Дело № 2а-43/2021
УИД 33RS0018-01-2020-001423-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 января 2021 года город Судогда
Судогодский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего Куприянова А.В.,
при секретаре Барышниковой О.С.,
с участием административного истца ФИО1,
её представителя ФИО2, представившего удостоверение адвоката ... и ордер ... от 17.12.2020 (л.д.50),
представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области на основании доверенности ФИО3 (л.д.51-52),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО4, ФИО5, ФИО1, действующей в собственных интересах и в защиту прав и законных интересов своих несовершеннолетних детей М, А, Д, С; к администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области о возложении обязанности осуществить строительство инженерной (газоснабжение) инфраструктуры к земельному участку с признанием предшествующего бездействия незаконным; возмещении расходов на строительство водоснабжения и водоотведения;
у с т а н о в и л:
01.12.2020 ФИО4, ФИО5, ФИО1, действующая в собственных интересах и в защиту прав и законных интересов своих несовершеннолетних детей М, А, А, С, обратились в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области о возложении обязанности обеспечить подготовку и утверждение проектно-сметной документации на строительство инженерной (газоснабжение) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером ... площадью 1237 м2, расположенному по адресу: Владимирская область, Судогодский район, муниципальное образование Вяткинское (сельское) поселение, ...; и в срок до 01.06.2022 обеспечить её строительство; о возмещении расходов на постройку сборного колодца из железобетонных колец и обустройство канализации в размере 70400 рублей; с признанием предшествующего бездействия незаконным.
Мотивируя свои требования, истцы указали, что указанный земельный участок был предоставлен в 2015 году бесплатно ФИО1 и членам её многодетной семьи, имеющей более трех детей в возрасте до 18 лет; по муниципальной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Судогодского района на 2015-2020 годы»; однако до настоящего времени земельный участок не оснащен объектами инженерной (газоснабжение) инфраструктуры, направленными на обеспечение нужд многодетной семьи; ответчик уклонился от оснащения земельного участка инфраструктурой водоснабжения и водоотведения, предложив осуществить их строительство за счет собственных средств с последующим возмещением затрат. Получив согласование на строительство индивидуального источника водоснабжения (колодца) и системы канализования (септик), осуществили их строительство с использованием организации-подрядчика, оплатив её услуги в размере 70400 рублей; однако административный ответчик до настоящего времени своих обязательств по возмещению затрат на строительство не исполнил.
Указанные обстоятельства явились основанием обращения членов многодетной семьи за судебной защитой своих прав и законных интересов.
В судебном заседании ФИО1 поддержала заявленные требования и настаивала на их удовлетворении, дополнительно указав, что отсутствие газоснабжения предоставленного им бесплатно земельного участка препятствует проживанию многодетной семьи во вновь возведенном жилом доме из-за отсутствия возможности отапливать жилое помещение в зимний период времени.
Указала, что являлась посредником в переговорах администрации района и АО «Газпром газораспределение Владимир», однако из-за отсутствия согласования по стоимости строительства газ до настоящего времени к земельному участку не подведен, что лишает семью отапливать жилой дом в холодный период времени и, как следствие, постоянному проживанию в нем.
Обращает внимание, что при наличии центральной системы водоснабжения и водоотведения на улице ... деревни Вяткино Судогодского района, представителями администрации района, в том числе специалистами жилищно-коммунального хозяйства, было принято решение по техническим соображениям о целесообразности строительства на земельном участке индивидуальной системы водоснабжения и водоотведения в виде колодца и септика. При этом представители административного ответчика предложили осуществить строительство за счет собственных средств с последующим возмещением затрат; однако от исполнения взятых на себя обязательств уклонились.
Представитель административного истца ФИО2 также настаивал на удовлетворении исковых требований многодетной семьи Е-вых, указав, что незаконное бездействие администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области противоречит Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600, государственной программе Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области», соответствующей муниципальной программе, утвержденной на срок с 2015 по 2020 годы; в результате чего лишает членов многодетной семьи постоянно проживать в вновь возведенном индивидуальном жилом доме; а отказ от возмещения затрат на строительство колодца и системы водоотведения причинило семье необоснованные убытки.
Истцы ФИО4 и ФИО5 о месте и времени судебного разбирательства были извещены судом надлежащим образом, для участия в рассмотрении дела не явились, в письменных обращениях к суду просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области Дубровный О.В. просил в удовлетворении исковых требований семьи ФИО1 отказать, ссылаясь на наличие инженерной (газо-, водоснабжение, водоотведение) инфраструктуры на ....
Не оспаривая выделение земельного участка ФИО1 и ФИО4 как многодетной семье, имеющей более трех детей в возрасте до 18 лет, Дубровный О.В. указал, на завышенные тарифы АО «Газпром газораспределение Владимир» по обеспечению газоснабжением земельного участка административных истцов, отсутствие допустимого компромисса по данному вопросу, в том числе выбору технического решения. Обращает внимание, что индивидуальный питьевой колодец и септик для канализования жидких отходов Е-вы установили без соответствующего заключения о невозможности подключения к централизованной системе водоснабжения и водоотведения.
