ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-440/19 от 18.10.2019 Островского районного суда (Костромская область)

Дело №2а-440/2019

44RS0014-01-2019-000621-31

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 18 октября 2019 года

Островский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего Рубликова И.Ю., при секретаре Крыловой О.В.,

с участием прокурора <адрес> Аккуратова А.С., представителей ответчика администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> Беляевой М.А. и по доверенности Быстровой А.А., являющейся также представителем третьего лица администрации Судиславского муниципального района <адрес>, представителей третьего лица ООО «Современные Технологии Теплоснабжения» Романова А.В. и Рязановой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Соловьевой Галины Дмитриевны, Дубова Александра Евгеньевича, Кустовой Татьяны Сергеевны, Потаповой Валентины Николаевны, Смирновой Зои Александровны к администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия в непринятии мер по обеспечению теплоснабжения на территории <адрес>, а именно жилых многоквартирных домов по <адрес> муниципального района <адрес> и возложении обязанности на администрацию городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> по обеспечению надежным теплоснабжением жилых многоквартирных домов,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> в интересах Соловьевой Галины Дмитриевны, Дубова Александра Евгеньевича, Кустовой Татьяны Сергеевны, Потаповой Валентины Николаевны, Смирновой Зои Алексеевны, являющимися инвалидами второй и третьей группы, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия Администрации городского поселения в непринятии мер по обеспечению теплоснабжения на территории <адрес>, а именно жилых многоквартирных домов по <адрес> муниципального района <адрес> и возложении на Администрацию указанного городского поселения обязанности по обеспечению теплоснабжением жилых многоквартирных домов по <адрес> муниципального района <адрес>.

Данные требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> на основании коллективного обращения граждан проведена проверкаисполнения требований законодательства о теплоснабжении в деятельности администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес>.Как установлено в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ в администрацию городского поселения <адрес> поступило уведомление от ДД.ММ.ГГГГ теплоснабжающей организации ООО «СТТ» о сроках и причинах вывода источников тепловой энергии из эксплуатации, содержащее сведения о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии с ДД.ММ.ГГГГ, к которому подключены многоквартирные дома, расположенные по адресам в <адрес>, , а также МДОУ ДС «Петушок» Судиславского муниципального района <адрес>. Планируемый вывод из эксплуатации вышеуказанного объекта мотивирован убыточностью деятельности по теплоснабжению. Данное уведомление рассмотрено администрацией городского поселения <адрес> и принято решение о согласовании вывода с ДД.ММ.ГГГГ из эксплуатации источника тепловой энергии - блочно-модульной котельной, расположенной по адресу: <адрес>, в 30м. на северо-восток от <адрес>. В то же время ООО «СТТ» продолжено после ДД.ММ.ГГГГ обеспечение теплоснабжением вышеуказанных объектов, при этом, иных уведомлений о причинах и сроках вывода источников тепловой энергии в администрацию городского поселения <адрес> не поступало, последней не согласовывалось. В ходе проверки установлено, администрацией городского поселения <адрес> согласован вывод из эксплуатации источника тепловой энергии в срок, указанный в уведомлении. Иной срок вывода из эксплуатации источника тепловой энергии органом местного самоуправления не согласовывался.

Одновременно ДД.ММ.ГГГГ в администрацию городского поселения <адрес> поступило уведомление ООО «СТТ», датированное ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому предложено принять участие в открытом аукционе, предметом которого является источник тепловой энергии, то есть блочно-модульная котельная. В ДД.ММ.ГГГГ ООО «СТТ» начаты работы по демонтажу БМК.

Схемой теплоснабжения на 2020 год, предусмотрен вывод из эксплуатации источника тепловой энергии, а именно БМК по адресу: <адрес>, примерно 30 м. на северо-восток от <адрес>.

Потребителями тепловой энергии от БМК являются: <адрес> (12 кв., 25 человек), <адрес> (2 кв., 3 человека), <адрес> (8 <адрес> человек), <адрес> (30 <адрес> человек), <адрес> (1 кв., 1 человек), <адрес> (1 кв., 1 человек) по <адрес>.

