РЕШЕНИЕ КОПИЯ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области
В составе председательствующего судьи Даниловой О. Н.
При секретаре Герасимовой О.Д.
С участием прокурора Федяевой О. С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке
22 августа 2018 г.
дело по административному исковому заявлению Смирнова Виктора Олеговича к Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа о признании незаконным присвоение полномочий председателя Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа, признании незаконными действий (бездействий) Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа, признании незаконным решения Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа № 69/439 от 08.08.2018 г. об отказе в регистрации кандидатом на должность Главы города Новокузнецка Смирнова Виктора Олеговича,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Смирнов В. О. обратился в суд с административным исковым заявлением к Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа о признании незаконным присвоение полномочий председателя Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа, признании незаконными действий (бездействий) Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа, признании незаконным решения Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа № 69/439 от 08.08.2016 г. об отказе в регистрации кандидатом на должность Главы города Новокузнецка Смирнова Виктора Олеговича.
Просит признать незаконным присвоение полномочий председателя Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа Упоровой Л. В., признать незаконным бездействие (действие) Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа, связанные с нарушением норм избирательного права в отношении выдвинувшегося кандидата Смирнова В. О., признать незаконным и подлежащим отмене Решение Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа № 69/439 от 08.08.2018 г. об отказе Смирнову В.О. в регистрации в качестве кандидата на выборах Главы города Новокузнецка. Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Административные исковые требования мотивированы тем, что Новокузнецким городским Советом народных депутатов решением от 13.06.2018 года №7/66 назначена дата выборов Главы города Новокузнецка. Смирнов В.О. на основании решения Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа №63/372-1 от 21.06.2018 г. имел статус выдвинутого кандидата на должность Главы города Новокузнецка в порядке самовыдвижения. Решением №63/272-1 от 21.06.2018 г. Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа Смирнову В.О. разрешено открыть специализированный избирательный счет для оплаты изготовления подписных листов. 30.07.2018 г. в 16 часов 17 минут им был сдан в Муниципальную избирательную комиссию Новокузнецкого городского округа полный комплект документов для регистрации кандидатом на выборах Главы города Новокузнецка, о чем имеется соответствующая справка-подтверждение, заверенная председателем Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа Упоровой Л. В. Для регистрации кандидатом на должность Главы города Новокузнецка были представлены: заявление о внесении изменений и уточнений в ранее поданные сведения о кандидате; первый финансовый отчет кандидата; подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (1 папка, содержащая 2226 подписей избирателей на 159 подписных листах); протокол об итогах сбора подписей; уведомление об отсутствии счетов иностранных банках, отсутствии иностранных финансовых инструментов; уточненные сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах; копия платежного поручения от 22.06.2018 №282607 на оплату изготовления подписных листов; внешний носитель информации CD-диск. В справке-подтверждении указано, что Смирновым В.О. сданы 159 подписных листов в одной папке, содержащих 2226 подписей избирателей, поставленных ими собственноручно, с приложением протокола сбора подписей избирателей. Каких-либо отражений по форме подписного листа и содержанию подписных листов, к их форме и наполнению, качеству подписей избирателей и их соответствию нормам закона у членов рабочей группы Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа не возникало, подписные листы были признаны соответствующими по форме и содержанию, была проведена выборка подписей на проверку в количестве 19 листов, содержащих 404 подписи. По результатам проведенной рабочей группой Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа в период с 01 августа по 6 августа 2018 года проверки подписных листов с подписями избирателей из проверенных 404 подписей признаны недействительными 404 подписи, что составляет 100% от общего количества подписей, заявленных для проверки. Кроме того было установлено, что форма подписного листа не соответствовала требованиям Закона, поскольку в силу п. 3 ст.72 Закона Кемеровской области № 54-03, если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата. Такие сведения в полном объеме указываются в подписном листе кандидата по основаниям п.9 ст.37 Закона №67-ФЗ, а именно - с датой гашения и/или снятия судимости, что было сделано Смирновым В.О. в соответствии с требованиями Закона, для полного информирования избирателей о наличие у погашенной и снятой судимостей. Считает, что не указание данных сведений в таковом объеме является сокрытием сведений от избирателей, что недопустимо и не соответствует нормам избирательного законодательства РФ, поскольку законодатель четко утвердил в законе объем сведений о наличии погашенной и/или снятой судимостей. Сведения о судимостях Смирнова В. О. проверены комиссией и соответствуют действительности. Указание в оспариваемом решении №69/439 от 08.08.2018 г. об отказе в регистрации кандидатом на выборах Главы города Новокузнецка на нарушение норм Закона в связи с указанием в Заявлении о согласии баллотироваться и в подписном листе сведений о наличие снятой или погашенной судимости являются незаконными и необоснованными, основанными на неверном толковании членами Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа избирательного законодательства РФ, что дает основания для отмены указанного решения.
