дело № 3а-43/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Костромской областной суд в составе:
председательствующего судьи Лукоянова А.Н.,
с участием прокурора Соколовой Ю.А.,
при секретаре Семеновой Г.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО1 к Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 107 «Костромская область - Костромской одномандатный избирательный округ» о признании незаконным постановления комиссии,
У С Т А Н О В И Л:
Указом Президента Российской Федерации от 17.06.2016 г. N 291 назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва на 18 сентября 2016 г.
Постановлением Центральной избирательной комиссии России от 27.04.2016 г. N5/36-7 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 107 «Костромская область - Костромской одномандатный избирательный округ» возложены на избирательную комиссию Костромской области.
Постановлением Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 107 «Костромская область - Костромской одномандатный избирательный округ» (далее - Окружная избирательная комиссия) от 29 июля 2016 года № 26 ФИО1, выдвинутый политической партией «Политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №107.
Постановлением Окружной избирательной комиссии от 06 сентября 2016 года №48 установлен факт изготовления представленного кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 107 ФИО1 и Костромским региональным отделением политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» информационного бюллетеня «Мы знаем, что делать!» (далее - агитационный материал) с нарушением законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности, обращено внимание заказчиков агитационного материала на необходимость устранения нарушений норм пункта 1.1. статьи 56 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав), части 1 статьи 69 Федерального закона от 22.02.2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Закон № 20-ФЗ) до начала его распространения. По мнению комиссии, нарушение законодательства об интеллектуальной собственности выразилось в использовании в агитационном материале изображения эмблемы политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ при отсутствии права на использование.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1, являющийся руководителем Костромского регионального отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», обратился в суд с административным иском о признании постановления незаконным и его отмене, указывая в обоснование несогласия, что эмблема политической партии не входит в перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, установленный статьёй 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации. В информационном бюллетене содержится информация о том, что политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ не имеет никакого отношения к политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», агитационный материал имеет своей целью проинформировать избирателя об этом и предотвратить возможные заблуждения. Отмечает, что символика политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ создана до степени смешения с символикой политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», в связи с чем ассоциируется с ней в целом, несмотря на имеющиеся отдельные отличия. Полагает, что фрагмент агитационного материала с перечеркнутой символикой КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ не может рассматриваться как использование чужой символики. Оспариваемое постановление препятствует реализации права административного истца по проведению предвыборной агитации с использованием данного агитационного материала, обязывает устранить нарушение, на которое указано в постановлении.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием его представителя ФИО2
Представитель административного истца ФИО2, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по изложенным в административном иске доводам, отметив, что в агитационном материале эмблема политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ не использовалась, просто было разъяснено избирателям, что политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» и политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ - это разные партии.
Представитель административного ответчика Окружной избирательной комиссии ФИО3 возражала против удовлетворения заявленных требований, суду пояснила, что эмблема политической партии является средством её индивидуализации при осуществлении своей деятельности, в том числе при участии в соответствующих выборах. Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ не передавала политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» право на использование эмблемы. В связи с этим оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с установленной частью 5 статьи 68 Закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" обязанностью информационный бюллетень «Мы знаем, что делать» был представлен в Окружную избирательную комиссию.
На странице 7 данного агитационного материала в верхней части имеется статья под названием «КПРФ /= КПКР». Статья отделена от иного содержащегося на странице текста двумя горизонтальными линиями красного цвета. В статье разъясняется, что партия «Коммунисты России» не имеет никакого отношения к КПРФ, а эмблема и наименование этой партии в бюллетене почти повторяют символику Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ). Слева от данного текста под надписью заглавными буквами красного цвета «БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!» имеется надпись «ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ». Ниже её до горизонтальной черты имеется следующий текст: «№ 2 Политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ»». Между цифрой «2» и наименованием партии изображена эмблема данной партии, соответствующая её описанию, приведённому в Уставе партии.
Под горизонтальной чертой располагается следующий текст: «№ 12 Политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»». Между цифрой «12» и наименованием партии изображена эмблема этой партии.