При вышеуказанных обстоятельствах установлено бездействие администрации городского поселения <адрес> по обеспечению надежного теплоснабжения на территории <адрес>.

Кроме того, на основании распоряжения главы администрации городского поселения от 16.10.2015 № 212-р все муниципальные тепловые сети переданы в безвозмездное пользование ООО «СТТ». Уведомлений от собственников либо иных законных владельцев о выводе из эксплуатации тепловых сетей в администрацию городского поселения не поступало. Таким образом, решений о согласовании вывода из эксплуатации сетей не принималось.

Согласно информации администрации городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ последней в целях подготовки к отопительному периоду 2019-2020 г.г. подготовлено ходатайство о рассмотрении его на Совете депутатов городского поселения <адрес> для увеличения резервного фонда на приобретение энергосберегающих обогревателей с последующим предоставлением их потребителям как иного, то есть альтернативного источника тепловой энергии.

В соответствии с п. 1, п.п. 4.1, п. 8 ст. 2 Федерального закона «О теплоснабжении» под теплоснабжением понимается обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителей, в том числе поддержание мощности; под теплоносителем понимается пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии; тепловая энергия - это энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление).

В соответствии с п.п. «е» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.

Таким образом, энергосберегающие обогреватели не позволят обеспечить надежным и качественным теплоснабжением жителей многоквартирных домов, а также социальных объектов.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о непринятии администрацией городского поселения <адрес> мер по подготовке к отопительному периоде 2019-2020 г.г., чем допущены нарушения требований ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении», чем ставятся под угрозу права граждан на благоприятные и безопасные условия для проживания.

По выявленным нарушениям ДД.ММ.ГГГГ прокурором района в адрес главы администрации внесено представление об устранении нарушений законодательства о теплоснабжении, представление признано обоснованным, вместе с тем надлежащее теплоснабжение многоквартирных жилых домов по <адрес>.

Соловьева Г.Д., Дубов А.Е., Кустова Т.С., Потапова В.Н., Смирнова З.А. в силу наличия инвалидности, тяжелого материального положения, не могут самостоятельно получать квалифицированную юридическую помощь,не могут сами обратиться в суд за защитой своих прав в связи, с чем ими было направлено заявление в прокуратуру района.

В соответствии с определением Островского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ дело рассматривается по правилам гражданского судопроизводства.

Прокурор <адрес> Аккуратов А.С. исковые требования поддержал полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям. Просит суд признать незаконным бездействие администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес>, выразившееся в непринятии мер по обеспечению надежного теплоснабжения на территории <адрес>, а именно жилых многоквартирных домов по <адрес> муниципального района <адрес>.

Обязать администрацию городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> обеспечить надежное теплоснабжение на территории <адрес>, а именно жилых многоквартирных домов по <адрес> муниципального района <адрес>. В связи с тем, что отопительный сезон уже начался.

Также просит суд обратить решение в части обязания администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> обеспечить надёжное теплоснабжение на территории <адрес>, а именно жилых многоквартирных домов по <адрес> муниципального района <адрес> к немедленному исполнению.

Истцы Соловьева Г.Н., Дубов А.Е., Кустова Т.С., Потапова В.Н., Смирнова З.А., надлежащим образом и своевременно уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть иск прокурора <адрес> без их участия, поддерживают его.

В соответствии со ст. 167 ГПК Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель ответчика администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> по доверенности Быстрова А.А. суду пояснила, что городское поселение исковые требования не признает в полном объеме. Позицию, высказанную в предыдущих судебных заседаниях, поддерживает. Администрация городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> предпринимала и предпринимает меры по обеспечению надежного теплоснабжения на территории <адрес>, а именно жилых многоквартирных домов по <адрес>. В настоящее время блочно-модульная котельная выведена из эксплуатации, поэтому центрального отопления в <адрес> нет. Администрация городского поселения предпринимает меры для того, чтобы собственники жилых помещений переходили на автономное индивидуальное отопление. Постановлением администрации городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема теплоснабжения городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год, в данной схеме не предусмотрено центральное отопление на <адрес>. Схема теплоснабжения вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ. с собственниками многоквартирных домов проводились собрания в том числе с участием ресурсно-снабжающих организаций, представителями Департамента ТЭК и ЖКХ.