Кроме того, Смирновым В. О. в заявлении о согласии баллотироваться, во всех подписных листах указано на принадлежность к общественному объединению «Кемеровская региональная общественная организация «Центр социально экономического развития населения» (далее КРОО «ЦСЭРН»), а также занимаемую должность – председатель Совета. Согласно ЕГРЮЛ указанная организация прекратила свою деятельность общественного объединения в качестве юридического лица по решению суда на основании ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях». В соответствие с п. 3 ст.73 Закона Кемеровской области №54-03, запрещается включение в подписной лист дополнительных сведений о кандидате, не предусмотренных законом, при этом в п.2 ст. 33 Закона №54-03 значится, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, в этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведении. КРОО «ЦСЭРН» была зарегистрирована Министерством юстиции РФ по Кемеровской области 21 июня 2010 г., Смирнов В. О. избран в ней Председателем Совета с 01.07.2012 г. С 14.12.2017 г. указанная организация не осуществляет свою деятельность в качестве юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ, однако организация продолжает действовать, но не выдвигает кандидатов на выборы, не получает каких-либо грантов, не ведет хозяйственно-экономическую деятельность с наличием расчетного счета, что не противоречит нормам Закона. КРОО «ЦСЭРН» была зарегистрирована не менее чем за год до назначения даты выборов, она зарегистрирована в установленном Законом порядке и вела свою уставную деятельность и фактически не прекратила ее вести. Однако, в своем решении об отказе в регистрации Смирнова В.О. Муниципальная избирательная комиссия Новокузнецкого городского округа в качестве основания указывает на принадлежность Смирнова О. В. к общественному объединению КРОО «ЦСЭРН» не зарегистрированного в установленном порядке, что основано на неверном толковании норм закона.
Также считает необходимым отметить, что 390 подписей были признаны недействительными на основании заключения эксперта Управления МВД России по г. Новокузнецку № 1/6 - 133 от 01.08.2018 г. по причине нанесения нерукописным способом, а именно отпечатывания с помощью копировально-множительного печатающего устройства в многоцветном режиме печати:
сведений об избирателях, дат выполнения подписей избирателей, подписей избирателей;
сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, дат заверения подписных листов лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, подписей лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей;
- записей фамилии, имени, отчества кандидата, дат заверения подписных листов кандидатом, подписей кандидата». Указанное не соответствует действительности. Решением Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа от 14 июня 2018 года № 62/361 «О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов на должность Главы города Новокузнецка» утверждено количестве подписей, необходимое для регистрации кандидата на должность Главы города Новокузнецка (2024 подписей) и максимальное количество подписей, подлежащих представлению для регистрации (2226 подписей), количество подписей, подлежащих проверке - 404 подписи. О дате и времени проведения соответствующей проверки моих подписных листов Смирнова В.О. не был уведомлен надлежащим образом, которое должно осуществляться членами рабочей группы МИК Новокузнецкого городского округа письменным извещением с уведомлением (телеграмма) либо непосредственно или по телефону с фиксированием в специальном журнале передачи извещений. Считает самостоятельным нарушением (бездействием) членов МИК НТО о не уведомлении его лично о проведении проверки подписных листов, влекущим отмену Решения МИК НТО от 08.08.2018 г. №69/439. Кроме того, в силу Закона случайная выборка подписей проводится в избирательной комиссии в день приема подписных листов с подписями избирателей непосредственно после выдачи документа, подтверждающего прием подписных листов и иных связанных с ними документов. Выборка подписей предоставленных Смирновым В.О. была произведена в его присутствии, что указано в соответствующем протоколе Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа, претензий в данном документе от членов комиссии не поступало и не обозначено, таким образом, все подписные листы соответствовали требованиям Закона, считает, что его подписные листы были каким-то образом испорчены или подменены в Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа.
