ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-442/2022 от 17.08.2022 Островского городского суда (Псковская область)

УИД:60RS0003-01-2022-000925-29

Дело № 2а-442/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ 2022 года город Остров, Псковская область

Островский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Мучициной Н.О.,

при ведении протокола помощником судьи Тумановой О.А. ,

с участием: старшего помощника Островского межрайпрокурора Богдановой М.М. ,

представителя административного ответчика - Территориальной Избирательной комиссии Островского района - Кулакова И.Н. , действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком по ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Афанасьева С.В. об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии Островского района об отказе в регистрации кандидатом от Политической партии «Партия Возрождения России» на должность Главы Островского района,

установил:

Административный истец Афанасьев С.В. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Островского района (далее ТИК Островского района) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидатом на должность Главы Островского района, выдвинутым избирательным объединением «Псковское региональное отделение Политической партии «Партия Возрождения России» (далее ПРО ПВР), обязать ТИК зарегистрировать его в качестве кандидата, также установить факт наличия или отсутствия полномочий ТИК по истребованию внутренних документов партии, связанных с выдвижением, при наличии представленного в комиссию итогового решения о выдвижении общим собранием регионального отделения.

В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что представил в ТИК Островского района необходимый для регистрации кандидатом на должность Главы Островского района комплект документов, включая решение общего собрания Псковского регионального отделения партии о выдвижении его кандидатуры на выборы, однако ДД.ММ.ГГГГ решением избирательной комиссии ему отказано в регистрации кандидатом на основании подпунктов «б» и «в» пункта 24 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ввиду несоблюдения требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом от 11.07.2001 N95-ФЗ "О политических партиях", выразившихся в нарушении региональным отделением порядка выдвижения кандидата и процедуры согласования, предусмотренных Уставом партии, а также подпунктов «б» и «в» пункта 8 ст. 36 Закона Псковской области от 01.08.2003 №295-оз «Избирательный Кодекс Псковской области», содержащего аналогичные основания.

Констатируя на отсутствие нарушений требований избирательного законодательства и уставных положений партии по вопросам, связанным с порядком выдвижения и согласования кандидатур на выборные должности в органы местного самоуправления, ссылаясь на принятые поэтапно решения общего собрания Псковского регионального отделения партии и Президиума Центрального Совета партии, оформленные протоколами, включая представленное в ТИК, в числе документов, решение общего собрания о выдвижении кандидата, принятое тайным голосованием после проведения процедуры согласования с Президиумом от ДД.ММ.ГГГГ, просил отменить решение ТИК Островского района об отказе в регистрации кандидатом на должность Главы Островского района, как не соответствующее требованиям закона, с восстановлением его пассивного избирательного права путем возложения обязанности зарегистрировать его в качестве кандидата на выборную должность в органы местного самоуправления Островского района.

В судебное заседание административный истец Афанасьев С.В. , заинтересованное лицо ФИО1 С.В., представитель заинтересованного лица Иванова Е.В. , извещенные о времени и месте рассмотрения дела не явились.

Афанасьев С.В. просил рассмотреть дело в его отсутствие.

ФИО1 С.В. относительно иска представлены письменные пояснения обоснованности заявленных требований в части соблюдения процедуры согласования кандидатуры Афанасьева С.В. , предложенного общим собранием Псковского регионального отделения партии, с Президиумом Центрального Совета в ходе заседания ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с положениями Устава партии.

Заинтересованное лицо – Псковское Региональное отделение Политической партии «Партия Возрождения России» о времени и месте рассмотрения дела извещено, представитель партии в судебное заседание не явился, позицию по административному иску не представил.

В соответствии с ч.3 ст. 243 КАС РФ неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела.

