ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-440/17 от 16.01.2008 Северского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-440/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Северская Краснодарского края 20 марта 2017 года

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Сурмениди Л.Л.,

при секретаре Галенда Н.Д.,

с участием:

представителя административного истца помощника прокурора Северского района Окорокова А.О.,

представителя административного ответчика администрации МО Северский район - Жидкова А.В., действующего на основании доверенности № 01-17/1932 от 07.04.2016г.,

представителя административного ответчика министерства финансов Краснодарского края – Тарасова Л.Е., действующего на основании доверенности № 17-37/14 от 10.01.2017г.,

представителя административного ответчика министерства ГО и ЧС Краснодарского края – Князевой Н.А., действующей на основании доверенности № 68-6056/16-01-08 от 21.12.2016г.,

представителя административного ответчика администрации Краснодарского края – Евсеенко В.Е., действующей на основании доверенности № 01-1124/16-08 от 29.12.2016г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Северского района в интересах муниципального образования Северский район к администрации муниципального образования Северский район, министерству финансов Краснодарского края, министерству гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края и администрации Краснодарского края о признании незаконным бездействия администрации, возложении обязанности признать чрезвычайную ситуацию межмуниципальной,

установил:

Прокурор Северского района Краснодарского края обратился в Северский районный суд в интересах муниципального образования Северский район с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Северский район, министерству финансов Краснодарского края,министерству гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края(далее министерство ГО и ЧС Краснодарского края) и администрации Краснодарского края, в котором просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Северский район по инициированию признания статуса случившейся 13.01.2015 года чрезвычайной ситуации - межмуниципальной чрезвычайной ситуацией; обязать администрацию Краснодарского края признать случившуюся 13.01.2015 года чрезвычайную ситуацию межмуниципальной; обязать министерство ГО и ЧС Краснодарского края и министерство финансов Краснодарского края рассмотреть представленные документы администрацией муниципального образования Северский район с учетом сложившейся 13.01.2015 года чрезвычайной ситуации в качестве межмуниципальной; обязать министерство финансов Краснодарского края перечислить денежные средства в сумме 8 025 000 рублей в бюджет муниципального образования Северский район в качестве помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации 13.01.2015 года; обязать администрацию муниципального образования Северский район в течение 30 дней с момента зачисления средств произвести выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации 13.01.2015 года.

В обоснование заявленных требований прокурор Северского района указал, что в ночь с 12.01.2015 года на 13.01.2015 года на территории Северского района в результате таяния снега, в том числе в предгорных территориях района, обильных осадков имели место факты подъема уровня рек, преимущественно р. Убин, протекающей по территории ст. Северской выше опасных отметок на 49 см., в результате чего произошло подтопление в ряде домовладений, расположенных на территории ст. Северской. В результате разлива р. Убин в зоне подтопления ст. Северской оказалось 173 частично подтопленных придомовых территорий, в том числе 50 подтопленных домовладений, в которых проживает 155 человек, из которых 21 несовершеннолетние.

Постановлением главы района № 32 от 13.01.2015 года, на территории муниципального образования Северский район введен режим «Чрезвычайной ситуации», постановлением главы Северского сельского поселения № 10 от 13.01.2015 года на территории Северского сельского поселения введен режим «Чрезвычайной ситуации». Администрацией Северского сельского поселения составлено 123 акта о причиненном вреде домовладениям и имуществу жителей ст. Северской, пострадавших в результате подтопления части ст. Северской 12.01.2015 года.

29.01.2015 года на очередной сессии Совета Северского сельского поселения принято решение о выделении денежных средств на выплату материальной помощи гражданам в размере по 10 000 рублей (гражданам, у которых вода зашла в жилые дома и причинен большой материальный ущерб - 53 домовладения) и по 5 000 рублей, в случае, когда пострадали летние кухни, гаражи, хозпостройки, имущество - 70 домовладений. Одновременно у граждан собраны документы для осуществления выплат. 04.02.2015 года подписано постановление о перечислении денежных средств из бюджета Северского сельского поселения на общую сумму 880 000 рублей. В настоящий момент денежные средства перечислены пострадавшим гражданам.

Также, администрацией Северского сельского поселения направлено письмо в адрес главы МО Северский район А.Ш. Джарим о выделении помощи из средств районного бюджета. В настоящее время получено подтверждение о перечислении субсидии в бюджет Северского сельского поселения на сумму 850 000 рублей. Денежные средства также перечислены пострадавшему населению.

В январе 2015 года в адрес губернатора Краснодарского края Ткачева А.Н. направлено письмо о рассмотрении возможности выделения средств краевого бюджета на выплаты пострадавшим семьям. Организован сбор документов граждан (копий паспортов, домовых книг, свидетельств о праве собственности на домовладения), предоставление на проверку необходимых документов в министерство ГО и ЧС Краснодарского края.

03.06.2015 года направлено письмо в администрацию Краснодарского края о рассмотрении возможности выделения средств краевого бюджета в размере 8 025 000 рублей на выплату единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной (частичной) утратой имущества пострадавшим гражданам. Пакет необходимых документов (списки пострадавших граждан, акты, решения суда о подтверждении факта проживания) передан в министерство ГО и ЧС Краснодарского края.