В департаменте строительства, ЖКХ и ТЭК <адрес>ДД.ММ.ГГГГ на основании обращения администрации городского поселения <адрес> состоялось совещание по вопросу подготовки Судиславского муниципального района к отопительному периоду ДД.ММ.ГГГГ гг. по результатам которого администрации городского поселения <адрес> рекомендовано продолжить работу с собственниками жилых помещений о необходимости перевода квартир на автономное отопление, а так же совместно с администрацией Судиславского муниципального района решить вопрос обеспечения резервными автономными источниками теплоснабжения МКД по улице <адрес>. Таким образом, по её мнению, администрация городского поселения <адрес> предпринимала и предпринимает все меры для надлежащего теплоснабжения многоквартирных домов. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика, глава администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> Беляева М.А. полностью поддерживаю позицию представителя Быстровой А.А.,. Суду пояснила, что в настоящее время ведется работа с населением, а именно с собственниками жилых помещений для перехода на индивидуальные источники теплоснабжения. В случае отказа потребителей от перехода на индивидуальное отопление, будут выданы альтернативные источники отопления. Просит суд в удовлетворении исковых требований прокурору <адрес> отказать.

Представитель третьего лица администрации Судиславского муниципального района <адрес>, по доверенности Быстрова А.А., в судебном заседании пояснила, что полностью поддерживает позицию администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес>. В настоящее время администрацией поселения ведется активная работа по переходу многоквартирных домов с центрального отопления на автономное газовое отопление, так как единственным источником теплоснабжения является переход собственников жилых помещений на индивидуальные системы теплоснабжения. Считает, что в действиях администрации городского поселения <адрес> нет бездействия. Центрального отопления многоквартирных домов не будет, поэтому администрация городского поселения предпринимает все меры на переход потребителей, собственников помещений, на автономное газовое отопление. Просит в удовлетворении исковых требований отказать. По её мнению, переход указанных в заявлении многоквартирных домов на индивидуальную систему теплоснабжения является единственным источником предоставления потребителям тепловой энергии.

Представитель третьего лица ООО «СТТ» Романов А.В.суду пояснил, что как любая коммерческая организация ООО «СТТ» не может работать на убытки, имея большую дебиторскую задолженность со стороны потребителей, которая невозможна к взысканию. Есть категория потребителей, которые не платят, и взыскать с них задолженность невозможно. Данная блочно-модульная котельная является убыточной, нет финансовой возможности продолжать ее эксплуатировать.

Представитель третьего лица ООО «СТТ» Рязанова И.В. в судебном заседании пояснила, что ООО «СТТ» свои обязанности все выполнило. ООО «СТТ» вывело блочно-модульную котельную из эксплуатации на основании получения согласования администрации городского поселения <адрес> от 2018 <адрес> администрации городского поселения о продолжении отопительного сезона на 2018-2019 годы были удовлетворены. Судя о том, что говорят представители ответчика, согласовав вывод объекта из эксплуатации в 2018 г. и продолжив отопительный сезон на 2018-2019 годов, организация процедуру согласования должна была провести заново, что считает ошибочным.

