ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-443-21 от 25.01.2021 Шкотовского районного суда (Приморский край)

Решение в окончательной форме Дело № 2а-443-21

изготовлено 25 января 2021 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Большой Камень 19 января 2021 год

Шкотовский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Клюкина А.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Крывуша К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации городского округа Большой Камень Приморского края о признании незаконным бездействия администрации городского округа Большой Камень Приморского края по непринятию решения о проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ администрация городского округа Большой Камень Приморского края (далее - администрация, ответчик), в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании направленных в орган местного самоуправления заявлений граждан о предварительном согласовании предоставления (о предоставлении) земельных участков для индивидуального жилищного строительства, опубликовала на сайте torgi.gov.ru следующие извещения о приеме заявлений граждан о намерении участвовать в аукционе по продаже права на заключение договоров аренды или договоров купли-продажи земельных участков:

Извещение (лоты №):

лот: площадью 2000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>;

лот: площадью 2000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>;

лот: площадью 2000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>;

лот: площадью 2000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>

лот: площадью 2000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>

лот: площадью 1500 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>

лот: площадью 1500 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>,кадастровый ;

лот: площадью 2000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>;

лот: площадью 2000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>

лот: площадью 2000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>;

лот: площадью 2000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.

Извещение (лоты №):

лот: площадью 2000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>;

лот: площадью 699 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>;

лот: площадью 2000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>;

лот: площадью 2000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>;

лот: площадью 2000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>

лот: площадью 2000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>;

лот: площадью 686 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>;

лот: площадью 2000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>;

лот: площадью 2000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>;

лот: площадью 1014 кв. м. расположенного по адресу: <адрес>;

лот: площадью 1497 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>;

лот: площадью 1509 кв. м, расположенного по адресу<адрес>;

лот: площадью 2000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>;

лот: площадью 2000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>;

лот: площадью 1500 кв. м, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>;

лот: площадью 1500 кв. м, с кадастровом номером , расположенного по адресу: <адрес>

лот: площадью 1500 кв.м, с кадастровом номером , расположенного по адресу: <адрес>;

лот: площадью 1500 кв.м, с кадастровом номером , расположенного по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ он направил заказной почтой с уведомлением в администрацию заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже права на заключение договоров аренды в отношении земельных участков по 29 лотам, указанным в извещениях №, .

ДД.ММ.ГГГГ, согласно отчетов об отслеживании отправлений с официального сайта «Почта России», ответчику вручены заявления истца о намерении участвовать в аукционе по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков. Вторые экземпляры заявлений с входящими номерами в адрес истца администрацией не направлены, ответы администрации на обращения о принятии заявлений истцу не поступали.

ДД.ММ.ГГГГ он позвонил в управление делами администрации городского округа Большой Камень с целью получить регистрационные номера направленных заявлений по извещениям № . Специалистом администрации по телефону были продиктованы следующие регистрационные номера:

- заявление о намерении участвовать в аукционе по извещению - входящий регистрационный номер администрации - ;

- заявление о намерении участвовать в аукционе по извещению - входящий регистрационный номер администрации - .

Дата окончания приема заявок по торгам установлена администрацией ДД.ММ.ГГГГ, но при этом, срок подведения итогов по результатам приема заявлений граждан администрацией на сайте torgi.gov.ru вообще не установлен.

ДД.ММ.ГГГГ на сайте torgi.gov.ru опубликован результат торгов по лотам, указанным в извещениях №, , где в разделе «завершение торгов», указана следующая информация: статус лота - «Не поступило заявок (инициативы граждан /КФХ)», результат приема заявлений - «В течении 30 дней заявлений не поступало».

Официальные протоколы подведения итогов приема заявлений граждан о намерении участвовать в аукционе по продаже права на заключение договоров аренды или договоров купли-продажи земельных участков ответчиком также не размещены.

Таким образом, направленные им заявления по извещениям № , , которые были приняты и зарегистрированы администрацией, не были учтены при подведении итогов принятых заявлений от граждан.

С указанными действиями ответчика он не согласен, поскольку они нарушают его права и права других граждан по предоставление земельных участков на основании ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Действия управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа Большой Камень, должностного лица администрации, ответственного за размещение указанной информации, не соответствуют требованиям статей ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Ответчик разместил на сайте torgi.gov.ru недостоверную информацию в разделе «Завершение торгов», а именно: в статусах лотов: «Не поступило заявок (инициативы граждан/КФК)», а также в результатах приёма заявлений: «В течение 30 дней заявлений не поступало».

Такое решение о завершении торгов (которые не были начаты) незаконно, так как противоречит требованиям пп. 2 п. 7 ст. 39.18 Земельного Кодекса РФ, согласно которым, поступление более чем одного заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, влечет принятие решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды таких земельных участков.