Кроме того, Смирновым В.О. оспаривается факт заверения решения Муниципального городского округа от 08.08.2018 г. №69/439 в отношении него Упоровой Л.В. как надлежащим (уполномоченным лицом), поскольку У.. была избрана на должность председателя Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа с грубейшими нарушениями Регламента Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа и Положения Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа. Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте избирательной комиссии, сайт содержит в себе документ о назначении Упоровой Л.В. председателем Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа- решение от 25.01.2018 г. №61/342. В данном документе отсутствует подпись секретаря комиссии, что является нарушением. Между тем, при рассмотрении административного дела № 2а-4087/2018 в Центральном районном суде г. Новокузнецка Упоровой Л.В. предоставлено решение от 25.01.2018г.№61/342 в «оригинале», в котором на нем уже проставлены две подписи председателя муниципальной комиссии и секретаря заседания. В тексте предоставленного решения, в частности - в п. 3, на комиссию возлагается обязанность опубликовать решение в газете «Новокузнецк» и на официальном сайте Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа www.mik.admnkz.info, где также не имелась подпись секретаря. Также не содержит указание на подпись секретаря комиссии в спорном решении, опубликованном в газете «Новокузнецк» в номере от 01.02.2018 г. № 4 (949). Просит обратить внимание, что из текста решения от 25.01.2018 г. №61/342 об избрании Упоровой Л. В. председателем Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа следует, что она уже являлась ее председателем поскольку подписала решение не как председатель заседания, а как председатель Муниципальной избирательной комиссии. В отсутствие председателя собрание должен был проводить заместитель председателя комиссии и подписывать решение должен был именно он, а не У.
В судебном заседании Смирнов В.О., его представитель Миропольцев Д.Д., действующий на основании доверенности, представивший диплом о высшем юридическом образовании, настаивали на удовлетворении административных исковых требований, просят удовлетворить административный иск в полном объеме.
Представитель административного ответчика – председатель Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа Упорова Л. В. административные исковые требования не признала, пояснив, что при приеме у Смирнова В. О. подписных листов члены рабочей группы Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа выявили, что подписные листы повторяются через одну страницу и изготовлены (кроме первых двух) путем копирования. На замечания членов рабочей группы административный истец отвечал, что они не эксперты. Коме того, в папке имелось два листа под № 9. На это было обращено внимание Смирнова В. О., и он собственноручно вырвал один из листов с № 9. По окончанию приема документов Смирнов В. О. лично ею был дважды извещен о проведении проверки подписных листов с привлечением эксперта-почерковеда 01.08.2018 г. в 11 часов. Также о проведении проверки в указанное время вместе со Смирновым В. О. был извещен член Муниципальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса Т. 01.08.2018 г. Смирнов В. О. на проверку подписных листов не явился, явившийся Т. в присутствии остальных членов рабочей группы позвонил Смирнову В. О. с вопросом будет ли он присутствовать при проведении проверки подписных листов, но Смирнов В. О. ответил, что нет. На звонки с рабочего телефона Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа Смирнов В. О. не отвечал. На заседание рабочей группы с составлением итогового протокола проверки подписных листов 06.08.2018 г. в 13 часов, на заседание по вопросу регистрации/отказе в регистрации Смирнова В. О. как кандидата на должность Главы г. Новокузнецка 08.08.2018 г. в 17 часов административный истец также не явился. В регистрации Смирнову В. О. было отказано по основаниям, изложенным в оспариваемом решении. Так, не предусмотрено указание в подписных листах сведений о снятии, погашении судимости. Кроме того, кандидат имеет право указывать принадлежность только к общественному объединению, зарегистрированному не позднее, чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке. Указанная Смирновым О. В. общественная организация прекратила деятельность 14.12.2017 г., поэтому указание о принадлежности административного истца к данной организации не соответствует требованиям закона. Также 390 подписей были признаны недействительными на основании заключения эксперта Управления МВД России по г. Новокузнецку № 1/6-133 от 01.08.2018 г. по причине нанесения нерукописным способом. Доводы административного истца о том, что оспариваемое им решение подписано ею как председателем Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа за пределами ее полномочий ничем не подтверждены.
Представитель Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа Лебедева Е. М., действующая на основании доверенности, представившая диплом о высшем юридическом образовании, возражала относительно заявленных административных исковых требований.
Прокурор Федяева О. С., дав заключение по делу, просила отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме, поскольку административным ответчиком при вынесении оспариваемого решения не допущено нарушений.
Выслушав пояснения сторон, их представителей, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, в том числе административные дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
В силу ст. 239 КАС РФ, избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В судебном заседании установлено, что 13.06.2018 г. Новокузнецкий Совет народных депутатов принял решение о назначении выборов в Новокузнецкий городской Совет народных депутатов и определил днем голосования 09 сентября 2018 г.
