ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-440/20 от 29.07.2020 Судогодского районного суда (Владимирская область)

Дело № 2а-440/2020

УИД 33RS0018-01-2020-000666-72

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июля 2020 года город Судогда

Судогодский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего Куприянова А.В.,

при секретаре Барышниковой О.С.,

с участием административного истца старшего помощника прокурора Судогодского района Владимирской области Асташкина Е.М.,

представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области на основании доверенности Правдина С.А.,

представителя административных ответчиков администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области и муниципального казенного учреждения Судогодского района «Управление архитектуры и строительства» на основании доверенностей Дубровного О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Судогодского района Владимирской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Судогодский район» и муниципальному казенному учреждению Судогодского района «Управление архитектуры и строительства» о возложении обязанности разработать проектно-сметную документацию и осуществить строительство инженерной (водо-, тепло-, газо-, электроснабжения, водоотведение) и транспортной инфраструктуры к комплексу земельных участков с признанием предшествующего бездействия незаконным;

у с т а н о в и л:

08.06.2020 прокурор Судогодского района, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц; обратился в суд с административным иском (с учетом уточнений от 08.07.2020) к администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области и муниципальному казенному учреждению Судогодского района «Управление архитектуры и строительства» (далее по тексту МКУ «Управление архитектуры и строительства») о возложении обязанности в срок до 01.11.2020 разработать проектную документацию и в срок до 01.08.2021 осуществить строительство инженерной (водо-, тепло-, газо-, электроснабжения, водоотведение) и транспортной (дорога, тротуары) инфраструктуры к комплексу земельных участков с кадастровыми номерами ...; расположенных в деревне Бараки муниципального образования «Вяткинское сельское поселение» Судогодского района Владимирской области; с признанием предшествующего бездействия незаконным.

Мотивируя свои требования прокурор указал, что указанный комплекс земельных участков был сформирован для предоставления семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет; однако до настоящего времени земельные участки не оснащены объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, направленными на обеспечение нужд многодетных семей.

В судебном заседании старший помощник прокурора Судогодского района Асташкин Е.М. поддержал заявленные требования и настаивал на их удовлетворении, дополнительно указав, что вышеперечисленный комплекс земельных участков был сформирован в 2019 году, однако никаких мер по обеспечению их инженерной и транспортной инфраструктурой до настоящего времени ответчиками не принято; проектно-сметная документация не разработана; что противоречит Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600, государственной программе Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области», соответствующей муниципальной программе, утвержденной на срок с 2015 по 2020 годы; нарушает права и законные интересы многодетных семей, получивших земельные участки в собственность.

Представитель административных ответчиков администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области и МКУ «Управление архитектуры и строительства» Дубровный О.В. просил в удовлетворении исковых требований прокурора отказать, ссылаясь на отсутствие финансирования данной программы со стороны администрации Владимирской области и её полномочного распорядителя бюджетных средств Департамента архитектуры и строительства.

Одновременно указал, что МКУ «Управление архитектуры и строительства» является ненадлежащим ответчиком по делу в связи с отсутствием собственных средств на реализацию программ по обеспечению населения Судогодского района доступным и комфортным жильем.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области Правдин С.А. поддержал доводы Дубровного О.В. и просил в удовлетворении административных требований прокурора отказать.

Представитель заинтересованного лица Департамента архитектуры и строительства Владимирской области Долинская Н.С. для участия в судебном заседании не явилась, в своем обращении к суду просила рассмотреть дело без её участия.

Одновременно Долинская Н.С. представила письменный отзыв по существу заявленных прокурором требований, в котором указала, что в 2015-2019 годах от администрации муниципального образования «Судогодский район» заявок на участие в подпрограмме «Стимулирование развития жилищного строительства» в отношении комплекса земельных участков в деревне Бараки не поступало.

Обращает внимание, что в ответ на запрос Департамента архитектуры и строительства Владимирской области от 18.06.2019 № ДСА-401-04-03 о сроках приема заявок муниципальных образований на участие в 2020 году в подпрограмме «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области» от администрации муниципального образования «Судогодский район» поступила информация об отсутствии проектно-сметной документации.

