны и не приняты. Муниципальные гарантии по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов на конкурсной основе не предоставляются; представительным органом местного самоуправления вышеуказанного муниципального образования порядок предоставления соответствующих гарантий в соответствии с требованиями статьи 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации не разработан и не утвержден. Нормативные акты, наделяющие соответствующие органы полномочиями по контролю за целевым и эффективным использованием средств местных бюджетов, направляемых на капитальные вложения, представительными органами местного самоуправления Гордеевского муниципального района Брянской области до настоящего времени не разработаны и не приняты, что нарушает права неопределенного круга лиц (граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц) на обращение в орган местного самоуправления и оказания данным органом муниципальной услуги, на благоприятные условия для развития предпринимательской, а также инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. С учетом уточненных исковых требований истец просил заменить ненадлежащего ответчика - МО «Гордеевского сельское поселение на администрацию Гордеевского муниципального района Брянской области, Гордеевский сельский Совет Народных Депутатов Гордеевского муниципального района и с учетом уточнения заявленных требований просил суд признать незаконным бездействие администрации Гордеевского муниципального района Брянской области и Гордеевского сельского Совета Народных Депутатов Гордеевского муниципального района Брянской области в части отсутствия нормативных правовых актов, устанавливающих случаи и порядок проверки инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществить полностью или частично за счет средств местного бюджета, на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств местного бюджета, нормативных правовых актов, устанавливающих порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местного бюджета, разработанный в соответствии с требованиями статьи 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обязать администрацию Гордеевского муниципального района Брянской области в срок до 01.07.2019 года разработать и вынести на рассмотрение Гордеевского сельского Совета Народных Депутатов Гордеевского муниципального района Брянской области проект решения, устанавливающий порядок предоставления и проверки инвестиционных проектов в форме капитальных вложений, финансирование которых осуществляется полностью или частично за счет средств местного бюджета, а также нормативно правовые акты, устанавливающие порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местного бюджета, разработанный в соответствии с требованиями статьи 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обязать Гордеевский сельский Совет народных депутатов Гордеевского муниципального района Брянской области включить в повестку ближайшей сессии рассмотрение проекта решения, устанавливающего порядок предоставления и проверки инвестиционных проектов в форме капитальных вложений, финансирование которых осуществляется полностью или частично за счет средств местного бюджета, а также нормативно правовые акты, устанавливающие порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местного бюджета, разработанный в соответствии с требованиями статьи 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора Гордеевского района Старченко О.В. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - администрации Гордеевского муниципального района Брянской области Сехина Г.Н. исковые требования признала в полном объеме, пояснив, что в настоящее время нарушения устраняются, разрабатываются и готовятся на утверждение нормативные акты, наделяющие соответствующие органы полномочиями по контролю за целевым и эффективным использованием средств местных бюджетов, направляемых на капитальные вложения на территории поселения.

Представитель административного ответчика - Гордеевского сельского Совета Народных Депутатов Гордеевского муниципального района Брянской области Умрик С.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований, реализовал свое право, предусмотренное ч.3 ст. 46 КАС РФ.

Заслушав стороны, исследовав материалы административного гражданского дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ и статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Гордеевского района Брянской области в истекшем периоде 2018 года проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в сфере защиты сфере инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в деятельности органов местного самоуправления администрации Гордеевского муниципального района Брянской области. В результате проверки в деятельности органов местного самоуправления были выявлены нарушения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее - ФЗ -39) инвестиционной деятельностью является вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Капитальными вложениями признаются инвестиции в основной капитал (основные средства).

Согласно части 1 статьи 3 ФЗ - 39, объекты капитальных вложений в Российской Федерации - находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества.

Из положений части 1 статьи 4 ФЗ - 39 следует, что субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица (далее - субъекты инвестиционной деятельности).

В силу абзаца 1 статьи 7 вышеуказанного закона субъекты инвестиционной деятельности обязаны осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актам органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 15 ФЗ - 39 Государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности; защиту капитальных вложений.

Частью 1 статьи 19 ФЗ - 39 установлено, что регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем защиты интересов инвесторов.

Вместе с тем требованиями пункта 2 части 1 статьи 19 указанного Федерального закона закреплено, что вышеупомянутое регулирование предусматривает также прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об инвестиционной деятельности в <адрес>» определены <данные изъяты>

Согласно части 1 статьи 14 ФЗ - 39, инвестиционные проекты, финансирование которых планируется полностью или частично за счет средств местных бюджетов, подлежат проверке на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов в случаях и порядке, которые установлены муниципальными правовыми актами.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах прозрачности и эффективности использования бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В нарушение вышеуказанных требований законодательства органами Гордеевского муниципального района Брянской области муниципальные правовые акты, устанавливающие случаи и порядок проверки инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств местного бюджета, на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующего бюджета, до настоящего времени не разработаны и не приняты.

Кроме того, частью 2 статьи 19 ФЗ - 39 предусмотрено, что органы местного самоуправления предоставляют на конкурсной основе муниципальные гарантии по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов. Порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местных бюджетов утверждается представительным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отдельные положения, касающиеся муниципальных гарантий, отражены в статье 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации; обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства органами Гордеевского муниципального района Брянской области муниципальные гарантии по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов на конкурсной основе не предоставляются; представительным органом местного самоуправления вышеуказанного муниципального образования порядок предоставления соответствующих гарантий в соответствии с требованиями статьи 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации не разработан и не утвержден.

