ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-43/2021 от 23.04.2021 Уфимского гарнизонного военного суда (Республика Башкортостан)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 апреля 2021 г.

г. Уфа

Уфимский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего – Семенова А.И.,

при секретаре судебного заседания – Хаммадиаровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-43/2021 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего <0000> военного представительства Министерства обороны Российской Федерации полковника запаса ФИО1 об оспаривании действий командира войсковой части <00000> и руководителя Федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации», связанных с неполной выплатой денежного довольствия и единовременного пособия при увольнении с военной службы,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что проходил военную службу в <0000> военном представительстве Министерства обороны РФ в должности <данные изъяты>. Приказом Министра обороны РФ от 29 августа 2020 года он был уволен с военной службы в запас по возрасту – по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в связи с чем после увольнения ему было выплачено, в том числе единовременное пособие в размере 8 окладов месячного денежного содержания.

Как далее указал ФИО1, 18 декабря 2020 года, когда ему впервые была перечислена военная пенсия, он узнал, что расчёт данной пенсии был произведён с учётом повышающего коэффициента 1,8 к окладу по воинской должности за присвоенный квалификационный разряд «<данные изъяты>», который должен был быть установлен ему ещё с 15 сентября 2020 года. Однако денежное довольствие за сентябрь и октябрь 2020 года, материальная помощь и единовременное пособие при увольнении с военной службы были выплачены ему с учётом повышающего коэффициента 1,3 к окладу по воинской должности.

Считая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными действия командира войсковой части <00000> и руководителя Федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны РФ» (далее – ФКУ «ЕРЦ МО РФ»), связанные с неполной выплатой денежного довольствия и иных выплат при увольнении, а также обязать вышеуказанных должностных лиц издать приказы и произвести ему соответствующие доплаты с учётом увеличения с 15 сентября 2020 года повышающего коэффициента 1,8 к окладу по воинской должности за присвоенный ему квалификационный разряд.

Административный истец ФИО1, надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель административного ответчика – ФКУ «ЕРЦ МО РФ» - ФИО2, надлежащим образом извещённая о времени и месте судебного заседания, в суд также не прибыла и просила рассмотреть дело без её участия. При этом, из имеющихся в материалах дела письменных возражений представителя административного ответчика следует, что требования административного истца она не признала, указав, что после сдачи дел и должности военнослужащим, находящимся в распоряжении, повышающий коэффициент к должностному окладу за квалификационную категорию не выплачивается, так как выплачивается только военнослужащим, замещающим соответствующие должности лётного состава, а при определении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, необходимо руководствоваться законодательством, регулирующим правоотношения в сфере гражданской авиации.

Кроме того, в своих письменных возражениях она указала, что административным истцом без уважительных причин пропущен трёхмесячный срок на обращение в суд, поскольку окончательный расчёт с ФИО1 был произведён 3 ноября 2020 года.

Представитель административного ответчика – командира войсковой части <00000> – ФИО3, будучи надлежащим образом извещённым о времени и месте судебного разбирательства, в суд также не прибыл и просил рассмотреть дело без его участия, о чём указал в своем письменном заявлении. Не признавая требования административного истца, ФИО3 в своих возражениях указал, что распоряжения вышестоящего командования о повышении коэффициентов к окладам по воинским должностям лётно-испытательного состава Вооружённых Сил Российской Федерации в адрес административного ответчика не поступали.

Изучив административное исковое заявление, исследовав письменные возражения административных ответчиков и имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Так, в судебном заседании установлено, что ФИО1 был уволен с военной службы приказом Министра обороны РФ от 29 августа 2020 года и исключен из списков личного состава <0000> военного представительства Министерства обороны РФ приказом командира войсковой части <00000> от 22 октября 2020 года с 24 октября 2020 года.

Согласно расчётным листкам ФИО1, а также сообщению представителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ» окончательный расчёт по денежному довольствию был произведен с ним 3 ноября 2020 года, то есть уже после исключения его из списков личного состава.

Вместе с тем, из выписки по счёту <данные изъяты> усматривается, что военная пенсия с учётом повышающего коэффициента 1,8 к окладу по воинской должности была впервые выплачена административному истцу лишь 18 декабря 2020 года, а с административным исковым заявлением он обратился в суд 17 марта 2021 года.

Кроме того, постановление Правительства РФ от 12 сентября 2020 года , согласно которому были увеличены повышающие коэффициенты лётчикам-испытателям, официально не публиковалось, поскольку содержит информацию <данные изъяты>.

