ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4411/19 от 12.08.2019 Кировского районного суда (Город Санкт-Петербург)

№ 2а-4411/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Санкт-Петербург 12 августа 2019 года

Кировский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Шеломановой Л.В.,

с участием старшего помощника прокурора

Кировского района Санкт-Петербурга ФИО1,

при секретаре Пиргуновой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Морские ворота о признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидата,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в Кировский районный суд города Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Морские ворота (далее – ИКМО Морские ворота) о признании незаконным и отмене решения ИКМО Морские ворота от 16.07.2019 № 3.7 о регистрации кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 90 ФИО3 В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота (далее – МС МО Морские ворота) от 19.06.2019 № 03/01 на 08.09.2019 назначены выборы депутатов муниципального совета муниципального образования муниципального округа Морские ворота шестого созыва. Административный истец является зарегистрированным кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 90. ФИО2 полагает оспариваемое решение ИКМО Морские ворота незаконным по тем основания, что кандидатом ФИО3 представлены в избирательную комиссию не все документы, необходимые в соответствии с законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата: среди документов, представленных заинтересованным лицом в ИКМО Морские ворота для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, имеются документы, оформленные с нарушением требований закона; в документах, представленных заинтересованным лицом в ИКМО Морские ворота для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, содержатся не все сведения, предусмотренные пунктами 2 и 2.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ). ФИО2 полагает, что регистрация кандидата ФИО3, не выполнившего все требования закона нарушает принцип равенства кандидатов и создает для него преимущественные условия для участия в избирательной кампании.

Административный истец ФИО2 надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, доверил представлять свои интересы представителю по доверенности ФИО4

В судебном заседании представитель административного истца пояснил, что основанием для отмены регистрации кандидата ФИО3 является нарушение предусмотренной приложением №8 к Федеральному закону № 67-ФЗ (далее – Приложение №8) формы подписных листов. Кандидатом неверно указано наименование муниципального представительного органа, в который баллотируется кандидат, а именно в заголовках всех подписных листов, присутствуют слова «внутригородского» и «Санкт-Петербурга». В соответствии с Уставом муниципального образования Морские ворота в наименовании муниципального совета муниципального образования Морские ворота, указанные слова отсутствуют. Кроме того, форма подписного листа принудительно предписывает в заголовке подписного листа в составе сведений о кандидате указывать не полный адрес места жительства, а место проживания, которое заканчивается наименованием населенного пункта. В нарушение этого во всех подписных листах ФИО3 указан полный адрес его места жительства с указанием номера дома и квартиры, что ставит его в неравное положение с другими кандидатами. По мнению административного истца, раскрытие более полной информации об адресе своего места жительства перед избирателями во время сбора подписей, способно в положительном ключе повлиять на их волеизъявление в отношении такого кандидата, как о полностью открытом и доступном для общения с людьми, сформировать положительное отношение к нему у избирателей в контексте предстоящего 08.09.2019 голосования на выборах, что нарушает принцип равенства кандидатов. В Сведениях о размере и источниках своих доходов составленных по приложению №1 к Федеральному закону № 67-ФЗ ФИО3 указал свой ИНН и информацию о 100%-ом своем единоличном участии в ООО «Транс-Сервис». Вместе с тем, ФИО3 является генеральным директором и единоличным участником с долей 100% в ООО «Юридический консультант» с 12.04.2018 г. по настоящее время без перерывов (т.е. по состоянию на 01.06.2019). Свое участие в ООО «Юридический консультант» ФИО3 не указал. Также сведения о работе не указаны ФИО3 в заявлении о согласии баллотироваться. Все подписные листы ФИО3 не в полном объеме оплачены из средств избирательного фонда, поскольку из всех заголовков подписных листов ФИО3 с очевидностью следует, что вся информация по нему и его баллотированию вписана рукописным способом красителем синего цвета. Означенные сведения являются заведомо оформительскими, а значит изначально, до начала сбора подписей избирателей должны быть уже принудительно внесены в бланк подписного листа. Следовательно, внесение указанных сведений и информации рукописным способом в заголовки подписных листов, то есть рукописное заполнение заголовков подписных листов, должно быть оплачено из избирательного фонда кандидатов хотя бы на стоимость пишущего прибора.

