Дело № 2а-4405/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 августа 2022 г. г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Ким Ю.В.,
при секретаре Платоновой Ю.В.,
с участием старшего помощника прокурора г. Хабаровска Кочиевой К.В., административного истца ФИО1, представителей административного ответчика ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску индивидуального предпринимателя ФИО1 к администрации города Хабаровска о признании незаконным подпункта 1.3.4.4 Постановления администрации города Хабаровска от 20.03.2020 № 956 «О внесении изменений в постановление администрации города Хабаровска от 20.07.2018 № 2520 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Регистрация информационных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск» и внесении изменений в отдельные постановления администрации города Хабаровска»,
УСТАНОВИЛ:
ИП ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации города Хабаровска о признании недействующим пп.1.3.4.4. п.1 постановления Администрации г. Хабаровска от 20.03.2020 № 956 «О внесении изменений в постановление администрации города Хабаровска от 20.07.2018 № 2520 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Регистрация информационных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск» и внесении изменений в отдельные постановления администрации города Хабаровска», как противоречащий нормам федерального законодательства Российской Федерации. В обоснование заявленных требований указав, что постановлением администрации г. Хабаровска от 20.07.2018 № 2520 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Регистрация информационных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск». Постановлением Администрации г. Хабаровска от 20.03.2020 № 956 внесены изменения в пп. «е» п. 2.6.1 Административного регламента, а именно: слова «заявитель является собственником» заменены словами «заявитель является единственным собственником». Исходя из пп. «е» п. 2.6.1 Административного регламента, действующего в редакции Постановления от 20.03.2020, к заявлению на оказание муниципальной услуги «Регистрация информационных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск» прилагается подтверждение в письменной форме согласия собственника или лица, обладающего правом в соответствии с действующим законодательством на соответствующее имущество, на присоединение к этому имуществу информационной конструкции - не предоставляется в случае, если заявитель является единственным собственником или лицом, обладающим правом в соответствии с действующим законодательством на соответствующее имущество либо если размещение информационной конструкции планируется осуществить на имуществе города. Согласно п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», п.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания» к отношениям собственников нежилых помещений, расположенных в одном здании, на практике по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) применяются положения ст.ст. 249, 289 и 290 ГК РФ и ст.ст. 44-48 ЖК РФ о принадлежности собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности общего имущества этого дома. Иного режима пользования общим имуществом нежилого здания, отличного от многоквартирных домов, действующим законодательством не установлено. Согласно п.1 ст.290 ГК РФ, п.2 и п.4 ст.36, пп.3 п.2 ст.44 ЖК РФ согласие собственников необходимо только при размещении рекламных конструкций и иными лицами. Ни ГК РФ, ни ЖК РФ, ни Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», не предусмотрено согласование с собственниками помещений размещения на здании информационных конструкций, в месте нахождения предпринимателя, в целях идентификации места осуществления им предпринимательской деятельности, тем более, если такой предприниматель является собственником части помещений в здании, а информация, размещенная на конструкции, является обязательной для предпринимателя. Собственники не вправе препятствовать осуществлению предпринимательской деятельности. Данная правовая позиция подтверждается судебной практикой различных округов, в том числе и Верховного суда Российской Федерации. Указывает, что положение пп. «е» п. 2.6.1 Административного регламента в редакции Постановления от 20.03.2020, об отсутствии обязанности предоставлять согласие собственников при регистрации информационной конструкции только у единственного собственника здания, противоречит федеральному законодательству и нарушает права собственников помещений, предусматривая дополнительные условия (избыточные требования) для получения муниципальной услуги (разрешения на размещение информационной конструкции с целью информирования потребителей о месте, где осуществляется предпринимательская деятельность). В силу пп. «ж» п.2.6.1 раздела 2.6 Административного регламента, ч.2 ст.161 ЖК РФ такие документы, выражающие согласие, в рассматриваемом