Более того, из сообщений командира войсковой части <00000> и начальника <0000> военного представительства Министерства обороны РФ следует, что в их адрес вышеуказанное постановление Правительства РФ до настоящего времени не поступало и ФИО1 с его содержанием не ознакомлен.

Каких-либо иных сведений о своевременном доведении ФИО1 информации об увеличении повышающего коэффициента, то есть информации ограниченного доступа, административными ответчиками не представлено.

Таким образом, срок на обращение в суд ФИО1 не пропущен, поскольку о нарушении своего права он узнал только после начисления ему военной пенсии с учётом повышающего коэффициента 1,8 – 18 декабря 2020 года и обратился в суд с административным исковым заявлением 17 марта 2021 года, то есть в пределах установленного КАС РФ трёхмесячного срока.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного содержания военнослужащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Частями 32-34 ст. 2 указанного закона установлено, что порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а особенности обеспечения денежным довольствием отдельных категорий военнослужащих определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов. При этом Президент Российской Федерации и (или) Правительство Российской Федерации могут устанавливать иные выплаты в зависимости от сложности, объёма и важности задач, выполняемых военнослужащими.

Согласно подп. «а» п. 3 постановления Правительства РФ от 18 июля 2000 года № 538 «Об определении квалификации лётно-испытательного состава и парашютистов-испытателей Вооружённых Сил РФ», при присвоении в установленном порядке квалификационного разряда <данные изъяты> военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, оклады по замещаемым ими воинским должностям лётно-испытательного состава устанавливались с учётом коэффициента 1,3.

Вместе с тем, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2020 года весь п. 3 постановления Правительства РФ от 18 июля 2000 года № 538 утратил силу с 15 сентября 2020 года.

Согласно сообщению от 15 апреля 2021 года заместителя директора Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ, постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2020 года при присвоении в установленном порядке военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, квалификационного разряда лётчик <данные изъяты> оклады по замещаемым ими воинским должностям лётно-испытательного состава Вооружённых Сил РФ устанавливаются с 15 сентября 2020 года с учётом коэффициента – 1,8.

В соответствии с п. 22 и 35 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил РФ и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 6 декабря 2019 года № 727 (далее – Порядок), военнослужащим по контракту, имеющим право на увеличение (повышение, установление с учетом коэффициентов) окладов по воинским должностям в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, дополнительные выплаты, надбавки исчисляются исходя из увеличенных (повышенных) окладов по воинским должностям (окладов по воинским должностям с учетом коэффициентов),

Кроме того, согласно п. 81 и 155 Порядка материальная помощь исчисляется исходя из оклада по воинскому званию и оклада по воинской должности, занимаемой военнослужащим по контракту, установленных на дату принятия решения (издания приказа) о выплате материальной помощи, а при выплате единовременного пособия увольняемым военнослужащим по контракту в расчет принимаются оклады по воинским званиям и оклады по воинским должностям, получаемые военнослужащими по контракту на день исключения из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы.

При этом выплата окладов по соответствующим должностям с указанным коэффициентом должна осуществляться с учётом постановления Правительства РФ от 31 января 2012 года № 60 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, а также о признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов Союза ССР», согласно которому присвоенные лётно-испытательному составу квалификационные категории сохраняются и соответствуют квалификационным разрядам, установленным вышеназванным постановлением Правительства РФ от 18 июля 2000 года № 538.

Помимо этого, из содержания п. 2 приказа Министра обороны РФ от 8 октября 2000 года № 487 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты военнослужащих лётно-испытательного состава и парашютистов-испытателей Вооружённых Сил РФ» следует, что при исчислении надбавок, доплат, вознаграждений, пособий и других дополнительных выплат, в том числе единовременного характера, а также пенсии военнослужащим лётно-испытательного состава, имеющим право на получение окладов по воинским должностям с увеличением в зависимости от присвоенного в установленном порядке квалификационного разряда, в расчет принимаются увеличенные оклады по воинским должностям.

При этом сохранение в настоящее время в вышеуказанном приказе Министра обороны РФ коэффициентов, действовавших до 15 сентября 2020 года, не свидетельствует о невозможности производства военнослужащим соответствующих выплат в увеличенном размере, поскольку п. 3 постановления Правительства РФ от 18 июля 2000 года № 538, во исполнение которого и был издан данный приказ, утратил силу, а постановление Правительства РФ от 12 сентября 2020 года обладает большей юридической силой.

