ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-442/2017 от 07.04.2017 Петушинского районного суда (Владимирская область)

Дело № 2а-442/2017 *

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 апреля 2017 года г. Петушки

Петушинский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи И.В. Язева,

при секретаре судебного заседания С.М.Кулигиной,

с участием:

- административного истца - помощника прокурора Владимирской природоохранной прокуратуры Логиновой Т.Н.;

- представителя административного ответчика - администрации МО города Костерево Петушинского района Владимирской области ФИО1;

- представителя административного ответчика - МУП «Костеревские коммунальные системы» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Владимирской природоохранной прокуратуры к администрации МО города Костерево Петушинского района Владимирской области и МУП «Костеревские коммунальные системы» о признании незаконными действий (бездействия), обязании устранить нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Владимирский природоохранный прокурор обратился в суд с уточненным административным иском к администрации МО города Костерево Петушинского района Владимирской области (далее - Администрация) и МУП «Костеревские коммунальные системы» (далее - МУП), требуя:

- признать незаконным бездействие Администрации, выразившееся в ненадлежащем исполнении полномочий по организации водоснабжения в границах города;

- обязать Администрацию организовать водоснабжение в границах города Костерево в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до 01.01.2018г.;

- признать незаконным бездействие МУП, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанности по оформлению лицензии на право пользования недрами с целью забора воды из артезианских скважин;

- обязать МУП в срок до 01.01.2018г. оформить лицензию на право пользования недрами, а именно двумя эксплуатируемыми артезианскими скважинами, расположенными на ул. Писцова, г. Костерево Петушинского района Владимирской области.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что с августа 2016 года по настоящее время МУП без наличия соответствующей лицензии оказывает услуги водоснабжения и водоотведения жителям и предприятиям г. Костерево Петушинского района, с использованием объектов коммунальной инфраструктуры - артезианских скважин и очистные сооружений.

Администрация, имея обязанность по организации надлежащего водоснабжения на территории муниципального образования, достаточных действий к тому не предпринимает.

Помощник Владимирского природоохранного прокурора Логинова Ю.С. в судебном заседании полностью поддержала исковые требования, просила их удовлетворить, пояснила, что срок устранения Администрацией нарушений является мнением истца и может быть скорректирован судом.

Представитель административного ответчика администрации МО города Костерево Петушинского района Владимирской области ФИО1 в судебном заседании требования признала в части обязать организовать водоснабжение в границах города Костерево в соответствии с требованиями действующего законодательства. В остальной части требований просила отказать, указав, что незаконного бездействия не имеется.

Представитель административного ответчика МУП «Костеревские коммунальные системы» ФИО2, в судебном заседании требования признала в полном объеме.

Изучив письменные материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, регулирует Федеральный закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон Российской Федерации «О недрах».

Как следует из материалов дела, постановлением главы города Костерёво от дата. в хозяйственное ведение МУП переданы объекты коммунальной инфраструктуры - две артезианские скважины и очистные сооружения на улице Писцова в г.Костерёво.

С августа 2016 года по настоящее время МУП «Костерёвские коммунальные системы» оказывает услуги водоснабжения и водоотведения жителям и предприятиям г.Костерёво Петушинского района.

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения - лицензии.

Согласно статье 9 Закона Российской Федерации «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане и юридические лица. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр.

Статьей 11 Закона Российской Федерации «О недрах» установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Только лицензия удостоверяет право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

В судебном заседании установлено, что вопреки вышеуказанным нормам законодательства МУП «Костерёвские коммунальные системы» осуществляет пользование подземными водными объектами, а именно артезианскими скважинами, без оформления лицензии на недропользование.

Выявленный факт суд расценивает как результат незаконного бездействия МУП по своевременному получению разрешительной документации. При этом суд учитывает, что первая часть комплекса мер по получению лицензии - установление поясов охранных зон водозаборных скважин, до настоящего времени не реализована, соответствующий подрядный договор заключен лишь 20.03.2017г.

С учетом изложенных обстоятельств, суд полагает, что обоснованность требований Владимирского природоохранного прокурора к МУП «Костеревские коммунальные системы» нашла подтверждение в ходе рассмотрения дела, срок устранения выявленного нарушения - до 01.01.2018г. является целесообразным, учитывающим нормативную длительность процесса получения лицензии.

Оценивая требования иска, предъявленные к Администрации, суд приходит к следующему.

Положениями статьи 41 Конституции Российской Федерации об охране здоровья граждан, пунктом 4 части 1 статьи 14, пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения и городского округа относится, в числе прочих, организация в границах городского поселения или округа водоснабжения населения.

В силу положений п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 №416-ФЗ, п.4 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерацию) от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация водоснабжения населения, водоотведения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае, невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Организацию в границах города Костерёво водоснабжения населения к вопросам местного значения города Костерёво относит и пункт 4 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования город Костерёво.

Как следует из материалов дела, муниципальное унитарное предприятие «Костерёвские коммунальные системы» учреждено администрацией муниципального образования город Костерёво 30.03.2016г.

Как установлено судом выше, со стороны МУП имеет место самовольное пользование недрами без лицензии, что противоречит действующему законодательству и свидетельствует о ненадлежащей организации водоснабжения на территории города и, соответственно, о неисполнении администрацией муниципального образования город Костерёво возложенных полномочий.

Согласно пункту 74 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644, при отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным приложением N 1.

В судебном заседании также установлено, что данное требование Администрацией не исполняется.

Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

При таких обстоятельствах требования к Администрации являются обоснованными, при этом срок устранения вывяленных нарушений - до 01.01.2018г. является чрезмерным, не отвечающим социальной значимости организации надлежащего водоснабжения, в связи с чем, суд полагает необходимым установить срок исполнения - 10 дней с момента вступления решения в законную силу.

Кроме того, су в силу ст.46 КАС РФ принимает полное признание иска МУП «Костеревские коммунальные системы» и частичное признание иска Администрацией (в части обязании устранить выявленные нарушения), поскольку это не противоречит закону, не нарушает чьих-либо прав и законных интересов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить административные исковые требования Владимирской природоохранной прокуратуры к администрации МО города Костерево Петушинского района Владимирской области и МУП «Костеревские коммунальные системы» о признании незаконными действий (бездействия), обязании устранить нарушения.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования города Костерево Петушинского района Владимирской области, выразившееся в ненадлежащем исполнении полномочий по организации водоснабжения в границах города.

Обязать администрацию МО города Костерево Петушинского района Владимирской области организовать водоснабжение в границах города Костерево Петушинского района Владимирской области в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.

Признать незаконным бездействие МУП «Костеревские коммунальные системы», выразившиеся в ненадлежащем исполнении обязанности по оформлению лицензии на право пользования недрами с целью забора воды из артезианских скважин.

Обязать МУП «Костеревские коммунальные системы» в срок до 01.01.2018г. оформить лицензию на право пользования недрами - двумя артезианскими скважинами, расположенными на ул. Писцова, г. Костерево Петушинского района Владимирской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд Владимирской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

*

*

*

Судья Петушинского районного суда И.В. Язев