ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-442/2021 от 15.09.2021 Кваркенского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2а-442/2021

56RS0017-01-2021-000625-77

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 сентября 2021 года с. Кваркено

Кваркенский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Паршиной О.С.,

при секретаре Шмелевой Е.А.,

с участием помощника прокурора Кваркенского района Макеева И.А.,

представителя административных ответчиков ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по искам прокурора Кваркенского района Оренбургской области, поданным в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Приморский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Красноярский поссовет Кваркенского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Коминтерновский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Аландский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Новооренбургский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения,

установил:

прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с названными исками к указанным ответчикам.

В обоснование заявленных требований указал, что на территории МО Приморский сельсовет фактически сформирована и действует добровольная пожарная охрана. Члены этой пожарной охраны не являются членами, участниками общественного объединения пожарной охраны, не обучались по программе профессиональной подготовки добровольных пожарных, не имеют специального профессионального образования в области пожарной безопасности. ДД.ММ.ГГГГ главе МО Приморский сельсовет внесено представление об устранении таких нарушений, однако ответчиком организация обучения граждан в области пожарной безопасности, организация подачи заявлений для включения в единый реестр добровольных пожарных не проведена.

Просил признать бездействие ответчика в части организации обучения и организации регистрации членов добровольной пожарной охраны МО Приморский сельсовет в едином реестре добровольных пожарных незаконным; обязать ответчика в течении месяца со дня вступления решения в законную силу подать заявки на обучение членов добровольной пожарной охраны МО Приморский сельсовет, организовать подачу заявлений членов добровольной пожарной охраны МО Приморский сельсовет для регистрации в едином реестре добровольных пожарных.

В ходе подготовки дела к слушанию представитель ответчика представил письменные возражения на иск. Указал, что орган местного самоуправления не вправе создавать добровольную пожарную охрану, поскольку не является физическим лицом и общественным объединением. Лица, с которыми ответчик заключает договоры оказания услуг для организации первичных мер пожарной безопасности, не являются членами добровольной пожарной охраны, поскольку на территории муниципального образования добровольная пожарная охрана не создавалась. Включение в реестр добровольных пожарных производится на основании заявления общественного объединения пожарной охраны, которого на территории поселения не имеется. Также, и при наличии такой пожарной охраны на территории поселения, администрация не обязана и не вправе подавать такие заявления или организовывать их подачу. Полагает, что в силу указанных обстоятельств не подлежит удовлетворению требование о возложении на ответчика обязанности подать заявки на обучение членов добровольной пожарной охраны.

В ходе рассмотрения дела прокурор изменил предмет иска.

Указал, что в ходе проверки установлено, что на территории МО Приморский сельсовет меры первичной пожарной безопасности осуществляют граждане в количестве шести человек Г. В.И., Б. Р.Р., С. В.Н., Б. Р.Г., Д. С.В., Е. И.В. на основании договоров гражданско-правового характера по оказанию услуг в области пожарной безопасности, заключенных с МО Приморский сельсовет. Эти лица не зарегистрированы в едином реестре добровольных пожарных, не имеют профессионального обучения по программам профессиональной подготовки и программам повышения квалификации добровольных пожарных, на территории МО Приморский сельсовет добровольная пожарная охрана не сформирована, нет условий для организации такой охраны. Согласно названным договорам ответчик поручил указанным выше лицам осуществлять услуги по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Однако ответчик не принял Положение о создании муниципальной пожарной охраны, нет нормативно-правового регулирования деятельности муниципальной пожарной охраны МО Приморский сельсовет. Муниципальная пожарная охрана в МО Приморский сельсовет отсутствует.

Окончательно просил признать незаконным бездействие ответчика при обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов МО Приморский сельсовет; обязать ответчика в течении месяца со дня вступления решения в законную силу обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов МО Приморский сельсовет, а именно создать условия для организации добровольной пожарной охраны путем определения помещений для личного состава добровольной пожарной охраны, обеспечения средствами пожаротушения, а также принять решение о создании муниципальной пожарной охраны МО Приморский сельсовет, разработать Положение о муниципальной пожарной охране МО Приморский сельсовет.

В обоснование заявленных требований также указал, что на территории МО Новооренбургский сельсовет фактически сформирована и действует добровольная пожарная охрана, с которыми заключены договоры на оказание услуг гражданско-правового характера. Согласно ответу главы МО Новооренбургский сельсовет на территории муниципального образования имеется два инспектора по первичным мерам пожарной безопасности. Согласно указанным договорам, указанные лица обязаны оказывать следующие услуги: подвоз воды в случае возникновения пожаров, содержать в исправном состоянии снаряжение, инструмент, средства индивидуальной защиты, автомобиль приспособленный для подвоза воды, проводить разъяснительную работу с населением о мерах противопожарной безопасности поведению при возникновении пожарной ситуации, проводить подворный обход населения и вручать памятки по соблюдению первичных мер противопожарной безопасности, вести журнал врученных памяток, контролировать пожарную обстановку. Члены этой пожарной охраны не являются членами, участниками общественного объединения пожарной охраны, не обучались по программе профессиональной подготовки добровольных пожарных, не имеют специального профессионального образования в области пожарной безопасности. ДД.ММ.ГГГГ главе МО Новооренбургский сельсовет внесено представление об устранении таких нарушений, однако ответчиком организация обучения граждан в области пожарной безопасности, организация подачи заявлений для включения в единый реестр добровольных пожарных не проведена.