случае не могут быть получены собственником помещения, так как, выдаются не собственнику, а иным лицам. Действующие нормы гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации не содержат норм о согласовании с собственниками имущества вопросов размещения объектов с обязательной информацией, что исключает принятие субъектом Российской Федерации норм такого содержания, поскольку федеральный законодатель уже определил объем и характер регулирования правоотношений в указанной сфере. Нормы федерального законодательства в сфере защиты прав потребителей устанавливают обязанность субъектов экономической деятельности при оказании услуг населению, размещать информацию о соответствующей организации по месту ее нахождения, что не исключает возможность такого размещения как на зданиях и сооружениях, принадлежащих третьим лицам, так и на строениях, относящихся к жилому фонду. От того, что внесено такое изменение в пп. «е», собственники помещений в здании не стали «иными лицами», остались собственниками и собственниками доли в общем имуществе здания, их информационные конструкции не стали рекламными и ст. 44 ЖК РФ никто не отменял. Просит признать недействующим пп.1.3.4.4. п.1 Постановления Администрации г. Хабаровска от 20.03.2020 № 956 «О внесении изменений в Постановление Администрации г. Хабаровска от 20.07.2018 № 2520 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Регистрация информационных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск» и внесении изменений в отдельные постановления администрации города Хабаровска», как противоречащий нормам федерального законодательства Российской Федерации.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего административного ответчика Мэра города Хабаровска ФИО5 на надлежащего администрацию города Хабаровска.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечена прокуратура г. Хабаровска.
В судебном заседании административный истец ФИО1 административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске.
Представители административного ответчика ФИО2, ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление, в котором указывают, что требования не подлежат удовлетворению, поскольку указанные в нем выводы сделаны при неверном толковании норм материального права. Согласно разъяснениям, приведенным в абзаце третьем пункта 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания», пункте 41 постановления Пленума ВС от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 Гражданского кодекса РФ» отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы. Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ (по аналогии закона) к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289, 290 ГК РФ и 44-48 ЖК РФ. Следовательно, к отношениям, связанным с правом общей долевой собственности в нежилых зданиях, применяются по аналогии положения о праве общей долевой собственности в многоквартирных домах. Согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания. Ссылка административного истца на отсутствие в ст.44 ЖК РФ полномочий по дачи согласия на размещение информационных конструкций и указание в ст.44 ЖК РФ на полномочие общего собрания собственников по принятию решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, не может быть принята во внимание. Необходимость заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций законодательно выделена отдельно, поскольку прямо предусматривается в ст.19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Касаемо размещения информационных конструкций, Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» их размещение отнесено к вопросам, регулирующим в Правилах благоустройства, что не позволяет выделить универсальную формулировку в отношении дачи согласия на размещение информационной конструкции. Доводы административного истца о том, что собственник многоквартирного дома в рамках ст.44 ЖК РФ не относится к «иным лицам» не относятся к предмету спора, в части оспаривания слова «единственным», при этом указанная позиция не находит своего законодательного подтверждения. Толкование норм права, направленных на определение порядка пользования общим имуществом, в том числе, собственниками помещений, расположенных в доме, было неоднократно дано Верховным Судом Российской Федерации. Предусмотренное п.2 ст.36 ЖК РФ право собственников помещений в многоквартирном доме владеть, пользоваться и распоряжаться общим имуществом в многоквартирном доме не может быть истолковано как позволяющее одному собственнику нарушать аналогичные права других собственников, противопоставляя свой интерес интересам всех остальных. Действия собственника, выразившиеся в несоблюдении установленного порядка пользования общим имуществом и размещении на общем имуществе многоквартирного дома личного оборудования, признаются судами как нарушающие права общей долевой собственности, принадлежащие всем собственникам