ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-442/2021 от 26.05.2022 Нефтекумского районного суда (Ставропольский край)

Дело №2а-442/2021

(УИД26RS0-60)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нефтекумск 26 мая 2022 года

Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Куц О.Н.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Нефтекумского района Ставропольского края Шейкина В.В.,

при секретаре Маммаеве М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Нефтекумского района Ставропольского края к МБУК «Дом культуры поселка Затеречный» Нефтекумского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействие и об обязании организовать пропускной режим,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нефтекумского района Ставропольского края в защиту законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к МБУК «Дом культуры поселка Затеречный» Нефтекумского городского округа Ставропольского края и, уточнив требования, просит признать незаконным бездействие МБУК «Дом культуры поселка Затеречный» Нефтекумского городского округа Ставропольского края в период с 01.03.2017 по 31.03.2022, выразившееся в непринятии мер к обеспечению организации пропускного режима и контроля за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объекте (территории); обязать МБУК «Дом культуры поселка Затеречный» Нефтекумского городского округа Ставропольского края в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить организацию пропускного режима и контроль за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объекте (территории), мотивируя следующим.

Прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры края от 04.03.2022 проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии терроризму при обеспечении антитеррористической защищенности объектов в сфере культуры, по результатам которой выявлены следующие нарушения закона. Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством мероприятий, приведенных в пункте 21 Требований, к которым, в том числе, относятся организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования. Выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, а также пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) обеспечивается путем организации санкционированного допуска граждан и автотранспортных средств на объекты (территории) (подпункт «б» пункта 22 и подпункт «а» пункта 23 Требований). В силу подпункта «в» пункта 25 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляется организация пропускного режима и контроль за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объектах (территориях). Таким образом, в учреждении культуры должны быть обеспечены организация пропускного режима и контроль за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объектах (территориях). Прокурорской проверкой установлено, что учреждение культуры относится к 3 категории опасности, что закреплено в соответствующем паспорте безопасности объекта. Вместе с тем, в нарушение подпункта «в» пункта 25 Требований организация пропускного режима и контроль за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объекте (территории), не осуществляются. Работник, ответственный за организацию пропускного режима и контроля за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объекте (территории), как и соответствующая штатная единица, в учреждении культуры отсутствуют. Указанные нарушения требований законодательства о противодействии терроризму при обеспечении антитеррористической защищенности объектов в сфере культуры недопустимы и нарушают права неопределенного круга лиц в указанной сфере правоотношений.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Нефтекумского района Ставропольского края Шейкин В.В. поддержал доводы искового заявления и просил иск удовлетворить.

В судебное заседание представитель административного ответчика МКУК «Дом культуры поселка Затеречный» Нефтекумского городского округа Ставропольского края не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные исковые требования признал.

В судебное заседание представитель администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края не явилась, просила в удовлетворении искового заявления отказать в полном объеме, поддержав доводы изложенных письменных возражений, согласно которым в соответствии с паспортом безопасности МБУК «Дом культуры поселка Затеречный» Нефтекумского городского округа Ставропольского края (далее - Учреждение), утвержденным 10 сентября 2021 года, Учреждению присвоена третья категория опасности. Поскольку нормами Требований № 176 не конкретизировано как именно и кем должен осуществляться пропускной режим на объекте, пропускной режим в Учреждении организован силами работников Учреждения. Работники по очереди дежурили на входе в Учреждение в течении рабочего дня и обеспечивали пропускной режим. С 01 мая 2022 года в штатное расписание Учреждения введена четвертая штатная единица - сторож (вахтер). В Учреждении утвержден график дежурства сторожей (вахтеров), ведется журнал регистрации посетителей. Следовательно, пропускной и внутриобъектовый режим в здании осуществляется круглосуточно. Таким образом, такая формулировка как «бездействие», в данном случае, не может быть применима по отношению к ответчику. Поскольку МБУК «Дом культуры поселка Затеречный» НГО СК фактически проводятся мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта.

Изучив доводы искового заявления, исследовав представленные доказательства в совокупности, суд считает, что административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 20 и частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-Ф3) установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним.

Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона № 35-Ф3 определено, что противодействие терроризму представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризму, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом), минимизации и (или) ликвидации последствий появлений терроризма. Кроме того, в соответствии с требованиями п. 13 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 35-Ф3 к основным принципам противодействия терроризму, в том числе, относится соразмерность принимаемых мер противодействия терроризму и степени террористической опасности.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона № 35-Ф3 антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Пунктом «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 (далее - Концепция), установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02 2017 № 176 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования), в которых установлен комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры (далее - объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).