Просил признать бездействие ответчика в части организации обучения и организации регистрации членов добровольной пожарной охраны МО Новооренбургский сельсовет в едином реестре добровольных пожарных незаконным; обязать ответчика в течении месяца со дня вступления решения в законную силу подать заявки на обучение членов добровольной пожарной охраны МО Новооренбургский сельсовет, организовать подачу заявлений членов добровольной пожарной охраны МО Новооренбургский сельсовет для регистрации в едином реестре добровольных пожарных.

В ходе подготовки дела к слушанию представитель ответчика представил письменные возражения на иск. Указал, что орган местного самоуправления не вправе создавать добровольную пожарную охрану, поскольку не является физическим лицом и общественным объединением. Лица, с которыми ответчик заключает договоры оказания услуг для организации первичных мер пожарной безопасности, не являются членами добровольной пожарной охраны, поскольку на территории муниципального образования добровольная пожарная охрана не создавалась. Включение в реестр добровольных пожарных производится на основании заявления общественного объединения пожарной охраны, которого на территории поселения не имеется. Также, и при наличии такой пожарной охраны на территории поселения, администрация не обязана и не вправе подавать такие заявления или организовывать их подачу. Полагает, что в силу указанных обстоятельств не подлежит удовлетворению требование о возложении на ответчика обязанности подать заявки на обучение членов добровольной пожарной охраны.

В ходе рассмотрения дела прокурор изменил предмет иска.

Указал, что в ходе проверки установлено, что на территории МО Новооренбургский сельсовет меры первичной пожарной безопасности осуществляют Р. А.Р., О. А.Н. на основании договоров возмездного оказания услуг, заключенных с МО Новооренбургский сельсовет. Эти лица не зарегистрированы в едином реестре добровольных пожарных, не имеют профессионального обучения по программам профессиональной подготовки и программам повышения квалификации добровольных пожарных, на территории МО Новооренбургский сельсовет добровольная пожарная охрана не сформирована, нет условий для организации такой охраны. Согласно названным договорам ответчик поручил указанным выше лицам осуществлять услуги по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Однако ответчик не принял Положение о создании муниципальной пожарной охраны, нет нормативно-правового регулирования деятельности муниципальной пожарной охраны МО Новооренбургский сельсовет. Муниципальная пожарная охрана в МО Новооренбургский сельсовет отсутствует.

Окончательно просил признать незаконным бездействие ответчика при обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов МО Новооренбургский сельсовет; обязать ответчика в течении месяца со дня вступления решения в законную силу обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов МО Новооренбургский сельсовет, а именно создать условия для организации добровольной пожарной охраны путем определения помещений для личного состава добровольной пожарной охраны, обеспечения средствами пожаротушения, а также принять решение о создании муниципальной пожарной охраны МО Новооренбургский сельсовет, разработать Положение о муниципальной пожарной охране МО Новооренбургский сельсовет.

В обоснование заявленных требований также указал, что на территории МО Аландский сельсовет фактически сформирована и действует добровольная пожарная охрана в количестве пяти человек, с которыми заключены договоры на оказание услуг гражданско-правового характера. Согласно ответу главы МО Аландский сельсовет имеется 4 водителя по подвозу воды при возникновении пожаров и 1 рабочий по оказанию первичных мер пожарной безопасности. Члены этой добровольной пожарной охраны не являются членами, участниками общественного объединения пожарной охраны, не обучались по программе профессиональной подготовки добровольных пожарных, не имеют специального профессионального образования в области пожарной безопасности. ДД.ММ.ГГГГ главе МО Аландский сельсовет внесено представление об устранении таких нарушений, однако ответчиком организация обучения граждан в области пожарной безопасности, организация подачи заявлений для включения в единый реестр добровольных пожарных не проведена.

Просил признать бездействие ответчика в части организации обучения и организации регистрации членов добровольной пожарной охраны МО Аландский сельсовет в едином реестре добровольных пожарных незаконным; обязать ответчика в течении месяца со дня вступления решения в законную силу подать заявки на обучение членов добровольной пожарной охраны МО Аландский сельсовет, организовать подачу заявлений членов добровольной пожарной охраны МО Аландский сельсовет для регистрации в едином реестре добровольных пожарных.

В ходе подготовки дела к слушанию представитель ответчика представил письменные возражения на иск. Указал, что орган местного самоуправления не вправе создавать добровольную пожарную охрану, поскольку не является физическим лицом и общественным объединением. Лица, с которыми ответчик заключает договоры оказания услуг для организации первичных мер пожарной безопасности, не являются членами добровольной пожарной охраны, поскольку на территории муниципального образования добровольная пожарная охрана не создавалась. Включение в реестр добровольных пожарных производится на основании заявления общественного объединения пожарной охраны, которого на территории поселения не имеется. Также, и при наличии такой пожарной охраны на территории поселения, администрация не обязана и не вправе подавать такие заявления или организовывать их подачу. Полагает, что в силу указанных обстоятельств не подлежит удовлетворению требование о возложении на ответчика обязанности подать заявки на обучение членов добровольной пожарной охраны.

В ходе рассмотрения дела прокурор изменил предмет иска.