Представитель административного ответчика - ТИК Островского района Кулаков И.Н. , поддержавший представленные в дело письменные возражения на иск, по заявленным требованиям возражал, полагая принятое решение комиссии об отказе Афанасьеву С.В. в регистрации кандидатом правомерным, основанным на нормах федерального и областного избирательного законодательства, положений Устава ПВР, регламентирующих порядок выдвижения кандидата от партии и включающего поэтапную процедуру выдвижения: предложение кандидатур общим собранием Псковского Регионального отделения, согласование с Президиумом ЦС партии, последующее согласование кандидатур на общем собрании тайным голосованием, принятие общим собранием решения о выдвижении кандидата путем тайного голосования. Пояснил, что при проверке представленных кандидатом документов усматривалось нарушения процедуры выдвижения, выразившиеся в предложении кандидатуры для согласования не общим собранием, а неуполномоченным на то лицом, не проведении общим собранием согласования кандидата до принятия решения о выдвижении на выборы, т.е. невыполнение положений Устава партии, предусматривающих такой порядок, в т.ч. п.18.11, что является нарушением положений закона «О политических партиях», Избирательного Кодекса Псковской области. Дополнительно отметил, что до принятия решения ТИК об отказе Афанасьеву С.В. в регистрации кандидатом, в его адрес направлялось извещение о выявленных комиссией в представленных документах недостатках, предлагалось представить решение общего собрания регионального отделения партии о согласовании кандидата, таковое представлено не было, что послужило основанием для отказа в регистрации. Иные представленные Афанасьевым С.В. для регистрации кандидатом документы соответствовали требованиям закона. Относительно требований истца о полномочиях ТИК, указал, что комиссия действовала в пределах своих полномочий, в отношении проведения комиссией проверки на предмет соблюдения процедуры выдвижения кандидата избирательным объединением, каких-либо внутренних документов партии, связанных с выдвижением и не предусмотренных законом, истцу представлять не предлагалось.

В порядке ч.1 ст. 243 КАС РФ о принятии к производству суда административного иска уведомлена Избирательная комиссия Псковской области.

Прокурор выступил с заключением, в котором полагал заявленный административный иск необоснованным, просил в его удовлетворении отказать ввиду соответствия оспариваемого решения ТИК положениям и требованиям закона.

Выслушав представителя административного ответчика, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 2 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно ст.3 Конституции РФ выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа.

Исходя из ст.32 Конституции РФ все граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Правовые основы реализации гражданами Российской Федерации указанных конституционных прав урегулированы Федеральным законом от 12.06.2002 №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Закон N67-ФЗ).

Согласно ст.4 Закона N67-ФЗ гражданин Российской Федерации имеет право независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств по достижении 18 лет быть избранным выборным должностным лицом.

Исходя из ст.32 Закона N67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

В соответствии со ст.38 Закона N67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии необходимых документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пункта 16 настоящей статьи, о выдвижении кандидата, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно п.2 ст.33 Закона N67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

Согласно п.2.2 ст.33 Закона N67-ФЗ вместе с таким заявлением представляются документы, перечень которых приведен в настоящем пункте, пунктах 3, 3.1 статьи.

В силу пункта 24 ст. 38 закона основаниями отказа в регистрации кандидата являются:

-для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях" (подпункт "б").

-отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в").

Аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата изложены в подпунктах «б» и «в» пункта 8 ст. 36 Закона Псковской области от 01.08.2003 №295-оз (в ред. от 06.05.2022) «Избирательный Кодекс Псковской области».

В соответствии с п. 2 ст. 35 Закона N67-ФЗ выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями (избирательными объединениями) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».

В соответствии с пунктами 2,4,6 ст. 25 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ (в ред. от 01.04.2022) «О политических партиях» решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии тайным голосованием, решение по данному вопросу принимается в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на конференции регионального отделения политической партии делегатов, участников общего собрания регионального отделения политической партии. При этом уставом политической партии могут быть предусмотрены дополнительные условия принятия таких решений (пункт 7 ст. 25).

Этим же федеральным законом установлено, что порядок выдвижения политической партией кандидатов в депутаты органов государственной власти регулируется уставом политической партии (подпункт "и" пункта 2 статьи 21).