помещений в многоквартирном доме. Считает доводы, изложенные в административном исковом заявлении со ссылкой на ст.36 и ст.44 ЖК РФ в обоснование наличия у собственника доли в праве собственности на общее имущество, предоставляющей ему право пользования им, являются несостоятельным. Доводы о том, что установление в пп. «е» п.2.6.1 Регламента необходимости предоставления подтверждения в письменной форме согласия собственника или лица, обладающего правом в соответствии с действующим законодательством на соответствующее имущество, на присоединение к этому имуществу информационной конструкции является дублирующим, так как согласие собственников фактически имеемся в пакете документов для оказания муниципальной услуги, поскольку дизайн-проект, представляемый заявителем согласуется собственниками или управляющей компанией, не относятся к вопросу обжалования пп. 1.3.4.4 п. 1 Постановления администрации г.Хабаровска от 20.03.2020 № 956, в части слов «единственный». Считает, что Постановление администрации г. Хабаровска от 20.03.2020 № 956, в частности подпункт 1.3.4.4 пункта 1 принят в пределах компетенции администрации города Хабаровска, соответствует действующему законодательству. Административным истцом не доказано нарушение прав, свобод и законных интересов ФИО1, поскольку реализация прав и обязанностей административным истцом по размещению вывесок, которые в соответствии со ст.9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», субъект предпринимательства обязан размещать для информирования потребителей, не нарушена, Регламент в силу пункта 2.6.3 Правил благоустройства не распространяет свое действие на указанные вывески. Просят отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Согласно заключению прокурора оснований для удовлетворения административного иска не имеется, поскольку права, свободы и законные интересы административного истца данным нормативным правовым актом не нарушены.
Выслушав административного истца, представителей административного ответчика, заключение прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником функциональных нежилых помещений III(18), общей площадью 38,3 кв.м. и III(19), общей площадью 65,9 кв.м., расположенных по адресу .
Обращаясь в суд с настоящим иском ФИО1 указала, что оспариваемым пп. 1.3.4.4. п.1 постановления администрации г.Хабаровска от 20.03.2020 № 956 «О внесении изменений в постановление Администрации г. Хабаровска от 20.07.2018 № 2520 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Регистрация информационных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск» и внесении изменений в отдельные постановления администрации города Хабаровска» нарушены её права и законные интересы в сфере осуществления ею предпринимательской деятельности, а именно она как собственник помещений не может разместить в пределах своих помещений информационную конструкцию без согласия всех собственников помещений.
Как указано в административном иске, оспариваемый пункт постановления не соответствует требованиям п.1 ст. 290 и п.1 ст.1538 ГК РФ, п.2, п.4 ст. 36 ЖК РФ, пп.3 п.2 ст. 44 ЖК РФ, п.1 ст.9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», поскольку законом не предусмотрено согласование с собственниками помещений размещения на здании информационных конструкций, в месте нахождения предпринимателя, в целях идентификации места осуществления им предпринимательской деятельности, информация, размещенная на конструкции, является обязательной для предпринимателя. Собственники не вправе препятствовать осуществлению предпринимательской деятельности.
Исходя из ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Пунктом 25 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено утверждение правил благоустройства территории городского округа.
Статьей 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен перечень вопросов, которые регулируются правилами благоустройства, к которым отнесено размещение информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок.
В рамках указанных полномочий решением Хабаровской городской Думы от 17.10.2017 № 677 «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа «Город Хабаровск» установлен раздел 2.6, регулирующий вопрос оформления города Хабаровска и информации, в рамках которого установлены требования, предъявляемые к информационным конструкциям, размещаемым на зданиях, строениях и сооружениях.
Согласно подразделу 2.6.4 Правил благоустройства размещение информационных конструкций (за исключением вывесок, содержащих сведения и информацию, предусмотренную статьей 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», поскольку они не подлежат регистрации в администрации города Хабаровска) на территории города Хабаровска допускается при условии их регистрации в администрации города Хабаровска.
Порядок регистрации информационных конструкций устанавливается муниципальным правовым актом.
