ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4429/19 от 14.08.2019 Кировского районного суда (Город Санкт-Петербург)

№ 2а-4429/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Санкт-Петербург 14 августа 2019 года

Кировский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Елькиной С.Л.,

с участием старшего помощника прокурора

Кировского района г. Санкт-Петербурга ФИО1,

при секретаре Козине А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Морские ворота о признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидата,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в Кировский районный суд города Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Морские ворота (далее – ИКМО Морские ворота) о признании незаконным и отмене решения ИКМО Морские ворота от 11.07.2019 № 3.1 о регистрации кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 90 ФИО3

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота (далее – МС МО Морские ворота) от 19.06.2019 № 03/01 на 08.09.2019 назначены выборы депутатов муниципального совета муниципального образования муниципального округа Морские ворота шестого созыва. Административный истец является зарегистрированным кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 90. ФИО2 полагает оспариваемое решение ИКМО Морские ворота незаконным по тем основания, что кандидатом ФИО3 представлены в избирательную комиссию не все документы, необходимые в соответствии с законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата: среди документов, представленных заинтересованным лицом в ИКМО Морские ворота для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, имеются документы, оформленные с нарушением требований закона; в документах, представленных заинтересованным лицом в ИКМО Морские ворота для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, содержатся не все сведения, предусмотренные пунктами 2 и 2.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ). ФИО2 полагает, что регистрация кандидата ФИО3, не выполнившей все требования закона нарушает принцип равенства кандидатов и создает для него преимущественные условия для участия в избирательной кампании.

Административный истец ФИО2 надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, доверил представлять свои интересы представителю по доверенности ФИО4

В судебном заседании представитель административного истца пояснил, что основанием для отмены регистрации кандидата ФИО3 является нарушение п. 2.2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ, а именно: ФИО3 под видом документа представила оригинал справки от работодателя от 26.06.2019 года № 152/205 из отдела по вопросам госслужбы и кадров Администрации кировского района СПб. Однако надлежащее официальное происхождение данной справки от работодателя ничем не подтверждено: на справке нет оттиска печати организации. Данный документ не соответствует ГОСТу Р 7.0.97-2016, разделу 4 (п. 24), согласно которому обязательным реквизитом документа называется печать. Также ФИО3 был предоставлен подлинник справки, тогда как в п. 2.2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ говорится о предоставлении заверенных соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).

Представитель ИКМО Морские ворота, действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заинтересованное лицо ФИО3, извещена о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайств и заявлений не представила.

Суд посчитал возможным рассматривать дело в отсутствие заинтересованного лица.

Санкт-петербургская избирательная комиссия извещена о данном деле.

Старший помощник прокурора Кировского района Санкт-Петербурга ФИО1 в судебном заседании полагала административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, в связи с отсутствием законных оснований.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, проверив материалы дела, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).

В целях обеспечения реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга принят Закон Санкт-Петербурга от 26.05.2014 №303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее Закон Санкт-Петербурга № 303-46).

Порядок и условия выдвижения кандидата содержаться в статье 33 Федерального закона 67-ФЗ и ст. 22 Закона Санкт-Петербурга № 303-46.

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.

Пунктом 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

В соответствии с пунктом 2.2 этой же статьи вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются: а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы; б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.

Пунктом 3 статьи 33 указанного Федерального закона определено, что вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.

Аналогичные положения содержатся в статье 22 Закона Санкт-Петербурга №303-46.

Как установлено судом в процессе рассмотрения спора, решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота (далее - МС МО Морские ворота) от 19.06.2019 № 03/01 на 08.09.2016 назначены выборы депутатов муниципального совета муниципального образования муниципального округа Морские ворота шестого созыва.

ФИО2, выдвинутый в порядке самовыдвижения, на основании решения ИКМО Морские ворота № 3.6 от 08.07.2019, является зарегистрированным кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Морские ворота шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 90.

ФИО3, выдвинутая избирательным объединением Санкт-петербургское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия», на основании решения ИКМО Морские ворота № 3.7 от 16.07.2019 также является зарегистрированным кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Морские ворота шестого созыва многомандатному избирательному округу № 90.

Согласно Подтверждению о получении документов для регистрации кандидата, выданному в порядке, предусмотренном пунктом 9 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46, ФИО3 02.07.2019 в 13:25 часов представила в ИКМО Морские ворота: заявление о согласии баллотироваться; копию паспорта; копию диплома об образовании; справку – документ, подтверждающий сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности; сведения о размере и источниках доходов, а также об имуществе, принадлежащем на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах; нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации, избирательного объединения; решение органа политической партии, съезда иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата; внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде; копию свидетельства ИНН; копию свидетельства о заключении брака. Из содержания указанного документа следует, что ФИО3 получила разрешение на открытие специального избирательного счета.

05.07.2019 в 14:59 согласно Подтверждению о получении документов для регистрации кандидата, административный истец представил в ИКМО Морские ворота данные об изменениях в сведения о кандидате, ранее представленных в ИКМО (справку об отсутствии изменений на дату подачи второго пакета документов); первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда со справкой; внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде.