Решением Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа от 14.06.2018 г. № 62/361 «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидатов на должность Главы города Новокузнецка списка» утверждено количестве подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатов на должность Главы города Новокузнецка (2024 подписей) и максимальное количество подписей, подлежащих представлению для регистрации (2226 подписей), количество подписей, подлежащих проверке (20% от количества подписей, необходимого для регистрации кандидата) 404 подписи.
В судебном заседании установлено, что 13.06.2018 г. Новокузнецкий Совет народных депутатов принял решение о назначении выборов на должность Главы города Новокузнецка и определил днем голосования 09сентября 2018 г.
Решением Муниципальной избирательной комиссии от 14.06.2016 г. № 62/361 «О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации списка кандидатов на должность Главы города Новокузнецка» утверждено количестве подписей, необходимое для регистрации кандидата на должность Главы города Новокузнецка (2024 подписей) и максимальное количество подписей, подлежащих представлению для регистрации (2226подписей), количество подписей, подлежащих проверки – 404 подписи.
Согласно ч. 3 ст. 28 Закона Кемеровской области от 30.05.2011 N 54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области», при приеме документов для регистрации соответствующая избирательная комиссия выдает кандидату, иному лицу, представившему документы за кандидата в соответствии с пунктом 3 статьи 68 настоящего Закона, уполномоченному представителю избирательного объединения, представившему документы для регистрации списка кандидатов, документ, который подтверждает прием представленных документов и в котором указываются дата и время приема. В случае представления подписных листов в этом документе указываются также количество принятых подписных листов и заявленное количество подписей избирателей. При этом избирательная комиссия заверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и проверяет соответствие количества представленных подписных листов.
В силу ст. 29 Закона Кемеровской области от 30.05.2011 N 54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области» избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов, предусмотренного настоящим Законом. Если кандидатом представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения, избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Избирательная комиссия вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением, в соответствии с настоящим Законом.
Избирательная комиссия обязана обратиться с представлением о проверке достоверности данных и сведений, представляемых в соответствии с настоящим Законом, в соответствующие органы, которые обязаны в течение десяти дней, а за десять и менее дней до дня голосования - в срок, установленный комиссией, сообщить избирательной комиссии о результатах проверки.
Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, работники аппарата избирательной комиссии Кемеровской области, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов. В случае, если количества достоверных подписей недостаточно для регистрации кандидата либо если количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило 10 и более процентов от общего числа подписей, отобранных для проверки, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
14.06.2018 г. решением № 62/358 муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа создана рабочая группа по приему и проверки документов, предоставляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений в Муниципальную избирательную комиссию Новокузнецкого городского округа при проведении выборов Главы города Новокузнецка, в состав которой входят: руководитель – У., председатель Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа, секретарь рабочей группы – М., ведущий специалист аппарата Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа, члены рабочей группы – Р., член МИК НГО с правом решающего голоса, системный администратор КСА ГАС «Выборы», Уш., член МИК НГО, представитель отдела УФМС России по Кемеровской области в г. Новокузнецке, эксперт экспертно - криминалистического отдела Управления МВД России по г. Новокузнецка (по согласованию), специалист Информационного центра Избирательной комиссии Кемеровской области (по согласованию).
21.06.2018 г. Смирновым В.О. в муниципальную избирательную комиссию Новокузнецкого городского округа было подано Уведомление о самовыдвижении и заявление о согласии баллотироваться на должность Главы города Новокузнецка.
30.07.2018 г. Смирновым В. О. в муниципальную избирательную комиссию Новокузнецкого городского округа были представлены подписные листы в количестве 1 папки на 159 подписных листах содержащих 2226 подписей избирателей.
Проверка подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Новокузнецкого городского Совета народных депутатов Смирнова В. О. была назначена на 01.08.2018 г. в 11 часов.
Муниципальной избирательной комиссией Новокузнецкого городского округа направлено письмо в адрес начальника экспертно-криминалистического отдела Управления МВД России по г. Новокузнецку о направлении эксперта-почерковеда для проверки достоверности и действительности подписных листов кандидата Смирнова В. О. по следующим основаниям: 1. Выявление фактов выполнения подписи кандидата не кандидатом, а другим лицом; 2. Выявление записей дат подписи избирателей, выполненных несобственноручно; 3. Выявление фактов внесения сведений о лице, осуществляющем сбор подписей, выполненных несобственноруно, а другим лицом; 5. Выявление фактов внесения сведений об избирателях не самим избирателем, ставящим подпись, и не лицом, осуществляющим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист; 6. Выявление фактов выполнения подписи избирателя не избирателем, а другим лицом; 7. Выявление фактов внесения сведений об избирателях, выполненных нерукописным способом или карандашом; 8. Выявление фактов выполнения подписей, лица осуществляющего сбор подписей избирателей и (или) кандидата несобственноручно; 9. Выявление фактов выполнения дат заверения подписного листа и сведений о лице, осуществляющим сбор подписей избирателей, выполненных нерукописным способом или карандашом.