Указал, что в ходе проверки установлено, что на территории МО Аландский сельсовет меры первичной пожарной безопасности осуществляются лицами из числа местных жителей МО Аландский сельсовет на основании договоров возмездного оказания услуг, заключенных с МО Аландский сельсовет. Эти лица не зарегистрированы в едином реестре добровольных пожарных, не имеют профессионального обучения по программам профессиональной подготовки и программам повышения квалификации добровольных пожарных, на территории МО Аландский сельсовет добровольная пожарная охрана не сформирована, нет условий для организации такой охраны. Согласно названным договорам ответчик поручил указанным лицам осуществлять услуги по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Однако ответчик не принял Положение о создании муниципальной пожарной охраны, нет нормативно-правового регулирования деятельности муниципальной пожарной охраны МО Аландский сельсовет. Муниципальная пожарная охрана в МО Аландский сельсовет отсутствует.

Окончательно просил признать незаконным бездействие ответчика при обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов МО Аландский сельсовет; обязать ответчика в течении месяца со дня вступления решения в законную силу обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов МО Аландский сельсовет, а именно создать условия для организации добровольной пожарной охраны путем определения помещений для личного состава добровольной пожарной охраны, обеспечения средствами пожаротушения, а также принять решение о создании муниципальной пожарной охраны МО Аландский сельсовет, разработать Положение о муниципальной пожарной охране МО Аландский сельсовет.

В обоснование заявленных требований также указал, что на территории МО Коминтерновский сельсовет фактически сформирована и действует добровольная пожарная охрана, с которыми заключены договоры на оказание услуг гражданско-правового характера. Согласно ответу главы МО Коминтерновский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ на территории МО имеется добровольная пожарная охрана. Члены этой добровольной пожарной охраны не являются членами, участниками общественного объединения пожарной охраны, не обучались по программе профессиональной подготовки добровольных пожарных, не имеют специального профессионального образования в области пожарной безопасности. ДД.ММ.ГГГГ главе МО Коминтерновский сельсовет внесено представление об устранении таких нарушений, однако ответчиком организация обучения граждан в области пожарной безопасности, организация подачи заявлений для включения в единый реестр добровольных пожарных не проведена.

Просил признать бездействие ответчика в части организации обучения и организации регистрации членов добровольной пожарной охраны МО Коминтерновский сельсовет в едином реестре добровольных пожарных незаконным; обязать ответчика в течении месяца со дня вступления решения в законную силу подать заявки на обучение членов добровольной пожарной охраны МО Коминтерновский сельсовет, организовать подачу заявлений членов добровольной пожарной охраны МО Коминтерновский сельсовет для регистрации в едином реестре добровольных пожарных.

В ходе подготовки дела к слушанию представитель ответчика представил письменные возражения на иск. Указал, что орган местного самоуправления не вправе создавать добровольную пожарную охрану, поскольку не является физическим лицом и общественным объединением. Лица, с которыми ответчик заключает договоры оказания услуг для организации первичных мер пожарной безопасности, не являются членами добровольной пожарной охраны, поскольку на территории муниципального образования добровольная пожарная охрана не создавалась. Включение в реестр добровольных пожарных производится на основании заявления общественного объединения пожарной охраны, которого на территории поселения не имеется. Также, и при наличии такой пожарной охраны на территории поселения, администрация не обязана и не вправе подавать такие заявления или организовывать их подачу. Полагает, что в силу указанных обстоятельств не подлежит удовлетворению требование о возложении на ответчика обязанности подать заявки на обучение членов добровольной пожарной охраны.

В ходе рассмотрения дела прокурор изменил предмет иска.

Указал, что в ходе проверки установлено, что на территории МО Коминтерновский сельсовет меры первичной пожарной безопасности осуществляются А. Р.С., П. С.С. на основании договоров возмездного оказания услуг, заключенных с МО Коминтерновский сельсовет. Эти лица не зарегистрированы в едином реестре добровольных пожарных, не имеют профессионального обучения по программам профессиональной подготовки и программам повышения квалификации добровольных пожарных, на территории МО Коминтерновский сельсовет добровольная пожарная охрана не сформирована, нет условий для организации такой охраны. Согласно названным договорам ответчик поручил указанным лицам осуществлять услуги по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Однако ответчик не принял Положение о создании муниципальной пожарной охраны, нет нормативно-правового регулирования деятельности муниципальной пожарной охраны МО Коминтерновский сельсовет. Муниципальная пожарная охрана в МО Коминтерновский сельсовет отсутствует.

Окончательно просил признать незаконным бездействие ответчика при обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов МО Коминтерновский сельсовет; обязать ответчика в течении месяца со дня вступления решения в законную силу обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов МО Коминтерновский сельсовет, а именно создать условия для организации добровольной пожарной охраны путем определения помещений для личного состава добровольной пожарной охраны, обеспечения средствами пожаротушения, а также принять решение о создании муниципальной пожарной охраны МО Коминтерновский сельсовет, разработать Положение о муниципальной пожарной охране МО Коминтерновский сельсовет.

В обоснование заявленных требований также указал, что на территории МО Красноярский поссовет фактически сформирована и действует добровольная пожарная охрана в количестве 3 человек, с которыми заключены договоры на оказание услуг гражданско-правового характера. Члены этой добровольной пожарной охраны не являются членами, участниками общественного объединения пожарной охраны, не обучались по программе профессиональной подготовки добровольных пожарных, не имеют специального профессионального образования в области пожарной безопасности. ДД.ММ.ГГГГ главе МО Красноярский поссовет внесено представление об устранении таких нарушений, однако ответчиком организация обучения граждан в области пожарной безопасности, организация подачи заявлений для включения в единый реестр добровольных пожарных не проведена.

