Дело № 2а-442/2020
УИД 65RS0017-01-2020-000387-65
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июня 2020 года г. Холмск Сахалинской области
Холмский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Бакулина П.В.,
при секретаре Смоляковой Ю.Г.,
с участием представителя административного истца Климовой О.В.,
представителя административного ответчика МРИ ФНС № 2 по Сахалинской области Саблиной И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя административного истца Кондрацкого А. П. – Климовой О. В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Сахалинской области о признании незаконным действий и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Представитель административного истца Климова О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к МРИ ФНС № 2 по Сахалинской области о признании незаконным действий и обязании устранить допущенные нарушения. В обоснование указал, что ДД.ММ.ГГГГ. гаражный кооператив № зарегистрирован в качестве юридического лица в целях удовлетворения членов кооператива гаражами-стоянками для индивидуальных автомобилем в <адрес> путем строительства их на собственные средства, а также для последующей эксплуатации и управления ими. В мае 2019 г. члены кооператива, в том числе административный истец узнали, что ДД.ММ.ГГГГ. кооператив исключен из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо в связи с отсутствием в течение 12 месяцев движения по счетам, а также непредставления в течение 12 месяцев отчетности. Указывает, что действия инспекции по исключению кооператива в качестве недействующего не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку кооператив осуществлял свои права и обязанности с момента регистрации в качестве юридического лица и до настоящего времени, заключал сделки, исполнял свои обязательства по сделкам, осуществлял эксплуатацию гаражей. Ссылается на определение Конституционного суда от ДД.ММ.ГГГГ. №-П. При этом ликвидация кооператива привела к прекращению права владения и пользования членами на строения (гаражи), а также права владения земельным участком. В связи с изложенным, просит признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Сахалинской области по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц Гаражного кооператива №), по внесению записи о прекращении деятельности Гаражного кооператива № в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего.
В судебное заседание административный истец Кондрацкий А.П. не явился, извещен о времени и месте судебного заседания. Учитывая, что его явка не является обязательной, участие его представителя, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца Климова О.В. поддержала заявленные требования по изложенным в нем основаниям. Дополнительно пояснила, что отчетность не представлялась кооперативом в связи с правовой неграмотностью.
Представитель административного ответчика МРИ ФНС № 2 по Сахалинской области Саблина И.Г. возражала против удовлетворения заявленных требований. Указала, что гаражный кооператив № состоял на налоговом учете в межрайонной инспекции. При этом инспекцией принято решение в соответствии с требованиями пп. 1, 2 ст. 21.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № 129-Фз «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, поскольку в течение последних 12 месяцев не представляло отчетность, не осуществляю операций по банковскому счету. Указанное решение было опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации». В связи с отсутствием возражений со стороны заинтересованных лиц в течение 3 месяцев с момента опубликования, юридическое лицо было исключено из ЕГРЮЛ. При этом Кондрацкий А.П. обратился в управление ФНС РФ по Сахалинской области только 15.01.2020г. с обращением об оспаривании указанных действий, то есть более чем год, как этого требует п. 8 ст. 22 Федерального закона № 129-ФЗ.
Представитель административного ответчика УФНС по Сахалинской области Тучкова М.В. представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Также представила письменные возражения относительно заявленных требований, которые фактически повторяют доводы МРИ ФНС № 2 по Сахалинской области. Дополнительно указал, что заявителем не представлено доказательств осуществления деятельности кооператива в оспариваемый период времени, невозможности подать заявление с соблюдением годичного срока, установленного п. 3 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ. Ссылка заявителя на Постановление Конституционного суда РФ от 06.12.2011г. № 26-П является необоснованной, поскольку рассматривались иные обстоятельства.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что при наличии одновременно всех указанных в вышеприведенном пункте признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
В силу пунктов 3, 4 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
Из пункта 7 статьи 22 указанного Федерального закона следует, что если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
В пункте 8 данной статьи указано, что исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о Гаражном кооперативе № как о действующем юридическом лице.
ДД.ММ.ГГГГ. МРИ ФНС № 2 по Сахалинской области составлены справки №-О и №-С о непредставлении Гаражным кооперативом № в адрес инспекции налоговой отчетности в течение последних 12 месяцев и отсутствии открытых счетов соответственно.