Решение о проведении аукционов администрацией не принято.

Указанные незаконные действия (бездействие) администрации, явно выходящие за пределы ее полномочий, повлекли существенное нарушение моих прав, предусмотренных статьей 19 Конституции Российской Федерации и ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации, а также существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, выразившееся в неполучении городским округом Большой Камень Приморского края и, соответственно, не поступлении в бюджет муниципального образования денежных средств, которые должны были быть получены в результате продажи прав на аренду указанных земельных участков путем проведения аукционов.

Просит признать незаконным бездействие администрации городского округа Большой Камень, выразившееся в непринятии решения о проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков по лотам, указанным в извещениях №,

Обязать администрацию городского округа Большой Камень подготовить и организовать аукционы на право заключения договоров аренды земельных участков, с учетом поступивших заявлений ФИО1, по лоту извещения (кадастровый номер участка ), лоту извещения (кадастровый номер участка ), лоту извещения (кадастровый номер участка ), лоту извещения (кадастровый номер участка ), лоту извещения (кадастровый номер участка ).

Обязать администрацию городского округа Большой Камень выполнить кадастровые работы по образованию и постановке на кадастровый учет земельных участков, для последующего их предоставления в аренду путем проведения аукционов, с учетом поступивших заявлений ФИО1, по лотам № извещения , по лотам № извещения .

В судебном заседании ФИО1 на требованиях настаивает, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, а также дополнил, что ответчиком нарушена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности гражданам для индивидуального жилищного строительства и иных целей, указанных в статье 39.18 Земельного кодекса, пояснив, что, согласно п. 6 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.

Указанное решение принимается уполномоченным органом на основании протоколов окончания приема заявлений граждан на извещения о приеме заявлений граждан о намерении участвовать в аукционе, размещенных на сайте torgi.gov.ru.

Официальные протоколы подведения итогов приема заявлений граждан о намерении участвовать в аукционе по продаже права на заключение договоров аренды или договоров купли-продажи земельных участков на извещения и ответчиком на сайте torgi.gov.ru также не были размещены, что не позволило истцу ознакомиться с результатами подведения итогов приема указанных заявлений.

Указанные протоколы подведения итогов приема заявлений, в связи с поступлением заявлений истца, подлежат отмене (а они не размещены на сайте torgi.gov.ru или вообще не приняты ответчиком). В случае их официального опубликования, истец в предмете исковых требований просил бы отмены протокола окончания приема заявлений по извещениям и и принятия администрацией новых протоколов окончания приема заявлений, с учетом поступивших заявлений ФИО1

Ответчик, установив в качестве единственного способа подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе личное обращении или посредством почтовой связи на бумажном носителе, ограничил граждан в подаче соответствующих заявлений через электронную приемную администрации. Земельным законодательством Российской Федерации не предусмотрен запрет на подачу заявлений о намерении участвовать в аукционе иным путем, кроме личного обращения или посредством почтовой связи на бумажном носителе.

Выбранный администрацией способ подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе дает возможность администрации не учитывать и не принимать заявления, поступившие по электронной почте в администрацию.

Администрация городского округа Большой Камень, указав в извещениях о приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе, в качестве способа подачи заявлений личное обращение или посредством почтовой связи на бумажном носителе, допустила нарушение требований части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", создав приоритетные условия для иных претендентов, ограничивая конкуренцию.

Подобные обстоятельства не согласуются с принципами публичности и открытости, закрепленными в земельном законодательстве, а также с конституционными принципами обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции, лежащими в основе правового регулирования экономических отношений.

Но в данном случае установление таких ограничений (лично или почтовым отправлением) имело целью именно недопущение граждан к участию в аукционе. Так, поступившие от истца заявления на бумажном носителе, направленные своевременно заказной почтой с уведомлением, в указанные в извещениях сроки подачи заявлений, с вложенными соответствующими заявлениями к извещениям не были зарегистрированы. И так как в извещениях и существовал запрет на подачу заявлений в электронном виде, истцу приходится доказывать элементарную подачу указанных заявлений.

Нарушение требования пункта 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившееся в установлении способа подачи заявлений, ограничивающего граждан, привело к умышленному искажению информации о поступивших заявлений истца и создало условия для предоставления 29 земельных участков без проведения конкурентных процедур - аукционов, и, впоследствии, торгов.