ДД.ММ.ГГГГ приняв схему теплоснабжения городского поселения на 2020 год, администрация городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> уже подразумевала, что центрального отопления с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> уже не будет. Полгода администрация надеялась на чудо. Администрация городского поселения была уведомлена о торгах по источнику теплоснабжения. Только ДД.ММ.ГГГГ администрация направила претензию в адрес ООО «СТТ» и ДД.ММ.ГГГГ подала исковое заявление в суд, зная о том, что котельная уже демонтирована. Этот иск надо было подавать своевременно. В настоящее время договора с поставщиками электроэнергии и газоснабжения ООО «СТТ» расторгнуты и для восстановления работы котельной необходимо (...) руб. Схема теплоснабжения городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> на 2020 год не предусматривает центральное отопление и у ООО «СТТ» нет правовых оснований для подачи теплоснабжения.

Суд, заслушав доводы прокурора, объяснения представителей ответчика, третьих лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу правила ч. 1 ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации, применимого к правоотношениям по снабжению тепловой энергией через присоединенную сеть, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

По правилам частей 1-3 ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения теплоснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесено к числу полномочий администрации городского поселения <адрес>.

В соответствии с п.п. 1, 5 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к вопросам местного значения городского поселения по организации теплоснабжения на соответствующей территории отнесены организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, а также в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.

В соответствии с п. 1, п.п. 4.1, п. 8 ст. 2 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» под теплоснабжением понимается обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителей, в том числе поддержание мощности; под теплоносителем понимается пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии; тепловая энергия - это энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление).

В соответствии с п.п. «е» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона о теплоснабжении в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.

Кроме того, как следует из п. 8 вышеуказанной статьи Федерального закона № 190-ФЗ, вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается.

Судом установлено, что истцы Соловьева Г.Н., Дубов А.Е, Кустова Т.С., Потапова В.Н., Смирнова З.А., являющиеся инвалидами второй и третьей группы, обратились с заявлением к прокурору <адрес> с просьбой обратиться в суд для защиты их прав с целью обязания администрации городского поселения <адрес> обеспечить надлежащее (централизованное) отопление многоквартирных домов по <адрес> (л.д. № 10-12).

Прокурор <адрес> направил в адрес администрации городского поселения <адрес> представление об устранении нарушений законодательства в области теплоснабжения (л.д. № 30-33), а в последствие, обратился с иском в Островский районный суд <адрес> (л.д. № 5-9).

Истцы Соловьева Г.Н., Дубов А.Е, Кустова Т.С., Потапова В.Н., Смирнова З.А., проживающие на <адрес> в квартирах, расположенных в жилых многоквартирных домах , являются собственниками жилья (л.д. № 13-29)

Постановлением администрации городского поселения <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Схема теплоснабжения городского поселения <адрес> муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ год (л.д. № 90-110), из которой следует, что с ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено центральное отопление на <адрес>.

Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ ООО «СТТ» является единой теплоснабжающей организацией в границах муниципального образования городское поселение <адрес>, осуществляющей теплоснабжение жилых многоквартирных домов, в том числе и на <адрес>, в которых проживают истцы Соловьева Г.Н., Дубов А.Е, Кустова Т.С., Потапова В.Н., Смирнова З.А. (л.д. № 77, 90-110). Отопление вышеуказанных жилых домов производилось от блочной модульной котельной по адресу: <адрес>, примерно 30 метров на северо-восток от <адрес>.

В адрес собственников жилых помещений, получавших тепловую энергию от блочной модульной котельной по адресу: <адрес>, примерно 30 метров на северо-восток от <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ ООО «СТТ» направило уведомление о планируемом выводе источника тепловой энергии ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. № 48).

ДД.ММ.ГГГГ ООО «СТТ» уведомило администрацию городского поселения <адрес> и администрацию Судиславского муниципального района о сроках и причинах вывода источников тепловой энергии из эксплуатации в отношении БМК, по причине убыточности данной деятельности. Вывод источника тепловой энергии был запланирован до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. № 53, 78).

