ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-441/18 от 30.08.2018 Бежецкого городского суда (Тверская область)

Дело №2а-441/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 августа 2018 года г. Бежецк

Бежецкий городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Шишовой Е.А.,

при секретаре Петроченко А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бежецкого межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Шишковское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не размещении в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг сведений о муниципальных услугах и возложении обязанности по размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг сведений о муниципальных услугах,

у с т а н о в и л:

Бежецкий межрайонный прокурор в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Шишковское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не размещении в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг сведений о муниципальных услугах и возложении обязанности по размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг сведений о муниципальных услугах. В обоснование заявленных требований указал, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией МО «Шишковское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности, об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Статьями 24, 29 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. На основании п. 28 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003. У» 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. Аналогичное положение закреплено в п. 28 ст. 8 Устава МО «Шишковское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области. Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ), в соответствии с п. 2 ст. 2 которого под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав. На основании ст. 4 Закона № 210-ФЗ в числе основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг значатся: открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг; доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья; возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя. Согласно ст. 5 Закона № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя. В силу ч.1 ст.12 Закона № 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Согласно ч.1, п.1 ч.3 ст.21 Закона № 210-ФЗ единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг. Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает в том числе доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг. В соответствии с ч.3 ст.29 Закона № 210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, и муниципальных услугах должны быть включены в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг. Проведенной межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что администрацией МО «Шишковское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области оказывается 22 муниципальных услуги, а именно:

предоставление мест захоронения (подзахоронения) на сельских кладбищах;

присвоение адреса объекту капитального строительства, незавершенного строительства;

информирование о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению;

предоставление адресно-справочных документов;

предоставление информации об объектах недвижимого имущества (нежилых помещениях), находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду;

выдача разрешений на вырубку зеленых насаждений;

предоставление информации обо всех видах захоронений, произведенных на территории муниципального образования;

изменение вида разрешенного использования объектов недвижимости, земельного участка;

предоставление архивных справок, архивных выписок, копий архивных документов, копий правовых актов администрации Шишковского сельского поселения;

предоставление выписок из реестра муниципальной собственности;

выдача разрешения на проведение земляных работ;

создание условий для обеспечения населения услугами по организации досуга и услугами организации культуры;

организация библиотечного обслуживания населения;

выдача справок администрацией Шишковского сельского поселения; рассмотрение устных, письменных обращений граждан;

рассмотрение устных, письменных обращений граждан;

выдача выписок из похозяйственных книг о наличии у гражданина земельного участка, жилого и иного строения;

принятие документов, а также выдача разрешений о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение;

передача в собственность граждан жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования путем приватизации;

подготовка, выдача предварительных схем земельного участка (земельных участков) для оформления межевых дел;

предоставление нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, в аренду;

предоставление объектов муниципальной собственности в хозяйственное ведение, оперативное управление;

прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков.