Представитель администрации городского округа Большой Камень ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 не признал, суду пояснил, что со стороны административного истца представлены доказательства получения администрацией ГО Большой Камень почтовых отправлений. Однако не подтвержден факт получения именно тех вложений, на которые он ссылается. Нами суду представлены доказательства, что за этими номерами зарегистрированы другие обращения. Административный истец не допускает за собой возможность допущения ошибки, но обвиняет администрацию в допущении ошибок. При этом, подтвердить или опровергнуть нахождение заявлений в почтовых отправлениях документально он не может. Ответственность за регистрацию входящей корреспонденции в администрации несёт в полном объёме. При этом, проверки, проводимые прокуратурой, осуществляющей надзорные функции, не выявили нарушений.

Действующим земельным законодательством установлен особый порядок предоставления гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства (статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).

При поступлении в уполномоченный орган заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления ему земельного участка, такой орган принимает решение об опубликовании извещения в установленном порядке с целью приема от граждан, заинтересованных в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, заявлений о намерении участвовать в аукционе. Либо же принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, основываясь при принятии такого решения на нормоположениях земельного законодательства.

При поступлении, от граждан, заинтересованных в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, заявлений о намерении участвовать в аукционе в течение 30 дней со дня размещения извещения о приеме таких заявлений, уполномоченный орган принимает решение о проведении такого аукциона. Указанное решение принимается в результате подведения итогов приема таких заявлений, срок поступления которых равен 30 дням.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в администрацию городского округа Большой Камень обратились граждане с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем администрация городского округа Большой Камень разместила на сайте torgi.gov.ru информацию (извещения), которым присвоены номера (5 лотов), (11 лотов), (18 лотов), (14 лотов).

В настоящее время на сайте torgi.gov.ru опубликованы следующие результаты

- по извещению (14 лотов), в связи с поступлением заявления ФИО1 (вх от ДД.ММ.ГГГГ статус по лотам «завершен (инициатива граждан/КФК)»;

- по извещению (18 лотов), в связи с поступлением заявлений граждан в течении 30 дней - лоты 8 и 9 статус «завершен (инициатива граждан/КФК)» - лоты статус «не поступило заявок (инициатива граждан/КФК)»;

- по извещению (11 лотов), в связи с отсутствием поступления заявлений от других граждан статус по 11 лотам «не поступило заявок (инициатива граждан/КФК)»;

- по извещению (5 лотов) статус «завершен (инициатива граждан/КФК)».

Согласно данных ГИС Приморского края (Региональная система межведомственного электронного документооборота) следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в администрацию ДД.ММ.ГГГГ поступило 6 заявлений от ФИО1,

- по входящему от ДД.ММ.ГГГГ заявление о намерении участвовать в аукционе по извещению ;

- по входящему от ДД.ММ.ГГГГ заявление о намерении участвовать в аукционе по извещению ;

- по входящему от ДД.ММ.ГГГГ заявление о намерении участвовать в аукционе по извещению ;

- по входящему от ДД.ММ.ГГГГ заявление о намерении участвовать в аукционе по извещению ;

- по входящему от ДД.ММ.ГГГГ заявление о намерении участвовать в аукционе по извещению ;

- по входящему от ДД.ММ.ГГГГ заявление о намерении участвовать в аукционе по извещению .

Заявлений от ФИО1 о намерении участвовать в аукционе по извещению ; в указанный период в администрацию городского округа не поступало.

Достоверных доказательств от ФИО1 о поступлении данных заявлений в адрес администрации нет.

Отчет об отслеживании отправлений «Почта России» подтверждает лишь факт получения почтового отправления, но не устанавливает факт фактического направления и получения именно заявления о намерении участвовать в аукционе по извещениям и .

Процедура приема заявлений от граждан о намерениях участвовать в аукционе не является торгами, по смыслу, придаваемому этому понятию действующим законодательством, хотя и связана опосредовано с выводом имущества на товарный рынок. Итоги указанной процедуры не порождают у ее участников, за исключением уполномоченного органа, каких-либо прав и обязанностей. Податель заявления может в последствии и не быть участником аукциона. Организатором приема заявлений от граждан о намерениях участвовать в аукционах, для таких граждан были созданы необходимые условия для реализации права на подачу таких заявлений с учетом действующих ограничений из-за распространения новой коронавирусной инфекции.

Просит в удовлетворении требований ФИО1 отказать.

Представитель администрации городского округа Большой Камень ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 поступило 6 заявлений с намерениями участия в аукционах. Все 6 заявлений были зарегистрированы и им присвоены регистрационные номера. Говорить о том, что администрация ГО Большой Камень каким-либо образом препятствовала участию истца в аукционах недопустимо, так как доказательной базы им не представлено. По извещениям, размещённым на официальном сайте torgi.gov.ruот ДД.ММ.ГГГГ результаты размещены, итоги подведены. Нарушений со стороны администрации ГО Большой Камень в процессе работы с этими шестью документами не имеется. Своё право на участие в намерениях административный истец реализовал через услуги почтовой связи, как и было указано в извещении. Доказательств тому, что конкретно было вложено истцом в конверты административному ответчику и суду не представлено.

