ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4422/17 от 10.09.2017 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело № 2а-4422/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Сочи 10 сентября 2017 г.

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе председательствующего судьи Вергуновой Е.М., при секретаре судебного заседания Бочковской Л.С., с участием административного истца Проценко И. Н., представителя административного ответчика по доверенности Железнова Э.А., прокурора Барахович С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи административное дело по административному исковому заявлению Проценко И. Н. об оспаривании решения участковой избирательной комиссии и предоставлении ему возможности принять участие в выборах депутатов Законодательного Собрания г. Сочи, проводимых ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

В Центральный районный суд г. Сочи с указанным административным исковым заявлением обратился Проценко И.Н.

В судебном заседании административный истец на удовлетворении своих административных требований настаивал и суду пояснил, что он является жителем города Кропоткин Краснодарского края, 09 сентября 2017 года в вечернее время он прибыл железнодорожным транспортом в г. Сочи Краснодарского края для посещения концерта зарубежной группы. 10 сентября 2017 года, зная о проведении в Краснодарском крае выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края и желая принять в них участие, он явился в участковую избирательную комиссию № 46-60, расположенную в здании Зала органной музыки по Курортному проспекту города Сочи. УИК № 46-60 была выбрана административным истцом произвольно, по принципу удобства для посещения. Однако в допуске к участию в голосовании ему было отказано, о чем выдано Решение № 9 от 10.09.2017 года в письменном виде. Административный истец считает указанный отказ участковой избирательной комиссии незаконным, так как, по его мнению, житель Краснодарского края вправе принять участие в выборах депутатов ЗСК КК, находясь в любом населенном пункте Краснодарского края, независимо от места регистрации и без каких-либо ограничений, по предъявлению паспорта с регистрацией на территории Краснодарского края. Как указывал истец в судебном заседании, он дважды обращался в участковую избирательную комиссию по месту своей регистрации для получения «открепительного талона» для участия в голосовании на территории города Сочи, но ответа никакого не получил, в судебном порядке действия (бездействие) избирательной комиссии по месту его жительства и регистрации не оспорил.

Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Центральная города Сочи по доверенности Железнов Э.А. в судебном заседании административные исковые требования Проценко И.Н. не признал, суду пояснил, что для участия в выборах депутатов ЗСК Краснодарского края житель Краснодарского края вправе явиться в участковую избирательную комиссию по месту своей регистрации, либо не позднее, чем за 45 суток до дня голосования, обратиться в избирательную комиссию по месту своего жительства с соответствующим заявлением для получения заявления «с маркой», позволяющей принять участие в выборах депутатов ЗСК КК в другом населенном пункте Краснодарского края. Административным истцом указанные требования закона не соблюдены. Кроме того, на территории Центрального района г. Сочи в соответствии с требованиями закона определены 13 избирательных участков, в которых могут принять участие в голосовании жители других населенных пунктов Краснодарского края. Избирательный участок № 46-60 в городе Сочи не включен в список таких участков. Указанные условия для голосования не ограничивают и не ущемляют права избирателей, а направлены на исключение злоупотребления избирательными правами. В связи с изложенным, основания для включения Проценко И.Н. в списки избирателей на территории УИК 46-60 отсутствуют, нарушения избирательных прав Проценко И.Н. административным ответчиком не допущено.

Представитель административного ответчика участковой избирательной комиссии № 46-60 в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, причину неявки не сообщил, в связи с чем, суд с учетом мнения участвующих в деле лиц пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя административного ответчика УИК 46-60 г. Сочи.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, прокурора Барахович С.В., полагавшей подлежащими удовлетворению административные исковые требования, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства РФ избиратели праве оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края №3205 – П от 7 июня 2017 года выборы депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края шестого созыва назначены на 10 сентября 2017 года.

Согласно статье 2 Закона Краснодарского края от 21.08.2007 №1315-КЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края» законодательство о выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", другие федеральные законы, Устав Краснодарского края, Закон Краснодарского края "Об избирательной комиссии Краснодарского края", Закон Краснодарского края "О системе избирательных комиссий, комиссий референдума в Краснодарском крае", настоящий Закон, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Краснодарском крае.

Нормативные правовые акты о выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края, принимаемые в Краснодарском крае, не должны противоречить Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), настоящему Закону. Если нормативный правовой акт о выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края противоречит вышеуказанному Федеральному закону, настоящему Закону, применяются нормы Федерального закона, настоящего Закона.

Статья 5 названного закона предусматривает всеобщее, равное и прямое избирательное право: гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет и обладающий активным избирательным правом, в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в пределах соответствующего избирательного округа на территории Краснодарского края вправе избирать депутата (депутатов) Законодательного Собрания Краснодарского края по указанному в части 4 настоящей статьи одномандатному избирательному округу и (или) краевому избирательному округу.