Из анализа содержания приведённых нормативно-правовых актов следует, что основание для начисления и выплаты денежных средств, в том числе материальной помощи, единовременного пособия при увольнении с военной службы и пенсии, с учётом повышения должностного оклада с увеличением за квалификационную категорию, возникает при одновременном соблюдении следующих условий: увольнение с должности лётного состава и наличие на день увольнения присвоенной в установленном порядке соответствующей квалификационной категории (квалификационного разряда).

В судебном заседании установлено, что согласно копии приказа <данные изъяты> от 24 июня 2011 года и копии свидетельства <данные изъяты> ФИО1 присвоена квалификационная категория <данные изъяты>.

Из выписки из приказа командира войсковой части <00000> от 13 января 2020 года видно, что ФИО1 установлен коэффициент к окладу по воинской должности в размере 1,3 как <данные изъяты>. Факт и обоснованность установления такого коэффициента ФИО1 в ходе рассмотрения данного дела административными ответчиками не оспаривалась.

Согласно выписке из приказа Министра обороны РФ от 29 августа 2020 года ФИО1 уволен с военной службы по возрасту – по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, а его выслуга в календарном исчислении составила лет.

Из выписки из приказа командира войсковой части <00000> от 22 октября 2020 года следует, что административный истец исключён из списков личного состава военного представительства с 24 октября 2020 года, то есть после предоставления ему оставшейся части основного отпуска за 2020 год, с выплатой при увольнении материальной помощи в размере 1 месячного оклада денежного содержания и единовременного пособия в размере 8 окладов месячного денежного содержания, как имеющему государственную награду. При этом в данном приказе указано, что единовременное пособие подлежит выплате с учётом повышающего коэффициента 1,3 к окладу по воинской должности.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО1 имеет действующий квалификационный разряд <данные изъяты>, проходил военную службу по контракту на лётной должности, с которой и был уволен в запас, а ранее ему выплачивалось денежное довольствие исходя из оклада по занимаемой штатной воинской должности с учётом имеющегося квалификационного разряда.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что ФИО1 необоснованно было отказано в выплате с 15 сентября 2020 года денежного довольствия, а также единовременного пособия при увольнении с учётом повышающего коэффициента 1,8 к должностному окладу.

Не влияет на выводы суда и ссылка представителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ» в своих возражениях на постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 года № 396 «Об определении квалификации летного состава государственной авиации» и совместный приказ Министра обороны РФ № 288, МВД РФ № 627, МЧС РФ № 386, ФСБ РФ № 369, ФТС РФ № 855 от 12 июля 2007 года «О мерах по совершенствованию работы по определению квалификации лётного состава государственной авиации», поскольку правового значения при разрешении данного спора указанные нормативно-правовые акты, вопреки утверждениям представителя административного ответчика, не имеют, так как регулируют выплаты лётному составу именно государственной авиации, а не лётчикам-испытателям, в отношении которых действует специальное правовое регулирование.

Кроме того, приказом Министра обороны РФ от 8 октября 2000 года № 487 расширен перечень социальных гарантий в отношении лётчиков-испытателей, которым увеличение (повышение) окладов производится не только при расчете ежемесячных и иных дополнительных выплат, но также и других выплат, в том числе пособий единовременного характера.

При таких обстоятельствах судом установлено, что выплата единовременного пособия военнослужащим при увольнении с военной службы должна производиться также с учётом повышающих коэффициентов, при наличии к этому соответствующих оснований.

Доводы представителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ» о том, что ФИО1 был уволен не с воинской должности лётного состава, суд находит несостоятельными, так как различие в датах сдачи им дел и должности (14 октября 2020 года) и исключения из списков личного состава военного представительства (24 октября 2020 года) связано лишь с реализацией его права на предоставление очередного отпуска в году увольнения с военной службы, а особенности отражения данных в специальном программном обеспечении «Алушта» не могут являться основанием для нарушения прав и законных интересов военнослужащих, так как приказ командира войсковой части <00000> от 22 октября 2020 года был внесен в вышеуказанную базу данных кадровым органом установленным порядком.

Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что ФИО1 в распоряжение не выводился, а был уволен непосредственно с должности лётного состава, что является одним из условий выплаты единовременного пособия с учётом названного коэффициента.