По итогам рассмотрения заявления о выдвижении и представленных документов, ИКМО Морские ворота принято оспариваемое решение.

В силу пункта 5 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.

В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, в том числе по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с частью 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).

По существу заявленных административных исковых требований судом установлено следующее.

Согласно п.2.2. ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ, Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются: копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы; если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.

Административный истец ссылается на то, что под видом документа ФИО3 представила оригинал справки от работодателя от 26.06.2019 года № 152/205 из отдела по вопросам госслужбы и кадров Администрации Кировского района СПб. Однако надлежащее официальное происхождение данной справки от работодателя ничем не подтверждено: на справке нет оттиска печати организации. Данный документ не соответствует ГОСТу Р 7.0.97-2016, разделу 4 (п. 24)

Согласно разделу 4 (п. 24) ГОСТу Р 7.0.97-2016, при подготовке и оформлении документов используют реквизиты, определения которых приведены в ГОСТ Р 7.0.8, в том числе - печать.

Вместе с тем, распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 30 июля 2004 года N 76-рп (в редакции от 13 августа 2018 года) "Об организации делопроизводства в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга" утверждена Типовая инструкция по делопроизводству в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга, которая устанавливает общие правила работы со служебной документацией в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга; требования к организации делопроизводства и рационального документооборота, созданию и оформлению документов, организации работы с документами и письмами граждан, контролю за их рассмотрением и исполнением, составлению номенклатуры дел, формированию дел, подготовке документов и писем граждан к дальнейшему хранению и использованию в исполнительных органах (далее - Типовая инструкция).

В соответствии с п. 2 Типовой инструкции по делопроизводству в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга: Правовые и организационные акты, письма и другие документы, подготавливаемые в исполнительных органах, фиксирующие решение административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения регулирования деятельности исполнительных органов, должны иметь необходимые реквизиты и быть оформлены в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.97-2016 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.12.2016 N 2004-ст (далее - ГОСТ Р 7.0.97-2016), а также в соответствии с Инструкцией.

Согласно п. 2.1.22 Типовой инструкции, оттиск печати с изображением Государственного герба Российской Федерации или герба Санкт-Петербурга (далее - гербовая печать) ставится на документах, требующих особого удостоверения их подлинности в соответствии с действующим законодательством. Проставление гербовой печати осуществляется на документах в соответствии с Примерным перечнем согласно приложению N 4 к Инструкции. Оттиск печати без изображения герба проставляется на копиях документов, направляемых за пределы исполнительного органа, размноженных экземплярах документов при их рассылке, выписках из документов, копиях документов, за исключением документов, подтверждающих стаж работы и заработную плату.

Как следует из приложения № 4 к Типовой инструкции, (введен Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 13.08.2018 N 34-рп) примерный перечень видов документов, на которых проставляется оттиск печати с изображением государственного герба российской федерации или герба Санкт-Петербурга включает в себя:

1. Акты (приема законченных строительством объектов, оборудования, выполненных работ; списания; экспертизы).

2. Доверенности (на получение товарно-материальных ценностей, ведение дел в судах).

3. Договоры и соглашения (о материальной ответственности, поставках, подрядах, научно-техническом сотрудничестве, аренде помещений; о производстве работ).

4. Задания (на проектирование объектов, технических сооружений, капитальное строительство; технические).

5. Заявления (на аккредитив; об отказе от акцепта).

6. Командировочные удостоверения.

7. Описи дел.

8. Представления и ходатайства (о награждении орденами и медалями).

9. Письма гарантийные (на выполнение работ, услуг).

10. Поручения (бюджетные; банковские; пенсионные; платежные: сводные, в банк, на получение иностранной валюты со счетов; на перевод валюты; на импорт).

11. Учредительные документы организаций.

12. Реестры (чеков; бюджетных поручений, представляемых в банк).

13. Сметы расходов.

14. Справки (архивные; лимитные; о выплате страховых сумм; об использовании бюджетных ассигнований на зарплату; о начисленной и причитающейся зарплате; о стаже работы).

15. Спецификации (изделий, продукции).

16. Удостоверения.

17. Штатные расписания и изменения к ним.

Таким образом, справка, которая была предоставлена ФИО3 в подтверждение трудовых отношений и занимаемой должности не является документом, на котором должна проставляться печать. Более того, законодатель не устанавливает форму документа, который должен быть предоставлен кандидатом в подтверждение трудовых отношений и занимаемой должности.

Кроме того, административный истец ссылается на то, что ФИО3, в нарушение данной нормы, была предоставлена подлинная справка об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а не копия данного документа, удостоверенная самим кандидатом.

Данный довод о необходимости представить копию справки с места работы не может служить основанием для признания решения ИКМО незаконным, поскольку кандидатом был представлен подлинник справки, который заверения не требовал.

Согласно подпунктам "в.1" и "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются: наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.

Установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО2

На основании изложенного, руководствуясь ст. 174-177, 241-244 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Морские ворота о признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидата ФИО3 от 11 июля 2019 года № 3.1 отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение пяти дней путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд Санкт-Петербурга.

Председательствующий судья: С.Л. Елькина

Решение изготовлено в окончательной

форме 15.08.2019 года.