При проведении проверки подписных листов 01.08.2018 г. Смирнов В. О. не присутствовал, при этом его доводы о том, что он не был уведомлен о месте и времени проведения проверки суд считает необоснованными. Так, в судебном заседании председатель Муниципальной избирательной комиссии У. пояснила, что 31.07.2018 г. Смирнову В. О. и Т., являющемуся членом Муниципальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, было сообщено о месте и времени проведения проверки подписных листов – 01.08.2018 г. 11 часов. При этом Ташкеев Н. И. явился в указанное время, позвонил из кабинета избирательной комиссии Смирнову В. О., отказавшему явиться на проверку подписных листов. Указанные обстоятельства были подтверждены в судебном заседании свидетелем Т., а также свидетелями Р., Уш., М., являющимися членами рабочей группы и пояснившими, что именно в их присутствии Смирнов В. О. был извещен о месте и времени проведения проверки подписных листов.
Данный способ уведомления административного истца не противоречит п. 1.2 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением ЦИК РФ от 13.06.2012 г. № 128/986-6, согласно которому информирование кандидатов о проведении проверки подписей избирателей осуществляется письменным извещением с уведомлением (телеграмма), либо непосредственно или по телефону с фиксированием в специальном журнале передачи извещений.
По итогам проверки рабочей группой Муниципальной избирательной комиссией Новокузнецкого городского округа была составлена ведомость проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Новокузнецкого городского Совета народных депутатов Смирнова В. О. и протокол проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата.
В результате проведенной проверки 404 проверяемых подписи из отобранных на проверку 404 подписей, признаны недействительными, поскольку в нарушение требований п.п. 5, 6, 8, 9 ст. 29 Закона Кемеровской области от 30.05.2011 N 54-ОЗ "О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области" внесены в подписные листы не рукописным способом. Кроме того, формы подписных листов не соответствует требованиям Закона (пп. 9 п. 9 ст. 29, п. 3 ст. 72, п. 2 ст. 24 Закона Кемеровской области от 30.05.2011 N 54-ОЗ). Данные проверки зафиксированы в протоколе проверки подписных листов в поддержку кандидата на должность Главы города Новокузнецка от 06.08.2018 г., подписанного руководителем и членами рабочей группы Муниципальной избирательной комиссии по Новокузнецкому городскому округу.
08.08.2018 г. Муниципальной избирательной комиссией Новокузнецкого городского округа было принято решение № 69/439 об отказе в регистрации Смирнова В. О., выдвинутого в порядке самовыдвижения кандидатом на должность Главы города Новокузнецка.
Как следует из решения, в ходе проведенной проверки было установлено, что все подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата Смирнова В.О. были признаны недействительными на основании пп. 9 п. 9 ст. 29 Закона Кемеровской области от 30.05.2011 N 54-ОЗ "О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области", так как форма подписного листа не соответствует требованиям закона – поскольку в силу п. 3 ст. 72 Закона Кемеровской области от 30.05.2011 N 54-ОЗ если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости. Между тем, не предусмотрено указание о снятии и гашении судимости и соответствующих датах, не предусмотрено избирательным законодательством.
Кроме того, согласно решению Муниципальной избирательной комиссией Новокузнецкого городского округа № 69/439, в соответствии с п. 3 ст. 72 Закона Кемеровской области от 30.05.2011 N 54-ОЗ запрещается включение в подписной лист дополнительных сведений о кандидате, предусмотренных законом. Смирнов В.О. в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с п. 2 ст. 24 Закона Кемеровской области от 30.05.2011 N 54-ОЗ указал свою принадлежность к общественному объединению Кемеровская региональная общественная организация «Центр социально экономического развития населения» (далее КРОО «ЦСЭРН»). Также принадлежность к данному общественному объединению была в силу закона указана Смирновым В.О. в подписных листах. Однако согласно ЕГРЮЛ, указанная организация прекратила свою деятельность общественного объединения в качестве юридического лица по решению суда на основании ст. 29 ФЗ№ 82- ФЗ «Об общественных объединениях», тогда как кандидат имеет право указывать свою принадлежность лишь к общественному объединению, зарегистрированного в установленном законом порядке. Наличие в подписном листе информации о кандидате в большем объеме, чем предусмотрено законом, влияет на восприятие избирателями информации о кандидате, нарушает принцип равенства прав кандидатов.
