ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-43/2021 от 08.02.2021 Урмарского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 2а-43/2021

УИД 21RS0014-01-2020-000614-61

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 февраля 2021 года п. Урмары

Урмарский районный суд Чувашской Республики

под председательством судьи Павлова В.И.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике к Ульянов АВ о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год и пени,

у с т а н о в и л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике (далее - МИФНС России № 7 по ЧР) обратилась в суд с административным иском к Ульянов АВ о взыскании задолженности в общем размере 6471,95 руб., в том числе: транспортный налог с физических лиц за 2018 год в размере 5600,00 руб., пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 871,95 руб.

Требования мотивированы тем, что Ульянов АВ является плательщиком транспортного налога с физических лиц за 2018 г., так как с (дата) имеет (имел) в собственности объект налогообложения в виде автомобиля грузового марки/модели ГАЗ-330232, государственный регистрационный знак , VIN: , год выпуска 2006. Налоговым органом ему был исчислен транспортный налог с физических лиц:

за 2016 год в размере 5600,00 руб. (140 л/с налоговая база * 40,00 руб. налоговая ставка * 12 месяцев владения /12 месяцев);

за 2018 год в размере 5600,00 руб. (140 л/с налоговая база * 40,00 руб. налоговая ставка * 12 месяцев владения /12 месяцев), по которым выписаны налоговые уведомления от (дата), от (дата), в которых сообщено о необходимости уплатить исчисленную сумму налога в сроки, указанные в уведомлениях.

В связи с несвоевременной уплатой (неуплатой) налога Ульянов АВ начислены пени за период с (дата) по (дата) в сумме 871,95 руб.:

- за период с (дата) по (дата) включенные в требование от (дата) в сумме 788,33 руб.;

за период с (дата) по (дата) включенные в требование от 03.07.2019

в сумме 1,40 руб.;

за период с (дата) по (дата) включенные в требование от (дата) в сумме 82,22 руб.

В связи с неуплатой задолженности административным ответчиком в установленные в требованиях сроки, ссылаясь на ст.ст. 31, 48 НК РФ, административный истец просил взыскать с Ульянов АВ задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 5600,00 руб. и пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 871,95 руб.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, представители этих лиц, не явились.

При этом от них в суд поступили ходатайства о рассмотрении дела без их участия.

Дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций) в силу п. 3 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассматриваются и разрешаются судами в порядке, предусмотренном КАС РФ.

При таких обстоятельствах на основании ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) суд находит возможным рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Изучив материалы дела, суд установил следующее.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, п.п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно учетных данных налогоплательщика (л.д. 22) Ульянов (данные изъяты) имеет на праве собственности транспортное средство в виде автомобиля грузового марки/модели (данные изъяты)

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Пунктом 2 статьи 45 НК РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Согласно п. п. 1, 2, 3 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два различных специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи административного искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (пункт 2 указанной нормы). Пунктом 5 названной нормы Закона закреплено, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.

Согласно ч. 3 ст. 92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.

В установленный законом срок административным истцом по адресу регистрации административного ответчика для уплаты налогов были направлены налоговое уведомление от (дата), содержащее сведения о сумме транспортного налога с физических лиц за 2016 год, подлежащего уплате в размере 5600,00 руб. (л.д. 8), и налоговое уведомление от (дата), содержащее сведения о сумме транспортного налога с физических лиц за 2018 год, подлежащего уплате в размере 5600,00 руб. (л.д. 9).

Поскольку Ульянов АВ транспортный налог не был уплачен в установленные в налоговых уведомлениях сроки, ему были начислены пени за период с (дата) по (дата) в сумме 871,95 руб.:

- за период с (дата) по (дата), включенные в требование от (дата) в сумме 788,33 руб.;

за период с (дата) по (дата), включенные в требование от (дата) в сумме 1,40 руб.;

за период с (дата) по (дата), включенные в требование от (дата) в сумме 82,22 руб.

В адрес административного ответчика по месту его регистрации административным истцом в соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ в направлены соответствующие требования от (дата) со сроком исполнения до (дата), 21059 от (дата) со сроком исполнения до (дата) и 4685 от (дата) со сроком исполнения до (дата) об уплате задолженности по транспортному налогу с физических лиц (л.д. 11, 13, 15). Требования в установленные сроки исполнены не были.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения, в силу ст. 358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако, в нарушение ст. 45 НК РФ, административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате транспортного налога.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

(дата) мировым судьей судебного участка № (адрес изъят) Чувашской Республики вынесен судебный приказ о взыскании задолженности с Ульянов АВ, который был отменен (дата) в связи с поступлением заявления ответчика с возражениями относительно исполнения судебного приказа.

Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.

Из представленных административным истцом налоговых уведомлений и требований об уплате налога, суд приходит к выводу, что процедура принудительного взыскания транспортного налога налоговым органом была соблюдена.

На основании п. 3 ст. 75 НК РФ на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Предоставленный истцом расчет проверен судом, является арифметически верным, а потому может быть положен в основу решения.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Возражая против удовлетворения административного иска, Ульянов АВ в письменных возражениях (л.д. 38) указал, что транспортное средство ГАЗ 330232, VIN: , по которому исчислен налог, ему на праве собственности не принадлежит с ноября 2015 года. При этом в подтверждение своих доводов о том, что вышеназванное транспортное средство ему не принадлежит, административный ответчик ссылался на заочное решение Урмарского районного суда Чувашской Республики от (дата).

Из заочного решения Урмарского районного суда Чувашской Республики от (дата) по гражданскому делу по иску ФИО2 к Ульянов АВ о снятии запрета на регистрационные действия постановлено Отменить запрет на регистрационные действия на автомобиль марки (данные изъяты)

При этом суд установил, что автомобиль марки (данные изъяты) является предметом залога по кредитному договору. По соглашению сторон предмет договора был оценён на сумму 80 000 рублей.

Суд также установил, что ФИО2, участвуя в открытых торгах в форме аукциона по реализации имущества - автомобиля марки - ГАЗ 330232, Идентификационный номер: Х, предложив наивысшую цену за Лот - 97 252 рубля 54 коп., Согласно Протоколу торгов от (дата) как победитель торгов, обязана была произвести оплату приобретенного имущества в течение 5 дней с момента признания торгов состоявшимися, в счет погашения долга заемщика - Ульянов АВ по договору займа от (дата), т.е. в результате проведенных торгов стала собственником спорного автомобиля, оплатила за приобретенный автомобиль КПКГ «Касса взаимопомощи «Народный кредит» платежным поручением № к7/ 005792 от (дата) 78826 рублей 57 коп. В этот же день ею была дана Расписка в получении Паспорта вышеуказанного транспортного средства серии (адрес изъят).

Между тем вопреки доводам административного ответчика, согласно части 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О, от 26 апреля 2016 года N 873-О и др.).

Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", прежний владелец транспортного средства имеет право обратиться в регистрационное подразделение с заявлением о прекращении государственного учета данного транспортного средства, представив документ, подтверждающий смену владельца транспортного средства. На основании представленного документа в соответствующую запись государственного реестра транспортных средств вносятся сведения о смене владельца транспортного средства. Государственный учет транспортного средства прекращается: по заявлению прежнего владельца транспортного средства в случае, если новый владелец данного транспортного средства в течение десяти дней со дня его приобретения не обратился в регистрационное подразделение для внесения соответствующих изменений в регистрационные данные транспортного средства (пункт 2 части 1 статьи 18).

Доказательств того, что административный ответчик не мог своевременно снять спорное транспортное средство с регистрационного учета, в материалы дела не представлено, как и не представлено сведений о том, что Ульянов АВ обращался в ГИБДД, представив необходимые документы, чтобы снять с регистрационного учета автомобиль, который, как он заявляет, ему в 2018 г. не принадлежал.

Таким образом, налоговые органы, определяя налоговую базу для исчисления сумм транспортного налога, руководствуются данными о транспортных средствах, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.

Поскольку указанное транспортное средство по данным ГИБДД зарегистрировано за Ульянов АВ (в деле последние сведения от (дата)), оснований для освобождения его от уплаты налога за 2018 г. не имеется.

Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, учитывая, что факт неуплаты ответчиком пени по транспортному налогу, подтвержден материалами дела, административным ответчиком не оспорен, требование налогового органа является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В силу положений ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

При таких обстоятельствах с Ульянов АВ в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб. (п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 290 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике к Ульянов АВ о взыскании задолженности по оплате транспортного налога с физических лиц за 2018 год и пени по транспортному налогу с физических лиц удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с Ульянов АВ в доход бюджета на расчетный счет УФК по Чувашской Республике (Межрайонная ИФНС России № 7 по Чувашской Республике), ИНН 2115177777, КПП 211501001, БИК банка 049706001 задолженность в общем размере 6471,95 руб., в том числе:

- транспортный налог с физических лиц за 2018 год в размере 5600,00 руб. (КБК , ОКТМО 97638445);

- пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 871,95 руб. (КБК , ОКТМО 97638445).

Взыскать с Ульянов АВ в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Урмарский районный суд Чувашской Республики в течение пятнадцати дней со дня получения лицом, участвующим в деле, копии настоящего решения.

Судья В.И. Павлов

Решение18.02.2021