Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Симферополь Дело № 2а-43/2020
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.,
при секретаре Таранец Е.А.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алексерова Д.А., представителя Государственного Совета Республики Крым ФИО1, Т. представителя Главы Республики Крым ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление заместителя прокурора Республики Крым старшего советника юстиции Булгакова С.В. в защиту прав неопределенного круга лиц к Государственному Совету Республики Крым, заинтересованное лицо Глава Республики Крым ФИО2 о признании нормативного правового акта недействующим в части, выслушав пояснения представителей участников процесса, явившихся в судебное заседание,
У С Т А Н О В И Л
Заместитель прокурора Республики Крым старший советник юстиции Булгаков С.В. в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц, в котором просит признать ч.3 ст.23.1 Закона Республики Крым от 16.01.2015 года №67-ЗРК/2015 «О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым» (в редакции Закона Республики Крым от 28.02.2020 года №49-ЗРК/2020) противоречащей требованиям частей 1.1 и 1.2 ст. 12.1, ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации ч. 1 ст.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей», подпункта «в» п.1 ст.1, абзаца 2 п.1 ст.3 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Определением от 09.04.2020 года указанное административное исковое заявление принято к производству Верховного Суда Республики Крым.
Определением от 16.04.2020 года привлечен к участию в деле заинтересованным лицом Глава Республики Крым ФИО2
В судебном заседании 06.05.2020 года представитель Государственного Совета Республики Крым предоставил возражения на административное исковое заявление, в котором указал на отсутствие оснований для его удовлетворения.
В судебном заседании 20.05.2020 года прокурор отдела прокуратуры Республики Крым Алексерова Д.А. настаивал на полном удовлетворении заявленных требований по основания, изложенным в административном исковом заявлении, представитель Государственного Совета Республики Крым возражал против удовлетворения заявленных требований, представитель Главы Республики Крым ФИО2 предоставила письменные пояснения на административное исковое заявление, в которых указано на отсутствие основания для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив исковое заявление, пояснения Совета министров Республики Крым, Главы Республики Крым ФИО2, выслушав пояснения представителей участников процесса, принимавших участие в судебных заседаниях, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться, в том числе, прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с частью 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность его положений, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта не действующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 8 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Аналогичные требования закреплены в пунктах 29-34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12. 2018 года № 50 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
Согласно статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В ведении Российской Федерации находится гражданское законодательство (статья 72 Конституции Российской Федерации).
С даты подписания Договора, то есть с 18 марта 2014 г. Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (статья 1 Договора).
В статье 6 Договора указано, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 г. действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации.
Статьёй 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон № 6-ФКЗ) закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.
Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом ( часть1 статьи 23 Закона №6-ФКЗ).
Согласно части1.1. статьи 23 Закона №6-ФКЗ ( редакции, действовавшей на момент принятия Закона Республики Крым от 28.02.2020 года N 49-ЗРК/2020 «О внесении изменения в статью 23.1 Закона Республики Крым «О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым» ) до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Частью 1.2. статьи 23 Закона №6-ФКЗ ( редакции, действовавшей на момент принятия Закона Республики Крым от 28.02.2020 года N 49-ЗРК/2020 «О внесении изменения в статью 23.1 Закона Республики Крым «О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым» ) установлено, что до 31 декабря 2020 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования градостроительных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В части 1 статьи 1 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» ( далее Закон №184-ФЗ) определены принципы деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, к которым относится в том числе, верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, деятельность органов власти субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 3 и части 1 статьи 13 Закона N 184-ФЗ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения.
Государственным Советом Республики Крым 24.12.2014 года принят Закон Республики Крым N 67-ЗРК/2015 «О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым» ( далее Закон № 67-ЗРК), в статье 1 которого определено, что он регулирует особенности осуществления градостроительной деятельности в Республике Крым, отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, иным вопросам в сфере градостроительства и основывается на законодательстве Российской Федерации и Республики Крым.
Законом Республики Крым от 28.02.2020 года N 49-ЗРК/2020 «О внесении изменения в статью 23.1 Закона Республики Крым «О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым» (далее Закона № 49-ЗРК) в Закон №67-ЗРК были внесены изменения, в соответствии с которыми статья 23.1 этого закона было дополнена частью 3, устанавливающей, что к договорам паевого (долевого) участия, указанным в части 8 статьи 8 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», не применяются положения Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей». Ответственность сторон за нарушение обязательств по указанным договорам наступает в соответствии с положениями таких договоров и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Закон №49-ЗРК был опубликован 04.03.2020 года на официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, а 06.03.2020 года - в газете «Крымские известия» № 41(6909).
Заместитель прокурора Республики Крым, обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, указывает на то, что Государственным Советом Республики Крым при принятии Закона № 49-ЗРК был определен порядок разрешения отдельных вопросов правового положение участников гражданского оборота, связанных с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, которые являются составной частью гражданского законодательства, находящегося в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Гражданским Кодексом Российской Федерации в ведении Российской Федерации.