Проведенным межрайонным прокурором 26.07.2018 г. мониторингом сведений, размещенных в сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) установлено, что на едином портале государственных и муниципальных услуг отсутствуют сведения о 14 муниципальных услугах, оказываемых администрацией муниципального образования «Шишковское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области, а именно: создание условий для обеспечения населения услугами по организации досуга и услугами организации культуры; предоставление адресно-справочных документов; рассмотрение устных, письменных обращений граждан; предоставление информации об объектах недвижимого имущества (нежилых помещениях), находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду; принятие документов, а также выдача разрешений о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение; подготовка, выдача предварительных схем земельного участка (земельных участков) для оформления межевых дел; предоставление выписок из реестра муниципальной собственности; предоставление информации обо всех видах захоронений, произведенных на территории муниципального образования; информирование о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению; предоставление мест захоронения (подзахоронения) на сельских кладбищах; предоставление нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, в аренду; предоставление объектов муниципальной собственности в хозяйственное ведение, оперативное управление; прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков; присвоение адреса объекту капитального строительства, незавершенного строительства. В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона № 21-ФЗ получателями муниципальных услуг являются физические или юридические лица (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, в том числе в порядке, установленном статьей 15.1 настоящего Федерального закона, выраженным в устной, письменной или электронной форме. Выявленные нарушения существенным образом ограничивают право заявителей, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, поскольку п. 5 ч. 1, ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определено, что основным принципом поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является открытость процедур оказания поддержки. Не допускается требовать у субъектов малого и среднего предпринимательства представления документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Обращение в защиту прав неопределенного круга лиц обосновано тем, что определить конкретное количество лиц, права которых нарушены, не представляется возможным. Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Шишковское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области, выразившееся в неразмещении в информационно­-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг сведений о следующих муниципальных услугах, оказываемых администрацией муниципального образования «Шишковское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области, а именно: создание условий для обеспечения населения услугами по организации досуга и услугами организации культуры; предоставление адресно-справочных документов; рассмотрение устных, письменных обращений граждан; предоставление информации об объектах недвижимого имущества (нежилых помещениях), находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду; принятие документов, а также выдача разрешений о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение; подготовка, выдача предварительных схем земельного участка (земельных участков) для оформления межевых дел; предоставление выписок из реестра муниципальной собственности; предоставление информации обо всех видах захоронений, произведенных на территории муниципального образования; информирование о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению; предоставление мест захоронения (подзахоронения) на сельских кладбищах; предоставление нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, в аренду; предоставление объектов муниципальной собственности в хозяйственное ведение, оперативное управление; прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков; присвоение адреса объекту капитального строительства, незавершенного строительства.

Определением судьи от 03.08.2018г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области.

Представитель административного истца, надлежащим образом извещенный о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель административного ответчика администрации МО «Шишковское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области, представитель заинтересованного лица администрации МО «Бежецкий район» Тверской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены заранее и надлежащим образом, возражений относительно рассмотрения дела в их отсутствие, а также относительно заявленных требований не представили.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 29 ч.4 Конституции РФ гарантировано право каждого гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Согласно п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона РФ от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» основные направления государственной политики в области противодействия коррупции определяются Президентом Российской Федерации.

Подпунктом «в» п.8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460, предусмотрено, что одним из направлений реализации национальной стратегии противодействия коррупции признано внедрение в деятельность органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии управленческих решений, а также обеспечивающих электронное взаимодействие органов местного самоуправления с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг.

Внедрение в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления возможности предоставления гражданам и организациям услуг в электронной форме призвано минимизировать личный контакт государственного или муниципального служащего и заявителя, что исключит возможность установления коррупционной связи.

С целью реализации указанных основных направлений антикоррупционной политики государства принят Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ).

Статьей 2 Закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ определено понятие муниципальной услуги, в соответствии с которым под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Согласно ст.11 вышеназванного Закона муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг.

В соответствии с п.6 ст.2 Закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме заключается в предоставлении государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, а также использование универсальной электронной карты, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно п.6 ст.4 Закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ одним из принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации по выбору заявителя.

В соответствии с п.п.1-3 ст.5 Закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления услуги; на получение полной, актуальной достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Из содержания п.п.1 и 2 ч.1 ст.6 Закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ следует, что органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем услуги в электронной форме.

Согласно ч.4 ст.9 Закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, размещаются на официальных сайтах органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, на сайтах организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных ч.1 ст.1 данного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг.

Статьей 10 Закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ установлены требования к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, согласно которым при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляются предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах; получение государственных и муниципальных услуг.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 года № 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг.

Согласно п.2 вышеуказанных Требованиям при предоставлении услуг в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, а также официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления, заявителю обеспечивается получение информации о порядке и сроках предоставления услуги, а также их непосредственное получение.

В соответствии с п.п.3 и 4 Требований состав действий, которые заявитель вправе совершить в электронной форме при получении услуги с использованием единого портала, порталов услуг и официальных сайтов, определяется в административном регламенте предоставления услуги. В административный регламент предоставления услуги включаются состав, последовательность и сроки выполнения действий в электронной форме, а также требования к порядку их выполнения.

Федеральным законодательством предоставлен значительный срок для обеспечения реализации требований Закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ.

Так, в соответствии с ч.ч.1 и 3 ст.29 Закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг, в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, и муниципальных услугах должны быть включены в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 1 июля 2011 года.