Постановлением администрации города Хабаровска от 20.07.2018 № 2520 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Регистрация информационных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск» и внесении изменений в отдельные постановления администрации города Хабаровска» (далее - Регламент) установлен порядок регистрации информационных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск».
В рамках Регламента для осуществления на территории города Хабаровска регистрации информационных конструкций заинтересованному лицу необходимо представить заявление и необходимый перечень документов, к которому подпунктом е) пункта 2.6.1 Регламента также отнесено подтверждение в письменной форме согласия собственника или лица, обладающего правом в соответствии с действующим законодательством на соответствующее имущество, на присоединение к этому имуществу информационной конструкции, которое не предоставляется в случае, если заявитель является единственным собственником или лицом, обладающим правом в соответствии с действующим законодательством на соответствующее имущество либо если размещение информационной конструкции планируется осуществить на имуществе города.
Указанная редакция внесена подпунктом 1.3.4.4 пункта 1 постановления администрации города Хабаровска от 20.03.2020 № 956 «О внесении изменений в постановление администрации города Хабаровска от 20.07.2018 № 2520 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Регистрация информационных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск» и внесении изменений в отдельные постановления администрации города Хабаровска».
Постановление администрации города Хабаровска от 20.03.2020 № 956 «О внесении изменений в постановление администрации города Хабаровска от 20.07.2018 № 2520 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Регистрация информационных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск» и внесении изменений в отдельные постановления администрации города Хабаровска» было официально опубликовано в газете «Хабаровские вести» от 27.03.2020 № 43-44 (4050-4051).
Перечень вопросов, которые регулируются правилами благоустройства, к которым отнесено размещение информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок, установлен статьей 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ.
Решением Хабаровской городской Думы от 17.10.2017 № 677 «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа «Город Хабаровск» установлен раздел 2.6, регулирующий вопрос оформления города Хабаровска и информации, в рамках которого установлены требования, предъявляемые к информационным конструкциям, размещаемым на зданиях, строениях и сооружениях.
В силу п. 2.6.4 Правил благоустройства размещение информационных конструкций (за исключением вывесок) на территории города Хабаровска допускается при условии их регистрации в администрации города Хабаровска. Порядок регистрации информационных конструкций устанавливается муниципальным правовым актом.
Постановлением Администрации города Хабаровска от 20.07.2018 № 2520 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Регистрация информационных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск» и внесены изменения в отдельные постановления администрации города Хабаровска».
В п. 2.6.1 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в том числе: а) заявление о предоставлении муниципальной услуги; е) подтверждение в письменной форме согласия собственника или лица, обладающего правом в соответствии с действующим законодательством на соответствующее имущество, на присоединение к этому имуществу информационной конструкции - не предоставляется в случае, если заявитель является единственным собственником или лицом, обладающим правом в соответствии с действующим законодательством на соответствующее имущество либо если размещение информационной конструкции планируется осуществить на имуществе города; з) копия договора на размещение информационной конструкции между заявителем и собственником имущества или с лицом, обладающим правом в соответствии с действующим законодательством на соответствующее имущество, к которому планируется присоединить информационную конструкцию, - предоставляется в случае, если заявитель не является собственником имущества или лицом, обладающим правом в соответствии с действующим законодательством на соответствующее имущество.
Согласно подпункту «е» пункта 2.6.1 раздела 2.6 Административного регламента, к числу документов и информации, представляемых заявителем самостоятельно, относится подтверждение в письменной форме согласия собственника или лица, обладающего правом в соответствии с действующим законодательством на соответствующее имущество, на присоединение к этому имуществу информационной конструкции - не предоставляется в случае, если заявитель является собственником или лицом, обладающим правом в соответствии с действующим законодательством на соответствующее имущество либо если размещение информационной конструкции планируется осуществить на имуществе города.
20.03.2020 администрацией г. Хабаровска принято постановление № 956 «О внесении изменений в постановление администрации г. Хабаровска от 20.07.2018 № 2520 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Регистрация информационных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск» и внесении изменений в отдельные постановления администрации г. Хабаровска», которое опубликовано в газете «Хабаровские вести» 27.03.2020 № 43-44.