ДД.ММ.ГГГГ МРИ ФНС № 2 по Сахалинской области вынесено решение о предстоящем исключении гаражного кооператива № из ЕГРЮЛ как недействующего.
ДД.ММ.ГГГГ. указанная информация о предстоящем исключении опубликована в «Вестнике государственной регистрации» (часть 2 №(277).
ДД.ММ.ГГГГ. в ЕГРЮЛ внесены сведения о гаражном кооперативе № как недействующем юридическом лице.
То есть установлено, что кооператив в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих принятию решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, действительно не представлял в налоговый орган документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций по банковским счетам.
Принимая такое решение, МРИ ФНС № 2 по Сахалинской области не учла следующее.
Из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 06 декабря 2011 года N 26-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой гражданина Ф." следует, что критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности. Соответственно, неосуществление некоммерческой организацией в течение последних двенадцати месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету основанием для признания ее недействующей не является. Непредставление же в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения такой организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности, при том, что в силу действующего законодательства налоговые органы не вправе определять, прекратила ли некоммерческая организация фактически осуществлять свою уставную деятельность.
Иное истолкование положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", как допускающих возможность внесудебного исключения некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц без учета специфики ее деятельности и целей, ради которых она создается, приводило бы к чрезмерному ограничению прав и свобод граждан, что недопустимо.
Суд учитывает, что данная правовая позиция применима и к сложившимся правоотношениям между МРИ ФНС № 2 по Сахалинской области и Гаражным кооперативом № 16, поскольку кооператив является некоммерческой организацией.
В судебном заседании установлено, что Гаражный кооператив осуществляет свою деятельность по настоящее время, о чем свидетельствуют представленные в судебное заседание доказательства.
В частности, об этом свидетельствуют приходные кассовые ордера о приеме денежных средств кооперативом и расходные кассовые ордера на очистку снега за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., кассовые чеки на оплату денежных средств за потребленную электроэнергию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., где плательщиком выступает Гаражный кооператив, актами оказанных услуг между Гаражным кооперативом и ОП «Энергосбыт» ПАО «Сахалинэнерго» с 2014 по 2018гг., акты сверок между ПАО «Сахалинэнерго» и Гаражным кооперативом с 2011 по 2020гг.; счета-фактуры между ПАО «Сахалинэнерго» и Гаражным кооперативом с 2014 по 2018гг.; заявления о приеме в члены кооператива и исключении из них с 2011 по 2018гг.; акты снятия показаний электроэнергии с 2011 по 2017гг.; протоколы общих собраний членов кооператива от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ.; договор энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ., договор энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Данные доказательства указывают на то, что кооператив фактически осуществляет деятельность, ведет финансово-хозяйственную деятельность в целях удовлетворения личных потребностей членов кооператива то есть не прекратил своего существования.
При таких обстоятельствах требования заявителя являются обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Представителем административного истца заявлено требование об обязании МРИ ФНС № 2 по Сахалинской области устранить допущенные нарушения в течение 10 дней с момента вступления реше6ния в законную силу.
Учитывая данную позицию, суд считает в целях восстановления нарушенных права заявителя возложить обязанность на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 2 по Сахалинской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующие изменения о восстановлении в Едином государственном реестре юридических лиц сведения о Гаражном кооперативе № 16 (ОГРН 1096509000235) в качестве действующего юридического лица в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
Указанный срок суд считает разумным, соответствующим обстоятельствам дела.
Доводы представителей ответчиков о пропуске административным истцом срока обжалования решения об исключении недействующего юридического лица из реестра является несостоятельным.
Так, на основании пункта 8 статьи 22 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Как следует из объяснений представителя административного истца Климовой О.В., он узнал об исключении кооператива из ЕГРЮЛ в мае 2019 года при получении электронной выписки из реестра. В суд с административным иском он обратился 25.03.2020г., то есть в пределах установленного законом годичного срока. Объективных данных опровергающих данные объяснения административного истца, не имеется и суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования удовлетворить
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Сахалинской области по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц Гаражного кооператива №), по внесению записи о прекращении деятельности Гаражного кооператива № в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 2 по Сахалинской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующие изменения о восстановлении в Едином государственном реестре юридических лиц сведения о Гаражном кооперативе №№) в качестве действующего юридического лица в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Холмский городской суд Сахалинской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Бакулин П.В.