ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4420/18 от 02.10.2018 Октябрьского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2а-4420/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Октябрьский районный суд г. Новосибирска

В СОСТАВЕ:

председательствующего судьи Мороза И.М.,

при секретаре Гнездиловой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (ФИО2)» о признании незаконным решения и обязании устранить нарушения прав,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском к административному ответчику с требованиями о признании незаконным решения и обязании устранить нарушения прав. В обоснование своих требований административный истец указал, что являясь абитуриентом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (ФИО2)", для получения бесплатного высшего образования на конкурсной основе по специальности «Строительство» 04.07.2018 года он представил в приемную комиссию университета регламентированные ст. 68 Приказа Министерства образования от 14.10.2015 года № 1147 документы, а именно: личный паспорт (копия), аттестат о среднем образовании (копия), а также, в соответствии с положениями порядка учета индивидуальных достижений при приеме на обучение в НГАСУ (ФИО2) в 2018 году, документы о личных достижениях - удостоверение о награждении знаком отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» , личную книжку волонтера , свидетельство об окончании музыкальной школы «Детской школы искусств » . Все вышеперечисленные документы были переданы уполномоченному должностному лицу организации, который производил регистрацию и заполнение форм для поступления, и фиксировал в компьютере. Во время регистрации административному истцу сообщили, что бронзовый знак ГТО и свидетельство об окончании музыкальной школы учтены не будут, далее предупредили о дате завершения приема заявления, о согласии на зачисление и попросили об этом поставить личную подпись. Копия заявления с просьбой о приеме на обучение, оформленная членом приемной комиссии 04.07.2018 года, административному истцу выдана не была. Никаких опросных листов (заявлений) о наличии, либо отсутствии у административного истца индивидуальных достижений он собственноручно не заполнял. В период с 04.07.2018 года по 08.08.2018 года административному истцу на мобильный телефон несколько раз в разные дни поступали звонки из деканата университета: сотрудники деканата настойчиво предлагали оформить договор на платное обучение. 06.08.2018 года административным истцом в соответствии с положениями Приказа Министерства образования от 14.10.2015 года № 1147 и указаниями лица, производящего регистрацию документов 04.07.2018 года, в приемную комиссию университета были представлены оригинал аттестата, согласие на зачисление, 4 фотографии и медицинская справка (копия). 08.08.2018 года в рейтинговом списке на очную форму обучения административный истец обнаружил, что зачислены абитуриенты с более низким конкурсным баллом, а индивидуальные достижения административного истца не были учтены. На обращение административного истца от 09.08.2018 года к ректору <данные изъяты> об устранении нарушений законодательства при приеме документов, выразившееся в отсутствии учета индивидуальных достижений, получен ответ, адресованный лицу без фамилии за подписью ответственного секретаря приемной комиссии лицо 1 (без даты и без номера), из текста которого вытекает, что при формировании личного дела членом приемной комиссии индивидуальные достижения не зарегистрированы. Не согласившись с решением секретаря приемной комиссии административным истцом повторно в адрес ректора <данные изъяты> 13.08.2018 года направлено заявление о восстановлении законности и требовании учета предоставленных мной в университет документов и индивидуальных достижений. 17.08.2018 года был получен ответ проректора, в котором административному истцу отказано в удовлетворении заявления, поскольку размещение списков поступающих на официальном сайте и на информационном стенде должно осуществляться не позднее 27 июля, университет не имеет возможности вносить изменения в информацию о поступающих, размещенную на официальном сайте. Не согласившись с указанным решением, административный истец был вынужден обратиться в суд с настоящим административным иском.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, пояснив, что при подаче документов представлял документы, подтверждающие его индивидуальные достижения, кроме того указал, что получает высшее образование впервые, а обжалуемым решением нарушено его право на получение бесплатного высшего образования.

Представитель административного ответчика ФГБУ ВО образования «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (ФИО2)» по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что в соответствии с описью из личного дела административным истцом в приемную комиссию было представлено заявление, согласие на зачисление, копия паспорта, аттестат, фотография и медицинская справка, таким образом административным истцом в приемную комиссию не предоставлялись документы, содержащие информацию об индивидуальных достижениях.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела и исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд отказывает в удовлетворении требований административного иска в полном объеме. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Судом установлено, что административный истец 04.07.2018 года обратился к административному ответчику с заявлением (л.д.7-8) с просьбой принять его на обучение по программам бакалавриата или программе специалитета по направлению подготовки «строительство (бакалавр)» на очную форму обучения на бюджет.

Согласно описи личного дела (л.д.43) сотрудником административного ответчика у административного истца 04.07.2018 года для поступления были приняты следующие документы: паспорт РФ (копия), аттестат (копия), заявление (оригинал).

Кроме того, согласно описи личного дела (л.д. 43 оборот) сотрудником административного ответчика у административного истца 06.08.2018 года для поступления были приняты следующие документы: паспорт РФ (копия), аттестат (копия), заявление (оригинал), фото, мед. справка.

09.08.2018 года административный истец обратился к административному ответчику с заявлением (л.д. 9), в котором указал, что при подаче документов им были подана также личная книжка волонтера (л.д. 14-16), однако в рейтинге поступающий в университет (л.д. 19-20) у административного истца отсутствуют баллы за индивидуальные достижения.