Просил признать бездействие ответчика в части организации обучения и организации регистрации членов добровольной пожарной охраны МО Красноярский поссовет в едином реестре добровольных пожарных незаконным; обязать ответчика в течении месяца со дня вступления решения в законную силу подать заявки на обучение членов добровольной пожарной охраны МО Красноярский поссовет, организовать подачу заявлений членов добровольной пожарной охраны МО Красноярский поссовет для регистрации в едином реестре добровольных пожарных.

В ходе подготовки дела к слушанию представитель ответчика представил письменные возражения на иск. Указал, что орган местного самоуправления не вправе создавать добровольную пожарную охрану, поскольку не является физическим лицом и общественным объединением. Лица, с которыми ответчик заключает договоры оказания услуг для организации первичных мер пожарной безопасности, не являются членами добровольной пожарной охраны, поскольку на территории муниципального образования добровольная пожарная охрана не создавалась. Включение в реестр добровольных пожарных производится на основании заявления общественного объединения пожарной охраны, которого на территории поселения не имеется. Также, и при наличии такой пожарной охраны на территории поселения, администрация не обязана и не вправе подавать такие заявления или организовывать их подачу. Полагает, что в силу указанных обстоятельств не подлежит удовлетворению требование о возложении на ответчика обязанности подать заявки на обучение членов добровольной пожарной охраны.

В ходе рассмотрения дела прокурор изменил предмет иска.

Указал, что в ходе проверки установлено, что на территории МО Красноярский поссовет меры первичной пожарной безопасности осуществляются Г. В.И., К. А.П., К. И.П. на основании договоров возмездного оказания услуг, заключенных с МО Красноярский поссовет. Эти лица не зарегистрированы в едином реестре добровольных пожарных, не имеют профессионального обучения по программам профессиональной подготовки и программам повышения квалификации добровольных пожарных, на территории МО Красноярский поссовет добровольная пожарная охрана не сформирована, нет условий для организации такой охраны. Согласно названным договорам ответчик поручил указанным лицам осуществлять услуги по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Однако ответчик не принял Положение о создании муниципальной пожарной охраны, нет нормативно-правового регулирования деятельности муниципальной пожарной охраны МО Красноярский поссовет. Муниципальная пожарная охрана в МО Красноярский поссовет отсутствует.

Окончательно просил признать незаконным бездействие ответчика при обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов МО Красноярский поссовет; обязать ответчика в течении месяца со дня вступления решения в законную силу обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов МО Красноярский поссовет, а именно создать условия для организации добровольной пожарной охраны путем определения помещений для личного состава добровольной пожарной охраны, обеспечения средствами пожаротушения, а также принять решение о создании муниципальной пожарной охраны МО Красноярский поссовет, разработать Положение о муниципальной пожарной охране МО Красноярский поссовет.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по указанным административным делам по искам прокурора были объединены в одно производство с присвоением единого номера производства № 2а-442/2021.

Сославшись на мотивы иска, помощник прокурора Кваркенского района Макеев И.А. в судебном заседании поддержал заявленные по делу требования по основаниям указанным в иске с учетом их уточнения, просил требования удовлетворить в полном объеме. Полагал, что создание муниципальной пожарной охраны органами местного самоуправления на территории муниципальных образований, как и создание условий для организации добровольной пожарной охраны это обязанность, а не право, возложенная Федеральным законом на ответчиков. Между тем, ответчиками не реализовано полномочие, предусмотренное п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ – создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности путем предоставления помещений, предназначенных для размещения личного состава пожарной охраны и пожарной техники для выполнения возложенных задач, а также путем предоставления средств пожаротушения. Администрациями муниципальных образований не приняты Положения о создании муниципальной пожарной охраны, отсутствует нормативно-правовое регулирование деятельности муниципальной пожарной охраны. Муниципальные пожарные охраны осуществляющие меры противопожарной безопасности территорий населенных пунктов указанных сельсоветов отсутствуют.

Представитель ответчиков ФИО1, действующий на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании возражал против заявленных прокурором требований с учетом их уточнения. Обосновывая свои доводы тем, что действующее законодательство не обязывает органы местного самоуправления создавать условия для организации добровольной пожарной охраны именно путем определения помещений для личного состава добровольной пожарной охраны или обеспечения ее средствами пожаротушения. Кроме того, вопросы обеспечения пожарной охраны помещениями для личного состава, как и средствами пожаротушения, могут быть решены после создания добровольной пожарной охраны. Инициатива граждан о создании добровольной пожарной охраны является главным условием для ее создания. Орган местного самоуправления не вправе создавать добровольную пожарную охрану, поскольку не является физическим лицом и (или) юридическим лицом – общественным объединением. В отсутствие добровольной пожарной охраны возложение обязанности на администрацию сельсовета определить помещение для личного состава и обеспечить ее средствами пожаротушения является необоснованным, а решение суда, в случае удовлетворения требования будет неисполнимым. Кроме этого, органы местного самоуправления вправе, а не обязаны передавать во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе общественным объединениям пожарной охраны здания, сооружения, служебные помещения, а также уже созданным, а не с целью их создания. Исходя из положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание муниципальной пожарной охраны не входит в обязательные полномочия органов местного самоуправления сельских поселений, а является правом и может быть реализовано при наличии организационных и финансовых возможностей органа местного самоуправления. Также пояснил, что в указанных муниципальных образованиях приняты Положения о порядке предоставления мер правовой, социальной поддержки и экономического стимулирования участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране на территории муниципальных образований. На основании чего просил в иске отказать.

