ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4423(2017) от 24.11.2017 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело № 2а-4423 (2017)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 ноября 2017 года г.Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Борлакова М.Р.,

при секретаре Осинниковой Е.В.,

с участием

помощника прокурора г. Брянска Сайфутдинова А.Т.,

представителя административного ответчика –

Брянской городской администрации Кузнецова А.А.,

представителя заинтересованного лица –

филиала по Советскому району г. Брянска

ФКУ УИИ УФСИН России по Брянской области Кривошеевой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора города Брянска к Брянской городской администрации о признании незаконным постановления Брянской городской администрации №4197-п от 01.12.2016 г. «О внесении изменений в постановление Брянской городской администрации «Об утверждении перечня мест для отбывания осужденными исправительных работ в городе Брянске» недействующим в части,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Брянска обратился в суд с указанным иском, в котором просит суд признать незаконным постановление Брянской городской администрации №4197-п от 01.12.2016 г. «О внесении изменений в постановление Брянской городской администрации «Об утверждении перечня мест для отбывания осужденными исправительных работ в городе Брянске» недействующим в части определения ГАПОУ «Брянский транспортный техникум», ГАУЗ «Брянская городская больница №2», ГБУЗ «Брянская областная детская больница», ГБУЗ «Брянский областной противотуберкулезный диспансер», ФГБ ОУВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» в качестве мест для отбывания осужденными исправительных работ на предприятиях Брянска.

Истец мотивирует исковые требования тем, что Постановлением Брянской городской администрации от 01.12.2016 № 4197-п «О внесении изменений в постановление Брянской городской администрации «Об утверждении перечня мест для отбывания осужденными исправительных работ в городе Брянске» утвержден перечень мест для отбывания осужденными исправительных работ в городе Брянске, согласно которому к организациям, являющимся местами для отбывания осужденными исправительных работ отнесены: ГАПОУ «Брянский транспортный техникум»; ГАУЗ «Брянская городская больница № 2»; ГБУЗ «Брянская областная детская больница»; ГБУЗ «Брянский областной противотуберкулезный диспансер»; ФГБ ОУВО «Брянский государственный Университет имени академика И.Г.Петровского».

При этом, согласно ст. 351.1 Трудового кодекса РФ, к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора г. Брянска Сайфутдинова А.Т. исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что Постановлением Брянской городской администрации от 01.12.2016 № 4197-П «О внесении изменений в постановление Брянской городской администрации «Об утверждения перечня мест для отбывания осужденными исправительных работ в городе Брянске» утвержден перечень мест для отбывания осужденными исправительных работ в городе Брянске согласно Приложению. Данное постановление в официальном источнике не опубликовывалось, поскольку Брянская городская администрация не считает данное постановление нормативным правовым актом. Полагала такой вывод не законным, сославшись на п. 9 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», согласно которому существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Согласно Приложению к постановлению, наряду с иными организациями, являющимся местами для отбывания осужденными исправительных работ, отнесены: ГАПОУ «Брянский транспортный техникум»; ГАУЗ «Брянская городская больница № 2»; ГБУЗ «Брянская областная детская больница»; ГБУЗ «Брянский областной противотуберкулезный диспансер»; ФГБ ОУВО «Брянский государственный Университет имени академика И.Г. Петровского».

В соответствии со ст.351.1 Трудового кодекса РФ к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развитие несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления, указанные в абзацах 3 и 4 ч.2 ст. 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи. С учетом изложенного отбывание наказания в виде исправительных работ в таких организациях как ГАПОУ «Брянский транспортный техникум»; ГАУЗ «Брянская городская больница № 2»; ГБУЗ «Брянская областная детская больница»; ГБУЗ «Брянский областной противотуберкулезный диспансер»; ФГБ ОУВО «Брянский государственный Университет имени академика И.Г. Петровского» действующим трудовым законодательством не допускаются. На основании вышеизложенных обстоятельств просила признать недействующим Приложение к постановлению Брянской городской администрации от 01.12.2016 №4197-П «О внесении изменений в постановление Брянской городской администрации «Об утверждения перечня мест для отбывания осужденными исправительных работ в городе Брянске» в части определения ГАПОУ «Брянский транспортный техникум»; ГАУЗ «Брянская городская больница № 2»; ГБУЗ «Брянская областная детская больница»; ГБУЗ «Брянский областной противотуберкулезный диспансер»; ФГБ ОУВО «Брянский государственный Университет имени академика И.Г. Петровского» в качестве мест для отбывания осужденными исправительных работ на предприятиях г. Брянска.

