ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-442/2016 от 26.08.2016 Петровского городского суда (Саратовская область)

Дело № 2а-442/2016

Решение

Именем Российской Федерации

26 августа 2016 года город Петровск

Петровский городской суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Романовой Е.В.,

при секретаре Чемеровой Д.А.,

с участием:

представителя административного истца - помощника Петровского межрайонного прокурора – Байкова С.С.,

представителя административного ответчика – ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Петровского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, к Администрации Петровского муниципального района Саратовской области о признании постановления Администрации Петровского муниципального района Саратовской области № 340-П от 11 апреля 2014 года «Об утверждении положения «О предоставлении субсидий на возмещение затрат по опубликованию в средствах массовой информации информационных материалов и правовых актов органов местного самоуправления Петровского муниципального района» недействующим в части,

установил:

Петровский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации к Администрации Петровского муниципального района Саратовской области (далее по тексту – Администрация, административный ответчик) о признании недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Положение о предоставлении субсидий на возмещение затрат по опубликованию в средствах массовой информации информационных материалов и правовых актов органов местного самоуправления Петровского муниципального района, утвержденное постановлением администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 11.04.2014 №340-П «О предоставлении субсидий на возмещение затрат по опубликованию в средствах массовой информации информационных материалов и правовых актов органов местного самоуправления Петровского муниципального района» (далее по тексту – постановление от 11.04.2014 года № 340-П»), в той части, что им не установлен запрет для юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, на приобретение иностранной валюты за счет средств, полученных в качестве субсидии на возмещение затрат по опубликованию в средствах массовой информации информационных материалов и правовых актов органов местного самоуправления Петровского муниципального района.

Требования обоснованы тем, что прокуратурой района проведена проверка на предмет соответствия Федеральному законодательству постановления от 11.04.2014 года № 340-П, в ходе которой установлено несоответствие указанного постановления действующему законодательству.

Административный истец указывает, что данным постановлением утверждено Положение о предоставлении субсидий на возмещение затрат по опубликованию в средствах массовой информации информационных материалов и правовых актов органов местного самоуправления Петровского муниципального района (далее по тексту – Положение).

В соответствии с п.1 ст.78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пп.2 п.3 ст.78 Бюджетного кодекса РФ муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий.

В силу требований п.5.1 ст.78 Бюджетного кодекса РФ при предоставлении субсидий, предусмотренных настоящей статьей, юридическим лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, является запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий указанным юридическим лицам.

На противоречащий закону правовой акт Петровской межрайонной прокуратурой 25 июля 2016 года принесён протест, однако, до настоящего времени Постановление от 11.04.2014 года № 340-П в соответствие с действующим законодательством РФ не приведено, что послужило основанием обращения Петровского межрайонного прокурора с настоящим административным иском в суд.

В судебном заседании помощник Петровского межрайонного прокурора Байков С.С. поддержал требования в полном объеме по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика – администрации Петровского муниципального района Саратовской области - ФИО1 административные исковые требования признал в полном объеме, не возражал против их удовлетворения, пояснил, что в настоящее время разработан проект постановления о внесении изменений в Постановление от 11.04.2014 года № 340-П, который проходит процедуру согласования.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьями 9, 11 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.

Исходя из вышеназванных положений закона сторона по делу, самостоятельно определяет характер правоотношений, и если считает, какое-либо его право нарушено, то определяет способ его защиты в соответствии со статьёй 12 ГК РФ, а суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.

Согласно статьи 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьёй 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан. Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

В судебном заседании установлено, что Петровской межрайонной прокуратурой в порядке надзора проведена проверка на предмет соответствия действующему законодательству Постановления от 11.04.2014 года № 340-П, в ходе которой установлено несоответствие указанного постановления действующему законодательству.

11 апреля 2014 года администрацией Петровского муниципального района Саратовской области принято Постановление № 340-П, которым утверждено Положение о предоставлении субсидий на возмещение затрат по опубликованию в средствах массовой информации информационных материалов и правовых актов органов местного самоуправления Петровского муниципального района.

Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

На основании изложенного, оспариваемое постановление является нормативным правовым актом.

Данное постановление опубликовано (обнародовано) 24.04.2014 года, в газете «Петровские вести» № 31 (12505), вступило в силу со дня его опубликования.

В соответствии с п.1 ст.78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пп.2 п.3 ст.78 Бюджетного кодекса РФ муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий.

В силу требований п.5.1 ст.78 Бюджетного кодекса РФ при предоставлении субсидий, предусмотренных настоящей статьей, юридическим лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, является запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий указанным юридическим лицам.

Правовые основы и принципы валютного регулирования установлены Федеральным законом от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту – Федеральный закон №173-ФЗ).

В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона №173-ФЗ валютное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов (далее - акты валютного законодательства Российской Федерации).

Целью Федерального закона №173-ФЗ является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества (преамбула к закону).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Положение не содержит условий предоставления субсидии, предусмотренные п.5.1 ст.78 Бюджетного кодекса РФ, что не соответствует требованиям пп.2 п.3 ст.78 Бюджетного кодекса РФ.

Указанные обстоятельства представителем административного ответчика не оспаривались.

На оспариваемый акт прокуратурой района 25.07.2016 года принесён протест, который рассмотрен и удовлетворён. Однако, до настоящего времени изменения в Постановление от 11.04.2014 года № 340-П не внесены.

В силу статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании части 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.

Согласно статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Пунктом 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» закреплено, что в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты. Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства Российской Федерации), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

При указанных обстоятельствах, суд находит доводы административного истца убедительными, требования Петровского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Петровского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, к Администрации Петровского муниципального района Саратовской области о признании постановления Администрации Петровского муниципального района Саратовской области № 340-П от 11 апреля 2014 года «Об утверждении положения «О предоставлении субсидий на возмещение затрат по опубликованию в средствах массовой информации информационных материалов и правовых актов органов местного самоуправления Петровского муниципального района» недействующим в части, удовлетворить.

Признать недействующим с момента вступления решения в законную силу Положение о предоставлении субсидий на возмещение затрат по опубликованию в средствах массовой информации информационных материалов и правовых актов органов местного самоуправления Петровского муниципального района, утвержденное постановлением администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 11.04.2014 №340-П «О предоставлении субсидий на возмещение затрат по опубликованию в средствах массовой информации информационных материалов и правовых актов органов местного самоуправления Петровского муниципального района», в той части, что им не установлен запрет для юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, на приобретение иностранной валюты за счет средств, полученных в качестве субсидии на возмещение затрат по опубликованию в средствах массовой информации информационных материалов и правовых актов органов местного самоуправления Петровского муниципального района.

Возложить на администрацию Петровского муниципального района Саратовской области обязанность опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем обращения с апелляционной жалобой в Петровский городской суд Саратовской области.

Мотивированный текст решения изготовлен 29 августа 2016 года.

Председательствующий Е.В. Романова