В силу части 3 статьи 19 ФЗ - 39, расходы на финансирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений органами местного самоуправления, предусматриваются местными бюджетами. Контроль за целевым и эффективным использованием средств местных бюджетов, направляемых на капитальные вложения, осуществляют органы, уполномоченные представительными органами местного самоуправления.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства нормативные акты, наделяющие соответствующие органы полномочиями по контролю за целевым и эффективным использованием средств местных бюджетов, направляемых на капитальные вложения, представительными органами местного самоуправления Гордеевского муниципального района Брянской области до настоящего времени не разработаны и не приняты.

20.06.2018 года прокурором Гордеевского района Брянской области в адрес представительного органа Гордеевского муниципального района Брянской области внесено представление об устранении нарушений законодательства, в котором указано на обязательное устранение перечисленных нарушений закона, однако, в ходе его рассмотрения требования прокурора в добровольном порядке органами власти удовлетворены не были.

Муниципальный гарант в объяснении своего бездействия, выразившегося в отсутствии надлежащего нормативного регулирования правоотношений между субъектами инвестиционной деятельности, указывает полное отсутствие инвестиционных проектов, реализуемых на территории вышеупомянутого муниципального образования; а также отсутствие на территории образования инвестиционных площадок и самих инвесторов.

Несмотря на императивность существующих требований, регулирующих правоотношения в рассматриваемой сфере деятельности, а также системный регресс уровня благосостояния физических и юридических лиц муниципалитета - органами местного самоуправления муниципального образования мер к активизации законотворческих функций до настоящего времени не принимается.

Без внимания органом власти оставлен и тот факт, что появление бенефициаров и осуществление ими предпринимательской деятельности на территории муниципального образования по истечении времени возможно, а отсутствие необходимого нормативного поля будет способствовать лишь созданию новых и укреплению старых «барьеров» для надлежащего функционирования и укрепления предпринимательской деятельности хозяйствующими субъектами.

Системное законодательное бездействие органов местного самоуправления в области развития малого и среднего предпринимательства на территории вышеуказанного муниципального образования порождает отсутствие договорных отношений между коммерческими структурами, осуществляющими свою деятельность на территории района; не способствует диверсификации действующего коммерческого рынка и привлечению в муниципалитет новых инвестиционных проектов, нарушая тем самым основные принципы государственной политики в области развития предпринимательства.

Согласно ст. 19 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», 1. Регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает: создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем: установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов; защиты интересов инвесторов; предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности; расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения; прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местных бюджетов утверждается представительным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, судом установлено, что администрация Гордеевского муниципального района Брянской области как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, предоставляющий муниципальные услуги и уполномоченный принимать решения по вопросам местного значения, находящимся в ведении поселения, в круг которых входит, в том числе, разработка и принятие нормативных правовых актов, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, не исполнила требования Федерального закона N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а именно - не разработала и не приняла административный регламент по оказанию муниципальной услуги в сфере инвестиционной деятельности, а также инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, что является нарушением прав граждан, на получение муниципальных услуг, разработанных согласно Федерального закона №210-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения административных исковых требований и возложении на ответчика обязанности по разработке и принятию нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление муниципальных услуг в сфере инвестиционной деятельности.

В соответствии со ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Срок, который заявлен прокурором – до ДД.ММ.ГГГГ, является разумным. В течение указанного срока, ответчик имеет реальную возможность исполнить требования федерального законодательства.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд


Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Гордеевского района в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 39 КАС РФ к администрации Гордеевского муниципального района Брянской области, Гордеевскому сельскому Совету Народных Депутатов Гордеевского муниципального района Брянской области о понуждению к совершению действий, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Гордеевского муниципального района Брянской области и Гордеевского сельского Совета Народных Депутатов Гордеевского муниципального района Брянской области, в части отсутствия нормативных правовых актов, устанавливающих случаи и порядок проверки инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществить полностью или частично за счет средств местного бюджета, на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств местного бюджета; нормативных правовых актов, устанавливающих порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местного бюджета, разработанный в соответствии с требованиями статьи 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Обязать администрацию Гордеевского муниципального района Брянской области в срок до 01.07.2019 года разработать и вынести на рассмотрение Гордеевского сельского Совета Народных Депутатов Гордеевского муниципального района Брянской области проект решения, устанавливающий порядок предоставления и проверки инвестиционных проектов в форме капитальных вложений, финансирование которых осуществляется полностью или частично за счет средств местного бюджета, а также нормативно правовые акты, устанавливающие порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местного бюджета, разработанный в соответствии с требованиями статьи 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Обязать Гордеевский сельский Совет народных депутатов Гордеевского муниципального района Брянской области включить в повестку ближайшей сессии рассмотрение проекта решения, устанавливающего порядок предоставления и проверки инвестиционных проектов в форме капитальных вложений, финансирование которых осуществляется полностью или частично за счет средств местного бюджета, а также нормативно правовые акты, устанавливающие порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местного бюджета, разработанный в соответствии с требованиями статьи 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Красногорский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.


Судья Шаповалова В.К.