Представитель ИКМО Морские ворота, действующий на основании доверенности, ФИО5 в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать. По обстоятельствам спора представитель административного ответчика суду пояснил, что пункте 1 статьи 1 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота, принятым постановлением Муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Морские ворота Санкт-Петербурга от 02.08.2005 № 17/1 в редакции от 19.12.2018 (далее – Устав) официальное наименование муниципального образования – внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота. В пункте 3 статьи 1 Устава указано, что Муниципальный образование вправе иметь собственные официальные символы, описание и порядок использования которых утверждается нормативным правовым актом Муниципального Совета Муниципального образования. По смыслу указанных положений, наименование муниципального совета следует читать, как «Муниципальный совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота». ФИО3 указано наименование муниципального совета в соответствии с действующим законодательством. Более того, ФИО2 в административном исковом заявлении руководствуется тем же наименованием, которое оспаривает. Федеральный закон № 67-ФЗ и Закон Санкт-Петербурга № 303-46 не содержат требований к заполнению адреса места жительства кандидата в подписных листах. ФИО3 указаны все сведения, относящиеся к обязательным требованиям согласно установленной форме подписного листа, указанным в приложении №8 к Федеральному закону № 67-ФЗ. Сведения, указанные в заявлении о согласии баллотироваться в части указания места работы или рода занятий кандидата ФИО3 отвечают требованиям подпункта «б» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ. Так, в строке «основное место работы или службы/род занятий» ФИО3 указано «временно не работающий». В числе документов, представленных на регистрацию, ФИО3 была представлена трудовая книжка, где на дату подачи заявления о согласии баллотироваться имелась запись о прекращении трудовых отношений, в связи с чем, у ИКМО Морские ворота не имелось оснований считать, что указанная информация являлась недостоверной. Сведения о размере и источниках своих доходов, поданы ФИО3 в порядке, сроки и по форме, согласно приложению №1 к Федеральному закону № 67-ФЗ, недостоверность указанных сведений не является основанием для отказа в регистрации кандидата. Более того, ошибочное указание ФИО3 информации о 100%-ом участии в ООО «Транс-Сервис» свидетельствует о технической ошибке, а не о сокрытии или предоставлении недостоверной информации. Указанная ошибка могла быть устранена в предусмотренном законом порядке.

Заинтересованное лицо ФИО3 в судебном заседании полагал административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, по основаниям указанным представителем ИКМО Морские ворота, в дополнение суду указал, что на дату подачи заявления о согласии баллотироваться приказом от 01.07.2019 действие трудового договора от 17.04.2014 №1 с ООО «Юридический консультант» было прекращено, с указанного периода времени он является «временно не работающим». Копия трудовой книжки вместе с ее оригиналом была представлена в ИКМО Морские ворота одновременно с заявлением о согласии баллотироваться. В Сведениях о размере и источниках доходов ошибочно, вместо 100% участие ООО «Юридический консультант», указано 100% участие в ООО «Транс-Сервис». Участником ООО «Транс-Сервис» он никогда не являлся. Таким образом, неверное указание юридического лица является технической ошибкой, которую нельзя квалифицировать, как сокрытие информации.

Старший помощник прокурора Кировского района Санкт-Петербурга ФИО1 в судебном заседании полагала административные исковые требования неподлежащими удовлетворению в связи с отсутствием законных оснований.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, проверив материалы дела, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).

В целях обеспечения реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга принят Закон Санкт-Петербурга от 26.05.2014 №303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее Закон Санкт-Петербурга № 303-46).

Порядок и условия выдвижения кандидата содержаться в статье 33 Федерального закона 67-ФЗ и ст. 22 Закона Санкт-Петербурга № 303-46.

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.

Пунктом 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

В соответствии с пунктом 2.2 этой же статьи вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются: а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы; б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.

Пунктом 3 статьи 33 указанного Федерального закона определено, что вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.

Аналогичные положения содержатся в статье 22 Закона Санкт-Петербурга №303-46.

Необходимым условием регистрации кандидата на выборах является поддержка выдвижения кандидата избирателями, наличие которой должно быть подтверждено определенным в законе количеством подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ и ст. 25 Закона Санкт-Петербурга № 303-46).

Как установлено судом в процессе рассмотрения спора, решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота (далее - МС МО Морские ворота) от 19.06.2019 № 03/01 на 08.09.2016 назначены выборы депутатов муниципального совета муниципального образования муниципального округа Морские ворота шестого созыва.

ФИО2 выдвинутый в порядке самовыдвижения, на основании решения ИКМО Морские ворота № 3.6 от 08.07.2019, является зарегистрированным кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Морские ворота шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 90.