390 подписей признаны недействительными на основании заключения эксперта Управления МВД России по г. Новокузнецку № 1/6-133 от 01.08.2018 г. по причине нанесения нерукописным способом, а именно отпечатывания с помощью копировально-множительного печатывающего устройства в многоцветном режиме печати: - сведений об избирателях, дат выполнения подписей избирателей, подписей избирателей; сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, дат заверения подписных листов лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, подписей лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей; записей фамилии, имени, отчества кандидата, дат заверения подписных листов кандидатом, подписей кандидата.
Смирнов В.О., не согласившись с указанным решением, обратился в суд с рассматриваемым административным иском.
Суд, оценивая представленные доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, приходит к следующему.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Из обжалуемого Решения от 08.08.2018 г. № 69/439 следует, что все проверенные подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата Смирнова В.О. были признаны недействительными на основании пп. 9 п. 9 ст. 29 Закона Кемеровской области от 30.05.2011 N 54-ОЗ, так как форма подписных листов была признана не соответствующей требованиям закона, поскольку Смирновым В.О. помимо указаний о имеющихся судимостях, также в подписных листах были указаны даты снятия и погашения этих судимостей.
С указанным суждением административного ответчика суд согласиться не может, при этом суд исходит из следующего.
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ст. 1).
Статья 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ " устанавливает применяемые термины и понятия. Согласно п. 58 ст. 2 сведения о судимости кандидата - сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
В силу п. 2.1 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ " если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Аналогичная норма предусмотрена ч. 3 ст. 24 Закона Кемеровской области от 30.05.2011 N 54-ОЗ "О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области".
Частью 9 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ установлено, что если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата. Аналогичное положение закреплено в ч. 3 ст. 72 Закона Кемеровской области от 30.05.2011 N 54-ОЗ "О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области".
Суд не соглашается с административным ответчиком указавшим, что указание в подписном листе на погашение и снятие судимости само по себе влечет признание подписного листа несоответствующим требованиям закона, а содержащиеся в нем подписи недействительными, поскольку данные сведения размещены в подписных листах вместе с указанием на то, что у выдвинувшегося кандидата имелась судимость, а не просто в виде дополнительной информации о кандидате. При наличии у кандидата судимости указание информации о ней в подписном листе является обязательной, что предусмотрено Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ, Законом Кемеровской области от 30.05.2011 N 54-ОЗ. Кроме того, обязательное предоставление сведений о снятии, погашении судимости при подаче заявления о согласие баллотироваться также установлено Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ, Законом Кемеровской области от 30.05.2011 N 54-ОЗ.
Административный ответчик также признал подписи избирателей недействительными, поскольку в подписном листе Смирновым В.О. указано на принадлежность его к общественному объединению «Кемеровская региональная общественная организация «Центр социально экономического развития населения».
В силу ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Аналогичные положения содержатся в ч. 2 ст. 24 Закона Кемеровской области от 30.05.2011 N 54-ОЗ.
В силу ч. 3 ст. 72 Закона Кемеровской области от 30.05.2011 N 54-ОЗ в подписном листе указываются также сведения о принадлежности кандидата к общественному объединению и о его статусе в этом общественном объединении, если о членстве в нем он указал в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 2 статьи 24 настоящего Закона.
В силу абз 4 ст. 3 ФЗ от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
«Кемеровская региональная общественная организация «Центр социально экономического развития населения» прекратила свою деятельность в качестве юридического лица с исключением из ЕГРЮЛ 14.12.2017 г., что было подтверждено в судебном заседании административным истцом.
Вместе с тем, исходя из положения ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ кандидат указывает на принадлежность лишь к зарегистрированному общественному объединению. Доводы административного истца в данной части являются необоснованными, продиктованными неверным толкованием правовых норм.
При таких обстоятельствах суд считает, что Смирновым В.О. в подписных листах указаны недостоверные сведения о его принадлежности к общественному объединению «Кемеровская региональная общественная организация «Центр социально экономического развития населения». В свою очередь указание в подписных листах на членство в общественном объединение, прекратившем свою деятельность влияет на восприятие избирателями информации о кандидате, нарушает принцип равенства прав кандидатов.
Согласно ч. 6 ст. 27 Закон Кемеровской области от 30.05.2011 N 54-ОЗ Сбор подписей избирателей осуществляется посредством их внесения в подписные листы. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается.
