ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4404/19 от 02.09.2019 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 сентября 2019 г. Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Соболевой Ж.В.,

при секретаре Потаповой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации в Самарской области к Самарской региональной общественной организации Зашита прав собственников «Моя крепость» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

у с т а н о в и л:

Управление Министерства юстиции РФ по Самарской области обратилось в суд с административным иском к Самарской региональной общественной организации Зашита прав собственников «Моя крепость» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из ЕГРЮЛ, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером внесена запись о создании Самарской региональной общественной организации Зашита прав собственников «Моя крепость». Требования мотивированы тем, что административный ответчик не предоставляет в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов за период 2016-2017 г.г., что является нарушением требований статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и дает основания для обращения в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. Просят признать прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключить из ЕГРЮЛ Местную Общественную организацию волонтерской помощи города Тольятти «ТЛТ вместе».

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, письменно просит рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.

Представитель Самарской региональной общественной организации Зашита прав собственников «Моя крепость» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, причины не явки не сообщили, направленные в адрес административного ответчика судебные извещения возвращены в суд с отметкой «истек срок хранения».

Неявка лица, извещенного судом в установленном порядке о дате, времени и месте рассмотрения дела, но не явившегося без уважительных причин, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав, перечисленных в ст. 45 КАС РФ, неявку лиц в судебное заседание, в отношении которого судом была выполнена процедура надлежащего извещения, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела по существу в отсутствие административного ответчика надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, но уклонившегося от явки в суд. Судом также принимаются во внимание сроки рассмотрения дела.

Ознакомившись с административным исковым заявлением, проверив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).

Право на объединение и свобода деятельности общественных объединений относятся к правам коллективным. Государство во исполнение положений статей 18, 71 (пункты "в", "о") и 76 Конституции Российской Федерации обязано определить в федеральном законе правовое положение общественных объединений, в том числе установить условия их признания в качестве юридических лиц, порядок их учреждения, государственной регистрации и прекращения деятельности, содержание правоспособности, исходя из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации возможные ограничения, затрагивающие названные конституционные права, должны быть оправданными и соразмерными конституционно значимым целям.

Обладание правами юридического лица, вместе с тем, сопряжено с обязанностями, которые, в частности, общественная организация должна исполнять, будучи юридическим лицом, - при том что в силу части первой статьи 41 Федерального закона "Об общественных объединениях" их неисполнение может влечь ответственность именно самой общественной организации, а не только ее руководителей или членов, - а также с применением к общественной организации такой меры принуждения, как признание ее судом прекратившей деятельность в качестве юридического лица с исключением из единого государственного реестра юридических лиц.

Эта мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов как в судебном, так и во внесудебном порядке и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.

Статьей 8 Федеральным законом "Об общественных объединениях" определено, что общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Согласно статье 21 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного данным федеральным законом порядка государственной регистрации общественных объединений (часть первая).

Решение о государственной регистрации отделения общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации на основании документов, представленных отделением общественного объединения в соответствии с частью шестой названной статьи и заверенных центральным руководящим органом общественного объединения. При этом государственная регистрация отделения общественного объединения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации общественных объединений. В случае если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации о наличии указанного отделения, месте его нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае указанное отделение приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации (часть десятая этой же статьи).

Статьей 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» установлена обязанность общественного объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям являются основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности (абзац третий части первой статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях", подпункт 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года № 705, и пункта 74 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 года № 26, к полномочиям Управления относится обращение в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

В силу подпункта 5 пункта 6 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденному Приказом Минюста России от 30.12.2011 N 456, в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца, в отношении политических партий не менее двух месяцев, а также принимать меры, предусмотренные пунктом 78 Административного регламента.

Согласно абзацу 6 пункта 78 Административного регламента по результатам контроля центральным аппаратом (территориальным органом) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации принимаются следующие меры, в частности направление в суд заявления о признании общественного объединения, религиозной организации прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии со ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о ликвидации некоммерческих организаций и исключении сведений о них из государственного реестра.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером внесена запись о создании Самарской региональной общественной организации Зашита прав собственников «Моя крепость».

Из административного иска следует, что с 2016 года указанная организация в нарушение статьей 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» не предоставляла в орган, принявший решение о государственной регистрации информацию, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. Также в нарушение абзаца 8 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» организация с момента государственной регистрации не представляла в уполномоченный орган документы, содержащие информацию об объемах получаемых им от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании.

В связи с непредставлением в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> отчетности, предусмотренной действующим законодательством, в отношении Самарской региональной общественной организации Зашита прав собственников «Моя крепость» ДД.ММ.ГГГГ, в порядке статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» было вынесено предупреждение о нарушении действующего законодательства, указано, на обязанность представить до ДД.ММ.ГГГГ информацию о продолжении деятельности Организации в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

Однако административный ответчик до настоящего времени обязанности, предусмотренные ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» не исполнил, выявленные, в том числе в ходе проверки, нарушения не устранил. Несмотря на предупреждения, административный ответчик в течение длительного времени не принял мер к устранению выявленных нарушений закона. Данные предупреждения незаконными вышестоящим органом не признаны, в судебном порядке не обжаловались.

Возражений относительно вышеуказанных обстоятельств административный ответчик суду не представил.

Таким образом, поскольку своими действиями административный ответчик нарушил установленные законом обязательные требования, неоднократно не исполнил предусмотренную законом обязанность, что согласно части 4 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с требованием о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Учитывая установленные обстоятельства суд считает, что заявленные требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 262-265 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Министерства юстиции Российской Федерации в Самарской области удовлетворить.

Признать прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц Самарскую региональную общественную организацию Зашиты прав собственников «Моя крепость» запись о создании, которой внесена в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным .

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный райсуд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий: Соболева Ж.В.