ФИО3, выдвинутый в порядке самовыдвижения, на основании решения ИКМО Морские ворота № 3.7 от 16.07.2019 также является зарегистрированным кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Морские ворота шестого созыва многомандатному избирательному округу № 90.

Согласно Подтверждению о получении документов для регистрации кандидата, выданному в порядке, предусмотренном пунктом 9 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46, ФИО3 05.07.2019 в 18:53 часов представил в ИКМО Морские ворота: заявление о согласии баллотироваться; копию паспорта; копию диплома об образовании; копию трудовой книжки; сведения о размере и источниках доходов, а также об имуществе, принадлежащем на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах; внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде; копию свидетельства ИНН. Из содержания указанного документа следует, что ФИО3 получил разрешение на открытие специального избирательного счета.

09.07.2019 в 13:15 согласно Подтверждению о получении документов для регистрации кандидата, административный истец представил в ИКМО Морские ворота подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата; протокол об итогах сбора подписей избирателей; документ подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, вместе с платежными документами, подтверждающими факт оплаты изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда; данные об изменениях в сведения о кандидате, ранее представленных в ИКМО (справку об отсутствии изменений на дату подачи второго пакета документов); первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда; внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде..

По итогам рассмотрения заявления о выдвижении и представленных документов, ИКМО Морские ворота принято оспариваемое решение.

В силу пункта 5 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.

В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, в том числе по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с частью 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).

По существу заявленных административных исковых требований судом установлено следующее.

В силу пункта 8 статьи 37 Федерального закона №67-ФЗ форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования устанавливается согласно Приложению №8 к настоящему Федеральному закону.

Согласно подпункту «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ по итогам такой проверки недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.

В соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к указанному федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 данного федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего федерального закона.

Аналогичные правила содержатся в подпунктах «з» и «и» пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга № 303-46.

Согласно подпункту "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Из материалов административного дела видно, что 09.07.2019 ФИО3 представил в ИКМО Морские ворота 5 подписных листов, содержащих 14 подписей избирателей, оформление и содержание, которых соответствует названному приложению №8 к Федеральному закону № 63-ФЗ.

Во всех представленных кандидатом подписных листах, в их верхней части, в строке о наименовании представительного органа муниципального образования указано следующее: "Выборы депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота".

Согласно пункту 1 статьи 1 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота, принятым постановлением Муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Морские ворота Санкт-Петербурга от 02.08.2005 № 17/1 (в редакции от 19.12.2018 № 07/1) официальное наименование муниципального образования – внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота.

В силу пункта 1 статьи 22 Устава Муниципальный Совет является постоянно действующим представительным органом Муниципального образования.

Из содержания пунктов 5 и 6 статьи 22 Устава официальное наименование Муниципального Совета – Муниципальный Совет муниципального образования муниципальный округ Морские ворота. Сокращенное наименование Муниципальный Совет МО МО Морские ворота.

Проанализировав приведенные нормы законодательства Российской Федерации о выборах, суд приходит к выводу о том, что указание в подписных листах, в строке о наименовании представительного органа муниципального образования более подробной информации, касающейся указания на то, что Муниципальный Совет муниципального образования муниципальный округ Морские ворота является «внутригородским муниципальным образованием Санкт-Петербурга» не свидетельствует о несоблюдении формы подписного листа и не влечет признание всех подписей избирателей в данных подписных листах недействительными, поскольку более расширенное изложение наименования муниципального образования при правильном указании в подписном листе самого наименования данного органа и даты проведения выборов не искажает смысла содержащихся в подписном листе сведений, не препятствует однозначному восприятию избирателями информации о проводимых выборах и не нарушает принципа равенства кандидатов.

Более того, оспариваемое решение о регистрации кандидата содержит такое же наименование представительного органа муниципального образования, как и указал в подписных листах ФИО3

Также судом установлено, что во всех представленных подписных листах в строке о наименовании субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, ФИО3 указан адрес проживания, содержащий название улицы, номера дома и квартиры. Таким образом, кандидат представил полные сведения о своем месте проживания.

Суд считает, что указание в подписных листах более подробных, чем требуется законом, сведений об адресе места жительства кандидата не свидетельствует об изменении установленной законом формы. Таким образом, суд приходит к выводу, что формы подписных листов представленных ФИО3, соответствуют требованиям Федерального закона № 67-ФЗ. Нарушения принципа равенства кандидатов, по мнению суда, не усматривается.

Согласно подпунктам "в.1" и "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются: наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.