Посчитав, что подобное использование эмблемы политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ нарушает требования пункта 1.1. статьи 56 Закона об основных гарантиях избирательных прав и части 1 статьи 69 Закона № 20-ФЗ, которыми запрещена агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности, Окружная избирательная комиссия приняла оспариваемое постановление.
Однако суд не может признать данное постановление основанным на нормах действующего законодательства, поскольку из представленного в материалы дела агитационного материала /л.д. 9-12/ следует, что в данном агитационном материале эмблема политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ использована не как самостоятельный объект воспроизведения (средство индивидуализации политической партии, приравниваемое в соответствии с положениями пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации к результатам интеллектуальной деятельности, подлежащим охране, товарный знак), а в составе фрагмента текста избирательного бюллетеня, утвержденного постановлением ЦИК РФ от 15.08.2016 г. № 38/373-7.
Об использовании в агитационном материале именно фрагмента текста избирательного бюллетеня, включающего в себя эмблему политической партии, указывает надпись «ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ», идентичность расположенных под этой надписью записей с утвержденным ЦИК РФ текстом избирательного бюллетеня, а также содержание статьи «КПРФ /= КПКР», в которой акцент сделан на том, что, несмотря на схожесть символики (эмблем) партий, это две разные партии.
Как видно из агитационного материала, эмблема политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ не используется в нём в качестве самостоятельного объекта авторских прав.
В связи с этим у Окружной избирательной комиссии не имелось оснований для вывода о нарушении в агитационном материале законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
В соответствии с положениями статьи 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав агитация предвыборная (предвыборная агитация) - это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Содержание описанного выше фрагмента агитационного материала свидетельствует о том, что само по себе использование эмблемы политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ не имеет цели побудить голосовать за кандидата или против него, изображение эмблемы по сути является иллюстрацией к статье, разъясняющей суть изложенного в ней, то есть носит информационный характер.
Агитационный характер в данной статье имеют лишь два момента: перечеркивание диагонально проходящей линией наименования политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ и её эмблемы, и галочка напротив наименования политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», что, действительно, призывает голосовать за определённого кандидата. Однако данные моменты не имеют никакой связи с эмблемой политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ как объектом воспроизведения.
Следовательно, эмблема политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ использована не с целью агитации, что само по себе также исключает возможность вывода о нарушении законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
Согласно статье 1276 Гражданского кодекса РФ допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю фотографического произведения, произведения архитектуры или произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях.
Принимая во внимание, что не установлено намерение распространения агитационного материала в коммерческих целях, эмблема политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ находится в общедоступном месте (на сайте данной партии в сети Интернет) и не является основным объектом воспроизведения, носит информационный характер, суд также приходит к выводу о том, что воспроизведение эмблемы в указанном агитационном материале могло быть осуществлено без согласия автора. Таким образом, отсутствуют основания для вывода об изготовлении агитационного материала с нарушением законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
Суд не может согласиться с доводами представителя административного ответчика о том, что о законности оспариваемого постановления свидетельствует последующее устранение заказчиком агитационного материала нарушений, на которые обратила внимание комиссия. Устранение нарушений и представление в избирательную комиссию агитационного материала без использования в нём эмблемы политической партии не лишает права на обжалование решения, которым, как полагает административный истец, нарушены его права, и не свидетельствует о согласии с данным решением.
Как пояснил представитель административного истца ФИО2, заказчик агитационного материала, будучи не согласен с постановлением избирательной комиссии, ввиду ограниченности предвыборной агитации во времени был вынужден выполнить требования избирательной комиссии и внести соответствующие изменения в агитационный материал.
В связи с указанным суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением законодательства о выборах, а потому надлежит признать его незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным постановление Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 107 «Костромская область - Костромской одномандатный избирательный округ» от 06 сентября 2016 года № 48.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Костромской областной суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья Костромского областного суда А.Н. Лукоянов