Более того, из расчётных листков ФИО1 за сентябрь и октябрь 2020 года, реестров на зачисление денежных средств на карточный счёт от 9 и 27 октября, а также 3 ноября 2020 года усматривается, что денежное довольствие за период с 15 сентября 2020 года, а также материальная помощь и единовременное пособие при увольнении были перечислены ему с учётом повышающего коэффициента, однако в размере 1,3 к окладу по воинской должности, а не 1,8.

Учитывая, что функция по расчету конкретной суммы денежного довольствия и единовременного пособия при увольнении с военной службы возложена непосредственно на ФКУ «ЕРЦ МО РФ», а сведения о наличии у ФИО1 квалификационного разряда <данные изъяты> внесены в базу данных специального программного обеспечения «Алушта», суд считает возможным восстановление нарушенного права административного истца путем возложения на финансовый орган соответствующей обязанности по производству перерасчета денежного довольствия за период с 15 сентября 2020 года, а также единовременного пособия при увольнении и доплате денежных средств с учетом повышающего коэффициента 1,8 к окладу по воинской должности.

Рассматривая требования административного истца относительно возложения на командира войсковой части <00000> обязанности о внесении изменений в приказы от 13 января 2020 года и от 22 октября 2020 года суд учитывает, что п. 2.3 Временного регламента организации подготовки и издания приказов командира войсковой части <00000>, влияющих на размер, сроки выплаты денежного довольствия военнослужащим и достоверность ввода сведений в единую базу данных ПИ РО «Алушта», утвержденного <данные изъяты>, в полномочия командира указанной воинской части входит издание приказов, устанавливающих военнослужащим оклады денежного содержания, ежемесячные, иные дополнительные и отдельные выплаты, а при подготовке проекта такого приказа должны проверяться также и установленные размеры коэффициентов к этим выплатам (п. 3.3 Временного порядка).

В связи с изложенным, суд полагает, что для полного восстановления прав административного истца необходимо возложить на командира войсковой части <00000> обязанность по изданию приказа об установлении ФИО1 с 15 сентября 2020 года ежемесячного повышающего коэффициента 1,8 к окладу по воинской должности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2020 года за квалификационный разряд <данные изъяты>, а также по внесению изменений в приказ от 22 октября 2020 года в части, касающейся выплаты ФИО1 материальной помощи за 2020 год и единовременного пособия при увольнении с военной службы с учётом повышающего коэффициента (1,3), указав на необходимость их выплаты с учётом коэффициента 1,8 к окладу по воинской должности.

Доводы представителя командира войсковой части <00000> о том, что у него отсутствует информация об изменении коэффициентов лётно-испытательному составу, а ответ на соответствующий запрос из Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ не поступил, также не свидетельствуют об отсутствии нарушений прав административного истца.

Ввиду вышеизложенного, суд пришёл к выводу, что права ФИО1, связанные с неполной выплатой денежного довольствия и единовременного пособия при увольнении с военной службы были нарушены, в связи с чем его административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании действий командира войсковой части <00000> и руководителя Федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации», связанных с неполной выплатой денежного довольствия и единовременного пособия при увольнении с военной службы, удовлетворить.

Оспариваемые действия командира войсковой части <00000>, связанные с неполной выплатой денежного довольствия и единовременного пособия при увольнении с военной службы, признать незаконными.

Для полного восстановления прав административного истца возложить на командира войсковой части <00000> обязанность по изданию приказа об установлении ФИО1 с 15 сентября 2020 года ежемесячного повышающего коэффициента 1,8 к окладу по воинской должности за квалификационный разряд <данные изъяты>, а также по внесению изменений в свой приказ от 22 октября 2020 года в части, касающейся выплаты ФИО1 материальной помощи за 2020 год и единовременного пособия при увольнении с военной службы, указав на необходимость их выплаты с учётом повышающего коэффициента 1,8 к окладу по воинской должности, как имеющему квалификационный разряд <данные изъяты>, после чего внести эти сведения в базу данных специального программного обеспечения «Алушта».

Обязать руководителя Федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации» на основании внесённых командиром войсковой части <00000> изменений произвести ФИО1 соответствующие доплаты с учётом повышающего коэффициента 1,8 к окладу по воинской должности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Центральный окружной военный суд через Уфимский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 30 апреля 2021 года.

Председательствующий по делу (подпись) А.И. Семенов

Решение11.05.2021