Судом установлено, что решением Собрания депутатов Островского района от ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы Главы Островского района на ДД.ММ.ГГГГ, постановлением ТИК Островского района от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Перечень и форма документов, представляемых кандидатами и избирательными объединениями в ТИК при проведении выборов. (л.д.114-116)

ДД.ММ.ГГГГ административный истец Афанасьев С.В. уведомил ТИК Островского района о выдвижении кандидатом на должность Главы Островского района от избирательного объединения «Псковское региональное отделение Политической партии «Партия Возрождения России», представив необходимые для уведомления о выдвижении документы.

Согласно Подтверждению о получении документов, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ от Афанасьева С.В. были приняты, в числе иных документов, решение общего собрания регионального отделения партии о выдвижении кандидата на 2-х листах, документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом партии выдвигаемой кандидатуры, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии - на 1 листе. (л.д.117-119).

ДД.ММ.ГГГГ ТИК, в соответствии с п. 1.1 ст. 38 Закона N67-ФЗ уведомила кандидата Афанасьева С.В. о выявленных в представленных документах недостатках, обратив внимание на отсутствие документа, подтверждающего согласование с соответствующим органом партии выдвигаемой кандидатуры, со ссылкой на положения п. 18.11 Устава ПВР, информируя о заседании комиссии по рассмотрению вопроса о регистрации кандидата на ДД.ММ.ГГГГ в . Однако данный недостаток кандидатом устранен не был. (л.д.120-122).

Решением ТИК от ДД.ММ.ГГГГАфанасьеву С.В. отказано в регистрации кандидатом на должность Главы Островского района на основании подпунктов «б» и «в» пункта 24 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ввиду несоблюдения требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом от 11.07.2001 N95-ФЗ "О политических партиях" - нарушение порядка выдвижения кандидата и процедуры согласования, предусмотренных Уставом партии, отсутствия документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, а также подпунктов «б» и «в» пункта 8 ст. 36 Закона Псковской области от 01.08.2003 №295-оз «Избирательный Кодекс Псковской области», содержащего аналогичные основания.

Из содержания оспариваемого решения ТИК усматривается, что нарушение порядка выдвижения кандидата и процедуры согласования, предусмотренных главой 18 Устава ПВР, выразилось в том, что из представленных документов - выписки из протокола заседания Президиума ЦС ПВР от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании кандидатуры и протокола общего собрания ПРО ПВР от ДД.ММ.ГГГГ о выдвижении кандидата, в нарушение п.п.18.4-18.6, 18.11, 18.18 Устава ПВР, кандидатура Афанасьева С.В. была предложена не общим собранием, а ФИО1 С.В., т.е. неуполномоченным Уставом партии лицом, в связи с чем, решение Президиума не может рассматриваться в качестве документа, подтверждающего предварительное согласование, а после рассмотрения Президиумом вопроса о согласовании, общим собранием регионального отделения партии согласование кандидата тайным голосованием до принятия решения о его выдвижении, не проводилось. (л.д. 16-23).

В соответствии с представленным административным истцом в материалы иска Уставом Политической партии «Партия Возрождения России» (с изм. от ДД.ММ.ГГГГ, л.д.36-99), порядок выдвижения кандидатов (списка кандидатов) на иные выборные должности в органы местного самоуправления регламентирован главой 18, которая содержит следующие предписания:

- Региональное отделение Партии обязано предложения по кандидатурам для выдвижения Партией кандидатов на иные выборные должности в органы местного самоуправления, оформленные им решением общего собрания (конференции) в виде соответствующего протокола либо выписки из него, вносить на рассмотрение (согласование) Президиума Центрального Совета Партии, включив в списки только кандидатуры, поддержанные более чем половиной членов Партии из присутствующих на общем собрании (конференции) регионального отделения (пункты 18.4, 18.5, 18.8 л.д.88-89);