Администрацией городского поселения Судиславского муниципального района <адрес> согласован ООО «СТТ» вывод из эксплуатации блочной модульной котельной по адресу: <адрес>, примерно 30 метров на северо-восток от <адрес>ДД.ММ.ГГГГ От ООО «СТТ» администрация городского поселения потребовала в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения выставить вышеуказанную блочную модульную котельную на торги, с предоставлением в адрес администрации информации о выкупной стоимости объекта (л.д. № 79)

В июле 2018 года ООО «СТТ», в связи с запланированным выводом источника теплоснабжения, направило в адрес администрации городского поселения <адрес> сообщение с просьбой о принятии мер и оказании содействия переводу потребителей услуги на индивидуальные источники теплоснабжения (л.д. № 51). С аналогичной просьбой об оказании содействия в переводе жителей многоквартирных домов на индивидуальное отопление ООО «СТТ» обращалось также в <адрес> в адрес администраций городского поселения <адрес> и Судиславского муниципального района <адрес> (л.д. № 52)

Администрация городского поселения <адрес> и администрация <адрес> обратилась в адрес ООО «СТТ» с просьбой не выводить из эксплуатации на период отопительного сезона 2018-2019 годов модульную газовую котельную в связи с отказом части собственников квартир многоквартирных жилых домов в переходе на индивидуальное отопление, так как это может привести к срыву отопительного сезона (л.д. № 45, 47), и продлить срок вывода блочной модульной котельной до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. № 80)

Как следует из уведомления ООО «СТТ», направленного в адрес администрации Судиславского муниципального района и администрации городского поселения, ООО «СТТ», с учётом обращения администрации, продлило срок вывода из эксплуатации котельной, обеспечивающей тепловой энергией дома на <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. № 81).

ООО «СТТ» ДД.ММ.ГГГГ направило в адрес администрации Судиславского муниципального района <адрес> и в адрес администрации городского поселения <адрес> предложение, как заинтересованным сторонам, о принятии участия в конкурсе на электронной торговой площадке (в качестве потенциальных покупателей), где будут выставлены объекты общества, в том числе и блочная модульная котельная по адресу: <адрес>, примерно 30 метров на северо-восток от <адрес>, с указанием срока предоставления заявок на участие в аукционе до 09.00 ДД.ММ.ГГГГ (л.д. № 44, 49, 111).

Глава администрации городского поселения <адрес> обратилась в Совет депутатов городского поселения <адрес> с просьбой о выделении денежных средств для приобретения котельной для жилого фонда по <адрес> депутатов от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в выделении денежных средств на запрашиваемые цели.

Согласно распоряжению главы администрации городского поселения <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, определено начать отопительный сезон 2019-2020 годов с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. № 83).

В многоквартирные дома, в которых проживают истцы, к указанному сроку тепловая энергия не подана, теплоснабжение домов не обеспечено, что сторонами не оспаривается.

ДД.ММ.ГГГГ администрация городского поселения <адрес> обратилась в ООО «СТТ» с просьбой продлить срок вывода модульной котельной по <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №45)

Как следует из представленных сторонами письменных доказательств, должностные лица администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> были заблаговременно уведомлены теплоснабжающей организацией о выводе источника теплоснабжения, обеспечивающего теплоснабжением дома на <адрес> в период отопительного сезона 2018­- 2019 годов.

Органы муниципальной власти также заблаговременно были уведомлены владельцем модульной котельной о проведении торгов по реализации имущества (блочной модульной котельной), в которых не приняли участия в связи с отсутствием денежных средств.

Представители администрации городского поселения <адрес> считают, что предприняли все зависящие от них меры, для организации отопительного сезона, с чем суд согласиться не может.

Так представители ответчика поясняют, что в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии ДД.ММ.ГГГГ администрация городского поселения обратилась в Арбитражный суд <адрес> с иском к ООО «СТТ» (л.д. № 36-37, 139-147) со следующими требованиями: Признать действия ООО «СТТ» по выводу источника тепловой энергии из эксплуатации - газовой блочно-модульной котельной расположенной в <адрес>, в 30 м на северо-восток от <адрес> незаконными; Обязать ООО «СТТ» осуществить теплоснабжение пяти многоквартирных жилых домов в <адрес>, от источника тепловой энергии газовой блочно-модульной котельной расположенной в <адрес>, в 30 м на северо-восток от <адрес>. Одновременно с иском, администрацией поселения в рамках указанного спора, заявлено в суд ходатайство о принятии мер по обеспечению иска к ООО «СТТ» в виде запрещения вывода источника тепловой энергии из эксплуатации и обязании возобновить теплоснабжение. Арбитражным судом исковое заявление принято к производству и ДД.ММ.ГГГГ приняты обеспечительные меры по иску.

