ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-43/2021 от 12.01.2021 Судогодского районного суда (Владимирская область)

Дело № 2а-43/2021

УИД 33RS0018-01-2020-001423-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 января 2021 года город Судогда

Судогодский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего Куприянова А.В.,

при секретаре Барышниковой О.С.,

с участием административного истца Егоровой Л.М.,

её представителя Половникова А.В., представившего удостоверение адвоката ... и ордер ... от 17.12.2020 (л.д.50),

представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области на основании доверенности Дубровного О.В. (л.д.51-52),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Егоров Д.А., Хандаева М.Д., Егорова Л.М., действующей в собственных интересах и в защиту прав и законных интересов своих несовершеннолетних детей М, А, Д, С; к администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области о возложении обязанности осуществить строительство инженерной (газоснабжение) инфраструктуры к земельному участку с признанием предшествующего бездействия незаконным; возмещении расходов на строительство водоснабжения и водоотведения;

у с т а н о в и л:

01.12.2020 Егоров Д.А., Хандаева М.Д., Егорова Л.М., действующая в собственных интересах и в защиту прав и законных интересов своих несовершеннолетних детей М, А, А, С, обратились в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области о возложении обязанности обеспечить подготовку и утверждение проектно-сметной документации на строительство инженерной (газоснабжение) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером ... площадью 1237 м2, расположенному по адресу: Владимирская область, Судогодский район, муниципальное образование Вяткинское (сельское) поселение, ...; и в срок до 01.06.2022 обеспечить её строительство; о возмещении расходов на постройку сборного колодца из железобетонных колец и обустройство канализации в размере 70400 рублей; с признанием предшествующего бездействия незаконным.

Мотивируя свои требования, истцы указали, что указанный земельный участок был предоставлен в 2015 году бесплатно Егоровой Л.М. и членам её многодетной семьи, имеющей более трех детей в возрасте до 18 лет; по муниципальной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Судогодского района на 2015-2020 годы»; однако до настоящего времени земельный участок не оснащен объектами инженерной (газоснабжение) инфраструктуры, направленными на обеспечение нужд многодетной семьи; ответчик уклонился от оснащения земельного участка инфраструктурой водоснабжения и водоотведения, предложив осуществить их строительство за счет собственных средств с последующим возмещением затрат. Получив согласование на строительство индивидуального источника водоснабжения (колодца) и системы канализования (септик), осуществили их строительство с использованием организации-подрядчика, оплатив её услуги в размере 70400 рублей; однако административный ответчик до настоящего времени своих обязательств по возмещению затрат на строительство не исполнил.

Указанные обстоятельства явились основанием обращения членов многодетной семьи за судебной защитой своих прав и законных интересов.

В судебном заседании Егорова Л.М. поддержала заявленные требования и настаивала на их удовлетворении, дополнительно указав, что отсутствие газоснабжения предоставленного им бесплатно земельного участка препятствует проживанию многодетной семьи во вновь возведенном жилом доме из-за отсутствия возможности отапливать жилое помещение в зимний период времени.

Указала, что являлась посредником в переговорах администрации района и АО «Газпром газораспределение Владимир», однако из-за отсутствия согласования по стоимости строительства газ до настоящего времени к земельному участку не подведен, что лишает семью отапливать жилой дом в холодный период времени и, как следствие, постоянному проживанию в нем.

Обращает внимание, что при наличии центральной системы водоснабжения и водоотведения на улице ... деревни Вяткино Судогодского района, представителями администрации района, в том числе специалистами жилищно-коммунального хозяйства, было принято решение по техническим соображениям о целесообразности строительства на земельном участке индивидуальной системы водоснабжения и водоотведения в виде колодца и септика. При этом представители административного ответчика предложили осуществить строительство за счет собственных средств с последующим возмещением затрат; однако от исполнения взятых на себя обязательств уклонились.