- внесение предложений о кандидатурах (в том числе предложения о кандидатурах граждан РФ, не являющихся членами избирательных объединений) для выдвижения на выборы в органы местного самоуправления на рассмотрение общего собрания (конференции) регионального отделения, согласно п.15.13.16 Устава, относится к полномочиям Совета Регионального отделения. (л.д.76 )

-выдвижение кандидатов (списков кандидатов) в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидата на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также кандидатов в депутаты на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления осуществляется только в случае согласования кандидатов на общем собрании (конференции) Регионального отделения Партии тайным голосованием после предварительного согласования с Президиумом Центрального Совета Партии (п.18.11).

- решение о выдвижении кандидата, кандидатов, списка кандидатов конференция (общее собрание) Регионального отделения принимает тайным голосованием, большинством голосов присутствующих на конференции делегатов (присутствующих на собрании членов Регионального отделения Партии) (п.18.18);

Из системного анализа приведенных норм следует, что Устав Партии, регулируя вопросы, связанные с выдвижением кандидатов на иные выборные должности в органы местного самоуправления, предусмотрел последовательность совершения конкретных действий регионального отделения партии и обязательность согласования кандидатур с ПВС Партии, определив в п.18.11 в качестве необходимого условия принятия решения о выдвижении кандидата, завершающего процедуру выдвижения, согласования кандидата (кандидатов) тайным голосованием на общем собрании (конференции), проводимого после получения согласования с Президиумом ЦС Партии, без которых включение кандидата (кандидатов) в бюллетень для тайного голосования не может признаваться правомерным.

При этом, используемое в п.18.11 Устава выражение «кандидаты в депутаты на иные выборные должности в органах местного самоуправления» нельзя признать корректной правовой конструкцией, поскольку в силу норм ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающего основные термины и понятия применительно к организации местного самоуправления в Российской Федерации, подобное понятие отсутствует.

В связи с чем, во взаимосвязи с иными положениями главы 18 Устава и придаваемому в них смыслу, в рассматриваемом случае следует полагать, что положения данного пункта регулируют порядок выдвижения не только кандидатов в депутаты, но и кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления, в числе которых должность Главы муниципального образования.

Из представленных Афанасьевым С.В. в избирательную комиссию документов, а именно, выписки из протокола заседания Президиума ЦС Партии от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что предложение кандидатуры Афанасьева С.В. на выдвижение общим собранием Псковского регионального отделения партии для участия в выборах на должность Главы Островского района инициировано ФИО1 С.В., а не общим собранием, как это предписано в пунктах 18.4, 18.5 Устава. (л.д.28)

После согласования Президиумом ЦС Партии кандидатуры Афанасьева С.В. для участия в выборах, ДД.ММ.ГГГГ проведено общее собрание Псковского Регионального отделения партии, из повестки дня которого, а также принятых решений усматривается о принятии общим собранием решения о выдвижении кандидата Афанасьева С.В. на выборы Главы Островского района, путем проведения тайного голосования, т.е. в рамках положений п. 18.18 Устава. (л.д.29-35)

Иных документов, подтверждающих формирование общим собранием регионального отделения партии предложений по кандидатуре для согласования с Президиумом, а также согласование кандидата тайным голосованием на общем собрании до принятия решения о его выдвижении, административным истцом в ТИК Островского района не представлялось.

Вместе с тем, с учетом пункта 18.11 Устава, общее собрание Псковского Регионального отделения партии после предварительного согласования кандидата с Президиумом ЦС Партии, и до включения его в бюллетень для тайного голосования для принятия решения о выдвижении (п.18.18 Устава), обязано было согласовать его кандидатуру на общем собрании тайным голосованием. Однако данное требование Устава общим собранием выполнено не было.

Изложенное свидетельствует о нарушении процедуры выдвижения кандидата ввиду не соблюдения положений Устава, пунктов 18.4, 18.5, 18.11, 18.18.