Однако, как видно из материалов дела, указанные меры предприняты администрацией поселения лишь только после обращения ДД.ММ.ГГГГ прокурора <адрес> с представлением в адрес администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> об устранении нарушений законодательства в области теплоснабжения (л.д. № 30-36). А из представленных же администрацией городского поселения документов (переписки между организациями, схемы теплоснабжения на 2020 год и т.д.), на указанный период времени усматривалось, что отопление домов на <адрес> от блочной модульной котельной в период отопительного сезона 2019-2020 гг. осуществляться не будет.

Из пояснений представителей ответчика следует, что администрация городского поселения обращалась в администрацию <адрес> с просьбой оказать содействие в решении вопроса отопления многоквартирных домов в <адрес> (л.д. ). В департаменте строительства. ЖКХ и ТЭК <адрес>ДД.ММ.ГГГГ состоялось совещание по вопросу подготовки Судиславского муниципального района к отопительному периоду 2019-2020 гг. По результатам совещания администрации городского поселения <адрес> рекомендовано продолжить работу с собственниками жилых помещений о необходимости перевода квартир на автономное отопление и рекомендовать администрации Судиславского муниципального района рассмотреть вопрос на заседании комиссии по дела ГО и ЧС, а администрации городского поселения решить вопрос обеспечения резервными автономными источниками теплоснабжения многоквартирных домов по <адрес> (л.д. №128-130).

Вопрос организации отопительного сезона в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ рассмотрен на заседании антитеррористической комиссии, комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечения пожарной безопасности в Судиславском муниципальном районе. Главе администрации поселения рекомендовано принять исчерпывающие меры по недопущению чрезвычайной ситуации в части отопления жилых домов <адрес>; провести сходы с собственниками многоквартирных домов; обратиться в суд по понуждению теплоснабжающей организации к осуществлению центрального отопления; проработать вопрос обеспечения альтернативными источниками теплоснабжения, в том чиле поквартирно; осуществить расчёт электронагрузок по квартирам многоквартирных домов (л.д. № 133).

Представители ответчика считают, что администрацией городского поселения <адрес> предпринимаются все необходимые меры для организации теплоснабжения многоквартирных домов. Нуждающимся жителям домов, в которых отсутствует отопление, выдаются альтернативные источники теплоснабжения (электрообогреватели), приобретаемые за счет резервного фонда администрации (л.д. ), выдаются разрешения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, необходимые для перехода с центрального отопления на индивидуальное (л.д. № 159-163, 194-195, 229-234). С владельцами квартир, оставшимся на центральном теплоснабжении, администрацией поселения проводится работа с целью перехода на индивидуальное отопление (л.д. № 148-154, 164-168, 169, 170-173).

Однако, по мнению суда, указанные меры не могут быть признаны исчерпывающими. До настоящего времени теплоснабжение многоквартирных домов, в которых проживают истцы, не обеспечено. Администрацией городского поселения основанные мероприятия, на которые ссылаются представители истца, стали проводиться в основном лишь после начала отопительного сезона.

Также суду не представлены сведения о расчёте электронагрузок по квартирам многоквартирных домов. Разрешения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, необходимые для перехода с центрального отопления на индивидуальное теплоснабжение, по мнению суда, могут быть реализованы владельцами квартир многоквартирного дома по согласию всех собственников жилья. А как следует из материалов дела и пояснения сторон, согласие всех собственников жилья вышеуказанных многоквартирных домов для перехода на индивидуальное отопление не достигнуто.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о непринятии администрацией городского поселения <адрес> исчерпывающих мер по подготовке к отопительному периоду 2019-2020 г.г., чем допущены нарушения требований ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении», и чем ставятся под угрозу права граждан на благоприятные и безопасные условия для проживания.