Подпунктом 1.3.4.4. п.1 Постановления Администрации города Хабаровска от 20.03.2020 № 956, в пп. «е» п. 2.6.1, Административного регламента внесены изменения, а именно: слова «заявитель является собственником» заменены словами «заявитель является единственным собственником».
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Доводы административного истца о не применении к спорным правоотношениям норм жилищного законодательства, суд находит не состоятельными на основании следующего.
Согласно разъяснениям, приведенным в абзаце третьем пункта 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания», пункте 41 постановления Пленума ВС от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I Гражданского кодекса РФ» отношения собственников помещений.
расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы. Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ (по аналогии закона) к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289, 290 ГК РФ и 44-48 ЖК РФ.
Следовательно, к отношениям, связанным с правом общей долевой собственности в нежилых зданиях, применяются по аналогии положения о праве общей долевой собственности в многоквартирных домах.
Согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания.
Согласно статье 44 ЖК РФ у общего собрания собственников многоквартирного дома установлены полномочия по принятию решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, к которым также отнесено размещение информационной конструкции.
Необходимость заключения именно договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций установлена в статье 44 ЖК РФ отдельно, поскольку название указанного договора прямо установлено в статье 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
Согласно статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Размещение информационных конструкций, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к вопросам, регулирующимся в Правилах благоустройства каждым муниципальным образованием самостоятельно с установлением для каждого муниципального образования своего названия договора и заключения (регистрации). Указанное, не позволяет выделить универсальную формулировку в отношении дачи согласия на размещение информационной конструкции в ЖК РФ.
Статьей 247 ГК РФ определено, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются но соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Из разъяснений, изложенных в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания», следует, что наружные стены здания относятся к общему имуществу всех собственников помещений данного здания.
Пунктом 4 статьи 36 ЖК РФ закреплено, что по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
В пункте 39 «Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.12.2013, было разъяснено, что лицо, обладающее равными с другими собственниками правами владеть, пользоваться и распоряжаться общим имуществом многоквартирного дома, вправе реализовать данное право лишь в случае достижения соглашения между всеми участниками долевой собственности.
Соответствующее толкование норм материального права, направленное на недопущение нарушения одним собственником прав остальных собственников помещений в многоквартирном доме, изложены в пункте 23 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2017)», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017.
Таким образом, предусмотренное пунктом 2 статьи 36 ЖК РФ право собственников помещений в многоквартирном доме владеть, пользоваться и распоряжаться общим имуществом в многоквартирном доме не может быть истолковано как позволяющее одному собственнику нарушать аналогичные права других собственников, противопоставляя свой интерес интересам всех остальных.
Действия собственника, выразившиеся в несоблюдении установленного порядка пользования общим имуществом и размещении на общем имуществе многоквартирного дома личного оборудования, признаются судами как нарушающие права обшей долевой собственности, принадлежащие всем собственникам помещений в многоквартирном доме.
В силу изложенного доводы административного истца о наличии у собственника помещения право пользования общим имуществом без согласия иных собственников, является несостоятельным.
Доводы административного истца о том, что установленная в подпункте «е» пункта 2.6.1 Регламента необходимость предоставления подтверждения в письменной форме согласия собственника или лица, обладающего правом в соответствии с действующим законодательством на соответствующее имущество, на присоединение к этому имуществу информационной конструкции являются дублирующим, так как согласие собственников фактически имеется в пакете документов для оказания муниципальной услуги, поскольку дизайн-проект, представляемый заявителем согласуется собственниками или управляющей компанией, суд находит не состоятельными на основании следующего.