Отсутствие заявок от администрации муниципального образования «Судогодский район» на получение субсидий в рамках реализации подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области» исключало возможность предоставления соответствующих субсидий из областного бюджета.

Соответствующая заявка от администрации муниципального образования «Судогодский район» на участие в 2021 году в подпрограмме «Стимулирование развития жилищного строительства» в отношении объектов в деревне Бараки Судогодского района была направлена 03.07.2020 № 2419-01-10, которая будет рассмотрена в установленном порядке при наличии необходимого пакета документов.

При этом указывает, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Суд выслушав объяснения сторон, исследовав представленные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Согласно п.п.6 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Постановлениями Губернатора Владимирской области утвержден ряд нормативных правовых актов, которыми предусмотрен комплекс мер, направленных на создание необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых многодетным семьям:

  1. план мероприятий («дорожная карта») «Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, во Владимирской области» на 2014-2020 годы (утв. постановлением Губернатора обл. от 13.03.2013 №267).
  2. государственная программа области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области» (утв. постановлением Губернатора области от 17.12.2013 № 1390), ответственным исполнителем которой является Департамент строительства и архитектуры Владимирской области, а участниками - органы местного самоуправления.

Согласно указанной программе (разд.1) активному развитию жилищного строительства во Владимирской области препятствует множество факторов и условий, находящихся в сфере ответственности различных уровней власти и управления, в том числе, отсутствие в достаточном количестве подготовленных земельных участков, обеспеченных инженерными сетями, объектами транспортной и социальной инфраструктуры для развития территорий в целях жилищного строительства.

При этом приоритеты государственной политики Владимирской области в сфере жилищного строительства определяются в соответствии с приоритетами и целями государственной политики в сфере жилищного строительства, установленными на федеральном уровне, в том числе, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» (разд.2).

Основными направлениями реализации муниципальных программ являются создание объектов социальной инфраструктуры, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимых для развития территории в целях жилищного строительства; осуществление мероприятий по обеспечению жильем семей, имеющих троих и более детей в возрасте до 18 лет.

В целях их реализации утвержден Порядок предоставления субсидий органам местного самоуправления, который предусматривает (пункты 3, 6), что средства областного бюджета выделяются органам местного самоуправления в виде субсидии на основании поданной ими в установленном порядке заявки в Департамент строительства и архитектуры Владимирской области.

Для обеспечения участия в реализации указанной программы Постановлением администрации муниципального образования «Судогодский район» от 17.06.2015 № 1056 утверждена муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Судогодского района на 2015 - 2020 годы»; в которой выделена подпрограмма 3 «Стимулирование развития жилищного строительства в Судогодском районе до 2020 года», задачами которой являются обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет.

Согласно сведений администрации муниципального образования «Судогодский район», отраженных в ответе от 25.03.2020 на прокурорский запрос, на территории муниципального образования «Вяткинское сельское поселение» в очереди на бесплатное получение земельных участков в собственность числятся 15 многодетных семей (л.д.17).

Из паспорта указанной подпрограммы следует, что источниками её финансирования являются областной бюджет (8042.9 тыс. рублей) и бюджет муниципального образования «Судогодский район» (5300 тыс. рублей); а её ответственным исполнителем является МУ «Служба единого заказчика» (л.д.42).

В соответствии с постановлением администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области от 22.04.2020 № 614 «О внесении изменений в Устав муниципального учреждения «Службы единого заказчика» полное наименование учреждения было изменено на муниципальное казенное учреждение Судогодского района «Управление архитектуры и строительства».

При сохранении прежнего ОГРН юридического лица были внесены соответствующие изменения в налоговом органе.

Из Устава МКУ «Управление архитектуры и строительства» от 22.04.2020 следует, что Учреждение для достижения целей своей деятельности вправе совер­шать сделки, приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном, тре­тейском судах, судах общей юрисдикции в соответствии с действующим законо­дательством Российской Федерации (п.1.54); осуществляет права владения, пользования и распоряжения в отношении закрепленного за ним имущества в пределах, установленных зако­нодательством, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями учреди­теля и назначением имущества в пределах установленных законом (п.1.6).

