Дело № 2а-440/2017 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 23 мая 2017 года г.Чебаркуль Челябинской области Чебаркульский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Тимонцева В.И., при секретаре Перепечиной В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Муниципальному учреждению «Администрация Травниковского сельского поселения» об обжаловании действий органа местного самоуправления, УСТАНОВИЛ ФИО1 обратилась в суд с административным иском к МУ «Администрация Травниковского сельского поселения», в котором просит признать действия, выразившиеся во внесении в книги похозяйственного учета в отношении индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, недостоверных сведений об изменении статуса индивидуального жилого дома в двухквартирный с присвоением адресов <адрес> незаконными; признать действия, выразившиеся в осуществлении фиктивной регистрации граждан по месту жительства по адресу: <адрес>,незаконными; признать действий, выразившиеся в отказе предоставить запрашиваемые документы в отношении индивидуального жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, незаконными; обязать внести достоверные данные в книги похозяйственного учета в отношении индивидуального жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>; обязать провести мероприятия, направленные на аннуляцию регистрации граждан по месту жительства, произведенной по адресу: <адрес>; обязать выдать документы в отношении жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, а именно: выписку из похозяйственной книги на жилой дом, выписку из похозяйственной книги на земельный участок, копию финансово-лицевого счета, карточку учета собственника жилого помещения, справку обо всех изменениях нумерации домовладения, справку о наличии правообладателей на 1/2 долю в праве общей долевой собственности после смерти ФИО4 В обоснование административного иска указала, что на основании договора купли-продажи от --- является собственником земельного участка и 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, находящиеся по адресу: <адрес>, №. Собственником другой 1/2 доли в праве собственности на указанный жилой дом являлся ФИО5, умерший ---. ---ФИО1 обратилась в администрацию Травниковского сельского поселения с заявлением о выдаче следующих документов: выписки из похозяйственной книги на жилой дом, выписки из похозяйственной книги на земельный участок, копии финансово-лицевого счета, карточки учета собственника жилого помещения, справки обо всех изменениях нумерации домовладения, справки о наличии правообладателей на 1/2 долю в праве общей долевой собственности после смерти ФИО5--- административным ответчиком дан ответ, что по данным похозяйственного учета жилой <адрес> в <адрес> числится как двухквартирный. Получив указанный ответ, административный истец вновь обратился с заявлением, в котором просил сообщить на основании чего и когда в похозяйственный учет внесены указанные сведения, кто из специалистов сельской администрации отвечает за похозяйственный учет и каким документом регламентируется ведение похозяйственного учета, на что получен ответ, что поскольку она не является собственником ни <адрес>, ни <адрес> в <адрес>, а иные запрашиваемые документы в сельской администрации отсутствуют. Из представленных ФИО1 документов следует, что администрация Травниковского сельского поселения внесла в похозяйственный учет недостоверные сведения об изменении статуса жилого дома с индивидуального на двухквартирный, произвела раздел лицевых счетов, а также фиктивную регистрацию ФИО6 в несуществующем объекте (<адрес>). При этом административный ответчик не имел на это каких-либо правовых оснований, поскольку собственником жилого дома не являлся. Действиями администрации Травниковского сельского поселения, направленными на внесение недостоверных сведений в похозяйственную книгу, а также регистрация ФИО6 в несуществующем объекте (<адрес>) нарушают права ФИО1 и делают невозможным использование жилого дома по прямому назначению, итогом чего стало незаконное проживание в жилом доме посторонних граждан (л.д.3-8). Определением судьи Чебаркульского городского суда Челябинской области от 08 февраля 2017 года ФИО1 отказано в принятии административного искового заявления (л.д.40-41). Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 14 марта 2017 года указанное определение Чебаркулького городского суда Челябинской области в части отказа в принятии административного иска ФИО1 к МУ «Администрация Травниковского сельского поселения» о признании незаконными действий, выразившихся во внесении в книги похозяйственного учета недостоверных сведений, возложении обязанности внести достоверные сведения в книги похозяйственного учета; о признании незаконными действий, выразившихся в отказе предоставить запрашиваемые документы, возложении обязанности выдать запрошенные документы, отменено. Материал по административному иску в указанной части требований направлен в Чебаркульский городской суд Челябинской области для рассмотрения по правилам, регламентированным КАС РФ со стадии принятия заявления к производству (л.д.49-54). В ходе рассмотрения административного дела ФИО1 уточнила исковые требования и просила признать незаконными действия, выразившиеся во внесении в книги похозяйственного учета в отношении индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, недостоверных сведений об изменении статуса индивидуального жилого дома в двухквартирный с присвоением адресов <адрес>; признать незаконными действия, выразившиеся в отказе предоставить запрашиваемые документы в отношении индивидуального жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>; обязать внести достоверные данные в книги похозяйственного учета в отношении индивидуального жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>; обязать выдать документы в отношении жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, а именно: выписку из похозяйственной книги на жилой дом, выписку из похозяйственной книги на земельный участок, копию финансово-лицевого счета, карточку учета собственника жилого помещения, справку обо всех изменениях нумерации домовладения, справку о наличии правообладателей на 1/2 долю в праве общей долевой собственности после смерти ФИО5 (л.