Представитель административного истца Половников А.В. также настаивал на удовлетворении исковых требований многодетной семьи Егоровых, указав, что незаконное бездействие администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области противоречит Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600, государственной программе Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области», соответствующей муниципальной программе, утвержденной на срок с 2015 по 2020 годы; в результате чего лишает членов многодетной семьи постоянно проживать в вновь возведенном индивидуальном жилом доме; а отказ от возмещения затрат на строительство колодца и системы водоотведения причинило семье необоснованные убытки.

Истцы Егоров Д.А. и Хандаева М.Д. о месте и времени судебного разбирательства были извещены судом надлежащим образом, для участия в рассмотрении дела не явились, в письменных обращениях к суду просили рассмотреть дело без их участия.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области Дубровный О.В. просил в удовлетворении исковых требований семьи Егоровой Л.М. отказать, ссылаясь на наличие инженерной (газо-, водоснабжение, водоотведение) инфраструктуры на ....

Не оспаривая выделение земельного участка Егоровой Л.М. и Егорову Д.А. как многодетной семье, имеющей более трех детей в возрасте до 18 лет, Дубровный О.В. указал, на завышенные тарифы АО «Газпром газораспределение Владимир» по обеспечению газоснабжением земельного участка административных истцов, отсутствие допустимого компромисса по данному вопросу, в том числе выбору технического решения. Обращает внимание, что индивидуальный питьевой колодец и септик для канализования жидких отходов Егоровы установили без соответствующего заключения о невозможности подключения к централизованной системе водоснабжения и водоотведения.

Заинтересованное лицо Департамент архитектуры и строительства Владимирской области о месте и времени судебного разбирательства извещался судом надлежащим образом, его представитель для участия в судебном заседании не явился.

В письменном отзыве представитель Департамента Долинская Н.С. указала, что в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области», утвержденной постановлением Губернатора области от 17.12.2013 №1390, администрацией области оказывается государственная поддержка муниципальным образованиям в части софинансирования из областного бюджета строительства инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам, предоставленным (предоставляемым) семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, при наличии разработанной проектно-сметной документации и положительного заключения государственной экспертизы на строительство инфраструктуры к данным земельным участкам.

Обязательным условием предоставления субсидий является направление в Департамент заявки на участие в подпрограмме «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области»; однако заявок по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков многодетных семей в деревне Вяткино от администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области не поступало.

Заинтересованные лица АО «Газпром газораспределение Владимир», администрация муниципального образования «Вяткинское сельское поселение» Судогодского района о месте и времени судебного разбирательства были извещены надлежащим образом, своих представителей для участия в деле не направили, письменных отзывов к началу судебного разбирательства не представили.

Суд выслушав объяснения сторон, исследовав представленные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Согласно п.п.6 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Постановлениями Губернатора Владимирской области утвержден ряд нормативных правовых актов, которыми предусмотрен комплекс мер, направленных на создание необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых многодетным семьям:

  1. план мероприятий («дорожная карта») «Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, во Владимирской области» на 2014-2020 годы (утв. постановлением Губернатора обл. от 13.03.2013 №267).
  2. государственная программа области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области» (утв. постановлением Губернатора области от 17.12.2013 № 1390), ответственным исполнителем которой является Департамент строительства и архитектуры Владимирской области, а участниками - органы местного самоуправления.

Согласно указанной программе (разд.1) активному развитию жилищного строительства во Владимирской области препятствует множество факторов и условий, находящихся в сфере ответственности различных уровней власти и управления, в том числе, отсутствие в достаточном количестве подготовленных земельных участков, обеспеченных инженерными сетями, объектами транспортной и социальной инфраструктуры для развития территорий в целях жилищного строительства.

При этом приоритеты государственной политики Владимирской области в сфере жилищного строительства определяются в соответствии с приоритетами и целями государственной политики в сфере жилищного строительства, установленными на федеральном уровне, в том числе, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» (разд.2).