Семьям, которые не были зарегистрированы в пострадавших домовладениях, предложено обратиться в суд. После получения решений суда о подтверждении факта их проживания на момент ЧС в пострадавших домовладениях, сформирован окончательный список и направлено дополнительно письмо от 30.06.2015 года в адрес врио губернатора Краснодарского края о рассмотрении возможности выделения средств краевого бюджета на осуществление выплат пострадавшим семьям. Полный пакет необходимых документов (списки пострадавших граждан, акты, решения суда о подтверждении факта проживания) передан в министерство ГО и ЧС Краснодарского края.

Администрацией муниципального образования Северский район 16.07.2015 года получен ответ министерства ГО и ЧС Краснодарского края о том, что министерством финансов Краснодарского края даны замечания, а именно, что в соответствии с пп. 8 ст. 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ региональный (межмуниципальный) уровень реагирования вводится решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более муниципальных районов либо территории муниципального района и городского округа, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного субъекта Российской Федерации. Указанное решение принято со ссылкой на ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, с указанием на необходимость финансирования мероприятий из местного бюджета ввиду муниципального характера чрезвычайной ситуации.

О сложившейся ситуации, связанной с непредоставлением мер государственной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Северского района в январе 2015 года, прокуратурой Краснодарского края в августе 2015 года информировался глава администрации (губернатор) Краснодарского края.

На данное письмо 11.09.2015 года от министерства ГО и ЧС Краснодарского края получен ответ о том, что в соответствии с полномочиями, предоставленными министерству постановлением главы администрации Краснодарского края от 31.03.2005 № 273 «О финансировании мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в крае за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджетов», на основании обращения главы администрации муниципального образования Северский район, министерством подготовлен и направлен на согласование проект постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края о выделении средств краевого бюджета на условиях софинансирования на оказание единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в январе 2015 года.

Таким образом, у министерства при рассмотрении обращения как администрации муниципального образования, так и письма прокуратуры Краснодарского края вопрос о классификации чрезвычайной ситуаций природного характера не ставился.

Однако заключение министерства финансов Краснодарского края сделано в нарушение пп. «в» п. 1 постановления Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», согласно которому чрезвычайная ситуация межмуниципального характера, это чрезвычайная ситуация, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию.

Таким образом, решение об отказе в финансировании мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации принято в противоречие с требованиями законодательства.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Северского района Окороков А.О. заявленные требования прокурора поддержал в полном объеме, просил суд удовлетворить их по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации МО Северский район Жидков А.В., представитель административного ответчика Министерства финансов Краснодарского края Тарасов Л.Е., представитель административного ответчика Министерства ГО и ЧС Краснодарского края Князева Н.А., заявленные требования прокурора Северского района не признали, просили суд отказать в удовлетворении заявленных требований, о чем представили суду письменные возражения.

Представитель администрации Краснодарского края Евсеенко В.Е. также не признала заявленные требования, просила отказать в их удовлетворении, в том числе в связи с пропуском административным истцом срока обращения в суд с заявленными требованиями.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные требования прокурора Северского района подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что определением Северского районного суда Краснодарского края от 20.03.2017 года прекращено производство по делу по административному иску прокурора Северского района в интересах муниципального образования Северский район к администрации муниципального образования Северский район, министерству финансов Краснодарского края, министерству ГО и ЧС Краснодарского края и администрации Краснодарского края в части требований прокурора о возложении обязанности на министерство финансов Краснодарского края перечислить денежные средства в сумме 8 025 000 рублей в бюджет муниципального образования Северский район в качестве помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации 13.01.2015 года; возложении обязанности на администрацию муниципального образования Северский район в течение 30 дней с момента зачисления средств произвести выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации 13.01.2015 года.

Право граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, закреплено Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Данные права основываются на гарантиях, закрепленных ст. 29 Федерального Конституционного закона от 30.05.2001 № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» в соответствии с которым лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Основным документом, регламентирующим порядок финансирования мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, является постановление Правительства РФ от 13.10.2008 № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по масштабу распространения и тяжести последствий чрезвычайных ситуаций подразделяются на чрезвычайную ситуацию локального характера, чрезвычайную ситуацию муниципального характера, чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, чрезвычайную ситуацию регионального характера, чрезвычайную ситуацию межрегионального характера и чрезвычайную ситуацию федерального характера. При классификации по масштабу распространения чрезвычайных событий учитываются размеры территории, подвергнувшейся воздействию чрезвычайной ситуации, ее последствия, количество пострадавших людей, размеры материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов.

