Дело № 2а-4421/16
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
31 августа 2016 года город Челябинск
Советский районный суд г. Челябинска в составе председательствующего судья Андреева И.С., при секретаре Шагиахметовой Э.Х.,
с участием административного истца ФИО3, и его представителя ФИО5, действующего на основании доверенности <адрес>3 от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административных ответчиков Администрации г. Челябинска и КУИиЗО г. Челябинска – КДА, действующего на основании доверенностей № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ соответственно,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО3 к Администрации г. Челябинска и КУиЗО г. Челябинска о признании распоряжения незаконным,
установил:
Административный истец ФИО3, обратился в районный суд к Администрации г. Челябинска и КУИиЗО г. Челябинска о признании распоряжения заместителя Главы города по правовым и имущественным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ№-е «О признании утратившим силу распоряжения главы Администрации Центрального района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№-р» незаконным и его отмене. Просит признать ФИО3, КТС и Крохин В.А. нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшение жилищных условий» в соответствии с федеральной программой «Жилище» на 2016 – 2020 годы и подпрограммой «обеспечение жильем молодых семей» с изменениями, внесенными Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2015-2020 годы».
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он и его семья ранее на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№-р были поставлены на учет как нуждающиеся в улучшение жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий». До ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО3 своего жилья не имела. В настоящее время семья ФИО3 обеспечена жилым помещением, принадлежащим на праве собственности супруге административного истца – КТС Данное имущество было приобретено с помощью ипотечного кредитования в строящемся доме по адресу: жилой <адрес> (стр.) в микрорайоне № по <адрес>, участок №, <адрес> (строительный адрес). ДД.ММ.ГГГГ из КУИиЗО г. Челябинска поступило распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№-е «О признании утратившим силу распоряжения главы Администрации Центрального района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№-р». С данным распоряжением он не согласен, считает его не законным и указывает, что факт покупки с помощью ипотеки указанной квартиры не является безусловным основанием полагать, что ФИО3 более не нуждается в улучшении жилищных условий и не имеет оснований для участия в указанной подпрограмме.
Административный истец ФИО3 и его представитель ФИО5 в судебном заседании подержали требования административного искового заявления, просили их удовлетворить.
Представитель административных ответчиков Администрации г. Челябинска и КУИиЗО г. Челябинска КДА в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного истца по основаниям указанным в отзыве.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав и проанализировав имеющиеся и дополнительно представленные сторонами доказательства в их совокупности со всеми материалами дела, приходит к следующему выводу.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что молодая семья ФИО3 в составе трех человек (ФИО3ДД.ММ.ГГГГ г.р. – супруг, КТСДД.ММ.ГГГГ г.р. – супруга, Крохин В.А.ДД.ММ.ГГГГ г.р. – дочь) распоряжением главы администрации Центрального района города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№-р признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» утвержденной распоряжением Администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении городской целевой программы по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в городе Челябинске.
На момент постановки на учет семья ФИО3 была зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении (однокомнатная квартира), расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 32,8 кв.м., принадлежащем на праве собственности ССИ (отец супруги), который также был зарегистрирован по месту жительства в указанном жилом помещении.
Распоряжением заместителя главы города по правовым и имущественным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ№-е распоряжение главы Администрации Центрального района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О признании ФИО3, КТС, Крохин В.А. нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмма «оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» отменено в связи с тем, что семья ФИО3 обеспечена общей площадью жилого помещения, принадлежащего на праве собственности КТС, свыше учетной нормы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена «Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в состав которой вошла подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.
Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ Правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации указанной подпрограммы установили порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации указанной подпрограммы.
Распоряжением Администрации г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена подпрограмма «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» муниципальной программы по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в городе Челябинске на 2013-2016 годы, которая является продлением подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» городской целевой программы по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в городе Челябинске на 2011 - 2015 годы, утвержденной распоряжением Администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 18 Правил предусмотрены основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, одним из которых является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил.
Одним из обязательных условий участия молодой семьи в подпрограмме является признание ее нуждающейся в улучшении жилищных условий (п.п. «б» п. 6 Правил), под которыми применительно к настоящим Правилам понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п. 6 Правил).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления жилой площади, установленной данным органом.
Решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10 кв. м общей площади на одного человека.
Из материалов дела следует, что у КТС (супруга) с ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 57,2 кв.м. Ограничение (обременение) права: ипотека в силу закона. Кредитный договор, на приобретение недвижимого имущества заключен между КТС и ЗАО Банк ВТБ 24 ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно подпункту 6 пункта 3 подпрограммы (в редакции, действующей на момент принятия решения) социальные выплаты используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года молодыми семьями, признанными участниками подпрограммы до 1 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Такая возможность введена Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 г. № 575, которым пункт 2 Правил был дополнен подпунктом «е», предусматривающим использование социальных выплат для погашения основного долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01 января 2011 г.
Таким образом, семья ФИО3 обеспечена общей площадью жилого помещения, принадлежащего на праве собственности КТС, свыше учетной нормы (57,2/3=19,05), что исключает их возможность участия в программе «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», поскольку одно из обязательных условий «нуждаемость в улучшении жилищных условий» у семьи ФИО3 на момент вынесения распоряжения и в настоящее время отсутствовало.
Ссылка административного истца на то, что факт покупки с помощью ипотеки квартиры не является безусловным основанием полагать, что ФИО3 более не нуждается в улучшении жилищных условий и не имеет оснований для участия в указанной подпрограмме несостоятельна, поскольку социальная выплата может быть использована для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, полученным исключительно до ДД.ММ.ГГГГ, при этом, кредит КТС получен после указанной даты. Возможность использования социальной выплаты для погашения долга по кредитному договору, заключенному после ДД.ММ.ГГГГ, федеральным законодателем не предусмотрена, правом же изменять условия предоставления социальной выплаты, установленные Правительством РФ, суд не наделен.
Доводы административного истца, о том, что Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 г. № 466 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2015 - 2020 годы», введена новая форма поддержки молодых семей при приобретении (строительстве) жилья: предоставленную такой семье в рамках ФЦП «Жилище» социальную выплату стало возможным направить на погашение ипотечного кредита, не состоятельны, по следующим основаниям.
Согласно п. 6 Указа Президента «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23.05.1996 г. акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
Постановление Правительства РФ от 26.05.2016 г. № 466 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2015 - 2020 годы» опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 02.06.2016 г., таким образом, начало действие документа 10.06.2016 г.
Таким образом, суд считает, что распоряжение заместителя Главы города по правовым и имущественным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ№-е «О признании утратившим силу распоряжения главы Администрации Центрального района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О признании ФИО3, КТС и Крохин В.А. нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», вынесенное ДД.ММ.ГГГГ - законно, права административного истца не нарушены, поскольку на момент вынесения оспариваемого распоряжения Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» от ДД.ММ.ГГГГ№ в законную силу не вступило и не могло быть применено к спорным правоотношениям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-178, 179, 180 Кодекса административного судопроизводства РФ,
решил:
В удовлетворении требований <данные изъяты> о признании решения, содержащегося в письме № от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из списков претендентов на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилмище» на 2015-2020 годы нашей семьи незаконным и восстановлении их семьи в списке молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» по первоначальной дате постановке на учет – ОТКАЗАТЬ.
Решение суда может быть обжаловано в административную коллегию Челябинского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Председательствующий п/п И.С.Андреев
Копия ВЕРНА.
Судья И.С. Андреев