ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-441/2022 от 11.07.2022 Щербиновского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-441/2022

УИД 23RS0060-01-2022-000807-33

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Старощербиновская «11» июля 2022 года

Щербиновский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Гардер Р.Н.,

при секретаре Горб Е.Н.,

с участием:

ст.помощника прокурора Щербиновского района Ильницкого А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Щербиновского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

Административный истец - прокурор Щербиновского района обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указывая, что прокуратурой района проведена проверка информации, поступившей из ОМВД России по Щербиновскому району. В результате данной проверки установлено, что в сети интернет на электронной странице: https://youtube.com/watch?v=ubj9ad0bBJU, размещена информация, доступна для публичного ознакомления неопределенному кругу лиц в свободном доступе и направлена на публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, являющихся преступлением, возбуждением социальной, расовой национальной или религиозной розни. Административный истец считает, что легкость и доступность поиска информации, содержащейся на вышеуказанном сайте, создает угрозу конституционному строю Российской Федерации. Также, административный истец указывает, что нормами действующего законодательства предусмотрен запрет на распространение информации о насильственном изменении основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации, публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения, публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей преступлений. Кроме этого, административный истец указал, что установить лиц, зарегистрировавших в сети Интернет сообщества вышеуказанный профиль, не представилось возможным. Административным истцом посредством универсального сервиса проверки ограничений доступа к сайтам и (или) страницам сайтов сети «Интернет» Роскомнадзора (http://blocklist.rkn.gov.ru) установлено, что меры по ограничению доступа к вышеуказанной странице не приняты, в связи с чем административный истец просил суд признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, в сети Интернет на электронной странице: https://youtube.com/watch?v=ubj9ad0bBJU, направленную на публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний преступлений, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, и запретить распространение данной информации. Кроме этого, административный истец просил суд обратить решение суда к немедленному исполнению и направить решение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному Федеральному округу ) для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Представитель административного истца – ст.помощник прокурора Щербиновского района Ильницкий А.Г. в судебном заседании поддержал исковые требования, просил суд их удовлетворить по указанным в административном исковом заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился. Извещались о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, согласно отчета об отслеживании отправления с официального сайта «Почта России» судебная повестка ожидает адресата в месте вручения. Суд учитывает, что административный ответчик был извещен о дате предварительного судебного заседания по делу, а соответственно знает о наличии данного дела на рассмотрении в Щербиновском районном суде. Кроме того, извещение о рассмотрении дела размещено на сайте суда. Также, в силу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд при возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений, есть волеизъявление административного ответчика по делу, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, следовательно, не является преградой для рассмотрения дела. Таким образом, считается надлежаще извещённым о времени и месте судебного разбирательства.

Представитель заинтересованного лица – ОМВД России по Щербиновскому району, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил, возражений относительно административных исковых требований не направил.

Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному Федеральному округу, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. В направленном в суд ходатайстве представитель заинтересованного лица Ченцов А.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, указывая, что вопрос оценки информации о наличии/отсутствии признаков запрещенной, он оставляет на усмотрение суда.

На основании статьи 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствии представителя административного ответчика и представителей заинтересованных лиц.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих , определяется федеральным законом.

Аналогичные положения закреплены и в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который регулирует правовые отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 10).

Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» установлено, что экстремистская деятельность (экстремизм) включает в себя в том числе: насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации), за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением.

В силу положений ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьей 12 Федерального закона от 25 июля 2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» установлено, что запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. В случае если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации в области связи.

Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. В соответствии со ст. 9 данного закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ст. 9 и ч. ч. 1, 2, 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В судебном заседании установлено и подтверждено документально, что в адрес прокуратуры Щербиновского района из ОМВД Росси по Щербиновскому району поступило уведомление о распространении с нарушением закона информации в информационно – телекоммуникационных сетях, а именно в сети Интернет на электронной странице: https://youtube.com/watch?v=ubj9ad0bBJU, размещена информация, направленная на публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний являющихся преступлением, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

Справкой о проведении оперативно-розыскного мероприятия «» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что в ходе исследования, был осмотрен видео хостинг , а именно канал https://youtube.com/watch?v=ubj9ad0bBJU имеющий 44,8 тысяч подписчиков, на котором распространяется недостоверно общественно значимая информация по факту украинского полка , запрещенная в России террористическая организация, в котором высказываются, а именно цитата «», что подтверждается в видео (л.д. 9).

Таким образом, легкость и доступность поиска информации содержащейся на вышеуказанном сайте через поисковую систему административного ответчика, создает угрозу конституционному строю Российской Федерации.

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», прокурор в соответствии со ст. 39 КАС РФ выступает в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Согласно сведениям, содержащимся на официальном сайте её дочерней компанией является в том числе и .

Администратор электронной страницы - не установлен. На день рассмотрения настоящего административного искового заявления, вышеуказанная информация не удалена.

В связи с изложенным требования прокурора Щербиновского района о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом доводы представителя административного ответчика о том, что видеоролик, содержащий спорную информацию и размещенный в сети «Интернет» на веб-странице указанной в отзыве, суд находит необоснованными, поскольку административный истец в поданном в суд административном исковом заявлении указал другой адрес размещения видеоролика в сети «Интернет».

Согласно ч. 6 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд,

решил:

Административное исковое заявление прокурора Щербиновского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации – удовлетворить в полном объеме.

Признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, в сети Интернет на электронной странице: https://youtube.com/watch?v=ubj9ad0bBJU, направленную на публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний преступлений, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

Запретить распространение информации в сети Интернет на электронной странице: https://youtube.com/watch?v=ubj9ad0bBJU, направленной на публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей преступлений, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, которые доступны для публичного ознакомления неопределенному кругу лиц.

Решение суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному Федеральному округу () для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Щербиновский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Гардер Р.Н.