ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4429/20 от 22.09.2020 Кировского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-4429/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Санкт-Петербург 22 сентября 2020 года

Кировский районный суд г.Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Носковой Н.В.,

с участием административного истца военного прокурора Данилова В.В.,

при секретаре Гавриловой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску военного прокурора 301 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации о признании информации, размещенной в сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

у с т а н о в и л:

Военный прокурор 301 военной прокуратуры гарнизона, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации о признании информации, размещенной в сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 301 военной прокуратурой 301 гарнизона проведена проверка исполнения положений законодательства Российской Федерации в сфере противодействия распространению в телекоммуникационной сети Интернет запрещенной информации.

В ходе проведения проверки установлено, что в сети «Интернет», в социальной сети «Вконтакте» на странице сообщества «История и Археология северо-запад» с сетевым с адресом в альбоме «ПРОДАЖА-ОЦЕНКА» с сетевым адресом размещена информация, представляющая собой предложения о реализации дистанционным способом (посредством сети Интернет) огнестрельного боевого оружия без предоставления лицензии на его приобретение и документов, удостоверяющих личность. В объявлении с сетевым адресом размещена информация о продаже огнестрельного оружия (Mauser 98k). Объявлению сопутствует текст: «10000».

Незаконное приобретение оружия может быть использовано при подготовке к реализации диверсионного, террористического акта, а также совершения иных противоправных действий.

Ознакомится с содержанием сайта может любой интернет-пользователь, вход на сайт свободный, не требующий предварительной регистрации и введения пароля. Ограничения на его передачу, копирование и распространение отсутствуют.

В ходе проведения проверки установить юридическое или физическое лицо, которому принадлежит интернет-сайт, не представилось возможным, в связи с чем, прокурор Кировского района Санкт-Петербурга просит суд признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» на сайте по сетевому адресу , информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации.

Представитель административного истца помощник военного прокурора Данилов В.В. в судебное заседание явился, на удовлетворении административного иска настаивал.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РФ в судебное заседание не явился, извещался судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, возражений по существу заявленных требований не представил, судебная повестка получена, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Суд, выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, 301 военной прокуратурой 301 гарнизона проведена проверка исполнения положений законодательства Российской Федерации в сфере противодействия распространению в телекоммуникационной сети Интернет запрещенной информации.

Согласно Рапорту от 10.08.2020, Акту осмотра от 10.08.2020г. в сети «Интернет» в социальной сети «Вконтакте» на странице сообщества «История и Археология северо-запад» с сетевым с адресом в альбоме «ПРОДАЖА-ОЦЕНКА» с сетевым адресом размещена информация, представляющая собой предложения о реализации дистанционным способом (посредством сети Интернет) огнестрельного боевого оружия без предоставления лицензии на его приобретение и документов, удостоверяющих личность. В объявлении с сетевым адресом размещена информация о продаже огнестрельного оружия (Mauser 98k). Объявлению сопутствует текст: «10000». В ходе проведения проверки установить юридическое или физическое лицо, которому принадлежит интернет-сайт, не представилось возможным. Судом также была проведена проверка в части имеющейся информации о домене на общедоступном сайте, однако, установить юридическое или физическое лицо, которому принадлежит интернет-сайт, кто является провайдером (страна, название провайдера), не представилось возможным, в виду отсутствия таких сведений.

Согласно статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации, в том числе находится определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества.

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регламентированы Федеральным законом «Об оружии», который в том числе направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

В статье 6 Федерального закона «Об оружии» установлены запреты и ограничения на оборот различных видов оружия и боеприпасов, исключающие свободное приобретение, ношение, хранение, перевозку, продажу и передачу данного оружия и боеприпасов без соблюдения установленного законом порядка.

Статьей 9 Федерального закона «Об оружии» установлены правила лицензирования, приобретения, экспонирования и коллекционирования оружия и патронов к нему.

Положениями статьи 13 Федерального закона «Об оружии» установлены правила лицензирования, приобретения, экспонирования и коллекционирования оружия и патронов к нему.

Положениями статьи 13 Федерального закона «Об оружии» за гражданами Российской Федерации закреплено право на приобретение оружия, однако в данной статье также указано на необходимость поручения соответствующей лицензии.

Кроме того, лицензии на приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему выдаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами на основании заявлений граждан Российской Федерации. Срок действия лицензии на приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему- шесть месяцев со дня выдачи лицензии.

Более того, боевое ручное стрелковое оружие и патроны к нему запрещены к продаже гражданам Российской Федерации.

Одним из уголовно-наказуемых деяний в соответствии со ст. 222 УК РФ и ст. 205.1 УК РФ являются незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка и ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов (за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему), а также содействие террористической деятельности.

Незаконное приобретение оружия может быть использовано при подготовке к реализации диверсионного, террористического акта, а также для совершения иных противоправных действий. Реализация неопределенному кругу лиц посредством сети «Интернет» огнестрельного оружия фактически является пособничеством террористической деятельности, создающим опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, безопасности государства, за осуществление которого также предусмотрена уголовная ответственность ст. 205.1 УК РФ.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя, в том числе, организацию, планирование, подготовку террористического акта, информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта. К основным принципам противодействия терроризма относится приоритет мер предупреждения терроризма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той сфере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

В соответствии с требованиями, предусмотренными ст. ст. 9, 10, 15 Закона №149-ФЗ, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Ограничение доступа к информации возможно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

Статьей 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, предусмотрено создание Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов.

Основанием для включения в реестр указанных сведений (доменные имена, указатели страниц сайтов в сети Интернет), является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» в Российской Федерации, запрещенной.

Таким образом, законодательством предусмотрена возможность ограничения распространения информации через сеть «Интернет» в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, в том числе путем признания ее судом запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и включения на основании судебного постановления интернет-сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Защита неопределенного круга лиц, путем признания распространяемой в сети «Интернет» информации запрещенной, при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможна путем привлечения к участию в деле компетентного органа по включению соответствующей запрещенной информации в указанный выше реестр.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда. Российской Федерации от 27.09.2016 №. 36 (О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходя из закрепленного ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее административные дела): о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (ч.ч. 1 и 2 ст. 1 КАС РФ); связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч.ч. 1 и 3 ст. 1 КАС РФ).

К административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Обращение прокурора с административным иском в интересах неопределенного круга лиц фактически направлено на исполнение требований действующего законодательства по государственному контролю за размещением на сайтах в сети «Интернет» информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в целях пресечения доступа к таким сайтам, и не обусловлено возникновением гражданских прав и обязанностей, основания которых предусмотрены ст. 8 ГК РФ, подлежащих защите в порядке гражданского судопроизводства.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает требования военного прокурора 301 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на сайте по сетевому адресу , информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, подлежащими удовлетворению.

С учетом удовлетворения заявленных требований, копию решения надлежит направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения сетевого адреса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление военного прокурора 301 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации о признании информации, размещенной в сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено - удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» на сайте по сетевому адресу , информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Направить копию решения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения сетевого адреса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья: /подпись/ Н.В. Носкова

Копия верна:

Судья Н.В. Носкова