Заинтересованное лицо Департамент архитектуры и строительства Владимирской области о месте и времени судебного разбирательства извещался судом надлежащим образом, его представитель для участия в судебном заседании не явился.
В письменном отзыве представитель Департамента ФИО6 указала, что в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области», утвержденной постановлением Губернатора области от 17.12.2013 №1390, администрацией области оказывается государственная поддержка муниципальным образованиям в части софинансирования из областного бюджета строительства инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам, предоставленным (предоставляемым) семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, при наличии разработанной проектно-сметной документации и положительного заключения государственной экспертизы на строительство инфраструктуры к данным земельным участкам.
Обязательным условием предоставления субсидий является направление в Департамент заявки на участие в подпрограмме «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области»; однако заявок по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков многодетных семей в деревне Вяткино от администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области не поступало.
Заинтересованные лица АО «Газпром газораспределение Владимир», администрация муниципального образования «Вяткинское сельское поселение» Судогодского района о месте и времени судебного разбирательства были извещены надлежащим образом, своих представителей для участия в деле не направили, письменных отзывов к началу судебного разбирательства не представили.
Суд выслушав объяснения сторон, исследовав представленные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно п.п.6 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Постановлениями Губернатора Владимирской области утвержден ряд нормативных правовых актов, которыми предусмотрен комплекс мер, направленных на создание необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых многодетным семьям:
Согласно указанной программе (разд.1) активному развитию жилищного строительства во Владимирской области препятствует множество факторов и условий, находящихся в сфере ответственности различных уровней власти и управления, в том числе, отсутствие в достаточном количестве подготовленных земельных участков, обеспеченных инженерными сетями, объектами транспортной и социальной инфраструктуры для развития территорий в целях жилищного строительства.
При этом приоритеты государственной политики Владимирской области в сфере жилищного строительства определяются в соответствии с приоритетами и целями государственной политики в сфере жилищного строительства, установленными на федеральном уровне, в том числе, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» (разд.2).
Основными направлениями реализации муниципальных программ являются создание объектов социальной инфраструктуры, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимых для развития территории в целях жилищного строительства; осуществление мероприятий по обеспечению жильем семей, имеющих троих и более детей в возрасте до 18 лет.
В целях их реализации утвержден Порядок предоставления субсидий органам местного самоуправления, который предусматривает (пункты 3, 6), что средства областного бюджета выделяются органам местного самоуправления в виде субсидии на основании поданной ими в установленном порядке заявки в Департамент строительства и архитектуры Владимирской области.
Для обеспечения участия в реализации указанной программы Постановлением администрации муниципального образования «Судогодский район» от 17.06.2015 № 1056 утверждена муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Судогодского района на 2015 - 2020 годы»; в которой выделена подпрограмма 3 «Стимулирование развития жилищного строительства в Судогодском районе до 2020 года», задачами которой являются обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет.
Судом установлено, что постановлением Главы муниципального образования «Вяткинское сельское поселение» Судогодского района Владимирской области от 23.03.2015 № 63 был предоставлен в общую долевую собственность ФИО4, ФИО7, ФИО1, М, А, А, С бесплатно земельный участок с кадастровым номером ... площадью 1237 м2, расположенный по адресу: Судогодский район, муниципальное образование Вяткинское (сельское) поселение, деревня Вяткино, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (л.д.29-30).
Указанные обстоятельства подтверждены выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.42-43, 49-50).
На момент предоставления земельного участка в долевую собственность на иждивении ФИО1 находилось пять несовершеннолетних детей (л.д.20-28); в настоящее время у неё на иждивении находятся четверо несовершеннолетних детей.
Постановлением администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области от 22.05.2017 № 937 семье Е-вых распределена социальная выплата на строительство индивидуального жилого дома в размере 882000 рублей (л.д.61-67), в соответствии с которой был выстроен в 2019 году индивидуальный жилой дом (л.д.68-83) с кадастровым номером ... площадью 229.4 м2 (л.д.45-46), собственниками которого в равных долях являются административные истцы по делу.
В соответствии с договором подряда от 23.07.2018 и актом приемки выполненных работ от 27.07.2018 ООО «Ресурс Торг» построил на земельном участке Е-вых сборный колодец из 8 железобетонных колец и гидроизоляцией швов, установкой скоб и бетонной крышки сверху; канализацию из двух переливных колодцев из 4 железобетонных колец каждое, с обустройством траншей под водопроводные и канализационные трубы (л.д.13-16).
Согласно квитанции к приходному кассовому ордеру ... от 27.07.2018 ФИО1 оплатила услуги ООО «Ресурс Торг» в соответствии с договором подряда от 23.07.2018 в размере 70400 рублей.