Таким образом, несоблюдение предусмотренной уставом политической партии процедуры выдвижения кандидата является нарушением требований подп. «и» п. 1 ст. 21 ФЗ "О политических партиях" и в силу подп. "б" п. 24 ст. 38 ФЗ N67-ФЗ (несоблюдение требований к выдвижению кандидата) является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Обоснованным в оспариваемом решении ТИК об отказе в регистрации суд находит применение подп. "в" п. 24 ст. 38 ФЗ N67-ФЗ, поскольку представленная кандидатом выписка из протокола заседания Президиума ЦС Партии от ДД.ММ.ГГГГ ввиду нарушения пунктов 18.4, 18.5 Устава, не может является документом, подтверждающим предварительное согласование с соответствующим органом политической партии кандидата Афанасьева С.В. , а решение общего собрания о выдвижении кандидата ДД.ММ.ГГГГ принято без учета условий, предусмотренных п. 18.11 Устава партии.

Политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны в своей деятельности наряду с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации соблюдать устав политической партии, на основании которого и в соответствии с ним политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны осуществлять свою деятельность. (п.1, 2 ст. 21, п.2, 6 ст. 25, п. «а» п.1 ст.27 Закона №95-ФЗ "О политических партиях".)

Представленные заинтересованным лицом – членом Центрального Совета Партии Ерофеевым С.В. письменные пояснения в дело (с приложением протокола VII внеочередного Съезда Политической ФИО1 ПВР, 11 вопрос повестки дня) относительно проведения заседания Президиума ЦС Партии от ДД.ММ.ГГГГ, на котором им, как докладчиком, было предложено рассмотреть вопрос о согласовании кандидатуры Афанасьева С.В. для выдвижения на выборы по итогам проведенного ранее общего собрания регионального отделения от ДД.ММ.ГГГГ, и который в силу п.6.2.1.7 Устава относится к федеральным должностным лицам партии, не позволяют сделать однозначный вывод о наличии у такого лица правомочий выступать от имени общего собрания регионального отделения партии, поскольку в представленной выписке из протокола заседания Президиума такие сведения, а также содержание выступления указанного лица не отражены. (л.д.28)

Законом не установлены обязательные требования к вопросам делопроизводства в политической партии, однако, по мнению суда, представляемые партией, избирательным объединением документы в период выборной кампании должны отражать полноту и достаточность изложенных в них сведений, позволяющих понимать сущность и содержание принятых решений, не допуская различного толкования.

Иное означало бы прямое нарушение принципа равенства прав и обязанностей всех кандидатов, установленного п.1 ст. 39 Закона N 67-ФЗ.

Суд также отмечает, что Афанасьева С.В. , как член указанной политической партии, обязан знать и выполнять Устав Партии, что прямо предусмотрено пунктами 5.2, 5.5.1 Устава, соответственно, ему должны быть известны положения, регулирующие порядок выдвижения и согласования кандидатов на выборы, включающие дополнительные условия принятия партией таких решений.

Таким образом, на основании исследованных материалов дела, пояснений представителя административного ответчика, суд приходит к выводу, что выдвижение Псковским региональным отделением Политической партии «Партия Возрождения России» кандидата Афанасьева С.В. на выборы Главы Островского района было осуществлено с нарушением положений закона, предусматривающих процедуру выдвижения и согласования кандидата, следовательно, избирательная комиссия правомерно отказала Афанасьеву С.В. по приведенным основаниям в регистрации, в связи с чем, принятое решение ТИК от ДД.ММ.ГГГГ является законным.

Представленные административным истцом протоколы Совета Псковского регионального отделения от ДД.ММ.ГГГГ (о созыве общего собрания), от ДД.ММ.ГГГГ (о согласовании выдвижения кандидатуры Афанасьева С.В. на выборы Главы Островского района), в рассматриваемом случае не могут свидетельствовать о соблюдении процедуры выдвижения, поскольку согласование общим собранием тайным голосованием кандидата после принятия ДД.ММ.ГГГГ Президиумом ЦС Партии решения о предварительном согласовании, не проводилось. (л.д.24-27).

