ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-43/2021 от 03.02.2021 Одоевского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 февраля 2021 года рп Арсеньево Тульской области

Одоевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Деркача В.В.,

при секретаре Миляевой Е.Н.,

с участием представителя административного истца – прокурора Арсеньевского района Тульской области в лице его помощника Авдеевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-43/2021 по административному исковому заявлению прокурора Арсеньевского района Тульской области к администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности,

установил:

прокурор Арсеньевского района Тульской области обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района о признании бездействия по неразработке и неутверждении в установленном законном порядке нормативно-правового акта, регламентирующего порядок и методику планирования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, незаконным, и о возложении обязанности в течение одного месяца разработать и утвердить его.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что прокуратурой Арсеньевского района Тульской области была проведена проверка соблюдения административным ответчиком бюджетного законодательства и законодательства о противодействии коррупции, по итогам которой вынесено представление № 7-02-2020 от 30 сентября 2020 года об устранении выявленных нарушений, в частности разработать и утвердить в установленном законном порядке нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок и методику планирования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, однако до момента обращения в суд административным ответчиком небыли устранены указанные нарушения.

Просит суд признать бездействие администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района выразившееся в неразработке и неутверждении в установленном законном порядке нормативно-правового акта, регламентирующего порядок и методику планирования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, незаконным, а также обязать администрацию муниципального образования Манаенское Арсеньевского района в течение одного месяца разработать и утвердить в установленном законном порядке указанный нормативно-правовой акт.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Арсеньевского района Тульской области Авдеева Е.А. административный иск поддержала в полном объеме по изложенным в нем обстоятельствам и просила его удовлетворить.

Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, представил суду заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствии, в котором указал на полное признание предъявленных к нему требований и на то, что обязуется в установленные судом сроки издать указанный в иске нормативно-правовой акт.

С учетом мнения представителя административного истца, судом было определено о рассмотрении дела в отсутствии представителя административного ответчика.

Заслушав позицию представителя административного истца, исследовав собранные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статье 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.

Согласно ст. 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) формирование расходов бюджетов бюджетной сметы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Статьей 174.2 БК РФ установлено, что планирование бюджетных ассигнований осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с учетом особенностей, установленных этой статьей.

Под бюджетными ассигнованиями на исполнение принимаемых обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к принятию или изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде, к принятию либо к изменению с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году, включая договоры и соглашения, подлежащие заключению получателями бюджетных средств во исполнение указанных законов и нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов).

Частью 2 ст. 115.2 БК РФ предусмотрено, что федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, решением представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на возможное исполнение выданных государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта Российской Федерации, муниципальных гарантий соответственно. Общий объем бюджетных ассигнований, которые должны быть предусмотрены на исполнение государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъектов Российской Федерации, муниципальных гарантий по возможным гарантийным случаям, указывается в текстовых статьях федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

Судом установлено, что 30 сентября 2020 года прокуратурой Арсеньевского района Тульской области в муниципальном образовании Манаенское Арсеньевского района была проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства и законодательства о противодействии коррупции, в результате которой выявлено отсутствие муниципального нормативно-правового акта, регламентирующего порядок и методику планирования бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств.

По итогам проверки выдано предписание № 7-02-2020 от 30 сентября 2020 года, которым на администрацию муниципального образования Манаенское Арсеньевского района возложено безотлагательно рассмотреть представление и принять меры к устранению указанных нарушений и недопущению их впредь, а также решить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

Согласно письму главы администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района от 20 ноября 2020 года № 01-72/260, представление прокурора Арсеньевского района Тульской области от 30 сентября 2020 года № 7-02-2020 было рассмотрено 6 октября 2020 года на совещании при главе администрации, приняты меры для устранения нарушений бюджетного законодательства и законодательства о коррупции, а также меры по недопущению их впредь. При необходимости будет разработан проект нормативного правового акта об утверждении Порядка планирования бюджетных ассигнований в муниципальном образовании и направлен в прокуратуру района на проверку. Заместитель главы администрации привлечена к дисциплинарной ответственности.

Таким образом, административным ответчиком так и не был разработан и принят нормативно-правовой акт регламентирующий порядок и методику планирования бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств.