В силу п. 10 ч. 9 ст. 29 Закона Кемеровской области от 30.05.2011 N 54-ОЗ недействительными признаются: подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 27 настоящего Закона.
В силу п. 3 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
В соответствии с п. 11 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз.
В силу п. 7 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктами "г.1" и "д" пункта 24 или подпунктами "в.1" и "г" пункта 25 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Согласно заключению эксперта Управления МВД России по г. Новокузнецку № 1/6-133 от 01.08.2018 г. 390 подписей из проверенных 404 также признаны недействительными по причине нанесения не рукописным способом.
Суд не усматривает оснований не доверять выводам, изложенным в экспертном заключении.
Стороной административного ответчика представлена прошитая папка, содержащая 159 подписных листов.
В судебном заседании не нашли подтверждения доводы административного истца о том, что представленные им подписные листы были испорчены или подменены в Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа. Так, свидетель Р., Уш., М., являющиеся членами рабочей группы Муниципальной избирательной комиссии, в судебном заседании пояснили, что при приеме подписных листов у Смирнова В. О. обратили внимание, что подписные листы повторяются через одну страницу, и изготовлены (кроме первых двух листов) путем копирования. На указанное обстоятельство было обращено внимание Смирнова В. О., ответившего, что члены рабочей группы не являются экспертами.
Суд не находит оснований для критической оценки пояснений указанных свидетелей, так как показания их последовательны, изложенные обстоятельства стали известны им при выполнении своих обязанностей в качестве членов рабочей группы Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа.
Тот факт, что при приеме подписных листов каких-либо замечаний не было зафиксировано в Подтверждении получения документов, представленных на регистрацию кандидата на должность Главы города Новокузнецка, выданного Смирнову В. О., не может служить основанием для признания обоснованными доводов административного истца о подмене его подписных листов. Комиссия обязана был принять от кандидата представленные им документы для регистрации, что и было сделано с отметкой в Подтверждении получения документов. Проверка подписных листов с участием эксперта была назначена на 01.08.2018 г., когда и было установлено, что сведения в подписные листы №№ 80, 26,25,22, 54,78, 105, 27, 49, 104, 100, 9,155, 94, 42,19, 41, 67, 40, 39, 136, 103, 6, 157, 141, 33,92, 11 внесены не рукописным способом, несобственноручно, а отпечатаны с помощью копировально-множительного печатающего устройства (устройств) в многоцветном режиме печати.
Кроме того, суд учитывает, что у избирательной комиссии отсутствует обязанность информировать кандидата о наличии недостатков в подписных листах при их приеме. Ссылка в пояснениях административного истца на п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ не имеет правового значения для рассмотрения дела, так как указанной нормой предусмотрено уведомление кандидата до начала проверки его подписных листов в случае выявления неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов.
Согласно разъяснениям, данным в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в проведении референдума по основаниям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 24, подпунктом "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (недостаточное для регистрации количество достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, участников референдума. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Оценивая представленные доказательства, суд считает, что порядок проверки подписей муниципальной избирательной комиссией соблюден. Заключение выполнено специалистом Управления МВД России по г. Новокузнецку, привлеченным к участию в рабочей группе по проверке документов, представляемых в избирательную комиссию. Выводы эксперта изложены ясно и понятно, неоднозначного понимания не допускают. Форма, в которой должны выражаться результаты экспертного исследования подписей, избирательным законодательством не определена. Документ, составленный экспертом должен содержать все реквизиты (дату, номер, подпись, данные кандидата, указание на номера папок, подписных листов, строк в подписных листах). Таким образом, оснований для критической оценки указанного заключения не имеется. В силу закона оно не могло не учитываться комиссией при проверке достоверности подписей избирателей. Допустимых доказательств ошибочности выводов эксперта суду не представлено.
В силу п.п. «г.1» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата является в том числе выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей.
По результатам проверки подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (ч. ч. 8, 9 ст. 29 Закона Кемеровской области от 30.05.2011 N 54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области»).
Согласно подпункту «д» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом.
Кроме того, в силу подпункта «и» п. 6.4 указанного статьи Федерального закона № 67-ФЗ недействительным признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону.
Муниципальной избирательной комиссией Новокузнецкого городского округа отказано в регистрации Смирнова В.О, выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидатом на должность Главы города Новокузнецка, в связи с наличием недействительных подписей избирателей в количестве 404, что составляет 100 % от общего количества подписей, заявленных на проверку. Законность постановленного решения Муниципальной избирательной комиссии от 08.08.2018 г. № 69/439 нашла свое подтверждение при рассмотрении дела.