На указанное заявление административному истцу был дан ответ о том, что при подаче заявления 04.07.2018 года, а также при повторном обращении 06.08.2018 года административным истцом личная карточка волонтера не представлялась, она была представлена только 09.08.2018 года, то есть за пределами срока приема документов, который истек 26.07.2018 года, в связи с чем 3 балла за осуществление волонтерской деятельности не могут быть добавлены при конкурсе на бюджетную форму обучения.

Согласно служебной записке от 09.08.2018 года (л.д.42) от члена отборочной комиссии лицо 2 при подаче документов в приемную комиссию каждому абитуриенту сообщалось о начислении дополнительных баллов за индивидуальные достижения. Абитуриентом ФИО1 данные документы не были представлены.

13.08.2018 года административный истец обратился к административному ответчику с повторным заявлением (л.д.11).

На указанное повторное заявление административному истцу был дан ответ от 17.08.2018 года (л.д.12-13), в котором указано, что при подаче документов в заявлении административного истца в строке «Сведения о наличии индивидуальных достижений» отсутствует какая-либо информация об индивидуальных достижениях административного истца, что подтверждается описью личного дела, в связи с чем информация, поданная административным истцом в заявлениях от 09.08.2018 года и от 13.08.2018 года не может быть принята к рассмотрению, поскольку прием документов был окончен 26.07.2018 года.

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в том числе, на принципах сочетания государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования (ст. 3 ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Государственное регулирование осуществляется, в том числе, посредством формирования и утверждения государственного задания на выполнение государственных услуг в отношении каждого подведомственного образовательного учреждения.

В силу ст. 4 ФЗ от 03.11.2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» государственное задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания.

Согласно ч. 4 ст. 4 ФЗ от 03.11.2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» финансовое обеспечение деятельности по выполнению государственного задания осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Пп. 14 п. 65 Приказа Минобрнауки России от 14.10.2015 года № 1147 установлена обязанность поступающего в бланке заявления о приемеуказывать сведения о наличии или отсутствии у поступающего индивидуальныхдостижений.

Перечень учитываемых индивидуальных достижений и порядок их учета устанавливаются организацией и указываются в правилах приема, утвержденных организацией.

Таким образом, способ учета баллов за индивидуальные достижения определяется самой образовательной организацией по собственному усмотрению и лица, изъявившие желание поступить на обучение в данное образовательное учреждение, обязаны эти правила соблюдать.

Порядок и процедура приема на 2018/2019 учебный год Университетом осуществлены в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-Ф3; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» от 14.10.2015 №1147, а также локальными нормативными актами - Уставом НГАСУ (ФИО2); Правилами приема в ФГБОУ ВО «НГАСУ (ФИО2)» на 2018/2019 учебный год; Положением о приемной комиссии ФГБОУ ВО «НГАСУ (ФИО2)»; Порядком учета индивидуальных достижений при приеме на обучение в НГАСУ (ФИО2) в 2018 году.

Согласно п. 4.1. Правил приема в ФГБОУ ВО «НГАСУ (ФИО2)» на 2018/2019 учебный год (л.д.29-30) поступающие на обучение вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются при приеме на обучение. Учет результатов индивидуальных достижений осуществляется посредством начисления индивидуальные достижения. Баллы, начисленные за индивидуальные достижения, включаются в сумму конкурсных баллов. Поступающий представляет документы, подтверждающие получение результатов индивидуальных достижений.

Согласно положений подп. В п. 2.1 порядка учета индивидуальных достижений при приеме на обучение в НГАСУ (ФИО2) в 2018 году (л.д.38-41), осуществление волонтерской (добровольческой) деятельности лицами, являющимися членами волонтерских организаций (если с завершения периода осуществления указанной деятельности до завершения приема документов и вступительных испытаний прошло не более четырех лет), подтвержденное документально оценивается в 3 балла.

П. 1.16 Правил приема в ФГБОУ ВО «НГАСУ (ФИО2)» на 2018/2019 учебный год установлено, что прием документов поступающих заканчивается 26.07.2018. Документы (сведения, информация содержащиеся в них) поданные позднее указанной даты не могут быть приняты к рассмотрению.

Пп. 1 п. 118 Приказа Минобрнауки России от 14.10.2015 года №1147 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» определено, что при приеме на места в рамках контрольных цифр по программам бакалавриата и программам специалитета по очной и очно-заочной формам обучения - размещение списков поступающих на официальном сайте и на информационном стенде должно осуществляться не позднее 27 июля.

При изложенных обстоятельствах, у суда не имеется оснований для признания незаконным и не соответствующим требованиям законодательства и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца решение Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (ФИО2) от 17.08.2018 года .

Поскольку нарушений в действиях административного ответчика при организации приема документов судом не установлено, также не подлежит удовлетворению требование административного истца об обязании административного ответчика устранить в полном объеме препятствие к осуществлению права на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном образовательном учреждении.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-179 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении аадминистративного искового заявления ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (ФИО2)» о признании незаконным решения и обязании устранить нарушения прав - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы в Октябрьский районный суд г.Новосибирска.

Председательствующий по делу - /подпись/