ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4431/18 от 06.12.2018 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-4431/2018

64RS0043-01-2018-005324-68

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 декабря 2018г. г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Даниленко А.А.,

при секретаре Фадеевой М.Е.

с участием представителя истца, ответчика

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании транспортного налога за 2016г. в сумме 41 400 руб., пени по транспортному налогу за период с 02.12.2017г. по 06.12.2017г. в размере 56 руб. 92 коп., всего взыскать 41456 руб. 92 коп. Свои требования обосновывает тем, что ответчик является владельцем транспортного средства Лексус, 276 л.с. № <***>, обязан производить уплату налогов, однако свои обязательства надлежащим образом не исполняет. Оплату налога в полном объеме не произвел, требования об уплате налога не выполнил. В связи с чем, было произведено начисление пени.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Указала, что переоборудование транспортного средства было зарегистрировано в органах ГИБДД только в 2017г., автомобиль имеет 276 л.с. в связи с чем у ответчика в 2016г. отсутствовали льготы по уплате налога, либо основания для полного освобождения от налога.

Ответчик в судебном заседании иск не признал, указал, что является инвалидом 2 группы, участником ликвидации последствий Чернобыльской АЭС, автомобиль переоборудовал в 2017г., в связи с чем должен быть освобожден от уплаты транспортного налога. Считает, что сотрудники истца обязаны были разъяснить положения действующего законодательства, тогда бы он своевременно произвел регистрацию переоборудования транспортного средства в органах ГИБДД.

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Как определено статьей 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Главой 28 НК РФ закреплено, что взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.

Налогоплательщиками данного налога положениями статьи 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статья 358 НК РФ в качестве объектов налогообложения признает автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Согласно ст.361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

На территории Саратовской области транспортный налог установлен и введен в действие, определены ставки налога, порядок, сроки его уплаты и льготы по данному налогу Законом Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога».

Статьей 2 Закона № 109-ЗСО закреплены ставки данного налога с каждой лошадиной силы в зависимости от наименования объектов налогообложения (автомобили легковые, мотоциклы и мотороллеры, автобусы, автомобили грузовые и т.д.) и мощности двигателя.

В силу части 3 статьи 362 НК РФ, в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Установлено, что весь 2016г. административный ответчик являлся собственником транспортного средства Лексус, 276 л.с., регистрационный знак <***>.

Истцом ответчику 04.07.2017г. было выставлено налоговое уведомление № 5139471 об уплате в срок до 01.12.2017г. транспортного налога за 2016г. в размере 41400 руб.

В указанный срок налог уплачен не был в связи с чем, 07.12.2017г. было выставлено требование № 30165 об уплате задолженности по налогам в размере 41 400 руб. и пени за период с 02.12.2017г. по 06.12.2017г. в размере 56 руб. 92 коп. за неуплату транспортного налога. Срок исполнения требования указан до 30.01.2018г.

Согласно расчета истца у ответчика имеется задолженность по уплате транспортного налога за 2016г. в сумме 41 400 руб., пени по транспортному налогу за период с 02.12.2017г. по 06.12.2017г. в размере 56 руб. 92 коп.

Задолженность по уплате транспортного налога, пени не была погашена ответчиком. Доказательств обратного суду не представлено.

Статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.

Порядок исчисления пени определен в статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года N 422-О, в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Таким образом, у налогового органа имелись правовые основания для начисления пени ответчику в связи с неуплатой им в срок налогов.

Доводы административного ответчика о том, что он освобожден от уплаты транспортного налога, так как является инвалидом 2 группы, судом ?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?

Согласно подпункту 3 пункта 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Субъектом налоговой льготы, установленной подпунктом 2 пункта 1 ст. 220 НК РФ, является тот налогоплательщик, у которого имеются основания для ее получения и соответствующие документы.

В силу требований ст. 32 НК РФ налоговый орган, получив от налогоплательщика документы, свидетельствующие о возможном праве на налоговую льготу, обязан проверить соответствие этих документов требованиям законодательства, оценить полноту указанных в них сведений и принять решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении заявленной налоговой льготы.

В Определении Конституционного Суда РФ от 18.12.2003 г. № 472-0 выражена правовая позиция, в соответствии с которой положения статьи 23 НК РФ во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 ст. 21 НК РФ предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие, что основания, с появлением которых законодательство о налогах и сборах связывает наличие у налогоплательщика права на налоговую льготу, действительно возникли.

В соответствии со ст. 21 НК РФ использование налоговых льгот является правом налогоплательщика. При этом согласно ст. 56 НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы или приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов. Таким образом, предоставление права на налоговую льготу носит заявительный характер.

Из материалов дела усматривается, что по сведениям полученным из Управления ГИБДД по Саратовской области, истцу на праве собственности принадлежит легковой автомобиль марки Лексус, мощностью двигателя 276 л.с. с государственным регистрационным номером с 10 июля 2012 года. Согласно подпункта «б» пункта 1 статьи 4 Закона граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие ликвидации Чернобыльской катастрофы, освобождены от уплаты транспортного налога на территории Саратовской области. Однако, в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона Саратовской области № 109-ЗСО от 13 ноября 2002 года, а также Закона Саратовской области № 164-ЗСО от 23 ноября 2011 года «О внесении изменений в статью 4 Закона Саратовской области № 109-ЗСО» льгота предоставляется только в отношении одной единицы транспортного средства с мощностью двигателя до 150 л.с., указанного в пунктах 1-2 статьи 2 Закона по выбору физического лица.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения и автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами, то есть оборудованные с учетом функциональных возможностей и потребностей инвалидов. Органы Госавтоинспекции, в соответствии с приказом МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», уполномочены вносить необходимые отметки в паспорт транспортного средства.

В случае представления налогоплательщиком соответствующего документа с отметкой, что автомобиль специально оборудован для использования инвалидом или получен (приобретен) через органы социальной защиты населения, у налогового органа возникнут основания для освобождения от уплаты транспортного налога в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 358 НК РФ.

Вместе с тем, административным ответчиком была суду представлена копия технического паспорта на автомобиль, из которого усматривается регистрация переоборудования транспортного средства только 16.02.2017г., изложенное подтверждается карточкой регистрации ГИБДД полученной на запрос суда. Доказательств переоборудования транспортного средства ранее указанной даты суду не представлено.

В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.