Основными функциями Учреждения (п.2.3 Устава) являются, в том числе, участие в определении основных направлений развития муниципального образования в сфере строительства; участие в разработке и реализации муниципальных программ в области жилищного строительства, подготовка предложений по формированию программ развития социальной сферы; осуществление функций муниципального заказчика по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов капитального строительства, автомобильных дорог общего пользования на территории муниципального образования; а также при выполнении инженер­ных изысканий, подготовке проектной документации для строительства, рекон­струкции, капитального ремонта; осуществление функций заказчика при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика в сфере деятель­ности Учреждения.

С учетом изложенного, суд признает, что МКУ «Управление архитектуры и строительства» является правопреемником МУ «Служба единого заказчика», а все действия (бездействия), совершенные последним, в силу ст.44 КАС РФ являются для него обязательными.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 09.11.2017 N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Судом установлено, что в соответствии с подпрограммой № 3 муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Судогодского района на 2015-2020 годы» в неё включены 36 земельных участков, предоставленных многодетным семьям, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих на территории Судогодского района Владимирской области (л.д.31-32).

Постановлением администрации муниципального образования «Судогодский район» от 29.05.2019 № 958 перечень земельных участков, предоставленных, в том числе, многодетным семьям, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет; был расширен, в него были включены 17 земельных участков с кадастровыми номерами ...; расположенные в деревне Бараки муниципального образования «Вяткинское сельское поселение» Судогодского района Владимирской области (л.д.20).

В связи с публикацией 13.03.2020 в средствах массовой информации сведений о проживании многодетных семей в лесной чаще у деревни Бараки на земельных участках, выделенных бесплатно многодетным семьям, без электричества и газа (л.д.15-16), прокуратурой Судогодского района по заданию прокуратуры Владимирской области (л.д.14) была проведена соответствующая проверка, в ходе которой сведения об отсутствии обеспеченности инженерной и транспортной инфраструктурой вышеперечисленного комплекса земельных участков нашли свое подтверждение; что не оспаривалось представителями административных ответчиков.

Согласно статей 14-16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.05.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований; что нашло дополнительное отражение в статье 6 Устава Судогодского района Владимирской области (л.д.52-111).

Из представленного Департаментом архитектуры и строительства Владимирской области (приложение к отзыву) письма администрации муниципального образования «Судогодский район» от 24.06.2019 № 2303-01-10/3454 следует, что заявка от административного ответчика на участие в подпрограмме «Стимулирование развития жилищного строительства» в 2020 году не поступала, сообщено о проведении работ по разработке соответствующей проектно-сметной документации.

Анализ даты направления указанного письма в совокупности с датой вынесения постановления от 29.05.2019 № 958 по расширению перечня земельных участков, предназначенных, в том числе, для представления многодетным семьям; в совокупности с установленным порядком получения субсидий через процедуру подачи предварительной заявки объективно свидетельствует о незаконном бездействии каждого из административных ответчиков по исполнению Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600, государственной программы области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области, муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Судогодского района на 2015 - 2020 годы».

Поскольку соответствующей заявки от администрации муниципального образования «Судогодский район» на участие в программе на 2020 год не поступало, суд отвергает доводы представителя административных ответчиков Дубровного О.В. об отсутствии со стороны Департамента архитектуры и строительства Владимирской области финансирования работ по обеспечению земельных участков инженерной и транспортной инфраструктурой.

Кроме того, признавая незаконным бездействие административных ответчиков, суд учитывает, что до настоящего времени работы по разработке соответствующей проектно-сметной документации по оснащению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков в деревне Бараки на момент рассмотрения дела по существу не начаты, а их реализация планируется после вступления в законную силу решения представительного органа местного самоуправления от 28.07.2020 о распределении 900000 рублей, выделенных в качестве бюджетных ассигнований на обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных для многодетных семей; о чем было сообщено представителем административных ответчиков Дубровным О.В. в судебном заседании.