Суд отвергает доводы представителя администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области ФИО3 об отсутствии у Е-вых необходимости строительства индивидуального колодца и системы канализования при наличии центральных систем водоснабжения и водоотведения; поскольку в разумный срок с 2015 по 2018 годы данные инженерные инфраструктуры к земельному участку истцов не были подведены; а строительство индивидуальных систем было согласовано с администрацией муниципального образования «Вяткинское сельское поселение» Судогодского района, муниципальным учреждением «Службы единого заказчика» (л.д.11-12).
Кроме того, административным ответчиком не представлено доказательств явной несоразмерности затрат на строительство индивидуального колодца и системы канализования жидких отходов по сравнению с подключением к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, их технической возможности обеспечить потребности семьи административных истцов.
Обращения ФИО1 к Губернатору Владимирской области ФИО8, Главе администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области ФИО9 о возмещении затрат на строительство колодца и системы водоотведения оставлены без удовлетворения (л.д.31-37).
При этом администрацией муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области не исключалась возможность возмещения затрат ФИО1 в размере 70400 рублей путем подачи искового заявления в суд (л.д.36-37).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 09.11.2017 N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
С учетом изложенного, суд отвергает доводы ФИО3 о допустимости строительства за счет собственных средств административными истцами систем водоснабжения и водоотведения, участия финансировании подключения к объектам газоснабжения.
Суд не принимает во внимание сведения об отсутствии результатов посреднической деятельности ФИО1 в подведении к её земельному участку системы газоснабжения, поскольку данная обязанность по организации работ по газоснабжению возложена на органы местного самоуправления и не может ставиться в зависимость от действий или бездействий административного истца.
При этом, оспаривая незаконность бездействия по оснащению земельного участка ФИО1 и членов её семьи инженерной инфраструктурой, административным ответчиком не представлено доказательств направления соответствующих заявок в Департамент архитектуры и строительства Владимирской области.
Отсутствие заявок от администрации муниципального образования «Судогодский район» на получение субсидий в рамках реализации подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области» исключало возможность предоставления соответствующих субсидий из областного бюджета на обеспечение инженерной инфраструктурой земельного участка Е-вых.
При этом суд учитывает, что земельный участок ФИО1 и членам её семьи был предоставлен в марте 2015 года и вошел в программу муниципального образования «Судогодский район» «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Судогодского района на 2015 - 2020 годы», которой было предусмотрено поэтапное оснащение земельных участков, предоставленных многодетным семьям, инженерной и транспортной инфраструктурой.
Отсутствие до настоящего времени системы газоснабжение земельного участка истцов, строительство ими за счет собственных средств питьевого колодца и системы канализования жидких отходов объективно свидетельствует о незаконном бездействии администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области; дискредитирующим цели и задачи, поставленные государственной программой «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области» и соответствующей ей муниципальной программой.
Поскольку отсутствие необходимой коммунальной инфраструктуры (газоснабжение), от наличия которой во многом зависит реальная возможность использования вновь возведенного жилого объекта, строительство за счет собственных средств системы водоснабжения и водоотведения обесценивает государственные меры социальной поддержки и ставит под сомнение доверие граждан к действиям государства; суд признает административные требования ФИО1 и членов её семьи обоснованными и подлежащими удовлетворению с одновременным возмещением ей затрат на строительство питьевого колодца и системы канализования жидких отходов.
В силу ч.2 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Учитывая длительность незаконного бездействия администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области по оснащению земельного участка многодетной семьи ФИО1 системой газоснабжения; суд признает предложенный административными истцами срок до 01.06.2022 выполнения данного вида работ с учетом подготовки и утверждения проектно-сметной документации разумным.
Руководствуясь статьями 173-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования ФИО4, ФИО5, ФИО1, действующей в собственных интересах и в защиту прав и законных интересов своих несовершеннолетних детей М, А, Д, С; удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области, выраженное в неразработке проектно-сметной документации и строительстве инженерной (водо-, газоснабжение, водоотведение) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером ... площадью 1237 м2, расположенному по адресу: Владимирская область, Судогодский район, муниципальное образование Вяткинское (сельское) поселение, ....
Обязать администрацию муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области обеспечить подготовку и утверждение проектно-сметной документации на строительство инженерной (газоснабжение) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером ... площадью 1237 м2, расположенному по адресу: Владимирская область, Судогодский район, муниципальное образование Вяткинское (сельское) поселение, ...; и в срок до 01.06.2022 обеспечить её строительство.
Взыскать с администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области в пользу ФИО1 затраты на постройку сборного колодца из железобетонных колец и обустройство канализации в размере 70400 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме во Владимирский областной суд путем представления апелляционной жалобы в Судогодский районный суд Владимирской области.
Председательствующий А.В.Куприянов
Решение в окончательной форме изготовлено 15.01.2021