Выслушав прокурора, представителя ответчиков, исследовав относящиеся к существу спора материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В силу изменения прокурором предмета иска суд полагает об отсутствии оценивать законность и обоснованность первоначально заявленных прокурором требований.

В части уточненных требований суд пришел к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела, договоры возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ заключены между ответчиком МО Приморский сельсовет Кваркенского района с одной стороны, Б. Р.Р., Б. Р.Г. С. В.В., Г. В.И., Е. И.В., Д. С.В. с другой стороны.

Названные граждане выступили исполнителями, обязались лично оказывать услуги по подвозу воды в случае возникновения пожара, производить инструктаж населения и раздачу памяток по пожарной безопасности, оказывать услуги по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, вести журнал дежурства по обеспечению пожарной безопасности, отчитываться в пожарную часть, производить ремонт автомобиля и пожарного бокса, осуществлять дежурство на массовых мероприятиях, скашивать траву, наводить порядок у общественно-значимых объектов, скашивать траву в противопожарных целях у брошенных домов и на пустующих участках. Договоры заключены на срок по ДД.ММ.ГГГГ.

Такие же договоры с названными гражданами ответчик заключил ДД.ММ.ГГГГ на срок по ДД.ММ.ГГГГ.

На основании решения от ДД.ММ.ГГГГ прокурор постановил провести проверку ответчика на предмет исполнения требований противопожарного законодательства.

Руководитель пожарной части с. Кваркено предоставил прокурору сведения о том, что в Приморском сельсовете имеется добровольная пожарная дружина, насчитывающая 6 лиц.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокурора глава администрации МО Приморский сельсовет Кваркенского района указал, что на территории муниципального образования имеются шесть водителей для подвоза воды на пожары, с ними заключены договоры на оказание услуг. Специальное профессиональное образование в области пожарной безопасности отсутствует, проходили инструктаж на базе Кваркенской пожарной части.

ДД.ММ.ГГГГ прокурор направил главе МО Приморский сельсовет представление с требованием устранить нарушения противопожарного законодательства, о возложении обязанности устранения которых прокурор просит в иске.

В сообщении от ДД.ММ.ГГГГ глава МО Приморский сельсовет указал на территории поселения имеется добровольная пожарная команда.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанное представление глава МО Приморский сельсовет указала, что добровольные пожарные дружины создаются по инициативе граждан. Орган местного самоуправления не вправе создавать добровольную пожарную охрану. Администрация сельсовета заключает договоры оказания услуг с физическими лицами для организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности, но такие лица не являются членами добровольной пожарной охраны, поскольку на территории поселения добровольная пожарная охрана не создавалась.

Такие же договоры возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ заключены между ответчиком администрацией МО Новооренбургский сельсовет Кваркенского района с одной стороны и Р. А.Р., О. А.Н. с другой стороны.

Указанные граждане выступили исполнителями, обязались лично оказывать услуги по обеспечению первичных мер пожарной безопасности по подвозу воды в случае возникновения пожара, а также содержать в исправном состоянии снаряжение, инструмент, средства индивидуальной защиты, автомобиль приспособленный для подвоза воды, проводить разъяснительную работу с населением о мерах противопожарной безопасности поведению при возникновении пожарной ситуации, проводить подворный обход населения и вручать памятки по соблюдению первичных мер противопожарной безопасности, вести журнал врученных памяток, контролировать пожарную обстановку. Договоры заключены на срок по ДД.ММ.ГГГГ.

На основании решения от ДД.ММ.ГГГГ прокурор постановил провести проверку ответчика на предмет исполнения требований противопожарного законодательства.

Руководитель пожарной части с. Кваркено предоставил прокурору сведения о том, что в Кировском сельсовете имеется добровольная пожарная команда, насчитывающая 2 человека.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокурора глава администрации МО Новооренбургский сельсовет Кваркенского района указал, что на территории муниципального образования имеется 2 инспектора по первичным мерам пожарной безопасности, которые работают по договорам возмездного оказания услуг, штатного расписания не имеется. Специальное профессиональное образование в области пожарной безопасности отсутствует.

В сообщении от ДД.ММ.ГГГГ глава МО Новооренбургский сельсовет указал, что инспектора по первичным мерам пожарной безопасности МО Новооренбургский сельсовет не значатся в реестре добровольной пожарной охраны и не являются членами ДПО.

ДД.ММ.ГГГГ прокурор направил главе МО Новооренбургский сельсовет представление с требованием устранить нарушения противопожарного законодательства, о возложении обязанности устранения которых прокурор просит в иске.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанное представление глава МО Новооренбургский сельсовет сообщил, что добровольные пожарные дружины создаются по инициативе граждан. Орган местного самоуправления не вправе создавать добровольную пожарную охрану. Администрация сельсовета заключает договоры оказания услуг с физическими лицами для организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности, но такие лица не являются членами добровольной пожарной охраны, поскольку на территории поселения добровольная пожарная охрана не создавалась. Кроме того, администрацией сельсовета принято Положение о порядке предоставления мер правовой, социальной поддержки и экономического стимулирования участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране на территории МО Новооренбургский сельсовет.

Аналогичные договоры возмездного оказания услуг заключены между ответчиком администрацией МО Аландский сельсовет Кваркенского района с одной стороны и гражданами Л. А.В., У. Е.К., Р. Ю.Н., П. Н.П. с другой стороны, имеется 4 водителя по подвозу воды при возникновении пожара и 1 рабочий по оказанию первичных мер пожарной безопасности.