Основными направлениями реализации муниципальных программ являются создание объектов социальной инфраструктуры, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимых для развития территории в целях жилищного строительства; осуществление мероприятий по обеспечению жильем семей, имеющих троих и более детей в возрасте до 18 лет.

В целях их реализации утвержден Порядок предоставления субсидий органам местного самоуправления, который предусматривает (пункты 3, 6), что средства областного бюджета выделяются органам местного самоуправления в виде субсидии на основании поданной ими в установленном порядке заявки в Департамент строительства и архитектуры Владимирской области.

Для обеспечения участия в реализации указанной программы Постановлением администрации муниципального образования «Судогодский район» от 17.06.2015 № 1056 утверждена муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Судогодского района на 2015 - 2020 годы»; в которой выделена подпрограмма 3 «Стимулирование развития жилищного строительства в Судогодском районе до 2020 года», задачами которой являются обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет.

Судом установлено, что постановлением Главы муниципального образования «Вяткинское сельское поселение» Судогодского района Владимирской области от 23.03.2015 № 63 был предоставлен в общую долевую собственность Егорову Д.А., Хандаевой (Егоровой) М.Д., Егоровой Л.М., М, А, А, С бесплатно земельный участок с кадастровым номером ... площадью 1237 м2, расположенный по адресу: Судогодский район, муниципальное образование Вяткинское (сельское) поселение, деревня Вяткино, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (л.д.29-30).

Указанные обстоятельства подтверждены выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.42-43, 49-50).

На момент предоставления земельного участка в долевую собственность на иждивении Егоровой Л.М. находилось пять несовершеннолетних детей (л.д.20-28); в настоящее время у неё на иждивении находятся четверо несовершеннолетних детей.

Постановлением администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области от 22.05.2017 № 937 семье Егоровых распределена социальная выплата на строительство индивидуального жилого дома в размере 882000 рублей (л.д.61-67), в соответствии с которой был выстроен в 2019 году индивидуальный жилой дом (л.д.68-83) с кадастровым номером ... площадью 229.4 м2 (л.д.45-46), собственниками которого в равных долях являются административные истцы по делу.

В соответствии с договором подряда от 23.07.2018 и актом приемки выполненных работ от 27.07.2018 ООО «Ресурс Торг» построил на земельном участке Егоровых сборный колодец из 8 железобетонных колец и гидроизоляцией швов, установкой скоб и бетонной крышки сверху; канализацию из двух переливных колодцев из 4 железобетонных колец каждое, с обустройством траншей под водопроводные и канализационные трубы (л.д.13-16).

Согласно квитанции к приходному кассовому ордеру ... от 27.07.2018 Егорова Л.М. оплатила услуги ООО «Ресурс Торг» в соответствии с договором подряда от 23.07.2018 в размере 70400 рублей.

Суд отвергает доводы представителя администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области Дубровного О.В. об отсутствии у Егоровых необходимости строительства индивидуального колодца и системы канализования при наличии центральных систем водоснабжения и водоотведения; поскольку в разумный срок с 2015 по 2018 годы данные инженерные инфраструктуры к земельному участку истцов не были подведены; а строительство индивидуальных систем было согласовано с администрацией муниципального образования «Вяткинское сельское поселение» Судогодского района, муниципальным учреждением «Службы единого заказчика» (л.д.11-12).

Кроме того, административным ответчиком не представлено доказательств явной несоразмерности затрат на строительство индивидуального колодца и системы канализования жидких отходов по сравнению с подключением к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, их технической возможности обеспечить потребности семьи административных истцов.

Обращения Егоровой Л.М. к Губернатору Владимирской области Сипягину В.В., Главе администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области Смирнову А.В. о возмещении затрат на строительство колодца и системы водоотведения оставлены без удовлетворения (л.д.31-37).

