ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-43/20 от 17.01.2020 Александровского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2а-43/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2020 года с. Александровка

Александровский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Беймлера П.Ю.,

при секретаре судебного заседания Жихаревой О.В.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Александровского района Оренбургской области Шошина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Александровского района Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Добринский сельсовет» Александровского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Александровского района Оренбургской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеозначенным административным исковым заявлением к администрации МО «Добринский сельсовет» Александровского района Оренбургской области, в обоснование которого указал, что прокуратурой Александровского района в ходе проведенной проверки состояния законности и правопорядка при исполнении органами местного самоуправления требований законодательства регламентирующего профилактику правонарушений в сфере безопасности дорожного движения, сохранности автомобильных дорог местного значения, жилищной сфере, охраны земель и лесов, а также охраны окружающей среды при осуществлении государственного и муниципального контроля, выявлены факты нарушения положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон № 294 – ФЗ), Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее Закон № 182 – ФЗ), Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131 – ФЗ) в деятельности администрации Добринского сельсовета Александровского района Оренбургской области. Административный истец полагал, что бездействие администрации муниципального образования «Добринский сельсовет» Александровского района Оренбургской области, в случае несоблюдения администрацией муниципального образования «Добринский сельсовет» требований к организации мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, нарушает законные права граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на открытость и доступность информации, а также препятствует укреплению правопорядка в области муниципального контроля отнесенного к полномочиям данного сельского поселения.

Просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Добринский сельсовет» Александровского района Оренбургской области, выразившееся в неразмещении на официальном Интернет-сайте муниципального образования перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов, в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 26.12.2018 № 1680.

Обязать администрацию муниципального образования «Добринский сельсовет» Александровского района Оренбургской области в срок до 01.03.2020 разместить на официальном Интернет-сайте муниципального образования, в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 26.12.2018 № 1680, перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля администрации муниципального образований «Добринский сельсовет» Александровского района Оренбургской области, а также тексты соответствующих нормативных правовых актов.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Александровского района Шошин А.А. поддержал требования административного искового заявления, дал пояснения, аналогичные текста административного иска.

Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела административный ответчик представителя для участия в судебном заседании не направил, до начала судебного заседания от представителя административного ответчика поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика и об отсутствии возражений по заявленным требованиями административного иска.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно положений п.п. 5,6,19,20,27,32 ч. 1 ст. 14, ч.ч. 3,4 ст. 14, ч. 4 ст. 15 Закона № 131-ФЗ, к полномочиям сельского поселения «Добринский сельсовет» относятся вопросы осуществления муниципального жилищного контроля, осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, осуществления муниципального лесного контроля, осуществления муниципального земельного контроля, осуществления муниципального контроля особо охраняемых природных территорий местного значения, утверждение правил благоустройства и организация благоустройства территории поселения, а также иные виды муниципальных контрольных полномочий.

Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 5 Закона № 182-ФЗ являются субъектами профилактики правонарушений и осуществляют свою деятельность в пределах компетенции, установленной настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Профилактика правонарушений, согласно ч.1 ст.6 Закона № 182-ФЗ, осуществляется субъектами профилактики правонарушений, в том числе по направлениям: предупреждения правонарушений; обеспечения общественной безопасности, в том числе безопасности дорожного движения и транспортной безопасности, предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды; предупреждения, ликвидации и (или) минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; повышение уровня правовой грамотности и развития правосознания граждан.

Реализация основных направлений профилактики правонарушений должна осуществляться, в соответствии с ч.2 ст.6 Закона № 182-ФЗ, в том числе, посредством правового регулирования профилактики правонарушений; разработки государственных и муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений; совершенствования механизмов эффективного взаимодействия субъектов профилактики правонарушений с лицами, участвующими в профилактике правонарушений, по вопросам профилактики правонарушений; использования видов профилактики правонарушений и форм профилактического воздействия, установленных настоящим Федеральным законом; проведения мониторинга в сфере профилактики правонарушений; применения иных мер, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, согласно ч. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 257) осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления (далее - орган муниципального контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами. В соответствии с ч. 3 ст. 13.1 Закона № 257 к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона № 294-ФЗ.

Муниципальный лесной контроль, согласно ст. 98 Лесного кодекса РФ, осуществляется на территории муниципального образования органами местного самоуправления в соответствии со статьей 84 настоящего Кодекса и с Закона № 294-ФЗ.