При этом, согласно части 4 настоящей статьи закона, активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах соответствующего избирательного округа на территории Краснодарского края, а также в случаях, установленных настоящей частью, - пребывающий на территории Краснодарского края гражданин Российской Федерации, признанный вынужденным переселенцем либо обратившийся в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, или его территориальный орган с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем, а также гражданин Российской Федерации, не имеющий регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации и пребывающий на территории избирательного округа.

Гражданин Российской Федерации, находящийся в день голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края на территории соответствующего избирательного округа, но вне места своего жительства на территории Краснодарского края, включенный в список избирателей на избирательном участке в порядке, предусмотренном абзацем вторым части 4, частями 5 и 5.2 статьи 13 настоящего Закона, вправе проголосовать:

1) по краевому избирательному округу - если место пребывания гражданина находится на территории Краснодарского края;

2) по одномандатному избирательному округу - если место пребывания гражданина находится на территории того же одномандатного избирательного округа, в котором расположено его место жительства.

Пребывающие на территории Краснодарского края граждане Российской Федерации, признанные вынужденными переселенцами либо обратившиеся в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, или его территориальный орган с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами, а также граждане Российской Федерации, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации и пребывающие на территории Краснодарского края, вне зависимости от наличия у них регистрации по месту пребывания на территории соответствующего избирательного участка или отсутствия таковой могут быть включены в список избирателей на избирательном участке в порядке, предусмотренном частями 6 и 7 статьи 13 настоящего Закона, и вправе проголосовать по краевому избирательному округу.

Гражданин Российской Федерации голосует за кандидата, краевой список кандидатов непосредственно.

Не имеет права избирать, осуществлять другие избирательные действия и быть избранным гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Таким образом, гражданин Российской Федерации, находящийся в день голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края на территории соответствующего избирательного округа, но вне места своего жительства на территории Краснодарского края, вправе принять участие в голосовании на выборах только при условии включения его в список избирателей на избирательном участке в порядке, предусмотренном абзацем вторым части 4, частями 5 и 5.2 статьи 13 Закона.

Кроме того, частью 5 ст. 13 Закона предусмотрено, что избиратели, находящиеся в день голосования в больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, если они не проголосовали досрочно, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее, чем за три дня до дня голосования, для участия в голосовании в день голосования в соответствии с частью 4 статьи 5 настоящего Закона. Информация об этом передается в участковую избирательную комиссию, где данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства, через соответствующую территориальную избирательную комиссию. Участковая избирательная комиссия в соответствующей графе списка избирателей делает отметку: "Включен в список избирателей на избирательном участке N" с указанием номера избирательного участка и наименования муниципального образования.

В соответствии с календарным планом мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края шестого созыва, утвержденным Постановлением избирательной комиссии Краснодарского края 9 июня 2017 года №13/227-6, пункт 11, подача личных письменных заявлений избирателей, которые будут находиться в день голосования вне места своего жительства (но в пределах соответствующего избирательного округа), о включении в список избирателей по месту нахождения осуществляется:

- не ранее 26 июля и не позднее 04 сентября 2017 года – в территориальные избирательные комиссии (по месту жительства избирателя или по месту, где он будет находиться в день голосования).

- не ранее 30 августа и не позднее 04 сентября 2017 года – в участковые избирательные комиссии (по месту жительства избирателя или по месту, где он будет находиться в день голосования).

Как следует из материалов дела, с такими заявлениями административный истец не обращался.

Кроме того, административный истец не воспользовался правом на подачу заявления о включении в список избирателей по месту пребывания путем обращения в МФЦ, Единый портал государственных и муниципальных услуг, а также не оформил специальное заявление избирателя в соответствии с п.2.16 Порядка ЦИК России.

На основании п. 2 ст. 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение участковой избирательной комиссии № 46-60 г. Сочи является законным.

В соответствии с пп.1 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ размер госпошлины при подаче административного искового заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, составляет 300 руб.

Принимая во внимание, что административное исковое заявление о защите избирательных прав Проценко И.Н. поступило в суд в день проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края и было принято судом к производству без предварительной оплаты государственной пошлины, основания для освобождения Проценко И.Н. от уплаты государственной пошлины в материалы дела не представлены, суд считает необходимым взыскать при вынесении решения по данному делу с административного истца государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей.

Согласно п. 3 ст. 298 КАС РФ апелляционные жалоба, представление на решение суда по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, могут быть поданы в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Проценко И. Н. о защите избирательных прав – отказать.

Взыскать с Проценко И. Н. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение пяти дней со дня принятия судом решения

Судья