Не может быть признана обоснованной ссылка представителей ответчика на то, что городское поселение не имеет возможности обеспечения центрального теплоснабжения многоквартирных жилых домов в связи с дефицитом бюджета поселка, и на то, что администрация района так же не имеет возможности оказать финансовую помощь поселению на эти цели в связи с тяжелым финансовом положением Судиславского муниципального района.

Исполнение администрацией городского поселения <адрес> обязанности по теплоснабжению многоквартирных домов истцов не может быть поставлено в зависимость от наличия у нее в собственности необходимого имущества или достаточности бюджетного финансирования, поскольку такая обязанность на нее возложена приведенными выше нормами законодательства и является публично-правовой обязанностью органа местного самоуправления. Не освобождает администрацию городского поселения <адрес> от исполнения этой обязанности и принятию соответствующих мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями своих обязательств (на что делалась ссылка представителями ответчика), так как указанная обязанность законодателем возложена на органы местного самоуправления, то есть в данном случае на администрацию городского поселения <адрес>.

Ввиду изложенного, доводы представителей ответчика о всех принятых мерах по надлежащей подготовке к отопительному, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку опровергаются материалами дела, свидетельствующими о ненадлежащем обеспечении теплоснабжением жителей вышеуказанных многоквартирных домов городского поселения.

Суд приходит к выводу, что именно незаконное бездействие администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> по обеспечению теплоснабжения многоквартирных домов ответчиков, в период подготовки к отопительному сезону 2019-2020 годов, повлекло нарушение прав граждан, а также о наличии оснований для возложении на администрацию городского поселения <адрес> обязанности организовать надлежащее теплоснабжение вышеуказанных многоквартирных домов, в которых проживают истцы.

Следовательно, заявленные прокурором <адрес> требования подлежат удовлетворению в полном объёме.

Рассматривая ходатайство прокурора <адрес> об обращении решения суда к немедленному исполнению, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 210 ГПК Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно положениям ст. 211 ГПК Российской Федерации, немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о: взыскании алиментов; выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев; восстановлении на работе; включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.

По правилам ст. 212 ГПК Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

При рассмотрении настоящего иска установлено, что с началом отопительного сезона, истцы Соловьева Г.Д., Дубов А.Е., Кустова Т.С., Потапова В.Н., Смирнова З.А., являющиеся инвалидами 2 и 3 групп, имеют в собственности и проживают в жилых помещениях, которые расположены в указанных в исковом заявлении многоквартирных домах (л.д. № 10-29).

По мнению суда, исполнение решения в части обязания администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> обеспечить надёжное теплоснабжение на территории <адрес>, а именно жилых многоквартирных домов по <адрес> муниципального района <адрес>, подлежит немедленному исполнению, прежде всего, в виду сложившейся ситуации, когда истцы остались без обеспечения теплоснабжением своих жилых помещений в период отопительного сезона, что может привести к причинению вреда здоровью или причинению ущерба имуществу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 211, 212 ГПК Российской Федерации, суд

РЕ Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрацию городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> в непринятии мер по обеспечению надёжного теплоснабжения на территории <адрес>, а именно жилых многоквартирных домов по <адрес> муниципального района <адрес>

Обязать администрацию городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> обеспечить надёжное теплоснабжение на территории <адрес>, а именно жилых многоквартирных домов по <адрес> муниципального района <адрес>.

Обратить решение в части обязания администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> обеспечить надёжное теплоснабжение на территории <адрес>, а именно жилых многоквартирных домов по <адрес> муниципального района <адрес> к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Островский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: И.Ю. Рубликов

Решение в окончательной форме изготовлено 25 октября 2019 года

Председательствующий: И.Ю. Рубликов