Применительно к фактическим основаниям заявленных административных исковых требований, судом установлено, что в заявлении о согласии баллотироваться, поданном 05.07.2019, ФИО3 указал «временно не работающий». Представленная кандидатом в ИКМО Морские ворота трудовая книжка, содержащая запись об увольнении ФИО3 из ООО «Юридический консультант» с 01.07.2019, свидетельствует об отсутствии у ФИО3 основного места работы. Трудовая книжка ФИО3 с указанной записью об увольнении также была обозрена в судебном заседании. В подтверждение довода о том, что на дату подачи заявления о выдвижении, кандидат являлся временно неработающим, в материалы дела представлены копия приказа о назначении на должность генерального директора ООО «Юридический консультант» №1 от 17.04.2014 и копия приказа №7 от 01.07.2019 о прекращении с ФИО3 трудового договора по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. На основании изложенного, суд приходит к убеждению о том, что оснований для вывода о недостоверности, представленных кандидатом сведений об отсутствии работы не имеется.

Кроме того, в обоснование заявленных требований административный истец указал, что в нарушение требований подпункта "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ ФИО3 при подаче документов в избирательную комиссию для регистрации кандидатом в депутаты не представил в полном объеме сведения о 100%-ом участии в ООО «Юридический консультант».

Между тем, материалы дела и доводы административного иска подтверждают, что кандидат представил в ИКМО Морские ворота, предусмотренные пунктом статьей 33 Федерального закона № 67-ФЗ, по форме согласно приложению № 1 к указанному закону.

Из содержания указанной справки следует, что ФИО3 в графе «иное участие в коммерческих организациях» ошибочно указал 100%-е участие в ООО «Транс-Сервис».

Согласно представленной в судебном заседании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц № ЮЭ9965-19-72008290 от 07.08.2019 ФИО3 является единственным участником ООО «Юридический консультант».

Вместе с тем, из содержания выписки из Единого государственного реестра юридических лиц № ЮЭ9965-19-73127485 от 12.08.2019 следует, что участником ООО «Транс-Сервис» ФИО3 не является.

Таким образом, суд считает установленным, что при подаче сведений о доходах кандидатом была допущена техническая ошибка, и приходит к выводу о том, что предоставление неверных сведений о своем долевом участии обществе с ограниченной ответственностью не может являться основанием для отказа ФИО3 в регистрации кандидатом в депутаты, а влечет за собой последствия, предусмотренные пунктом 8 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, а именно - направление избирательной комиссией в средства массовой информации сведений о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатом сведений.

В связи с этим, у избирательной комиссии не имелось законных оснований для отказа ФИО3 в регистрации кандидатом в депутаты на основании подпункта "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ 5. подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда.

Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга № 303-46.

Как было указано, 09.07.2019 кандидат представил в ИКМО Морские ворота 5 подписных листов, содержащих 14 подписей избирателей, собранными в указанную дату.

Одновременно кандидатом был представлен первый финансовый отчет кандидата, справка об открытии специального избирательного счета открытого в ПАО Сбербанк России 07.07.2019, выписка из специального избирательного счета за период 07.07.2019, платежное поручение № 223934 от 07.07.2019 на оплату по счету № 404 от 07.07.2019 в сумме 250 рублей. Из указанных документов следует, что ООО "ОНИКС" изготовило и передало ФИО3 подписные листы, оплата которых была произведена 07.07.2019.

Таким образом, суд приходит к выводу, что из данных документов следует, что подписные листы для сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата ФИО3 изготовлены ООО "ОНИКС", оплачены за счет средств специального избирательного счета кандидата. В связи с этим, суд находит несостоятельным довод административного истца о том, что все подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, являются недействительными, поскольку, данные подписи собраны с нарушением требований, предусмотренных пунктом 5 статьей 37 и подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

При вынесении решения, суд находит основанным на неправильном толковании закона довод ФИО2 о том, что из средств избирательного фонда должна быть оплачена стоимость пишущего прибор, который был использован ФИО3 при рукописном собственноручном заполнении подписных листов, поскольку ни Федеральный закон № 67-ФЗ, ни Закон Санкт-Петербурга № 303 – 46 данного требования не содержит.

Установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО2

Руководствуясь ст. 174-177, 241-244 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Морские ворота о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Морские ворота от 16 июля 2019 года № 3.7 о регистрации кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота шестого созыва по многомандатному избирательному округу №90 ФИО3, отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение пяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд Санкт-Петербурга.

Председательствующий судья: Шеломанова Л.В.