Представитель администрации городского округа Большой Камень ФИО5, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, суду пояснил, что касается оспариваемой административным истцом процедуры, то в Земельном кодексе РФ в пп. 3 п. 2 ст. 39.18 указано, что способ подачи заявлений определяет уполномоченный орган, то есть в нашем случае – администрация. В рассматриваемом случае администрацией ГО Большой Камень были определены два способа подачи заявлений, а именно почтой и лично. Срок подачи заявлений был определен – 1 месяц. Таким образом, заявитель не был лишен возможности подать заявления. Также истец оспаривал определённые администрацией способы подачи заявлений в ФАС (антимонопольную службу), однако каких-либо решений принято не было, суду не представлено. Что касается оспаривания решений по конкретным лотам, то истцом не доказано ни нарушение законодательства, ни его прав, поскольку на эти лоты он заявки не подавал. Таким образом, оспаривание истцом как процедуры, так и принятых решений, необоснованно.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд не приходит к выводу, что требования ФИО1 удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии ч. 1, п. 15 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса РФ.

Согласно ч. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершать одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Как следует из заявленных требований ФИО1 и на которых он настаивает в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направил в администрацию городского округа Большой Камень заявление о намерении участвовать в аукционе по извещению (лоты №) и (лоты №).

В подтверждение этому ФИО1 прилагает копии указанных заявлений и почтовые уведомления о вручении заказных писем.

Также ФИО1 пояснил, что заявление о намерении участвовать в аукционе по извещению было зарегистрировано по входящему регистрационному номеру администрации - ; а заявление о намерении участвовать в аукционе по извещению .

Однако из пояснений представителя ответчика000000000 следует, что заявления ФИО1 о намерении участвовать в аукционе по извещению и в администрацию городского округа Большой Камень не поступали.

По входящим регистрационным номерам и , на которые ссылается ФИО1 зарегистрированы совершенно другие заявления, а именно: по входящему номеру от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о намерении участвовать в аукционе по извещению (лоты №); по входящему номеру от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о намерении участвовать в аукционе по извещению (лоты №).

Указанные заявления приобщены к материалам дела.

Достоверность предоставленных администрацией городского округа Большой Камень заявлений ФИО1, зарегистрированных по входящим номерам и от ДД.ММ.ГГГГ, у суда сомнений не вызывают, поскольку подпись ФИО1 на указанных заявлениях проставлена на всех листах.

Кроме того, администрацией городского округа Большой Камень в судебном заседании были приобщены распечатки с сайта ГИС Приморского края (Региональная система межведомственного электронного документооборота), согласно которым подтверждаются доводы ответчика о том, что заявления ФИО1 о намерении участвовать в аукционе по извещению и в администрацию городского округа Большой Камень не поступали, и что по входящим номерам и от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы заявления ФИО1 о намерении участвовать в аукционах по извещению и по извещению соответственно.

Объективных доказательств тому, что ФИО1 направлял в администрацию городского округа ФИО3 заявления о намерении участвовать в аукционах по извещениям и , административным истцом суду представлено не было.

Согласно представленным истцом распечаткам с Официального сайта Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов по аренде и продаже земельных участков аукционы по извещению (лоты №) и (лоты №) не проводились в связи с тем, что соответствующих заявок не поступило.

Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

Также ФИО1 не представил суду доказательств тому, что ответчиком нарушена процедура предоставления земельных участков, а именно ответчик указал способ подачи заявлений только лично и почтой.

Согласно пп. 3 п. 2 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, в извещении указываются адрес и способ подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка.

По смыслу указанной нормы, уполномоченный орган определят способ подачи заявлений: лично, почтой, электронной почтой и т.п.

То обстоятельство, что администрация городского округа определило порядок подачи заявлений лично или Почтой России, не свидетельствует о нарушении процедуры подачи заявлений.

С учетом того, что судом не установлено нарушений процедуры подачи заявлений о проведении аукционов по извещениям (лоты №) и (лоты №), а также, принимая во внимание, что аукционы по указанным выше извещениям не проводились в связи с отсутствием соответствующих заявлений, в том числе и заявлений ФИО1, требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации городского округа Большой Камень Приморского края о признании незаконным бездействия администрации городского округа Большой Камень Приморского края по непринятию решения о проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Шкотовский районный суд Приморского края.

Судья А.Г. Клюкин