Указанные документы Афанасьеввм С.В. для регистрации кандидатом в избирательную комиссию не представлялись и не оценивались при принятии решения об отказе в регистрации.

Разрешая заявленные административным истцом требования по установлению факта наличия или отсутствия полномочий ТИК по истребованию всех внутренних документов партии, связанных с выдвижением, при наличии представленного итогового решения о выдвижении общим собранием регионального отделения, суд исходит из следующего.

Реализация полномочий, которые могут быть предоставлены избирательным комиссиям, не может противоречить основным задачам и целям избирательных комиссий, то есть подготовке и проведению выборов.

Постановлением Избирательной комиссии Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Островский район» по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума возложены на ТИК Островского района.

В этой связи, ТИК Островского района принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О Рабочей группе по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами в ТИК Островского района при проведении выборов Главы Островского района, депутатов Собрания депутатов Островского района седьмого созыва ДД.ММ.ГГГГ», утвержден ее персональный состав и Положение.

Задачи и полномочия Рабочей группы, включающие проверку документов, представленных кандидатами для уведомления о выдвижении и регистрации в соответствии с требованиями действующего избирательного законодательства, регламентированы Разделом 2 Положения.

Постановлением ТИК (с приложениями) от ДД.ММ.ГГГГ одобрен Перечень и формы документов, представляемых кандидатами и избирательными объединениями при проведении выборов Главы района, в числе которых: решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии..) о выдвижении кандидата, документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии. (л.д.115-116)

Полномочия избирательных комиссий регламентированы в ст. 22 Избирательного Кодекса Псковской области.

Необходимость представления среди прочих документов решения собрания избирательного объединения о выдвижении кандидата, а также документ о согласовании кандидатуры с соответствующим органом политической партии, если такое согласование предусмотрено уставом, в соответствующую избирательную комиссию предусмотрена пунктами «в», «в.1» ст. 32 Избирательного Кодекса Псковской области.

Исходя из положений пунктов 18 и 1.1 ст. 38 Закона N 67-ФЗ, ст. ст. 35, 36 Избирательного Кодекса Псковской области, избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона, а также полноту сведений о кандидате, наличие документов, представление которых предусмотрено законом, соблюдение требований закона к оформлению документов.

Аналогичные обязанности избирательных комиссий закреплены в Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением ЦИК России от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от 18.05.2016), пункты 2.1, 4.13, которые даны в целях единообразного применения избирательными комиссиями положений Закона об основных гарантиях избирательных Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политический партиях", Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Исходя из приведенных норм и установленных выше обстоятельств рассматриваемого дела, суд констатирует, что ТИК Островского района действовала в пределах предоставленных законом полномочий при проверке представленных административным истцом документов на предмет их соответствия требованиям закона и соблюдения порядка выдвижения кандидата, предусмотренного уставом партии, поскольку обязанность проведения такой проверки предусмотрена нормативными положениями, информируя последнего о выявленных недостатках в документах, в т.ч. относительно порядка его выдвижения как кандидата от избирательного объединения политической партии, разъяснив право на внесение в них уточнений и дополнений.

При таких обстоятельствах, не усматривая нарушений законодательства о выборах при принятии ТИК Островского района оспариваемого решения, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Срок обращения административного истца в суд с иском, предусмотренный ч.4 ст. 240 КАС РФ, соблюден.

Руководствуясь ст. ст. 175-179, 241-244, 298 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Афанасьева С.В. об оспаривании решения Территориальной Избирательной комиссии Островского района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидатом, выдвинутым от Политической партии «Партия Возрождения России» на должность Главы Островского района – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Островский городской суд Псковской области в течение 5-ти дней со дня принятия решения.

Судья Н.О. Мучицина

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ2022