Не может суд положить в основу настоящего решения доводы администрации муниципального образования «Судогодский район» о направлении запроса о выдаче технических условий для обеспечения инженерной инфраструктурой (центральная канализационная система) вышеперечисленных земельных участков, поскольку он был направлен 07.07.2020 после обращения прокурора с соответствующим иском в суд.

Учитывая, что МКУ «Управление архитектуры и строительства» является правопреемником ответственного исполнителя работ по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для многодетных семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет; в совокупности с уставными функциями предприятия, суд отвергает доводы представителя ответчика Дубровного О.В. о том, что МКУ «Управление архитектуры и строительства» является ненадлежащим ответчиком по делу.

Принимая во внимание то, что учредителем МКУ «Управление архитектуры и строительства» является Комитет по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации муниципального образования «Судогодский район» и в соответствии с постановлением администрации муниципального образования от 17.06.2015 № 1056 был наделен полномочиями ответственного исполнителя по реализации государственных и муниципальных программ с возложением обязанностей проведения инженер­ных изысканий, подготовке проектной документации для строительства; суд признает, что отсутствие оснащения указанного комплекса земельных участков инженерной и транспортной инфраструктурой находится в прямой причинной связи с незаконным бездействием МКУ «Управление архитектуры и строительства» (МУ «Служба единого заказчика»).

Поскольку отсутствие необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом, дискредитирует государственные меры социальной поддержки и ставит под сомнение доверие граждан к действиям государства; суд признает административные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Учитывая то, что проект организации транспортной инфраструктуры указанного комплекса земельных участков в деревне Бараки до настоящего не разработан, суд считает указания о конкретизации будущей транспортной инфраструктуры (тротуары, пешеходные дорожки и пр.) излишним.

В силу ч.2 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Учитывая мотивированные доводы административного ответчика о сроках разработки проектно-сметной документации с привлечением сторонних организаций и конкурсным порядком определения подрядчика работ; а также фактические сроки исполнения работ с учетом сезонного характера проведения строительства; суд считает возможным установить срок для подготовки и утверждения проектно-сметной документации на строительство инженерной (водо-, тепло-, газо-, электроснабжения, водоотведение) и транспортной инфраструктуры к указанному комплексу земельных участков до 01.01.2021; а срок проведения самих работ - до 31.12.2021.

Руководствуясь статьями 173-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования прокурора Судогодского района Владимирской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области и муниципального казенного учреждения Судогодского района «Управление архитектуры и строительства», выраженное в неразработке проектно-сметной документации и строительстве инженерной (водо-, тепло-, газо-, электроснабжения, водоотведение) и транспортной инфраструктуры к комплексу земельных участков с кадастровыми номерами ...; расположенных в деревне Бараки муниципального образования «Вяткинское сельское поселение» Судогодского района Владимирской области.

Обязать администрацию муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области и муниципальное казенное учреждение Судогодского района «Управление архитектуры и строительства» в срок до 01.01.2021 обеспечить подготовку и утверждение проектно-сметной документации на строительство инженерной (водо-, тепло-, газо-, электроснабжения, водоотведение) и транспортной инфраструктуры к комплексу земельных участков с кадастровыми номерами ...; расположенных в деревне Бараки муниципального образования «Вяткинское сельское поселение» Судогодского района Владимирской области.

Обязать администрацию муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области и муниципальное казенное учреждение Судогодского района «Управление архитектуры и строительства» в срок до 31.12.2021 обеспечить строительство инженерной (водо-, тепло-, газо-, электроснабжения, водоотведение) и транспортной инфраструктуры к комплексу земельных участков с кадастровыми номерами ...; расположенных в деревне Бараки муниципального образования «Вяткинское сельское поселение» Судогодского района Владимирской области.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме во Владимирский областной суд путем представления апелляционной жалобы в Судогодский районный суд Владимирской области.

Председательствующий А.В.Куприянов

Решение в окончательной форме изготовлено 31.07.2020.