Изучив материалы дела, Верховный Суд Республики Крым находит указанные утверждения обоснованными в силу следующего.
Как указано выше, в соответствии со статьёй 72 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Пунктом 1 статьи 3 ГК РФ установлено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу ( пункт 2 статьи 3 ГК РФ).
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства урегулированы Федеральным закон от 30.12.2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 214-ФЗ).
Частью 9 статьи 4 Закона № 214-ФЗ установлено, что к отношениям, вытекающим из договора, заключенного гражданином - участником долевого строительства исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, применяется законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации ( далее ГрК РФ) под градостроительною деятельностью понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий.
На основании системного анализа приведенных выше норм права в совокупности с установленными в судебных заседаниях обстоятельствами Верховных Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что Законом №214-ФЗ урегулированы имущественные отношения по привлечению денежных средств граждан (юридических лиц) для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости с целью возмещения затрат других юридических лиц (граждан) на такое строительство, а также отношения, разрешающие вопросы возникновением у этих граждан (юридических лиц) права собственности на возведенные объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, которые по своей природе являются деятельностью не только по развитию территорий, в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, но и по правовому регулированию положения указанных выше участников гражданского оборота, действующих на основе равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Положениями указанного Закона также урегулированы основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав на объекты долевого строительства. При таких обстоятельствах являются обоснованными утверждения Заместителя прокурора Республики Крым о том, что урегулированные Законом №214-ФЗ отношения, являются отношениями гражданского законодательств, которое согласно статье 72 Конституции Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации.
При таких обстоятельствах подтверждается обоснованность утверждений Заместителя прокурора Республики Крым о том, что Государственный Совет Республики Крым, принимая 28.02.2020 года Закон № 49-ЗРК, действовал с превышением полномочий, в нарушение указанных выше положений законодательства Российской Федерации, в том числе ГК РФ, Закона№6-ФКЗ, Закона № 214-ФЗ, фактически разрешив вопросы применения гражданского законодательсвтва, отнесенные к компетенции Российской Федерации.
В силу изложенного Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения требований по признанию не действующей части 3 статьи 23.1 №67-ЗРК (в редакции Закона №49-ЗРК).
Как указано выше, часть 1.2. статьи 23 Закона №6-ФКЗ ( редакции, действовавшей на момент принятия Закона Республики Крым №49-ЗРК) предоставляет право регулирования до 31 декабря 2020 года на территориях Республики Крым градостроительных отношений нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В ходе рассмотрения настоящего дела представитель Государственного совета Республики Крым подтвердил изложенные в административном исковом заявлении Заместителя прокурора Республики Крым утверждения о том, что Закон №49-ЗРК был принят без согласования с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования градостроительной деятельности, что свидетельствует о несоблюдении процедуры принятия этого нормативного правового акта.
Доводы Государственного Совета Республики Крым о том, что вопросы, для разрешения которых был принят Закона №49-ЗРК, ранее были разрешены в пункте 4 Постановления №746-1/15 от 16.09.2015 года « О регулировании некоторых вопросов градостроительной деятельности на территории Республики Крым», согласованном с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующих сферах, не могут свидетельствовать о соблюдении установленной процедуры принятия этого нормативного правового акта.
В силу изложенного также нашли подтверждение утверждения Заместителя прокурора Республики Крым о том, что Государственным Советом Республики не была соблюдена процедура принятия Закона № 49-ЗРК, установленная в Законе № 6-ФКЗ.
Пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12. 2018 года № 50 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъясняет, что установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Материалы дела не свидетельствуют о том, что часть 3 статьи 23.1 Закона №67-ЗРК (в редакции Закона №49-ЗРК) до момента обращения Заместителя прокурора Республики Крым с настоящим административным исковым заявлением применялась при регулировании вопросов градостроительной деятельности на территории Республики Крым, вследствие чего, в указанной части этот нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим со дня принятия.
Руководствуясь статьями 175-180, 215, 216, 295,296 КАС РФ, Верховный Суд Республики Крым
Р Е Ш И Л
Административное исковое заявление заместителя прокурора Республики Крым в защиту прав неопределенного круга лиц к Государственному Совету Республики Крым, заинтересованное лицо Глава Республики Крым ФИО2 удовлетворить.
Признать не действующим со дня принятия часть 3 статьи 23.1 Закона Республики Крым от 16.01.2015 года №67-ЗРК/2015 «О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым (в редакции Закона Республики Крым от 28.02.2020 года №49-ЗРК/2020).
Обязать Государственный Совет Республики Крым опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение о его принятии в газете «Крымские известия» и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (http://www.pravo.gov.ru).
Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 27.05.2020 года.
Судья подпись Яковлев С.В.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>