Согласно пункту 5 Требований в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения, степени угрозы совершения террористического акта, степени потенциальной опасности совершения и возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов (территорий).

Пунктом 20 Требований определено, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях: воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты (территории); выявления потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) пресечения попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); минимизации возможных последствий и ликвидации угрозы террористических актов на объектах (территориях); обеспечения защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) на объект (территорию) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством мероприятий, приведенных в пункте 21 Требований, к которым, в том числе, относятся организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования.

Выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, а также пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) обеспечивается путем организации санкционированного допуска граждан и автотранспортных средств на объекты (территории) (подпункт «б» пункта 22 и подпункт «а» пункта 23 Требований).

В силу подпункта «в» пункта 25 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляется организация пропускного режима и контроль за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объектах (территориях).

Таким образом, в учреждении культуры должны быть обеспечены организация пропускного режима и контроль за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объектах (территориях).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ МБУК «Дом культуры поселка Затеречный» Нефтекумского городского округа Ставропольского края является муниципальным бюджетным учреждением основным видом деятельности которого является - деятельность учреждений клубного типа: клубов, дворцов и домов культуры, домов народного творчества.

В соответствии с паспортом безопасности МБУК «Дом культуры поселка Затеречный» Нефтекумского городского округа Ставропольского края, утвержденным 10 сентября 2021 года, учреждению присвоена третья категория опасности.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Нефтекумского района во исполнение задания прокуратуры Ставропольского края от 04.03.2022 года проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии терроризму при обеспечении антитеррористической защищенности объектов в сфере культуры, по результатам которой выявлены нарушения закона, а именно в нарушение подпункта «в» пункта 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 176 от 11.02 2017 года, организация пропускного режима и контроль за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на территории МКУК «Дом культуры поселка Затеречный» Нефтекумского городского округа Ставропольского края, не осуществляются. Работник, ответственный за организацию пропускного режима и контроля за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объекте (территории), как и соответствующая штатная единица, в учреждении культуры отсутствуют.

Данные обстоятельства на момент рассмотрения дела не оспаривались сторонами и в судебном заседании, а поэтому суд считает их установленными.

Из представленных МКУК «Дом культуры поселка Затеречный» Нефтекумского городского округа Ставропольского края сведений следует, что в штатное расписание учреждения включена дополнительная должность сторожа (вахтера) 1 разряда для организации пропускного режима и контроля за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объекте (территории).

Вместе с тем, суд полагает необходимым признать незаконным бездействие МБУК «Дом культуры поселка Затеречный» Нефтекумского городского округа Ставропольского края в период с 01.03.2017 года по 31.03.2022 года, выразившееся в непринятии мер к обеспечению организации пропускного режима и контроля за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объекте (территории), поскольку административным ответчиком действительно допущены нарушения требований законодательства о противодействии терроризму при обеспечении антитеррористической защищенности объектов в сфере культуры, что недопустимы и нарушает права неопределенного круга лиц в указанной сфере правоотношений, при этом данные нарушения устранены лишь после подачи искового заявления.

Доводы представителя администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края обоснованными признаны быть не могут, поскольку они основаны на неверном толковании норм права и фактических обстоятельств дела.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявлению прокурора Нефтекумского района Ставропольского края к МБУК «Дом культуры поселка Затеречный» Нефтекумского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействие и об обязании организовать пропускной режим – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие МБУК «Дом культуры поселка Затеречный» Нефтекумского городского округа Ставропольского края в период с 01.03.2017 года по 31.03.2022 года, выразившееся в непринятии мер к обеспечению организации пропускного режима и контроля за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объекте (территории).

В удовлетворении административного искового заявления прокурора Нефтекумского района Ставропольского края к МБУК «Дом культуры поселка Затеречный» Нефтекумского городского округа Ставропольского края об обязании МБУК «Дом культуры поселка Затеречный» Нефтекумского городского округа Ставропольского края в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить организацию пропускного режима и контроль за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объекте (территории) - отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда через Нефтекумский районный суд Ставропольского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 02.06.2022 года.

Судья

Нефтекумского районного суда

Ставропольского края О.Н. Куц