д.105-106). Административный истец ФИО1 в суд не явилась, извещена о месте и времени судебного заседания, в переданной в суд телефонограмме просила о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.117). Представитель административного ответчика МУ «Администрация Травниковского сельского поселения» в суд не явился. Административный ответчик извещен о месте и времени судебного заседания, сведений о причинах неявки своего представителя и возражений против удовлетворения административного иска в суд не представил (л.д.109). Представители заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области, Управления Росреестра по Челябинской области в суд не явились. Заинтересованные лица извещены о месте и времени судебного заседания, в направленных в суд заявлениях просили о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей (л.д.64, 110, 111, 114). Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований. В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. В силу ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). В судебном заседании установлено следующее. Административный истец ФИО1 на основании договора купли-продажи от --- является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, №, и 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии А № и серии А № (л.д.12, 13); справочной информацией по объектам недвижимости Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (л.д.27-29, 30-32, 33-35, 36-38). ---ФИО1 обратилась в МУ «Администрация Травниковского сельского поселения» с заявлением о выдаче документов на земельный участок и расположенный на нем жилой дом, находящиеся по адресу: <адрес>, №, а именно: выписки из похозяйственной книги на жилой дом, выписки из похозяйственной книги на земельный участок, копии финансово-лицевого счета, карточки учета собственника жилого помещения, справки обо всех изменениях нумерации домовладения, справки о наличии правообладателей на 1/2 долю в праве общей долевой собственности после смерти ФИО5 (л.д.18). Письмом МУ «Администрация Травниковского сельского поселения» № от ---ФИО1 рекомендовано уточнить адрес квартиры, по которой ей необходимо представить запрашиваемые документы, а также сообщено, что <адрес> в <адрес> числится как двухквартирный (л.д.19). ---ФИО1 повторно обратилась в МУ «Администрация Травниковского сельского поселения» с заявлением, в котором просила предоставить информацию о том, что послужило основанием для внесения в похозяйственный учет сведений в отношении <адрес> в <адрес> как двухквартирном; с какого периода в похозяйственном учете содержатся недостоверные сведения об указанном доме как двухквартирном; какой специалист отвечает за ведение похозяйственного учета и внесения сведений; каким документом регламентируется ведение похозяйственного учета в Травниковском сельском поселении (л.д.20). В ответ на указанное обращение МУ «Администрация Травниковского сельского поселения» направило в адрес ФИО1 выписку из похозяйственной книги в отношении квартир № и № в <адрес> в <адрес>, копию постановления главы Травниковского сельского поселения № от --- «Об изменении адреса дома», справку администрации Травниковского сельского Совета от ---. Также сообщило, что выдать выписку из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок ФИО1 не представляется возможным, поскольку похозяйственные книги заведены в отношении квартир № и № в <адрес> в <адрес>, а заявительница собственником указанных квартир не является. Кроме того, административному истцу сообщено, что предоставить другие запрашиваемые документы не имеется возможности, в виду отсутствия указанной информации (л.д.21, 22, 66, 67). В соответствии с ч.3 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Пунктами 17 и 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения, помимо прочих, относятся: формирование архивных фондов поселения; присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети, именований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре. Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 07 июля 2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. В силу п.9 и п.10 Порядка ведения похозяйственных книг, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 11 октября 2010 года №345, в книгу записываются все хозяйства, находящиеся на территории органов местного самоуправления, в том числе те, где отсутствуют жилые строения (ветхие, сгоревшие, обвалившиеся и т.д.), но ведется хозяйство, а также отдельные жилые дома (хутора, лесные сторожки, железнодорожные станции, разъезды, будки и т.п.) и дома в мелких населенных пунктах. В этих случаях орган местного самоуправления делает запись о состоянии объекта и отсутствии в них граждан, которые могли бы представить сведения о хозяйстве. В строке «Адрес хозяйства» указывают название улицы, номер дома, квартиры. При необходимости в этой строке также указывают название населенного пункта или другую необходимую для идентификации хозяйства информацию. Постановлением главы МУ «Администрация Травниковского сельского поселения» №81 от 25 октября 2010 года утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «выдача документов (единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из похозяйственной книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов) на территории Травниковского сельского поселения» (л.