Статья 19 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определяет, в чем заключается информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, согласно ч.1 указанной статьи в целях информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотрено размещение общедоступной информации в сети «Интернет» на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции, и (или) созданных указанными органами официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет».

В соответствии с ч.2 названной статьи информационные системы, официальные сайты информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, информацией: о реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм); о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; о государственном и муниципальном имуществе, включенном в перечни, указанные в части 4 статьи 18 настоящего Федерального закона; об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; иной необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства информацией (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, информацией в области маркетинга), в том числе информацией в сфере деятельности корпорации развития малого и среднего предпринимательства, действующей в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ч.3 данной статьи, информация, указанная в ч.2 настоящей статьи, является общедоступной и размещается в сети «Интернет» на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции, и (или) созданных указанными органами официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет».

В силу п.28 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.27 ч.1 ст.9 Устава муниципального образования «Шишковское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области, к вопросам местного значения относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, из анализа указанных норм следует, что на администрацию муниципального образования «Шишковское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области возложена обязанность, в том числе по информационной поддержке малого и среднего предпринимательства, путем размещения на едином портале государственных и муниципальных услуг информации о предоставляемых администрацией муниципального образования муниципальных услугах, а также размещении на данном портале регламентов предоставления муниципальных услуг.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, администрацией муниципального образования сельского поселения в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства на едином портале государственных и муниципальных услуг не размещены сведения о предоставляемых администрацией муниципальных услугах, а также не размещены административные регламенты предоставления муниципальных услуг.

Таким образом, невыполнение администрацией муниципального образования «Шишковское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области вышеуказанных требований федерального законодательства, нарушает право субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание информационной поддержки, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение предусмотренной законом информации о муниципальных услугах.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора Бежецкого межрайонного прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению. Исходя из объемов обязанностей считает заявленных административным истцом срок для их исполнения разумным.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Ввиду изложенного, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.

Руководствуясь статьями 227, 292-294 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования Бежецкого межрайонного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Шишковское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Шишковское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области, выразившееся в не размещении в информационно­-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг сведений о следующих муниципальных услугах, оказываемых администрацией муниципального образования «Шишковское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области, а именно:

- создание условий для обеспечения населения услугами по организации досуга и услугами организации культуры;

- предоставление адресно-справочных документов;

- рассмотрение устных, письменных обращений граждан;

- предоставление информации об объектах недвижимого имущества (нежилых помещениях), находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду;

- принятие документов, а также выдача разрешений о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение;

- подготовка, выдача предварительных схем земельного участка (земельных участков) для оформления межевых дел;

- предоставление выписок из реестра муниципальной собственности;

- предоставление информации обо всех видах захоронений, произведенных на территории муниципального образования;

- информирование о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению;

- предоставление мест захоронения (подзахоронения) на сельских кладбищах;

- предоставление нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, в аренду;

- предоставление объектов муниципальной собственности в хозяйственное ведение, оперативное управление;

- прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков;

- присвоение адреса объекту капитального строительства, незавершенного строительства.

Обязать администрацию муниципального образования «Шишковское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг сведений о следующих муниципальных услугах, оказываемых администрацией муниципального образования «Шишковское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области, а именно:

- создание условий для обеспечения населения услугами по организации досуга и услугами организации культуры;

- предоставление адресно-справочных документов;

- рассмотрение устных, письменных обращений граждан;

- предоставление информации об объектах недвижимого имущества (нежилых помещениях), находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду;

- принятие документов, а также выдача разрешений о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение;

- подготовка, выдача предварительных схем земельного участка (земельных участков) для оформления межевых дел;

- предоставление выписок из реестра муниципальной собственности;

- предоставление информации обо всех видах захоронений, произведенных на территории муниципального образования;

- информирование о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению;

- предоставление мест захоронения (подзахоронения) на сельских кладбищах;

- предоставление нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, в аренду;

- предоставление объектов муниципальной собственности в хозяйственное ведение, оперативное управление;

- прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков;

- присвоение адреса объекту капитального строительства, незавершенного строительства.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Бежецкий городской суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 03 сентября 2018 года.

Председательствующий Е.А.Шишова