Указанные граждане выступили исполнителями, обязались лично оказывать услуги по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, по подвозу воды в случае возникновения пожара в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах муниципального образования и на прилегающих к ним территориях, контролировать наличие и проверять первичные средства пожаротушения и противопожарный инвентарь, организовать и принять меры по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре, разноска населению памяток и инструкций о пожарной безопасности дома, содержать в исправном состоянии гидранты и подъездные пути, принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы, обеспечить своевременную очистку территории сел и поселков муниципального образования от сухой растительности.

На основании решения от ДД.ММ.ГГГГ прокурор постановил провести проверку ответчика на предмет исполнения требований противопожарного законодательства.

Руководитель пожарной части с. Кваркено предоставил прокурору сведения о том, что в Аландском сельсовете имеется добровольная пожарная команда, насчитывающая 5 человек.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокурора глава администрации МО Аландский сельсовет Кваркенского района указал, что на территории муниципального образования имеются четыре водителя для подвоза воды на пожары и один рабочий по оказанию услуг первичных мер пожарной безопасности, с ними заключены договоры гражданско-правового характера на оказание услуг. Работники не имеют специального профессионального образования в области пожарной безопасности, проходили инструктаж на базе Кваркенской пожарной части.

ДД.ММ.ГГГГ прокурор направил главе МО Аландский сельсовет представление с требованием устранить нарушения противопожарного законодательства, о возложении обязанности устранения которых прокурор просит в иске.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанное представление глава МО Аландский сельсовет указал, что добровольные пожарные дружины создаются по инициативе граждан. Орган местного самоуправления не вправе создавать добровольную пожарную охрану. Администрация сельсовета заключает договоры оказания услуг с физическими лицами для организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности, но такие лица не являются членами добровольной пожарной охраны, поскольку на территории поселения добровольная пожарная охрана не создавалась. Кроме того, администрацией сельсовета принято Положение о порядке предоставления мер правовой, социальной поддержки и экономического стимулирования участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране на территории МО Аландский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ.

Аналогичные договоры возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ заключены между ответчиком администрацией МО Коминтерновский сельсовет с одной стороны, А. Р.С., П. С.С., К. А.В. с другой стороны.

Названные граждане выступили исполнителями, обязались лично оказывать услуги по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования: по подвозу воды в случае возникновения пожара, содержать в исправном состоянии снаряжение, инструмент, средства индивидуальной защиты, автомобиль приспособленный для подвоза воды, проводить разъяснительную работу с населением о мерах противопожарной безопасности поведению при возникновении пожарной ситуации, проводить подворный обход населения и вручать памятки по соблюдению первичных мер противопожарной безопасности, вести журнал врученных памяток.

На основании решения от ДД.ММ.ГГГГ прокурор постановил провести проверку ответчика на предмет исполнения требований противопожарного законодательства.

Руководитель пожарной части с. Кваркено предоставил прокурору сведения о том, что в Коминтерновском сельсовете имеется добровольная пожарная дружина, насчитывающая 3 человека.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокурора глава администрации МО Коминтерновский сельсовет Кваркенского района указал, что на территории муниципального образования имеются три водителя для подвоза воды на пожары, с ними заключены договоры на оказание услуг. Специальное профессиональное образование в области пожарной безопасности отсутствует, проходили инструктаж в администрации МО Коминтерновский сельсовет.

ДД.ММ.ГГГГ прокурор направил главе МО Коминтерновский сельсовет представление с требованием устранить нарушения противопожарного законодательства, о возложении обязанности устранения которых прокурор просит в иске.

В сообщении от ДД.ММ.ГГГГ глава МО Коминтерновский сельсовет указал, что на территории поселения создана одна добровольная пожарная команда.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанное представление глава МО Коминтерновский сельсовет указал, что добровольные пожарные дружины создаются по инициативе граждан. Орган местного самоуправления не вправе создавать добровольную пожарную охрану. Администрация сельсовета заключает договоры оказания услуг с физическими лицами для организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности, но такие лица не являются членами добровольной пожарной охраны, поскольку на территории поселения добровольная пожарная охрана не создавалась.

Аналогичные договоры возмездного оказания услуг заключены ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком МО Красноярский поссовет Кваркенского района с одной стороны, Г. В.И., К. И.П., Е. М.С. с ДД.ММ.ГГГГ с другой стороны.

Названные граждане выступили исполнителями, обязались лично оказывать услуги по подвозу воды в случае возникновения пожара к очагу пожара, содержать в исправном состоянии снаряжение, инструмент, средства индивидуальной защиты, автомобиль приспособленный для подвоза воды, проводить разъяснительную работу с населением о мерах противопожарной безопасности и поведению при возникновении пожарной ситуации, проводить подворный обход населения и вручать памятки по соблюдению первичных мер пожарной безопасности, вести журнал врученных памяток.

На основании решения от ДД.ММ.ГГГГ прокурор постановил провести проверку ответчика на предмет исполнения требований противопожарного законодательства.

Руководитель пожарной части с. Кваркено предоставил прокурору сведения о том, что в Красноярском поссовете имеется добровольная пожарная команда, насчитывающая 3 лица.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокурора глава МО Красноярский поссовет Кваркенского района указал, что на территории муниципального образования создана добровольная пожарная дружина, в которой по договору возмездного оказания услуг работают К. И.П., К. А.П., Г. В.И., которые специального профессионального образования в области пожарной безопасности не имеют, их обучение планируется в апреле 2021 года.