При этом администрацией муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области не исключалась возможность возмещения затрат Егоровой Л.М. в размере 70400 рублей путем подачи искового заявления в суд (л.д.36-37).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 09.11.2017 N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

С учетом изложенного, суд отвергает доводы Дубровного О.В. о допустимости строительства за счет собственных средств административными истцами систем водоснабжения и водоотведения, участия финансировании подключения к объектам газоснабжения.

Суд не принимает во внимание сведения об отсутствии результатов посреднической деятельности Егоровой Л.М. в подведении к её земельному участку системы газоснабжения, поскольку данная обязанность по организации работ по газоснабжению возложена на органы местного самоуправления и не может ставиться в зависимость от действий или бездействий административного истца.

При этом, оспаривая незаконность бездействия по оснащению земельного участка Егоровой Л.М. и членов её семьи инженерной инфраструктурой, административным ответчиком не представлено доказательств направления соответствующих заявок в Департамент архитектуры и строительства Владимирской области.

Отсутствие заявок от администрации муниципального образования «Судогодский район» на получение субсидий в рамках реализации подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области» исключало возможность предоставления соответствующих субсидий из областного бюджета на обеспечение инженерной инфраструктурой земельного участка Егоровых.

При этом суд учитывает, что земельный участок Егоровой Л.М. и членам её семьи был предоставлен в марте 2015 года и вошел в программу муниципального образования «Судогодский район» «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Судогодского района на 2015 - 2020 годы», которой было предусмотрено поэтапное оснащение земельных участков, предоставленных многодетным семьям, инженерной и транспортной инфраструктурой.

Отсутствие до настоящего времени системы газоснабжение земельного участка истцов, строительство ими за счет собственных средств питьевого колодца и системы канализования жидких отходов объективно свидетельствует о незаконном бездействии администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области; дискредитирующим цели и задачи, поставленные государственной программой «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области» и соответствующей ей муниципальной программой.

Поскольку отсутствие необходимой коммунальной инфраструктуры (газоснабжение), от наличия которой во многом зависит реальная возможность использования вновь возведенного жилого объекта, строительство за счет собственных средств системы водоснабжения и водоотведения обесценивает государственные меры социальной поддержки и ставит под сомнение доверие граждан к действиям государства; суд признает административные требования Егоровой Л.М. и членов её семьи обоснованными и подлежащими удовлетворению с одновременным возмещением ей затрат на строительство питьевого колодца и системы канализования жидких отходов.

В силу ч.2 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Учитывая длительность незаконного бездействия администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области по оснащению земельного участка многодетной семьи Егоровой Л.М. системой газоснабжения; суд признает предложенный административными истцами срок до 01.06.2022 выполнения данного вида работ с учетом подготовки и утверждения проектно-сметной документации разумным.

Руководствуясь статьями 173-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Егоров Д.А., Хандаева М.Д., Егорова Л.М., действующей в собственных интересах и в защиту прав и законных интересов своих несовершеннолетних детей М, А, Д, С; удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области, выраженное в неразработке проектно-сметной документации и строительстве инженерной (водо-, газоснабжение, водоотведение) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером ... площадью 1237 м2, расположенному по адресу: Владимирская область, Судогодский район, муниципальное образование Вяткинское (сельское) поселение, ....

Обязать администрацию муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области обеспечить подготовку и утверждение проектно-сметной документации на строительство инженерной (газоснабжение) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером ... площадью 1237 м2, расположенному по адресу: Владимирская область, Судогодский район, муниципальное образование Вяткинское (сельское) поселение, ...; и в срок до 01.06.2022 обеспечить её строительство.

Взыскать с администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области в пользу Егорова Л.М. затраты на постройку сборного колодца из железобетонных колец и обустройство канализации в размере 70400 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме во Владимирский областной суд путем представления апелляционной жалобы в Судогодский районный суд Владимирской области.

Председательствующий А.В.Куприянов

Решение в окончательной форме изготовлено 15.01.2021