д.84, 85-99). Пунктом 1.4 указанного Административного регламента установлено, что основными требованиями к порядку информирования граждан о предоставлении муниципальной услуги являются: достоверность предоставляемой информации, четкость в изложении информации, полнота информации. Согласно ст.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Аналогичные положения содержатся в п.3 и п.5 ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 01 января 2017 года, в соответствии с которыми государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Как следует из представленных МУ «Администрация Травниковского сельского поселения» похозяйственных книг жилой <адрес> в <адрес> по данным похозяйственного учета числится как двухквартирный (л.д.73-78), в то время как по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (ранее – Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним) указанный жилом дом статуса двухквартирного не имеет (л.д.12, 13, 27-29, 30-32, 33-35, 36-38). Административным ответчиком МУ «Администрация Травниковского сельского поселения» в нарушение положений ч.11 ст.226 КАС РФ суду не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих наличие законных оснований для внесения сведений в похозяйственный учет о жилом <адрес> в <адрес> как о двухквартирном. Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Поскольку МУ «Администрация Травниковского сельского поселения», как органом местного самоуправления, ненадлежащим образом выполнена обязанность по учету личных подсобных хозяйств и ведению похозяйственных книг в части внесения сведений о жилом <адрес> в <адрес> как о двухквартирном с указанием адресов квартир, что нарушает право ФИО1 как сособственника указанного жилого дома, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1 в части признания действий МУ «Администрация Травниковского сельского поселения» по внесению в похозяйственные книги сведений о жилом <адрес> в <адрес> как о двухквартирном с указанием адресов квартир незаконными и о возложении на административного ответчика обязанности по внесению в похозяйственные книги сведений об указанном жилом доме без указания его статуса как двухквартирного и соответствующих сведений в отношении земельных участков, находящихся при вышеназванном доме. Вместе с тем суд полагает, что требования ФИО1 в части признания незаконными действий МУ «Администрация Травниковского сельского поселения», выразившихся в отказе в предоставлении документов в отношении жилого дома и земельного участка, находящихся по адресу: <адрес>, №, и возложении обязанности по выдаче запрошенных документов, удовлетворению не подлежат. Как установлено в ходе рассмотрения дела ФИО1 запрашивались документы в отношении жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, №, в то время как по данным похозяйственного учета Травниковского сельского поселения указанный жилой дом числился как двухквартирный. Выписки из похозяйственной книги в отношении <адрес>, находящихся в указанном жилом доме, администрацией сельского поселения ФИО1 были выданы. О невозможности выдачи иных запрошенных документов ввиду их отсутствия ФИО1 была уведомлена. Предоставление МУ «Администрация Травниковского сельского поселения» ФИО1 запрошенных документов, составленных на основании содержащейся в похозяйственных книгах информации (до внесения в них соответствующих изменений), а также разъяснение о невозможности выдачи иных документов в связи с их отсутствием, по мнению суда, не является противозаконным действием, нарушающим права и законные интересы административного истца, поскольку являлись и на момент рассмотрения дела судом являются объективным фактором, препятствующим выдаче соответствующих документов, а отсутствие части документов административным ответчиком устранена быть вообще не может. При указанных обстоятельствах, суд пришел к выводы об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований в части признания незаконными действий, выразившихся в отказе предоставить запрашиваемые документы и возложении обязанности по их выдаче. Также суд полагает необходимым отметить, что после внесения МУ «Администрация Травниковского сельского поселения» соответствующих изменений в похозяйственные книги ФИО1 не лишена возможности вновь обратиться к административному ответчику с заявлением о выдаче необходимых ей документов, выдача которых в соответствии с п.4 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «выдача документов (единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из похозяйственной книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов) на территории Травниковского сельского поселения» осуществляется бесплатно. Руководствуясь ст.ст.14, 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Административные исковые требования ФИО1 к Муниципальному учреждению «Администрация Травниковского сельского поселения» об обжаловании действий органа местного самоуправления удовлетворить частично. Признать незаконными действия Муниципального учреждения «Администрация Травниковского сельского поселения» по внесению в книги похозяйсвтенного учета сведений о жилом <адрес> в <адрес> как о двухквартирном с указанием адресов квартир. Обязать Муниципальное учреждение «Администрация Травниковского сельского поселения» внести в книги похозяйственного учета о жилом <адрес> в <адрес> без указания его статуса как двухквартирного и соответствующие сведения в отношении земельных участков, находящихся при указанном доме. ФИО1 в удовлетворении остальной части административного иска к Муниципальному учреждению «Администрация Травниковского сельского поселения» об обжаловании действий органа местного самоуправления - отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Чебаркульский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий: |