Вопросы составления и принятия бюджета регламентированы бюджетным законодательством: Бюджетным кодексом РФ и нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов власти. Бюджетный кодекс РФ регулирует общие подходы к осуществлению бюджетного процесса на всей территории Российской Федерации, на каждом уровне бюджетной системы. Особенности бюджетного процесса в конкретном муниципальном образовании определяются самим муниципальным образованием в соответствии с нормами бюджетного законодательства России.

Порядок и сроки составления проектов местных бюджетов устанавливаются местными администрациями с соблюдением требований, устанавливаемых БК РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (ч. 3 ст. 184 БК РФ).

Так, согласно подп. 1 п. 1 ст. 6 Устава муниципального образования Манаенское Арсеньевского района, принятого решением Собрания депутатов муниципального образования от 10 февраля 2012 года № 4/18, к вопросам местного значения муниципального образования относится в частности составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального образования, утверждение и исполнение бюджета муниципального образования, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального образования.

Для целей составления проекта бюджета муниципального образования, необходимо разработка и утверждение муниципальных нормативно-правовых актов, регулирующих этот процесс, в том числе порядок и методику планирования бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств, поскольку отсутствие таких документов создает предпосылки к нецелевому расходованию бюджетных средств и непрозрачному формированию бюджета муниципального образования, что является нарушением бюджетного законодательства и законодательства о коррупции.

Составление проекта соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представление его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган, организация исполнения бюджета, установка порядка составления бюджетной отчетности, осуществление иных бюджетных полномочий, установленных БК РФ и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения, осуществляют финансовые органы муниципальных образований, которые должны - составить проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана); - представить его с необходимыми документами и материалами для внесения в представительный орган; - организовать исполнение бюджета; - установить порядок составления бюджетной отчетности (п. 2 ст. 154 БК РФ); - определить порядок и методику планирования бюджетных ассигнований (ст. 174.2 БК РФ); - разработать прилагаемые к проекту правового акта о бюджете необходимые документы и материалы: среднесрочный финансовый план муниципального образования (ст. 174 БК РФ), бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период (ст. 170.1 БК РФ), прогноз социально-экономического развития муниципального образования (ст. 173 БК РФ), прогноз социально-экономического развития территории (ст. 174.1 БК РФ); - нормативным правовым актом финансового органа администрации утвердить стандарты осуществления внутреннего муниципального финансового контроля (п. 3 ст. 269.2 БК РФ); - в случае если отдельные бюджетные полномочия финансового органа городского, сельского поселения осуществляются финансовым органом муниципального района, инициировать заключение соответствующего соглашения между местной администрацией городского, сельского поселения и местной администрацией муниципального района.

Таким образом, в каждом муниципальном образовании должен быть сформирован четкий порядок формирования и реализации бюджета, в том числе порядок и методика планирования бюджетных ассигнований, выраженных в форме муниципальных нормативно-правовых актов.

Порядок и методика планирования бюджетных ассигнований в каждом муниципальном образовании должны быть разработаны и утверждены в форме отдельного муниципального правового акта, либо в составе другого нормативно-правового акта муниципального образования, регламентирующего местную бюджетную политику.

Доказательств наличия у административного ответчика разработанного и утвержденного нормативно-правового акта регламентирующего порядок и методику планирования бюджетных ассигнований суду не представлено.

Следовательно исковые требования прокурора Арсеньевского района Тульской области о признании бездействия администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района выразившегося в неразработке и неутверждении в установленном законом порядке нормативно-правового акта, регламентирующего порядок и методику планирования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период незаконным, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Требование административного истца о наложении на административного ответчика обязанности в течение одного месяца разработать и утвердить в установленном законном порядке нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок и методику планирования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, также подлежат удовлетворению, поскольку непринятие мер к изданию этого акта после прокурорской проверки, с учетом его обязательности, достаточно полно свидетельствует о необходимости наложения такой обязанности.

Срок исполнения налагаемой обязанности, предложенный административным истцом является разумным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административный иск прокурора Арсеньевского района Тульской области к администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности, удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района выразившееся в неразработке и неутверждении в установленном законном порядке нормативно-правового акта, регламентирующего порядок и методику планирования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования Манаенское Арсеньевского района в течение одного месяца разработать и утвердить в установленном законном порядке нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок и методику планирования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционных жалобы, представления в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда через Одоевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 5 февраля 2021 года.

Председательствующий В.В.Деркач