ДД.ММ.ГГГГ прокурор направил главе МО Красноярский поссовет представление с требованием устранить нарушения противопожарного законодательства, о возложении обязанности устранения которых прокурор просит в первоначальном иске.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанное представление глава МО Красноярский поссовет указал, что добровольные пожарные дружины создаются по инициативе граждан. Орган местного самоуправления не вправе создавать добровольную пожарную охрану. Администрация сельсовета заключает договоры оказания услуг с физическими лицами для организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности, но такие лица не являются членами добровольной пожарной охраны, поскольку на территории поселения добровольная пожарная охрана не создавалась.

В силу правил п. 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с правилами ч. 3 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 21, 28, 30, 33 ч. 1 этой статьи.

Пунктом 8.1 ч. 1 ст. 14.1 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления сельского поселения имеют право на создание муниципальной пожарной охраны.

Согласно абзацам 2 и 3 ст. 3 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются, в числе прочих органы местного самоуправления, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Одной из основной функций системы обеспечения пожарной безопасности является реализация обязанностей в области пожарной безопасности.

Статьей 4 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ определено, что пожарная охрана подразделяется на виды, в том числе, муниципальную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану.

Статьей 11.1 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ установлено, что муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

Статьей 3 Закона Оренбургской области от 23.12.2004 N 1673/276-III-ОЗ "О пожарной безопасности в Оренбургской области" установлены основные функции системы обеспечения пожарной безопасности, среди прочих: создание пожарной охраны и организация ее деятельности; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности; организация и осуществление профилактики пожаров.

Статьей 4 названного Закона установлено, что пожарная охрана подразделяется, в том числе на муниципальную пожарную охрану.

В соответствии со ст. 6 указанного Закона муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

В силу ст. 13 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ добровольная пожарная охрана создается и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правилами ст. 19 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, в числе прочего относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.

Статьей 63 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

В соответствии с пунктами 1, 2, 5, 6 ст. 2 ФЗ от 06.05.2011 N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" для целей этого Федерального закона используются следующие основные понятия: добровольная пожарная охрана - социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ; добровольный пожарный - физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ; работник добровольной пожарной охраны - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с юридическим лицом - общественным объединением пожарной охраны; статус добровольного пожарного - совокупность прав и свобод, гарантированных государством, и обязанностей и ответственности добровольных пожарных, установленных этим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо положением о добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине.

В силу правил ст. 5 ФЗ от 06.05.2011 N 100-ФЗ органы, в том числе местного самоуправления обеспечивают соблюдение прав и законных интересов добровольных пожарных, работников добровольной пожарной охраны и общественных объединений пожарной охраны, предусматривают систему мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных, работников добровольной пожарной охраны и оказывают поддержку при осуществлении ими своей деятельности в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.

Согласно частям 3 и 4 ст. 6 ФЗ от 06.05.2011 N 100-ФЗ общественные объединения пожарной охраны создаются в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное учреждение. Учредителями общественного объединения пожарной охраны могут выступать физические лица и (или) юридические лица - общественные объединения.

Частью 9 ст. 6 ФЗ от 06.05.2011 N 100-ФЗ установлено, что добровольные пожарные обязаны быть членами или участниками общественных объединений пожарной охраны.

По правилам ч. 1 ст. 10 ФЗ от 06.05.2011 N 100-ФЗ личный состав добровольной пожарной охраны включает в себя работников добровольной пожарной охраны, состоящих на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольных пожарных.

В соответствии со ст. 11 ФЗ от 06.05.2011 N 100-ФЗ финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны осуществляется за счет собственных средств, взносов и пожертвований, средств учредителя (учредителей), средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления общественным объединениям пожарной охраны, и иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 13 ФЗ от 06.05.2011 N 100-ФЗ физическое лицо приобретает статус добровольного пожарного с момента обязательной регистрации этого физического лица в реестре добровольных пожарных.

Согласно п. 1 ст. 15 ФЗ от 06.05.2011 N 100-ФЗ на работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, осуществляющих деятельность в составе добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо положением об объектовой добровольной пожарной команде или объектовой добровольной пожарной дружине должны быть возложены, в числе прочих, обязанности: обладать необходимыми пожарно-техническими знаниями в объеме, предусмотренном соответствующей программой профессионального обучения добровольных пожарных.

Частью 1 ст. 20 ФЗ от 06.05.2011 N 100-ФЗ установлено, что работники добровольной пожарной охраны, состоящие на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольные пожарные допускаются к самостоятельной работе по тушению пожаров при наличии у них документа о квалификации, присвоенной по результатам профессионального обучения.

По правилам частей 1 и 3 ст. 21 ФЗ от 06.05.2011 N 100-ФЗ не имеющие специального профессионального образования в области пожарной безопасности работники добровольной пожарной охраны и добровольные пожарные в обязательном порядке проходят профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки и программам повышения квалификации добровольных пожарных, разработанным и утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Физические лица, входящие в состав органов территориального общественного самоуправления, либо физические лица, входящие в состав органов общественной самодеятельности, созданных физическими лицами по месту их жительства, работы или учебы в целях решения различных социальных проблем в области пожарной безопасности, проходят профессиональное обучение в объеме, предусмотренном для добровольных пожарных, на добровольной основе в общественных организациях пожарной охраны.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ.

В силу подпункта 2 п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовой формах, в числе прочих, общественных организаций, к которым относятся в том числе органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления.

Статья 5 ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" определяет общественное объединение, как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

Согласно ст. 7 ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ общественные объединения могут создаваться, в числе прочего в организационно-правовых формах: общественной организации и общественного учреждения.