Согласно ч. 8 ст. 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» при введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, устанавливается один из следующих уровней реагирования:

- местный уровень реагирования: решением главы муниципального района при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного сельского поселения, либо межселенную территорию, либо территории двух и более поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного муниципального района;

- региональный (межмуниципальный) уровень реагирования: решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более муниципальных районов либо территории муниципального района и городского округа, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что в связи с неблагоприятными погодными условиями в виде сильного ветра, таяния снега и продолжительных осадков, постановлением администрации Северского сельского поселения Северского района № 10 от 13.01.2015 года (л.д.67) и постановлением администрации Афипского городского поселения Северского района № 10 от 13.01.2015 года (л.д.6) с 13.01.2015 года на территории соответствующих сельских поселений введен режим «Чрезвычайная ситуация».

В связи с чем, Постановлением администрации МО Северского района от 13.01.2015 года на территории МО Северский район с 13.01.2015 года введен режим «Чрезвычайная ситуация» межмуниципального характера (л.д.64)

28.01.2015 года в адрес губернатора Краснодарского края Ткачева А.Н. направлено письмо о рассмотрении возможности выделения средств краевого бюджета на выплаты пострадавшим семьям. Также 03.06.2015 года направлено письмо в администрацию Краснодарского края о рассмотрении возможности выделения средств краевого бюджета в размере 8 025 000 рублей на выплату единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной (частичной) утратой имущества пострадавшим гражданам.

На основании обращения главы муниципального образования Северский район от 28.01.2015 года 01-17/522 и от 03.06.2015 года № 01-17/4812, министерством гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций был подготовлен проект постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края о выделении средств краевого бюджета на условиях софинансирования для оказания единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации 13.01.2015 года, который с представленными документами был передан на рассмотрение для согласования в министерство финансов Краснодарского края и правовой департамент администрации Краснодарского края.

Министерством финансов Краснодарского края к указанному проекту постановления были подготовлены замечания в части отсутствия правовых оснований по согласованию проекта. Аналогичную позицию выразил и правовой департамент администрации Краснодарского края.

С учетом замечаний министерства финансов Краснодарского края и правового департамента администрации Краснодарского края, министерством ГО и ЧС в адрес муниципального образования Северский район направлено письмо от 02.10.2015 года о невозможности дальнейшего согласования проекта постановления. Также муниципальному образованию Северский район рекомендовано рассмотреть вопрос о финансировании мероприятий по оказанию помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате указанной чрезвычайной ситуации за счет средств бюджета муниципального образования (л.д.14-17)

Данные ответы администраций МО Северский район в судебном порядке обжалованы не были, что не отрицалось в судебном заседании представителем администрации МО Северский район и нашло подтверждение в материалах дела, в связи с чем, требование административного истца о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Северский район по инициированию признания статуса случившейся 13.01.2015 года чрезвычайной ситуации - межмуниципальной чрезвычайной ситуацией подлежит удовлетворению.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Устава Краснодарского края систему органов государственной власти Краснодарского края составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти Краснодарского края - Законодательное Собрание Краснодарского края, высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края - администрация Краснодарского края, иные органы государственной власти Краснодарского края, образуемые в соответствии с Уставом Краснодарского края и законами края.

Система исполнительных органов государственной власти Краснодарского края установлена Законом Краснодарского края от 21.10.2015 № 3255-K3 «О системе исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и структуре высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края - администрации Краснодарского края».

Администрация Краснодарского края является высшим исполнительным органом государственной власти, компетенция которого определена федеральным законодательством, Уставом Краснодарского края, а также законами края.

Администрация Краснодарского края не является специально уполномоченным органом государственной власти Краснодарского края в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Краснодарского края.

Таковым на основании п. 1.1 Положения о министерстве гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 № 744, является указанное министерство.

Между тем, действующим законодательством не предусмотрено признание чрезвычайной ситуации какого-либо уровня после устранения обстоятельств, послуживших основанием для ее введения.

В связи с чем, требования административного истца об обязании администрации Краснодарского края признать случившуюся 13.01.2015 года чрезвычайную ситуацию межмуниципальной, а министерство ГО и ЧС Краснодарского края, и министерство финансов Краснодарского края рассмотреть представленные документы администрацией МО Северский район с учетом сложившейся 13.01.2015 года чрезвычайной ситуации в качестве межмуниципальной противоречат действующему законодательству Российской Федерации.

Доводы представителя административного ответчика администрации Краснодарского края Евсеенко В.Е. о пропуске административным истцом срока обращения в суд с заявленными требованиями были опровергнуты и не нашли надлежащего подтверждения в процессе рассмотрения административного дела.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Требования прокурора Северского района в интересах муниципального образования Северский район к администрации муниципального образования Северский район, министерству финансов Краснодарского края, министерству ГО и ЧС Краснодарского края и администрации Краснодарского края о признании незаконным бездействия администрации, возложении обязанности признать чрезвычайную ситуацию межмуниципальной – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Северский район по инициированию признания статуса случившейся 13.01.2015 года чрезвычайной ситуации - межмуниципальной чрезвычайной ситуацией.

В удовлетворении остальной части требований прокурора Северского района в интересах муниципального образования Северский район – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда составлено 24 марта 2017 года.

Судья Северского районного суда

Краснодарского края Л.Л. Сурмениди