Муниципальный жилищный контроль, согласно ч. 2.1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Осуществление иных видов муниципального контроля, отнесенных к полномочиям сельского поселения «Добринский сельсовет», также регламентировано положениями федерального законодательства.

Кроме того, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 74 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, также должно осуществляться органами местного самоуправления.Открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в соответствии с п. 3 ст. 3 Закона № 294-ФЗ, являются одними из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Согласно положений ч.1 ст. 8.2 Закона № 294 в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

В соответствии с ч.2 ст. 8.2 Закона № 294 в целях профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля должны обеспечивать размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов.

Согласно ч. 4 ст. 8.2 Закона № 294 Правительство Российской Федерации вправе определить общие требования к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2018 № 1680 утверждены «Общие требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами» (далее – Требования).

Требования к размещению органом муниципального контроля перечней нормативных правовых актов определены разделом III Требований.

В соответствии с п. 13 Требований органы муниципального контроля составляют, размещают на официальном сайте в сети «Интернет» и поддерживают в актуальном состоянии перечни нормативных правовых актов, а также обеспечивают их своевременную актуализацию.

При этом, согласно п. 14 Требований для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля составляется отдельный перечень нормативных правовых актов. Структура перечня нормативных правовых актов установлена п. 15 Требований.

Согласно п. 16 Требований перечни нормативных правовых актов составляются в табличной форме с указанием в отдельных графах таблицы следующей информации:

а) наименование, реквизиты нормативного правового акта, иного документа (с указанием наименования и реквизитов нормативного правового акта, его статьи, части или иной структурной единицы, которыми установлена обязательность соблюдения такого иного документа);

б) указание на конкретные статьи, части или иные структурные единицы нормативного правового акта, иного документа, содержащие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами;

в) описание круга лиц, и (или) видов деятельности, и (или) перечня объектов, в отношении которых применяются обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами.

В соответствии с п. 18 Требований перечень нормативных правовых актов размещается на официальном сайте органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в сети «Интернет» в формате, обеспечивающем поиск по указанному перечню и его копирование, вместе с текстами (ссылками на тексты) нормативных правовых актов, иных документов или их отдельных частей и поддерживается в актуальном состоянии (с указанием даты последней актуализации).

Согласно п. 19 Требований размещение текстов нормативных правовых актов производится путем указания в перечне нормативных правовых актов ссылки на текст нормативного правового акта, иного документа, размещенных на официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru), а в случае отсутствия на указанном портале текста нормативного правового акта, иного документа - путем указания ссылки на текст нормативного правового акта, иного документа, размещенного на официальном сайте органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В соответствии с п. 20 Требований поддержание перечня нормативных правовых актов в актуальном состоянии обеспечивается внесением в него необходимых изменений в связи со вступлением в силу, признанием утратившими силу или изменением нормативных правовых актов, иных документов.

Как следует из материалов дела, что администрацией Добринского сельсовета Александровского района в нарушение норм и требований действующего законодательства надлежащим образом не обеспечено размещение перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов.

Из анализа указанных норм следует, что несоблюдение администрацией муниципального образования «Добринский сельсовет» требований к организации мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, нарушает законные права граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на открытость и доступность информации, а также препятствует укреплению правопорядка в области муниципального контроля отнесенного к полномочиям данного сельского поселения.

Данные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о ненадлежащей работе администрации муниципального образования «Добринский сельсовет» по профилактике нарушений в сфере безопасности дорожного движения, сохранности автомобильных дорог местного значения, жилищной сфере, охраны земель и лесов, а также охраны окружающей среды, что в свою очередь негативно сказывается на состоянии законности в анализируемых сферах.

Таким образом, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования административного искового заявления подлежат удовлетворению. Суд считает необходимым установить срок для выполнения действий административным ответчиком – в срок до 01 марта 2020 года.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Добринский сельсовет» Александровского района Оренбургской области, выразившееся в неразмещении на официальном Интернет-сайте муниципального образования перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов, в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 26.12.2018 № 1680.

Обязать администрацию муниципального образования «Добринский сельсовет» Александровского района Оренбургской области в срок до 01.03.2020 года разместить на официальном Интернет-сайте муниципального образования, в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 26.12.2018 № 1680, перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля администрации муниципального образований «Добринский сельсовет» Александровского района Оренбургской области, а также тексты соответствующих нормативных правовых актов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий П.Ю. Беймлер

В окончательной форме решение изготовлено 21 января 2020 года.

Председательствующий П.Ю. Беймлер