Общие правила ст. 8 ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ определяют общественную организацию, как основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения.

Общие правила ст. 11 ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ определяют общественное учреждение, как не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями).

Правилами ст. 17 ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ установлено, что вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений в предусмотренных законом случаях, решаются органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними.

По правилам ст. 18 ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения. Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

В соответствии с общими правилами ст. 19 ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.

По смыслу ст. 20 ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ общественное объединение обязано действовать с соответствии с уставом.

В силу ч. 1 ст. 21 ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим ФЗ порядка государственной регистрации общественных объединений.

В соответствии со смыслом процитированной выше ч. 3 ст. 6 ФЗ от 06.05.2011 N 100-ФЗ общественные объединения пожарной охраны могут быть созданы и подлежат созданию в указанных выше организационно-правовых формах, а именно в форме общественной организации или общественного учреждения.

О том, что в Приморском, Коминтерновском, Аландском, Новооренбургском сельсоветах и Красноярском поссовете Кваркенского района Оренбургской области в установленном порядке в соответствии с приведенными выше установленными законом правилами надлежащими лицами создана добровольная пожарная охрана суду доказательств не представлено, из первоначальных исков прокурора следует обратное.

Сведения, содержащиеся в сообщениях глав муниципальных образований Приморский, Коминтерновский сельсовет, Красноярский поссовет о том, что на территории поселения имеется добровольная пожарная команда, суд полагает основанными на неверном понимании названными должностными лицами понятия «добровольная пожарная команда», поскольку суду не представлено доказательств того, что такая организация создана в соответствии с приведенными выше установленными законом правилами.

Согласно сообщению глав муниципальных образований следует, что на территории поселений имеются водители по подвозу воды в случае возникновения пожаров, с которыми заключены договора на оказание услуг, специального профессионального образования в области пожарной безопасности не имеют, проходили инструктаж на базе Кваркенской пожарной части, либо в администрации сельсовета. Доказательства того, что такие организации созданы на территории муниципальных образований сельских поселений в соответствии с приведенными выше установленными законом правилами также не представлены.

В связи с указанными обстоятельствами, суд не принимает во внимание представленные прокурору руководителем пожарной части с. Кваркено сведения о том, что в Приморском сельсовете имеется добровольная пожарная команда, насчитывающая 6 человек, в Новооренбургском сельсовете имеется добровольная пожарная команда, насчитывающая 2 человека, в Аландском сельсовете имеется добровольная пожарная команда, насчитывающая 5 человек, в Коминтерновском сельсовете имеется добровольная пожарная команда, насчитывающая 3 человека, в Красноярском поссовете имеется добровольная пожарная команда, насчитывающая 3 человека.

Граждан, с которыми ответчики заключили исследованные судом гражданско-правовые договоры для оказания услуг по подвозу воды в случае возникновения пожара, инструктажа населения, раздачи памяток по пожарной безопасности, услуг по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, ведению журнала дежурства по обеспечению пожарной безопасности, отчётов в пожарную часть, производства ремонта автомобиля и пожарного бокса и т.д., в определенном законом смысле членами добровольной пожарной дружины или команды считать нельзя ввиду отсутствия таковых общественных объединений в указанных выше муниципальных образованиях сельских поселений.

Соответственно, на ответчиков не может быть возложена обязанность обеспечить в поселении первичные меры пожарной безопасности посредством создания условий для организации добровольной пожарной охраны путем определения помещения для личного состава добровольной пожарной охраны, обеспечения средствами пожаротушения.

В указанных муниципальных образованиях также не создана муниципальная пожарная охрана, о чём прокурор указал в дополнительном иске, чего сторона ответчика не отрицала.

Однако, из системного толкования приведенных выше установленных законом правил, учитывая, что закон прямо не возлагает на органы местного самоуправления обязанность создавать муниципальную пожарную охрану, что следует из существа п. 8.1 ч. 1 ст. 14.1 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", при этом обязанность создавать муниципальную пожарную охрану не относится к первичным мерам пожарной безопасности в смысле, прямо установленном ст. 63 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", суд полагает об отсутствии оснований для возложения на ответчиков принятия решения о создании муниципальной пожарной охраны МО Приморский, МО Аландский, МО Новооренбургский, МО Коминтерновский сельсовет, МО Красноярский поссовет.

В отсутствие в вышеуказанных муниципальных образованиях муниципальной пожарной охраны требовать от ответчиков разработать Положение о муниципальной пожарной охране МО Приморский, МО Аландский, МО Новооренбургский, МО Коминтерновский сельсовет, МО Красноярский поссовет необходимости не имеется.

При указанных обстоятельствах суд не усматривает незаконности в бездействии ответчиков в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов МО МО Приморский, МО Аландский, МО Новооренбургский, МО Коминтерновский сельсовет, МО Красноярский поссовет, поэтому не усматривает и также оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

прокурору Кваркенского района Оренбургской области в удовлетворении заявленных по делу требований к администрации муниципального образования Приморский сельский совет Кваркенского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Красноярский поссовет Кваркенского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Коминтерновский сельский совет Кваркенского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Аландский сельский совет Кваркенского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Новооренбургский сельский совет Кваркенского района Оренбургской области - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, на решение может быть принесено апелляционное представление прокурором в Оренбургский областной суд через Кваркенский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья О.С. Паршина

Мотивированное решение суда составлено 17 сентября 2021 года.

Судья О.С. Паршина