Представитель административного ответчика – Брянской городской администрации Кузнецов А.А. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что позиция прокуратуры г. Брянска изложенная в административном исковом заявлении основана на нормативности постановления Брянской городской администрации от 01.12.2016 № 4197-п. Полагал, что оспариваемое постановление не является нормативным актом. Сослался на ст.351.1 Трудового кодекса РФ к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развитие несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления, указанные в абзацах 3 и 4 ч.2 ст. 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

Пояснил, что законодателем не установлен прямой запрет для органов местного самоуправления по утверждению перечня мест для отбывания осужденными исправительных работ на предприятиях города Брянска в сфере образования, воспитания, развитие несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних. С учетом изложенного, просил в удовлетворении административного иска прокурора города Брянска отказать.

Представитель заинтересованного лица - филиала по Советскому району г. Брянска ФКУ УИИ УФСИН России по Брянской области Кривошеева О.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что оспариваемым Постановлением и Приложением к нему не допускается нарушение действующего законодательства, в том числе трудового. С учетом изложенного, просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель заинтересованного лица - Комитета по экономике БГА в судебное заседание не явился, ходатайств не заявлял.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что постановлением Брянской городской администрации №4197-п от 01.12.2016 г. «О внесении изменений в постановление Брянской городской администрации «Об утверждении перечня мест для отбывания осужденными исправительных работ в городе Брянске» утвержден перечень мест для отбывания осужденными исправительных работ в городе Брянске, согласно которому к организациям, являющимся местами для отбывания осужденными исправительных работ отнесены: ГАПОУ «Брянский транспортный техникум»; ГАУЗ «Брянская городская больница № 2»; ГБУЗ «Брянская областная детская больница»; ГБУЗ «Брянский областной противотуберкулезный диспансер»; ФГБ ОУВО «Брянский государственный Университет имени академика И.Г.Петровского».

Административный истец, обращаясь в суд с указанными иском, ссылается на нормативность оспариваемого постановления.

Нормативный правовой акт - письменный документ, принятый в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

Под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. Норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения. Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки: неоднократность применения, т.е. норма не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением, а также ее неперсонифицированность, т.е. норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно разъяснениям п. 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2007 г. №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками нормативного правового акта являются издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или на прекращение существующих правоотношений.

В силу ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с данным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций в исправлении осужденных.

В силу части 1 статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерации осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Аналогичные предписания предусмотрены частью 1 статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Проанализировав приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что к полномочиям органов местного самоуправления отнесено определение организаций и предприятий, в которых возможно трудоустройство осужденных и отбывание ими уголовного наказания.

Из содержания оспариваемого постановления Брянской городской администрации №4197-п от 01 декабря 2016 года усматривается, что указанный акт направлен на урегулирование общественных отношений, возникающих в связи с трудоустройством осужденных.

Определяя круг работодателей, уполномоченный орган установил, с одной стороны, обязанность указанных в нем работодателей создавать для определенной категории граждан рабочие места, с другой - право неопределенного круга лиц (осужденных) на трудоустройство к указанным в оспариваемом постановлении работодателям на созданные места.

Кроме того, оспариваемый акт направлен на неоднократное применение.

С учетом изложенного, оспариваемое постановление Брянской городской администрации от 01.12.2016 № 4197-п «О внесении изменений в постановление Брянской городской администрации «Об утверждении перечня мест для отбывания осужденными исправительных работ в городе Брянске» является нормативным правовым актом.

С учетом изложенного, суд полагает, что исковые требования прокурора города Брянска подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 179, 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Прокурора города Брянска к Брянской городской администрации о признании незаконным постановления Брянской городской администрации №4197-п от 01.12.2016 г. «О внесении изменений в постановление Брянской городской администрации «Об утверждении перечня мест для отбывания осужденными исправительных работ в городе Брянске» недействующим в части определения ГАПОУ «Брянский транспортный техникум», ГАУЗ «Брянская городская больница №2», ГБУЗ «Брянская областная детская больница», ГБУЗ «Брянский областной противотуберкулезный диспансер», ФГБ ОУВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» в качестве мест для отбывания осужденными исправительных работ на предприятиях Брянска – удовлетворить.

Признать незаконным постановление Брянской городской администрации №4197-п от 01.12.2016 г. «О внесении изменений в постановление Брянской городской администрации «Об утверждении перечня мест для отбывания осужденными исправительных работ в городе Брянске» недействующим в части определения ГАПОУ «Брянский транспортный техникум», ГАУЗ «Брянская городская больница №2», ГБУЗ «Брянская областная детская больница», ГБУЗ «Брянский областной противотуберкулезный диспансер», ФГБ ОУВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» в качестве мест для отбывания осужденными исправительных работ на предприятиях Брянска.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд гор. Брянска в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья М.Р. Борлаков

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 24 ноября 2017 года.

Мотивированное решение изготовлено 29 ноября 2017 года.