Также суд считает несостоятельными доводы административного истца о том, что У., подписав оспариваемое решение в качестве председателя Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа, не имела на это полномочий.
В силу п. 17 ст. 14 Закона Кемеровской области от 07.02.2013 г. № 1-ОЗ «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Кемеровской области», решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).
Пунктом 4.36 Положения о муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа, утвержденного решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 07.04.2015 № 3/38, предусмотрено, что решения и протоколы Муниципальной избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем Муниципальной избирательной комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).
Решение об отказе в регистрации Смирнова В.О. на должность Главы города Новокузнецка подписано председателем Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа У., секретарем Муниципальной избирательной комиссии Р.
Так, из постановления Избирательной комиссии Кемеровской области № 24/257-6 от 16.01.2018 г. следует, что в качестве кандидата председателя Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа указана У.
Согласно протоколу заседания Муниципальной избирательной комиссии от 25.01.2018 г. № 61, У. досрочно освобождена от должности секретаря Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа 25.01.2018 г. на основании личного заявления в связи с избранием на должность председателя Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа.
В протоколе № 1 зафиксировано заседание счетной комиссии по выборам председателя Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа от 25.01.2018 г.
Решением Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа от 25.01.2018 г. № 61/340 избрана счетная комиссия по выборам председателя Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа.
В протоколе № 2 отражен ход заседания счетной комиссии по выборам председателя Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа от 25.01.2018 г.
На основании решения от 25.01.2018 г. № 61/342 председателем Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа с 25.01.2018 г. избрана У. на срок полномочий избирательной комиссии.
Доводы административного истца о том, что оспариваемое решение принято Муниципальной избирательной комиссией Новокузнецкого городского округа и подписано У. в качестве председателя за пределами полномочий, не нашли подтверждения в судебном заседании. Отсутствие указания на подпись секретаря заседания Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа в решении об избрании председателя Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа, размещенном на официальном сайте МИК, а также опубликованном в городской газете «Новокузнецк» само по себе не свидетельствует о незаконности данного решения. Текст решения размещен в полном объеме и соответствует оригиналу. Оригинал данного решения подписан председателем Комиссии и секретарем, что соответствует пункту 4.36 Положения о комиссии, утвержденного решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 07.04.2015 № 3/38. Допрошенная в судебном заседании свидетель Р. суду пояснила, что являясь секретарем заседания, подписала решение от 25.01.2018 г. об избрании председателем Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа Упорову Л.В. с 25.01.2018 г. на срок полномочий Муниципальной избирательной комиссии.
Решение об избрании председателем Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа с 25.01.2018 г. У. было опубликовано в информационно – телекоммуникационной сети общего пользования без ограничения доступа Интернет на сайте Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа (www.mik.admnkz.info), а также 01.02.2018 г. в газете «Новокузнецк», никем не оспорено, в установленном порядке обжаловано не было.
Таким образом, доводы административного истца об отсутствии у У. полномочий на подписание оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в регистрации Смирнова В.О. кандидатом на должность Главы города Новокузнецка являются необоснованными.
В силу ст. 244 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Суд считает, что Муниципальной избирательной комиссией Новокузнецкого городского округа права Смирнова В.О. нарушены не были, незаконных действий (бездействий) допущено не было, процедура проверки подписных листов была соблюдена, решение об отказе в регистрации кандидата Смирнова В.О. принято на основании надлежащих документов и без нарушений требований закона.
Таким образом, суд находит, что решение № 69/439 от 08.08.2018 г. Муниципальной избирательной комиссией Новокузнецкого городского округа об отказе в регистрации Смирнова В.О., выдвинутого в порядке самовыдвижения кандидатом на должность Главы города Новокузнецка, вынесено в соответствии с законом.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований Смирнова В.О., отказывая в удовлетворении требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Смирнова Виктора Олеговича к Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа о признании незаконным присвоение полномочий председателя Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа, признании незаконными действий (бездействий) Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа, признании незаконным решения Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа № 69/439 от 08.08.2018 г. об отказе в регистрации кандидатом на должность Главы города Новокузнецка Смирнова Виктора Олеговича отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий (подпись) О. Н. Данилова
Копия верна Решение (определение, постановление)
Подпись судьи____________ не вступило в законную силу
Секретарь с/з______________ «_____»_____________2018 г.
«____»______________2018 г. Судья: О.Н. Данилова________________
(подпись)
Подлинник документа подшит в деле № _____________/2018 Центрального районного суда <адрес>