Форма дизайн-проекта и порядок его согласования утверждены постановлением администрации города Хабаровска от 26.10.2010 № 3442 «О распространении информационных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск», согласно которому дизайн-проект согласуется с собственником недвижимого имущества или уполномоченным им лицом, как предположительное размещение информационной конструкции, с указанием её типа, вида, площади и места размещения. При этом, согласованный всеми дизайн-проект действует в течение 6 месяцев с даты его согласования департаментом муниципальной собственности, что не говорит о времени размещения информационной конструкции.
Предоставление согласия собственника или лица, обладающего правом в соответствии с действующим законодательством на соответствующее имущество, на присоединение к этому имуществу информационной конструкции в рамках Регламента обусловлено необходимостью согласования непосредственного размещения информационной конструкции и указания срока размещения информационной конструкции.
Доводы административного истца об ограничении прав предпринимателя в связи с невозможность исполнения статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300- 1 «О защите прав потребителей» (препятствию исполнения публичной обязанности размещать информацию о соответствующей организации по месту её нахождения в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»), препятствием использования права на коммерческое обозначение для индивидуализации и места нахождения предприятия, с целью оповещения потребителей, суд находит не состоятельными и основанными на неверном толковании норм права.
Согласно положениям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 2: статьи 16, статья 45.1) вопрос размещения информации на территории муниципальное образования относится к предмету ведения Правил благоустройства муниципальной образования.
Решением Хабаровской городской Думы от 17.10.2017 № 677 «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Торо Хабаровск» установлен подраздел 2.6.4 Правил благоустройства, согласно которому размещение информационных конструкций (за исключением вывесок, содержащих сведения и информацию, предусмотренную статьей 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», поскольку они не подлежат регистрации в администрации города Хабаровска) на территории города Хабаровска допускается при условии их регистрации в администрации города Хабаровска.
Аналогичное положение предусмотрено в пункте 1.2.1 Типов и видов информационных конструкций, допустимых к установке на территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденных постановлением администрации города Хабаровска от 26.10.2010 № 3442, в котором указано, что вывески не подлежат регистрации в администрации города.
Таким образом, Регламент в силу пункта 2.6.3 Правил благоустройства не распространяет свое действие на указанные вывески, поскольку они размещаются без их регистрации и получения какого - либо согласия органа местного самоуправления, что говорит о возможности реализации своих прав и обязанностей административным истцом.
Указанные положения направлены на недопустимость нарушений прав и обязанностей предпринимателя согласно положениям статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», что также говорит о возможности использовать право на коммерческое обозначение согласно статье 1538 ГК РФ.
Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление администрации города Хабаровска от 20.03.2020 № 956 «О внесении изменений в Постановление Администрации г. Хабаровска от 20.07.2018 № 2520 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Регистрация информационных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск» и внесении изменений в отдельные постановления администрации города Хабаровска» в части подпункта 1.3.4.4 пункта 1, принято в пределах компетенции администрации города Хабаровска, официально опубликован в соответствии с положениями Устава города Хабаровска, соответствует действующему законодательству, и не нарушает права и законные интересы административного истца.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что право административного истца на размещение вывесок, которые в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», субъект предпринимательства обязан размещать для информирования потребителей, не нарушено, поскольку таковая вывеска размещена ИП ФИО1 на входе в помещения.
При этом, информационная конструкция, которую административный истец намеревалась разместить на фасаде здания, отвечает требованиям наружной рекламы, в связи с чем в силу прямого указания ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, подлежит согласованию с собственниками помещений, путем проведения общего собрания собственников.
Таким образом, оснований для признания оспариваемого нормативно-правового акта недействительным не имеется.
При таких обстоятельствах, административный иск не подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований индивидуального предпринимателя ФИО1 к администрации города Хабаровска о признании незаконным подпункта 1.3.4.4 Постановления администрации города Хабаровска от 20.03.2020 № 956 «О внесении изменений в постановление администрации города Хабаровска от 20.07.2018 № 2520 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Регистрация информационных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск» и внесении изменений в отдельные постановления администрации города Хабаровска» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Судья Ю.В. Ким
Мотивированное решение составлено 07.09.2022.